Театральная афиша Москвы

Спектакль Моменты

0

Нетанцовщики не танцуют под немузыку по непьесе

В лаборатории Blackbox в ЦИМе, где режиссеры работают с художниками, композиторами и учеными над созданием новейшего театрального языка (см. «Норманск» и «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает»), кажется, достигли квантовой вершины. Над четырьмя подопытными артистами осуществляется эксперимент, раз от раза заново. Авторы — хореограф Ольга Цветкова, драматург Михаил Дурненков и композитор Владимир Горлинский — поменялись ролями, получив на выходе медитативную импровизацию в пустом пространстве, спектакль, который ставит своих создателей. Музыка, танцы и слова здесь не предусмотрены, но и не исключены. Такой вот театр Шредингера.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
отзывы:
109
оценок:
213
рейтинг:
555
9

Квантовая механика в театральной лаборатории

Четыре человека в пустом пространстве, со всех сторон окруженные зрителями, ведут себя странно. Для зашедшего с улицы очевидца это выглядит так, будто бы игуана, улитка, макака и палочник вселились в тела артистов и принялись аккуратно осматриваться. Однако тот, кто заглянул в программку и послушал краткое устное предуведомление, имеет все шансы разглядеть в «Моментах» если не чудо, то уникальный образец тончайшей импровизационной пластической додекафонии.

В действительности к неожиданной для самих создателей причудливой минималистской форме привел отказ от компромиссов на пути освобождения театрального действия от всего лишнего. В околонаучной лаборатории Центра им. Мейерхольда Blackbox (откуда вышли, к примеру, «Норманск» и «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает») искать новые формы поручили необычному трио: отвлекшемуся от своих европейских экспериментов хореографу Ольге Цветковой, авангардному композитору Владимиру Горлинскому и одному из генералов «новой драмы» Михаилу Дурненкову. Объединила их, похоже, тяга к незнаемому — иначе как объяснить, что драматург в результате отказался от слов, хореограф от танцовщиков, а композитор от музыкальной партитуры? В итоге задача Дурненкова — рассказать всю эту предысторию (в придачу к экспресс-лекции по квантовой механике), невидимый Горлинский колдует над хитроумной системой случайных звуков, а Цветкова располагается среди зрителей с колокольчиком в руках. Спойлеры тут при всем желании невозможны: в этой системе координат все основано на импровизации, при которой допустимо, но не гарантировано наличие музыки и танцев; слова могут быть, а могут и не быть; и даже хронометраж варьируется в диапазоне от получаса до часа с лишним. Такой вот спектакль Шредингера.

Артистам — Анне Хлесткиной, Павлу Меликидису, Алисе Мелиоранской и Виталию Боровику, — как гласит программка, не имеющим танцевального образования, дана сложная задача — быть свободными. Заметно, что каждый в своей аккуратной импровизации максимально сконцентрирован на окружающем пространстве, и всякое в нем изменение — кашель зрителя, моргание лампы под колосниками, скрежет из динамика, прыжок или бездействие партнера по сцене — сказывается на его поведении. Но заметно также — и в этом-то суть, отличающая зрелище от танца буто и вообще каких-либо пластических перформансов, — что на пути преобразования внешних перемен в пластику тела стоит ряд блоков. Кажется, что есть задача уходить от очевидных реакций, не повторяться — и не повторять за партнером; вот почему действие обретает черты додекафонии, в которой невозможно различить никакую закономерность — кроме как в намеренном избегании таковой.

Конечно, чтобы не сойти с ума, авторы придумали для себя некую композицию спектакля и ряд простых правил (артисты явно понимают, что означает затемнение и звон колокольчика). Но редкие перезагрузки не создают губительного нарратива, наоборот, помогают умозрительной затее удерживаться в условиях диктата случая. Вся эта механика в итоге являет собой воплощение тотальной взаимосвязи всего, невидимой и неведомой цепочки преобразований, превращающей, как писал гений математической поэзии Велимир Хлебников, цвет василька в плач ребенка. Жить с постоянным осознанием этой вселенской загогулины возможным не представляется, а вовсе без осознания не так интересно. Остается ловить вот такие моменты.

0
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.

Галерея