Театральный детектив — жанр, на русской сцене почти не охваченный. Вот на лондонском Вест-Энде одна только «Мышеловка» Агаты Кристи идет беспрерывно уже полвека, с тех самых пор, как была написана. Для англичан блестяще закрученная интрига детектива — аналог французской «хорошо сделанной пьесы», которую французы в силу национального характера предпочли видеть в жанре мелодрамы. У нас трепетное искусство психологического реализма до «криминального чтива» прежде не снисходило. Но театр последних лет вспомнил о том, что зрителя нужно развлекать, и ухватился за идею. Борис Акунин, писатель с острым чутьем к запросам времени, создал своего героя — русского современника Холмса, молодого и обаятельного сотрудника Третьего отделения. Эраст Фандорин появился на сцене РАМТа сначала в одноименной постановке по роману, а теперь и в пьесе «Инь и Ян», которую Акунин сочинил по просьбе режиссера Алексея Бородина.
Пересказывать сюжет детектива — дело неблагодарное, ограничимся завязкой. Семья Борецких собралась в усадьбе, чтобы разделить дядюшкино наследство. Племянница Инга (Дарья Семенова), девушка на выданье, получает все состояние, а племянник Ян (Степан Морозов), студент-медик, одержимый поиском вакцины против столбняка и очень нуждающийся в деньгах, наследует старинный японский веер. Прибывший в усадьбу Фандорин (Алексей Веселкин) сообщает, что этот антиквариат — вещь волшебная. Как нигилист и практик Ян настроен скептически, но тут же гаснет свет — и веер, естественно, пропадает. Фандорин расследует похищение, раскрывая одну за другой семейные тайны.
В театре спектакль выпустили сразу в двух версиях — белой и черной, и смотреть их надо одну за другой. Белая версия — детектив классический, с реалистичными персонажами и коллизиями до того знакомыми, что, кажется, все это уже где-то было. Автор и режиссер, сознавая эту вторичность, сделали из нее прием и поставили пародию сами на себя. Черную версию назвали «мистический детектив». Здесь персонажи одеты, понятно, в черное и напоминают японский вариант семейки Адамс. Фандорин, упавший с брички, разъезжает на инвалидном кресле, его слуга Маса (Алексей Розин) показывает фокусы с огнем, а нотариус Слюньков (Алексей Маслов), обмахнувшись веером, обнаруживает на голове вместо лысины черный японский пучок. Сами же дедуктивные рассуждения Фандорина становятся такими неожиданными, что напоминают шарик наперсточника, который вышел из-под контроля и скачет, как сумасшедший. В психологическом оправдании это все не нуждается, но актеры по привычке играют, и текст поскрипывает на поворотах. Зато внешне и белый, и черный спектакли держатся прекрасно благодаря слугам просцениума: люди в черном чрезвычайно ловко двигают ширмы и статуи художника Станислава Бенедиктова и вдохновенно стучат по японским барабанам.
Начинется всё с белого кролика. Вместо исследования Алисой Страны Чудес мы становимся соучастниками расследования г-ном Фандориным тройного убийства на подмосковной даче. Где-то в районе Рублёвки (шутка). Под методичный бой барабанов и современную японско-английскую речь практикуются чудодейственные дедуктивные методы советника, направленные на поиск не менее чудодейственного старинного веера. Залпы коньяка и револьвера, айкидо и русский кулачный бой - союз РАМТа и кабуки "держит" все 2,5 часа зрительского времени. Sugoi desu!
Для нечитавших (вдруг есть такие) поясню: Инь и Ян – псевдоисторический детектив (хотя что ещё можно ожидать от Акунина, как не осовременивания и романтизации несчастного позапрошлого века?) с главным героем нашего времени торжества демократии Эрастом Фандориным в роли спасителя человечества локального пошиба (ну, о нём не слышали разве что сибирские отшельники) и с псевдовосточным колоритом (что также более чем в стиле Акунина, только на сей раз безбожному клишированию подверглась не Турция, а Япония – как всегда, пишущий об Азии Акунин напоминает пишущего об СССР американца). Действие закручивается вокруг таинственного веера, считающегося волшебным и являющегося ценным, из-за которого почтенные дамы и господа пускаются во все тяжкие – грабят, убивают, обманывают, предают. Никакой философии, никакого трагизма, то есть более низкокалорийной пищи для ума придумать сложно, зато с вполне занимательным сюжетом, благодаря которому и решила заценить сей венценосный, не побоюсь этого слова (ибо количеству имеющихся у него наград и номинаций я уже побоялась), спектакль. Надеялась на напряжённый, динамичный экшн – быстро поняла, что губу раскатала зря: даже погони и драки происходят как-то квёло, больно уж постановочно, как балаган для детей (наверное, этот сюжет больше подошёл бы для очередного фильма, чем для театральных подмостков); впрочем, и заскучать не пришлось: быстро и непринуждённо пролетело примерно двухчасовое действо (хотя программка обещала аж два с половиной). Такой же «золотой середины» придерживалась и обстановка спектакля: декорации абсолютно логически не вяжутся с происходящим (ширмы и фонарики в подмосковной усадьбе – конечно, гениально), но свою функцию исполняют исправно (голой или похожей на инсталляцию авангардиста сцена не выглядит); музыка приятностью не блещет (особенно постоянный гонг раздражает), но она есть и она не отвлекает, а это главное; также и костюмы, и освещение, и фокусы – на крепкую четвёрку. Однако даже если бы я могла к ним придраться, это абсолютно не снизило моего отношения к спектаклю в целом, поскольку я не могу придраться и к актёрской игре – все на своих местах, все стараются, и у всех хорошо получается воплощать своих нехитрых персонажей. А значит – в категорию театрального искусства (а не попсового ширпотреба) сей спектакль попадает и автоматически получает при этом статус смотрибельности и мою рекомендацию к просмотру в случае возникновения желания отдохнуть.
21.03.2009
Комментировать рецензию
Вроде все на месте: и Фандорин, и идея, и интрига, но спектакль не оживает. Силишься понять, кто кем кому приходится - и в упор не п онимаешь. Стараешься схватить характеры персонажей - и они постоянно ускользают от тебя. Барабаны и ширмы не привносят в спектакль решительно ничего свежего. Из запоминающегося разве что забавная песенка лакея да легенда о веере - хотя и с ней можно было придумать некий интересный фортель.
Поддалась на провокацию аншлагами и ворохом хороших отзывов. Постановка легкая, редкий для театральных подмостков жанр детектива, однако нет ни послевкусия, ни восторга от игры и сюжета, на выходе совершенно пустая голова и ни единой эмоции. Как после американской комедии.
Решать вам, но для меня театр это большее. Не рекомендую.
Я отношу себя к той группе зрителей, которые, когда идут в театр, в первую очередь ищут духовного насыщения-наслаждения. Если ты такой лучше кафе, если нет, то сходи и посмотри отличный детектив, к тому же в театре очень много молодых и симпатичных людей с которыми очень интересно пообщаться).
Что белая, что черная версия – неплохой детектив на уровне спектакля «Эраст Фандорин» в этом же театре. Постановка модная, актеры играют хорошо, смотреть интересно. Масу (японского помощника Фандорина) в том спектакле, который я смотрел, играл не Петр Красилов, а другой актер (пардон, забыл фамилию), но как самурай по комплекции он подходил больше, да и играя неплохо, так что если у Вас играет вдруг не Красилов, то не расстраивайтесь. Советую сходить.
ХОРОШИЙ СПЕКТАКЛЬ.
НО Я СМОТРЕЛА ТОЛЬКО ЧЁРНУЮ ВЕРСИЮ.
ИГРАЛ ЯНИН.
ПОТОМ ПЫТАЛАСЬ СХОДИТЬ НА БЕЛУЮ,НО ТЁТЕНЬКИ-БИЛЕТЁРШИ НЕ МОГЛИ ДАТЬ ТОЧНОГО ОТВЕТА:В КАКУЮ ДАТУ МОЖНО ПОПАСТЬ ИМЕННО НА ЯНИНА.
ПОКА ЧТО ВОПРОС ПОВИС В ВОЗДУХЕ,НО СХОДИТЬ ОПРЕДЕЛЁННО ХОЧЕСЯ И НА БЕЛУЮ.
А РАЗ ХОЧЕТСЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ(НЕСМОТРЯ НА ТО,ЧТО ПРОШЛО УЖЕ 2 МЕСЯЦА)ЗНАЧИТ,ПОНРАВИЛОСЬ.
Хороший развлекательный спектакль. Не шедевр, но вечер не потерян. Белая версия интереснее. Можно брать детей лет с 12 - понятно и интересно
Веселкин, хватит халтурить. Ну, чего же так плохо и скучно, и старомодно, и шаблонно, и.... короче, плохо играют, наигрываю и ширмы (Да, Карл, ширмы!) катают. Убийца, дворецкий. Не идём.
Я ходила и мне очень понравилось,это просто замечательно,хотелось бы ещё сходить на чёрную версию,говорят что тоже самое что и белая,но с другим концом....
ТЕАТР рамт ЛИШИЛСЯ ОДНОГО ИЗ ЛУЧШИХ СВОИХ спектаклей, ОЧЕНЬ ЖАЛКО, НО НИЧЕГО НЕ ПОДЕЛАТЬ. СНАЧАЛА берег утопии, ТЕПЕРЬ инь и ян. НАДЕЖДА ОСТАЛАСЬ НА волну.
Никогда ещё антракт не начинался так неожиданно и не тянулся так долго! Отличная постановка и отличный детектив!
«Инь и Ян» – спектакль-перевертыш. Он имеет две зеркальные версии – черную и белую. Как мужское и женское начало в восточной культуре. Главных героев, кстати, так и зовут – Инга и Ян. В основу каждой версии положена детективная история, окутанная пеленой мистики и экзотики.
В каждой версии свой преступник. Посмотрев одну из них, легко можно догадаться, кто же убийца в другой. Но вторая версия оказывается не менее интересной. Только посмотрев обе части, можно получить законченное представление о пьесе. Это раз. Даже догадавшись, кто убийца, вы будете с интересом наблюдать за хитросплетениями сюжетной линии. Ведь автор пьесы ни кто иной, как знаменитый мастер детектива Б. Акунин. Это два. Да и в основе пьесы лежит не только детективная история. Произведение обладает своей философией, энергетикой, восточным колоритом. Это три.
Режиссер Алексей Бородин, специально для которого была написана пьеса, сумел передать этот колорит несколькими штрихами: черно-белой гаммой в одежде героев, интерьером в восточном стиле с ширмами, передвигаемыми ниндзя и бумажными фонариками и главным атрибутом – веером. Он практически все время присутствует на сцене, переходя из рук в руки. Поистине мистический ужас охватывает зрителя (особенно впечатлительного), когда один из героев пьесы начинает размахивать веером белой стороной к себе, а черной к зрителям. Чтобы понять причину этого ужаса, нужно посмотреть спектакль.
И сделать это стоит. Инсценировка пьесы «Инь и Ян» удалась гораздо лучше, чем экранизации акунинских детективов. Тандему автора и режиссера удалось соблюсти баланс между академическим и развлекательным жанрами. Пьеса получилась не скучной, не лишенной юмора, но и не поверхностной. Мужское и женское начало в восточной философии, соединяясь, создают гармонию, которая и определила основу стиля пьесы «Инь и Ян».
Очень приличный спектакль для тех, кто хочет отдохнуть. Вы не получите богатой пищи для размышлений, новых познаний в восточной философии и чего-то подобного. Но данный спектакль и не рассчитан на это. Легкая постановка, которая смотрится на одном дыхании, сдобренная несколькими комичными ситуациями и толикой японского колорита.
Музыкальное сопровождение минимальное и в основном ограничивается японскими же барабанами, которые, стоит признать, привносят определенный шарм.
Актеры очень интересно и живо играют свои роли. Персонажи обаятельны и забавны, даже отрицательные.
Этот спектакль достоин того, чтобы скрасить субботний вечер. Рекомендую