Послевоенная проза Виктора Некрасова страшно не нравилась, например, Хрущеву. Потому что речь в ней не про коллектив, а про человека, у которого имеется личная жизнь. Например, этот человек — сорокалетняя скульптор Кира Георгиевна, старающаяся разобраться, как возможно быть одновременно со всеми из мужчин, кто интересен, близок и дорог. Спектакль на малой сцене «Студии театрального искусства» поставлен годами проверенным тандемом: режиссер Сергей Женовач, художник Александр Боровский, художник по свету Дамир Исмагилов. Жанр сами авторы обозначили как «откровенные разговоры». В главной роли — Мария Шашлова.
Драматический |
18+ |
Сергей Женовач |
15 мая 2016 |
2 часа 20 минут, без антракта |
Игровая площадка малой сцены – впритык к зрителям, прямо перед ними и вокруг них. Когда смотришь на героев спектакля из любой точки малого зала, то всегда видишь зрителей, их сосредоточенные лица. В афише жанр спектакля обозначен как откровенные разговоры, а перманентное присутствие в «кадре» зрителей делает их свидетелями этих разговоров, и даже их участниками – часть персонажей возникают, проявляются среди зрителей: сидела рядом со мной девушка в скромном синем платье, да вдруг вступила в один и из самых критичных, самых судьбоносных разговоров.
В этой истории пять участников, пять персонажей, если обозначать их отношения формально-номинально, то это: она, её муж, её молоденький любовник, её первый муж, и его вторая жена. Но ни в разговорах, ни в самих героях, нет ничего мелодраматического, ничего пошлого. Это откровенные разговоры о главном – о жизни, как жить?, чем жить?, с кем жить?
Очень интересно сделана инсценировка – текст от автора передан персонажам, и в результате их откровенные диалоги и монологи получаются такими насыщенными размышлениями о своей жизни. А сверхкамерный формат спектакля, почти тактильное соприкосновение театра и я, вместе с тонкой психологической игрой актёров, их глубоким погружением в своих героев – обеспечивает невероятный уровень искренности и откровенности. Есть ощущение, что С.Женовачу и его артистам удалось найти новую форму камерного театра, театра откровенности.
Никогда не читал ничего из Виктора Некрасова,, знал только что он диссидент, работал на радио свобода и написал повесть "В окопах Сталинграда", за что получил Сталинскую премию сразу после войны. А ведь зря, надо было посмотреть текст Киры Георгиевны в интернете, прочитать пару страниц и спасти три часа своей жизни и 2500 тысячи рублей. Некрасов совсем негодный писатель, и поставить, что либо хоть более менее интересное по его повести ни под силу даже столь любимому мной театру. Очень скучны и совершенно неинтересны взаимоотношения Киры Георгиевны с ее разновозрастными мужичками, их речи и литры водки ими выпиваемые. Женовач придумал забавную сценографию спектакля, актеры играют хорошо и очень стараются выжать хоть что то из текста лауреата Сталинской премии. Полина Пушкарук натурально плачет, сидя рядом со зрителями, но все ее старания губит убогий текст.. Ну а слова Крещатик, Киев, Андреевский спуск ныне и вовсе связаны только с "Кто не скачет тот москаль." Да к тому же бутылки водки стоящие на столиках вдоль стен увы ни конца шестидесятых годов, а уже перестроечные цена то на напечатанная на этикетках за десять рублей перевалила, да и коньяк камю появился в продаже ближе к Олимпиаде восемьдесят, когда валюта за нефть к нам стала активно поступать. Ранее таких проколов художники СТИ не допускали, стремились к натуральности и настоящим вещам того времени. . Не думаю, что этот спектакль долго продержится в репертуаре СТИ , это едва ли не худшее, что я видел в этом театре. Сергею Женовачу надо либо вернутся к русско классике, либо искать новых и молодых драматургов, в этом случае даже неудача будет поиском, А ставить заведомо плохой текст, пусть даже и Виктор Некрасов был хорошим человеком неправильно.
Малая сцена СТИ располагает всей атмосферой, стилем и обстановкой к вдумчивому просмотру и особому уюту, камерности, а сотрудники театра делают всё, чтобы это ощущение зритель унёс домой...
А ещё часто ли по соседству с тобой в домашней пижаме сидит Сергей Качанов, исполняющий роль Николая Ивановича? Вообще, актёрская игра здесь близка к безупречной. Сложно кого-то выделить, потому что сыграно невероятно искренне и невероятно сильно...
Спектакль ставит одновременно простые и сложные вопросы — здесь истории людей в преломлении истории страны, любовь, очень разная и часто не та, которой гордятся, а ещё здесь столь естественное, столь недостижимое и подсознательное стремление к счастью. Каждый герой прошёл через многое, но не озлобился на мир и людей. Был и ГУЛАГ, и смерь отца, ставшая причиной крушения надежд и планов юноши, и семейные планы, разрушенные по воле режима, и брак совсем без любви, но основанный на искреннем и обоюдном уважении...
Думая об истории главных героев, вспомнил строки из Белой гвардии: «Когда ты вернёшься, всё будет иначе, и нам бы узнать друг друга... Когда ты вернёшься — увидишь, что жребий давно и не нами брошен».
В этом спектакле судьбы людей, совсем не героев из книг, но до невозможности настоящих, искренних, и говорят они со зрителем без прикрас и особенно правдиво. Сопереживаешь, хоть и не во всём принимаешь, каждому из героев. Так же, как и находишь частичку себя в каждом.
«Кира Георгиевна» ещё долго не отпускает, затрагивает самые тонкие струны и смотрит в душу без укора, но с надеждой на то, что ты станешь лучше...
Идея сценографии интересная, но ни пьеса , ни игра актеров в большей степени не понравилась, чем понравилась. Особенно утомила главная героиня, которую зачем-то номинировали на маску. Я ждала, когда уже это закончится. Скучно, переигрывали и вообще.
Спектакль "Кира Георгиевна" в СТИ Женовача оставляет в сердце щемящее чувство тоски и грусти. Сценическое пространство организовано таким образом, что граница между зрительным залом и сценой стирается, тем самым ещё больше усиливая личностный, интимный характер разыгрываемой драматической истории о любви и прощении, верности и предательстве, одним словом - о жизни. После выхода повести, легшей в основу спектакля, писателя Виктора Некрасова, который один из первых затронул в своём творчестве тему репрессий и сталинских лагерей, критики огульно ругали за мелкотемье. А ведь в его произведении - глубокие психологические портреты людей, ставших в той или иной степени жертвами режима и эпохи. Актёры, следуя чуткой режиссуре Сергея Женовача, очень точно и деликатно ведут свои откровенные разговоры перед зрителем. Особенно берёт за душу поражающий своей искренностью, добротой и интеллигентностью Николай Иванович, муж Киры, в блестящем исполнении Сергея Качанова. Вот уже почти сутки прошли после просмотра, а в голове по-прежнему звучат строки старой советской песни из спектакля "Нету свету, счастья нету..." Однозначно смотреть!