Посмотрели тут комедию (в 2-х действиях на основе рассказов, сценок, статей, писем). Автор – Антон Павлович, потому не удивились.
Ирония, смех и слезы. Все это - на 3, 5 часа, потому что это - проверка. Так мне кажется. Тестирование возможностей реципиентов, современных людей, которые хотят все быстро, кратко, дешево и ласково.
Смешение – это вполне по-чеховски, он предупреждал, что
«Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней все перемешано – глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое с смешным».
В самом начале на сцене – сам драматург, в этой роли – Александр Баринов. Похож. Ноги – длинные, интонации – мягкие.
Сверху драматурга – ругательные статьи позапрошлого века. Современники Чехова рассказывают, что с ним, с Антоном Павловичем, не так сложилось.
Д.В. Григоров из Петербурга, кстати, тоже докладывает в личном письме?
«В основу Ваших рассказов часто взят мотив несколько цинического оттенка, к чему это?... нет особой надобности говорить, например, о грязных ногах с вывороченными ногтями и о пупке у дьячка. Детали эти ровно ничего не прибавляют к художественной красоте описания, а только портят впечатление в глазах читателя со вкусом. (Д. В. Григорович - А. П. Чехову , 25 марта 1886 г., Петербург)
Современного зрителя пупком дьячка не напугать.
От себя добавлю-отмечу чутье на этот счет одного композитора, Сергея Васильевича Рахманинова, он так писал: «Чайковский> был одним из самых обаятельных художников и людей, которых я когда-либо встречал. Он отличался необычайной деликатностью ума. Он был скромен, как скромны истинно великие люди, прост, как мало кто бывает. Я встречал одного человека, который на него походил, и это был Чехов"
На это и остановимся, чтоб изрядно повеселиться знакомым сюжетам рассказов Чехова. Все эти свадьбы, чиновники, жены, мужья, женихи и невесты.
Это и сейчас забавно, грустно и увлекательно. Если верить каждому слову.
Смущает все же, что как всегда, невесты у Чехова всегда расчетливей своих невинных женихов, жены – глупей и развратней своих простоватых и добрых мужей. Бабы – зло, по-любому, в общем. И только мешают правильному вращению космоса, в котором вращаются страдальцы-мужики.
Но это по содержанию вопрос, а текст-то прекрасен, и исполнение – четкое.
Начну сразу , без обезболивающего - смех сквозь слёзы - это мягкое утверждение о данной постановке.
Актёры разыгрывали , казалось бы , привычные нам и известные со школьной поры рассказы нашего душевного хирурга доктора Чехова , но мы вдруг обнаружили , что он маньяк.
Мы честно приготовились смеяться над пациентами клиники , которую участливо вёл Антон Палыч и вдруг обнаружили , что сами попали к нему под нож и стало страшно.
За внешней обаятельностью вдруг вскрылся ненавидящий людей человек , который мастерски владеет словом.
Ему доверяют таблетки и свои истории болезни , от него ждут участливого слова или иронии и даже получают это , но я со стороны , вдруг поняла , что писатель мог бы приятными манерами завести меня в ад.
Вишневого сада тут нет , но вишенка на торте застряла в горле , мне пришлось полностью переосмыслить творчество доктора Чехова и стало страшно за бесцельно прожитые годы , пока я блуждала в темноте и считала , что Антона Палыча можно читать маленьким детям.
Не ходи к нему лечиться , ни девчонка , ни девица.
Получить отрезвление можно на этом спектакле.
К большому моему сожалению, на сайте не указано, по каким рассказам Чехова поставлен спектакль, а программок и вовсе не было. Рассказы не очень известные, мне некоторые не удалось найти в принципе, хотя и перелистала огромный список. Также в сценарии были задействованы статьи и письма.
Отличительная черта спектакля - это то, что в нем принимает участие сам автор, его играет заслуженный артист России А. Баринов. Он ведет спектакль, а также является его зрителем. Чехов получился очень добрый и симпатичный. Актерский состав прекрасен: тут есть и заслуженные артисты, и совсем молодые. Глядя на фотографии, можно подумать, что спектакль выдержан в классической манере. Иногда так и есть, но порой авторы добавляли современные декоративные элементы (высказывания великих людей, оформленные в стиле чата в соцсети, наушники на одном персонаже, селфи-сессия), которые мне лично показались неуместными и вкупе с историческими костюмами и стилистикой смотрелись неорганично. Я не поняла этого замысла.
Вот что написано на сайте: "Вот и мы хотим показать своего Доктора Чехова, не портретного, а живого, с его страстями, страхами, провалами и победами. Наш Доктор Чехов цинично и мастерски препарирует темы любви и денег, религии и медицины, отцов и детей... Наш спектакль - это смехотерапия от Чехова".
Название спектакля также намекало на то, что будет очень смешно. Однако действительно юмористические рассказы перемежались с философскими ("Рассказ пьяного с трезвым чертом", монологи Чехова) или даже трагическими ("Враги"), первая часть спектакля преимущественно затрагивала темы замужества и отношений мужчины и женщины, а во втором отделении тем уже было больше, в итоге я так и не поняла принципа подбора рассказов и лейтмотива, но, кажется, название общей атмосфере не соответствует. Не обхохоталась...
Больше всего понравились инсценировки рассказов "Хороший конец" (про сваху, которая пришла к мужику договариваться о поиске невесте, а в итоге сама ему и понравилась), "Драма" (про самодеятельную писательницу Мурашкину, которая явилась в дом к критику и довела его до убийства чтением своей пьесы), рассказа про то, как скончалась жена одного чиновника, и другой чиновник, его приятель, отправляется сообщить ему эту новость максимально тактично, с дальним заходом, в итоге постоянно проговаривается и попадает впросак, и про ночные страхи - названий этих рассказов я так и не нашла.
В спектакле прозвучало много умных мыслей - Чехов знаменит своими афоризмами. Вот не смогла найти точную цитату про чиновников, смысл которой в том, что хорошие люди у нас на Руси живут, если бы только не чиновники... Но нашла другую, тоже невероятно актуальную: "Тот, кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому ничего больше не остается, как стать чиновником".
Вырвалась тут на редком своем досуге в театр. И очень хотелось чего-то легкого и смешного. Выбор пал на Содружество актёров Таганки и их "Докторъ Чеховъ. Об-хо-хо-чешься!" Это история самого Чехова, его жизни и переживаний. Его "жены"-медицины и "любовницы"-литературы. Его страстей, метаний и находок, перемежающихся сценами из произведений.
Несложные, весьма лаконичные, декорации, продуманные костюмы (особенно мужские), местами просто потрясающе отыгранные актерами сценки, местами любопытные режиссерские находки. Жизнь автора и его героев идут параллельно, но порой сходятся в единое неразрывное целое. Мы видим отрывки из писем Чехова, отзывы о нем. Видим переживания от провалов театральных постановок и врачебных будней... Здесь я увидела того Чехова, о котором никто не рассказывал мне раньше...
Открыла для себя актера Романа Серкова. Теперь хочется увидеть еще что-то с этим парнем. Благодаря его игре "Доктор Чехов" заиграл совсем другими красками. А как он ДЕФИЛИРОВАЛ НА КАБЛУКАХ! Неожиданно уже, да? Зато ярко. Нет, фото этой интриги не будет. Во время спектакля не снимала.
Можно ли назвать спектакль классическим??? Пожалуй нет. Невеста в "Свадьбе" делает селфи, звучит современная музыка. Мои сильно немолодые соседи по ряду таких вкраплений не поняли. И ушли. Зато остальной зал именно на эти эпизоды реагировал активнее всего.
В целом у меня создалось несколько двоякое ощущение от просмотренного: невероятное удовольствие от актерского состава, говорящий мимики и глубокого понимания отигрываемого, соединились с ощущением затянутости, особенно в монологах. Не хватило динамики общего сюжета.
И нет, я бы не назвала этот спектакль стопроцентной комедией. Это порой смех сквозь слезы. Поэтому ожидаемой изначально легкости не получила. Зато неожиданно получила глубину и новый взгляд на давно привычного Антона Чехова.
В театре «Содружество актеров Таганки» прошла премьера спектакля «Докторъ А.П. Чеховъ. Об-хо-хо-чешься!» Спектакль был поставлен по рассказам А.П.Чехова и отрывкам из его писем, и, судя по названию, сулил забавное зрелище). Не помню, правда, чтобы мне приходилось хохотать над чеховскими рассказами, юмор у Антона Павловича обычно грустный. Как отметил У.Сомерсет-Моэм в своей книге о писательском мастерстве, « он (Чехов) печально вздыхает оттого, что никчемные люди не добиваются в жизни успеха, бездельники не работают, лгуны не говорят правды, пьяницы не блюдут трезвость, а невежды прозябают в бескультурье. Мужчины в произведениях Чехова словно тени, они испытывают неопределенные благие порывы, но лишены силы воли, слоняются без дела, лгут, любят красивые фразы, иногда имеют возвышенные идеалы, но неспособны их осуществить. А чеховские женщины слезливы, нечистоплотны и глуповаты. Прелюбодеяние считают грехом, но спят со всяким, кто ни просит, и не из страсти, даже не потому, что им так хочется, а просто чересчур хлопотно оказывать. И только образы юных девушек Чехов рисует с некоторой нежностью. Его трогают их прелесть, веселый смех, проказы, их живые чувства; но все это остается втуне. Они не делают никаких усилий, чтобы завоевать свое счастье, и покорно пасуют перед первым же препятствием».
Веселого в спектакле, вопреки названию, было немного. Особенно, фрагменты из рассказа «Ванька», знакомого всем со школьной программы, и совершенно трагического рассказа «Враги» про доктора, у которого умер шестилетний сын… Все актеры сыграли очень хорошо, но особенно хочется отметить прекрасную игру актера Александра Баринова, сыгравшего доктора Кирилова и самого А.П.Чехова, присутствующего, иногда молчаливо, в каждой сцене. Роман Серков в роли чёрта в женском костюме был также прекрасен).
Спасибо актерам и режиссеру за спектакль! Читайте Чехова, смотрите его пьесы в театрах, и пусть у вас будет всё прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли! )