Драматический |
Виктор Крамер |
1 час 30 минут, без антракта |
Пантомима Виктора Крамера (на фото): он же помогал Асисяю собирать в «Сноу-шоу» гэги разных лет. Логика поведения персонажей — безнадежный романтизм. Кто-то выводит на сцене кактусы и сам зацветает малиновыми цветами, а кто-то в ожидании ветра, который поднимет воздушного змея, влюбляется в манекен.
"Фантазии, или шесть персонажей в ожидании ветра"-в память о спектакле и о театре......
«Почему это происходит, мы тоже не знаем, но время от времени нас посещают странные фантазии. Иногда мы видим их во снах, иногда наяву, но каждый раз нам так хочется удержать их сиюминутную прелесть.
Мы долго искали пьесу, но такой пьесы, где нашим фантазиям было бы уютно, к сожалению, не нашли. Поэтому и родился этот спектакль, эта история без пьесы...».
Этими словами в 1994 году появился на свет один из лучших спектаклей театра «Фарсы» – «Фантазии, или шесть персонажей в ожидании ветра».
Наверное, называть происходящее «спектаклем» не совсем правильно. «Драматической клоунадой в одном действии»? Может быть. Фантазии... Да, это именно фантазии. Прекрасное, мимолетное действие, во время которого погружаешься в свой мир мечты и фантазии. Когда его смотришь, забываешь обо всем! Все действие как будто сливается с музыкой, смотря его, полностью растворяешься в том, что происходит на сцене.
В спектакле заняты шесть артистов, и у каждого из них своя фантазия: кто-то представляет себя виртуозом-парикмахером, делающим прически не только из волос, но и создающим уникальные шедевры на голове из овощей, фруктов, или, даже, музыкальных инструментов. Кто-то предстает в виде фокусника-иллюзиониста, столь впечатляющего, что только при одном виде которого падают в обморок или входят в «кататонический ступор». Кто-то выращивает кактусы, а кто-то в одиночестве мечтает о ветре, о летящем высоко под облаками воздушном змее и... «красивой любви».
Главная тема, проходящая через весь спектакль, – это ожидание ветра. Но среди всех персонажей есть один, который больше всех ждет ветра – он мечтает запустить воздушного змея. Он - главная фигура действия, которая как бы проходит сквозь все фантазии, свои и чужие.
Благодаря Сергею Бызгу, исполняющему эту роль, его персонаж запоминается как никто другой. Во всем его облике есть что-то от великого Чарли Чаплина, у которого всегда смех граничил с грустью. Да и весь образ, созданный Бызгу, заставляет вспомнить Чаплина. Его персонаж «и бродяга и джентльмен, и поэт, и мечтатель, а в общем, это одинокое существо, мечтающее о красивой любви и приключениях...».
Его фантазия «Видение», пожалуй, самая трогательная и волнующая. Все рушится: ветра нет, воздушный змей порвался..., он остается один. На сцене появляется стенд, имитирующий начало ремонта. С неохотой он одевает рабочий передник, берет в руки ведерко и подходит к стенду...Но что случилось? Вдруг на рукаве видит ниточку. У него разыгрывается фантазия и он начинает наматывать ее на палец: А, Б, В...В! Представляя себе девушку, тут же начинает рисовать на стенде женские очертания. И вдруг, к своему изумлению, видит сквозь этот рисунок ту самую девушку, которая родилась в его фантазии. Он тут же влюбляется, смущается, не знает как подойти, сомневается... Но все-таки решается, и бежит к своему видению. Подбегает... Но девушка пропала, растворилась в его мечтах. И он как будто сам начинает таять, вслед за своей красивой фантазией. Свет начинает постепенно гаснуть, и зал погружается в темноту. На глазах навернулись слезы, а душа расцвела...
На сцене трогательный, грустный, но вселяющий надежду персонаж, у которого не сбылась мечта, но у которого в душе и сердце всегда останется своя красивая мечта...! И в конце спектакля, когда появился ожидаемый ветер, он с трепетом и надеждой бежит с развивающимся змеем на встречу ветру, к своей неизменной заветной мечте... .
«В мечтах рождаются новые идеи... Добиться исполнения мечты – в этом величайший смысл жизни человека...» У каждого есть своя фантазия или мечта, и каждый хочет воплотить ее в реальность. По фантазиям можно говорить не только о красоте души, но и о человеке в целом. Не случайно, Виктор Гюго сказал: «Больше всего походят на нас наши фантазии. Каждому мечта рисуется соответственно его натуре». И в этом спектакле каждый артист показал свою фантазию, осуществимую, неосуществимую, а может быть даже тайную?
Так, или иначе, но спектакль получился очень оригинальным, ни на что ни похожим и, в то же время, очень жизненным. Ведь каждый из нас, порой представляет себя облаком или птицей, месяцем или солнцем. А кто-то видит себя в виде фокусника, парикмахера или супергероя... А почему бы и нет? Ведь это наши фантазии, и мы вправе ими распоряжаться. Во всяком случае, поделиться ими мы можем, как это сделал Виктор Крамер, поставив замечательный спектакль «Фантазии, или шесть персонажей в ожидании ветра»...
Как я завидую тем, кто еще не видел спектакля Виктора Крамера "Фантазии, или Шесть персонажей в ожидании ветра"...
Наверняка мои слова не прибавят этому гармоничному творческому союзу аплодистментов (стучат клавиши компьютера сухо и непристойно для этого), но сил, вновь выходить на сцену к зрителю, быть может...
Если звезды сойдутся так, что ваш путь будет пролегать по Петербургу в дни спектаклей театра "ФАРСЫ" - идите в Балтийский дом и ...снова завидую вам!
Идите и первые минуты сомнений - сомневайтесь...
Чтобы потом сказать вновь - это же про меня! Как же до этого никто этого не замечал, а это также просто как дышать!
Очарованный странник, Владимир Никляев