«Кармен-сюита» - одноактный балет, созданный в 1967 году кубинским хореографом Альберто Алонсо на музыку российского композитора Родиона Щедрина (транскрипция для оркестра оперы Жорж Бизе) для его жены, прима-балерины Большого театра Майи Плисецкой.
Балет рождался непросто. В 1960-е годы Майя Плисецкая уже вполне официально считалась первой балериной Большого театра. Ей хотелось танцевать не только классику, но и что-то новое, поставленное специально для неё. Плисецкая не могла найти в СССР хореографа, способного перенести на сцену новеллу Просперо Мериме «Кармен», и композитора, готового посоперничать с Жоржем Бизе - автором оперы «Кармен». Во время гастролей в Москве Кубинского национального балета Плисецкая поняла, кто поставит для нее «Кармен» - хореограф Альберто Алонсо. С музыкой тоже все решилось. Майя Плисецкая обратилась за помощью к своему супругу Родиону Щедрину, и тот, поначалу настроенный скептически, с головой ушел в работу, за двадцать дней создав переложение оперной партитуры для нового, необычного состава: струнные и 47 ударных.
20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана «Кармен-сюита». Декорации к спектаклю, главную идею которого балетмейстер сформулировал ёмкой фразой «Вся жизнь Кармен – коррида», создал известный театральный художник, двоюродный брат Плисецкой Борис Мессерер. Дирижировал премьерой Геннадий Рождественский.
Спектакль вызвал противоречивые отклики. Ничего ярче и эротичнее советская балетная публика не видела. Одним из немногих зрителей, безоговорочно принявших новый спектакль, был Дмитрий Шостакович, о чём он сообщил в Министерство культуры. Балет «Кармен-сюита» был возобновлен на сцене Большого театра в 2005 году к 80-летнему юбилею Майи Плисецкой.
Дивертисмент – это балетный гала-концерт, с драматургией контрастов, сменой впечатлений и образов, своего рода каскад и яркая россыпь хореографических шедевров разных эпох - на музыку Петра Чайковского и Сергея Прокофьева, Риккардо Дриго и Бориса Асафьева, Валерия Гаврилина, Александра Цфасмана, Морица Мошковского и других. Впечатляют также имена хореографов: Василий Вайнонен и Асаф Мессерер, Леонид Лавровский и Агриппина Ваганова, Джон Ноймайер, Владимир Васильев и др. Праздник балета нам дарит замечательная постановочная команда, балетная труппа и оркестр НОВАТа, учащихся Новосибирского хореографического училища, и, конечно же, мастера визуальных сценических эффектов – оформления, света, костюмов.
Что такое дивертисмент? От французского divertissement и итальянского divertimento: «увеселение», «развлечение». Так принято называть ряд (некеую последоваетльность) концертных номеров: если дивертисмент внутри сюжетного спектакля, то, как правило, он не является частью развития сюжета. Особую популярность дивертисменты приобрели в XVII-XVIII веках – иногда танец становился отдельным действием внутри спектакля, а иногда с помощью него зрителям в антракте объясняли сюжет постановки.
В классическом балете дивертисмент не исчез – его включают в постановки в качестве ярких номеров для солистов, иногда им становятся так называемые характерные танцы. Одним из самых известных дивертисментов на современной театральной сцене является второй акт «Щелкунчика», когда Мари и Принц попадают в сказочный город Конфитюренбург, где для них исполняют различные народные танцы – испанский, арабский, китайский, русский и танец пастушков.
Но сегодня дивертисмент - это не только часть спектакля. Он заслужил права автономного концертного действа.
В программе:
• С. Чернецкий. «Суворовцы» (хореография В. Варковицкого)
• «Павлова и Чекетти», миниатюра на музыку П. Чайковского (хореография Дж. Ноймайера)
• Б. Асафьев. Танец Басков из балета «Пламя Парижа» (хореография В. Вайнонена)
• С. Прокофьев. Сцена у балкона из балета «Ромео и Джульетта (хореография Л. Лавровского)
• А. Цфасман. «Футболист» (хореография А. Мессерера)
• М. Мошковский. «Вальс» (хореография В. Вайнонена)
• В. Гаврилин. Тарантелла из балета «Анюта» (хореография В. Васильева)
• Р. Дриго. Па-де-де «Диана и Актеон» (хореография. А. Вагановой)