У «Катерины Измайловой» в Большом сложная история. Впервые оперу Шостаковича поставили в 1935-ом и почти немедленно запретили — за «сумбур вместо музыки». Спустя 45 лет она вернулась в репертуар театра в новой редакции, а в год 110-летия композитора свою версию «Катерины Измайловой» на Исторической сцене представил главный интерпретатор отечественной классики Римас Туминас.
Опера |
16+ |
Римас Туминас |
18 февраля 2016 |
3 часа 10 минут, 1 антракт |
Опера, поставленная Римасом Туминасом с хореографией Анжелики Холиной на музыку Дмитрия Шостаковича - такой творческий тандем обещал быть невероятно интересным.
Не так часто у нас в стране постановкой оперных произведений занимается драматический режиссёр. Не знаю, его ли это заслуга или всё же всё это было заложено в либретто, но на сцене в этот вечер были настоящие поющие актёры. Каждый из них обладал своим характером и историей, каждый из них отчасти объяснил все свои дальнейшие поступки. Вызвал ли хоть один персонаж сочувствие и сопереживание? Определённо точно нет. Здесь не было положительных персонажей, хотя назвать кого-либо сугубо отрицательным тоже достаточно сложно.
С точки зрения вокала в этот вечер вопросов не было. Несмотря на то, что для исполнителей главных партий русский язык является неродным, разобрать слова было проще, чем когда иногда поют русские исполнители. Хотя, надо признать, акцент слух резал. А вот хоровое исполнение - это то, что пробирало до мурашек. Очень и очень сильно.
Понравилась и сценография. С одной стороны декораций было минимум, а с другой большее количество было и необязательно.
Однако же был в спектакле и минус. Но это вопрос не к постановке, а к изначальному либретто и музыкальному тексту. Первый акт идёт около двух часов. Учитывая то, что музыку назвать лёгкой никак не получается (как и действие на сцене), то это было действительно тяжело. Примерно через час внимание начинает рассеиваться. Однако, думаю, для истинных ценителей оперы это не станет проблемой.
С окончания спектакля прошло более 12 часов, а действо "не отпускает". Как и ощущение некоего камня, тянущего вниз.
С премьерой, любимый театр!
Наконец то впервые за несколько лет, после прекрасной "Руслана и Людмилы" Чернякова Большой очень прилично поставил оперу Шостаковича. Великолепно играет оркестр, хор замечательный, приглашенные иностранные солисты, хоть и преклонных лет, но в хорошей форме и отлично разыгрывают страсти, да и второй состав целиком российский может быть не столь эротичен, но вполне хорош. Ну режиссура Римуса Туминаса не менее хороша. Хореография, свет, декорации и костюмы тоже вполне на уровне. Стоит посмотреть, очень надеюсь ко второму премьерному блоку изменения если и будут то только к лучшему.