Драматический |
12+ |
22 декабря 2016 |
1 час 15 минут, без антракта |
В целом, не понравилось.
Ничего не понятно, никаких эмоций.
А я страсть как люблю всякие фантасмагории, переливы сюжета и странности. Осталось ощущение полной недоделанности и невнятности.
Актеры - девочка и мать играли отвратительно. Я все ждала, может, главная героиня разыграется, может образ у нее такой, но у меня было стойкое ощущение, что играет студентка курса так второго и второй раз в жизни, все время теряя образ. Или это образ такой был (ужаааасно примитивно сыгранный). Всю игру тащили на себе остальные. Мать играла старательно, но крайне топорно.
Актеры - бабушка, отец, солдат и кот, - хорошие. Играли отлично. Но проблема в том, что их игра все время была как будто сама по себе, отдельно от спектакля и часто отдельно друг от друга. Было несколько отдельных сцен, которые хорошо смотрелись, ну и линия старушенции с солдатом хорошо выстроилась, приятно было посмотреть на них.
Для нормальной такой фантасмагории запала не хватило. В итоге так и не поняли, про что спектакль и к чему концовка (ну серьезно, к чему? ну к такой концовке же должна быть определенная атмосфера ведь спектакль! ну как рояль в кустах, если не хуже). То есть, возможно, про взросление. Или про какие-то там семейные ценности. Или про странное происшествие. Но такое ощущение, что весь спектакль сколочен из отдельных сцен совершенно разного смысла и направленности, которые должны были, но в конце не сложились в цельную картинку. Как будто симпатичные части скульптуры клеили ПВА.
Судя по лицам выходящих, не только мне так показалось.
Недоделка.
П.С. отдельное спасибо главной героине, что из всех ног первого ряда надо было схватиться именно за мою только что прооперированную.
Сеанс театральной магии без разоблачения
Хочется поздравить всех нас, любителей театра, русской культуры, прозы замечательного романтика позапрошлого века Антония Погорельского, а также непосредственных участников маленького театрального чуда, свидетелем которого я недавно стал: драматурга Нину Садур, режиссера Викторию Печерникову и всех актеров, сыгравших на малой сцене («Во флигеле») МТЮЗа спектакль «Фалалей», действие которого происходит «лет за пятнадцать пред сожжением Москвы» в Лафертовской (то бишь, Лефортовской ) части недалеко от Проломной заставы».
Оно начинается стремительно, без затяжных экспозиций и прологов, не уступая компьютерным ритмам нынешних подростков. Два – три слова в старомосковском говоре, два – три выразительных жеста, мудрый и эффектный минимализм в организации пространства и времени с помощью света и звука (нельзя не отметить замечательную работу композитора) – и перед нами возникает галюциногенно яркий образ ушедшей русской Атлантиды – допожарной Москвы пушкинских времен с ее милой наивностью, с романтической мечтой об идеальной любви, с забытым детским ощущение сказки, где возможно главное чудо – победа добра и справедливости.
Оживает изначальный смысл театра, как драматической ИГРЫ, увлекательной и поучительной, столь непохожей на нынешние «хищные вещи века». А ведь какой соблазн для театра – напустить на сцену дымов и стонов «черной готики», якобы столь любезной сердцу современной молодежи, да еще помноженной на присутствующий в стилистике представления «кОтолицизм»! Но вдруг, известная своими совершенно гоголевскими фантазмами, Нина Садур изящным жестом карточного фокусника уводит из сюжета всю инфернально-похоронную линию повести Погорельского и расцвечивает ее тонким юмором, который актеры, балансируя на грани цирковой буффонады и балета, не теряют ни на секунду (свидетельство чему – заразительный и удивленный хохот публики в продолжение всего спектакля). Как мы могли позабыть, что наивная романтическая любовь может быть такой трогательной, что от игры с куклой до волшебства – один лишь шаг!
Особенно радостно становится от подтверждения непреложного закона: искусство не делится на «зрелище для быдла» и худосочный клубный «артхаус», на произведения для взрослых и детей, мужчин и женщин, «своих» и «чужих». Оно либо есть, либо его просто нет. А утверждение о смерти классического жанрового театра – всего лишь следствие душевной одичалости и даже омертвелости самих утверждающих. Талант не купишь и не пропьешь, не заменишь любыми постмодернистскими потугами, он вне трендов и брендов, он не знает, что такое рейтинг и престиж, маркетинг и промоутинг. Он дорогого стоит. И кое-кому рядом с ним может быть даже неуютно от осознания собственной никчемности. И все же – да здравствует талант! И побольше бы таких сценических праздников для всех нас, изголодавшихся по вещам аутентичным, так что «Фалалей» нам кажется не столько заявленным водевильным лубком, сколько изысканной миниатюрой Фаберже.
В.Мазурик, филолог-востоковед
Люблю спектакли, дающие пищу для ума. Как здорово, что таких на московских театральных подмостках немало! Не стал исключением и «Фалалей», поставленный в моем любимом МТЮЗе (более того, на любимой сцене «Игры во флигеле»).
Сколько я узнала из него интересных и незнакомых мне ранее имен!
Это и Антоний Погорельский (1), человек удивительной судьбы, настоящее имя которого Алексей Алексеевич Перовский, по повести которого, написанной в жанре фантастического реализма, «Лафертовская маковница», и сочинила Нина Садур (2) свою пьесу «Фалалей» (упоминания о которой почему-то нет на странице писательницы в Википедии). А поставила ее в конце 2016 года режиссер Виктория Печерникова (3) и более того, она же и исполняет в ней сейчас роль той самой Маковницы...
Как оказалось, с творчеством Виктории Печерниковой я все же знакома – лет десять назад смотрела в ШСП ее «Дурочку и зэк» (играли замечательно, но сама постановка никакого следа в душе не оставила).
Действие спектакля «Фалалей» начинается в домике на Лафертовской (читай – Лефортовской) стороне Москвы, близ Проломной заставы.
Уже при входе в зал зрители видят в глубине сцены прямо-таки лубочную картинку - мирно дремлющих в креслах-качалках в вязаных носочках родителей шестнадцатилетней Маши, вокруг которой и разворачивается действие пьесы, а на переднем плане – разлегшегося кота-оборотня Фалалея, давшего название пьесе Нины Садур.
Пересказывать содержание не берусь – мистическая сказка здесь тесно переплетена с былью, поэтому смотреть спектакль интересно как детям, так и взрослым, тем более, что поставлен он в жанре буффонады и актеры в нем просто с упоением паясничают на сцене (кроме Маши, у которой все «по-настоящему»).
Ах, какие же колоритные образы создали актеры!
Онуфрич и Ивановна (Вячеслав Платонов и Арина Нестерова) – идеальные родители, безумно любящие свою Машу (Марина Гусинская), с ними ей так спокойно и уютно, что она и мечтает всю жизнь оставаться под их крылышком и думать не хочет ни о каком замужестве. Хотя и засматривается на приказчика Улиана (и как же он хорош в исполнении, пусть даже с большой долей гротеска, Арсения Кудряшова!)
Не совсем я поняла, зачем в этой пьесе есть Будочник (вероятно, чтобы, когда в одной из сцен он столбом стоит минут десять с кучей Машиной одежды в руках, загораживать зрителям, сидящим справа, действие), но сыгран он Сергеем Погосяном просто замечательно.
Очень интересно и само оформление спектакля – от тщательно продуманных костюмов, грима (ах, какая прелестная кошачья мордочка нарисована на лице Ильи Шляги!) до таких мелочей, как кукла Зина и вязаные чашечки...
А как зловеще хороша сама «бабушка» Маши - Маковница, появляющаяся в кринолине и с немыслимой прической на голове, предлагающая всем те самые маковые лепешки. Ну,сразу же видно, что ведьма...
Посмотреть спектакль «Фалалей» могу смело советовать всем, кто любит добрые, наивные сказки с хорошим концом, кто не прочь пусть даже на короткое время с головой окунуться в мир волшебного зазеркалья.
Спасибо МТЮЗ за этот час, проведенный на маленьком островке семейной любви и заботы!
Спектакль "Фалалей" идет на сцене во флигеле. И этот осколок городской усадьбы XIX века как ничто другое подходит для волшебной истории, которую написал добрый знакомый Пушкина, Антоний Погорельский, то есть, Алексей Перовский. Наверное, надо сказать пару слов об этом персонаже. Настоящее его имя - Алексей Алексеевич Перовский, он бастард А.К. Разумовского, племянника А.Г. Разумовского, возлюбленного или мужа (по слухам) Елизаветы Петровны. Его фантастическая повесть "Лафертовская маковница" считается первым произведением в этом жанре в русской литературе. Повесть обработала для театра Нина Садур, написав пьесу "Фалалей" и перенеся действие из павловского времени в александровское. Это история о девушке Маше, живущей с родителями в уютном, хоть и небольшом, домике в Москве. Все хорошо, но бедна эта семья. И вот Маша решает отправиться к бабке маковнице, которая маковые лепешки у заставы продает. Но неужели на лепешках можно разбогатеть? Или тут дело в другом?
Когда заходишь во флигель, кажется, что ты вернулся к себе домой, нет ощущения общественного места. Здесь маленькие комнаты, есть небольшое кафе и крохотная библиотека, здесь звучит рояль и рождаются чудесные спектакли. «Фалалей» В. Печерниковой получился атмосферным, камерным и немного жутковатым. А что вы хотите, если тут нечистая сила действует? А еще он неожиданно графичен и очень красив чисто визуально.
Главная героиня, Маша очаровательна и юна, недаром Евгения Михеева, сыгравшая ее, играет и главную роль в спектакле "Ромео и Джульетта". В роли маковницы можно увидеть Викторию Печерникову, режиссера спектакля. Она совсем не похожа на бабку или на ведьму. Но эта героиня, которая поначалу кажется милой и любезной, в конце концов показывает свои истинное лицо. Фалалеем стал Илья Шляга и могу отметить, что ему сполна удалось передать все кошачьи привычки, при этом его костюм напоминал о животном чисто номинально, ни хвоста, ни меха не было.
Очень интересно решен вопрос с костюмами, которые намекают на XIX век, не будучи историческими в полном смысле слова. Но кринолин маковницы, панталончики Маши, колпак Онуфрича, мундир будочника показывают зрителям, что дело происходит в давние времена.
Минусы.
Я искренне наслаждалась спектаклем, думая, что недочетов у него нет. И вдруг под конец персонажи "Фалалея" решили сфотографироваться, от чего я чуть не свалилась со стула. Фотография перед войной 1812 года - это круто, как ни крути. Именно так написано в пьесе Садур
В целом очень приятный спектакль, искренне рекомендую.