Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Как боги, Москва
Постановка МХАТ им. Горького

8

Место проведения

МХАТ им. Горького

МХАТ им. Горького

7.6
В мрачную цитадель на Тверском бульваре заселилась половина труппы чеховского МХАТа после скандального раскола в 1987 году. Возглавляемая Татьяной Дорониной команда приняла исконную символику и под лозунгом «возвращение к Станиславскому» провозгласила себя МХАТом им. Горького. Проповедуя единственно верный реализм, здесь неизменно играют «Трех сестер» в мизансценах Немировича-Данченко и восстановленную «Синюю птицу» Станиславского. Периодически зал отдается под концерты именитых исполнителей вроде Аукцыона и Нино Катамадзе. Театральная же публика ходит не на актеров, режиссеров или драматургов, но на классику в самом ее традиционном понимании.
касса+7 (495) 697 87 73
адрес
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
отзывы:
108
оценок:
212
рейтинг:
554
3

Катастрофически ретроградный спектакль про новых русских

В зловещем здании на Тверском бульваре, в цитадели консерватизма под названием МХАТ им. Горького (пожалуйста, никогда не путайте этот театр с тем, что основали Станиславский с Немировичем-Данченко) артисты доступно играют два акта мелодрамы «Как боги» на тысячный зал без микрофонов, и все слышно. Больше хорошего о новом спектакле Татьяны Дорониной сказать, увы, нечего.

В декорациях квартиры в духе самого радикального постсоветского мещанства на поворотном круге разыгрывается пьеса Юрия Полякова, из которой понятно: автор предпочитает «Путинку», страсть как не любит актуальное искусство и верит в существование новых русских. Если бы не эти три детали, можно было бы предположить, что опус сочинен и вовсе в конце XIX века незамеченным подражателем Островского. С обильным потоком бульварной чепухи пьесу (и спектакль) роднит низкокачественный юмор про виагру и «отсохший стручок», бестолковые дивертисменты на ровном месте, линейное повествование и наличие комфортной морали на выбор («изменять нехорошо», «раньше было лучше», «все тайное становится явным», etc.).

Сюжет: в богатую московскую семью (молодящаяся жена, тихо пьющий муж, безмозглая дочь — нимфетка) отставного дипломата, фаната китайской культуры (эту роль откровенно по-ширвиндтовски декламирует Александр Титоренко), попадает сибирский мужлан (боксерского вида Александр Хатников, почему-то рычащий Высоцким), который хочет жить как античные боги. В итоге, понятно, измена, картинные истерики, беременность, шантаж и (вот тут неожиданно) взрыв. Периодически сдвигается занавес, в тишине звучит Крис Ри или бесхарактерная мелодия типа «ждите ответа», пока работники сцены меняют обстановку, а артисты переодеваются.

Если чем и выделяется сие витиеватое полотно на фоне родственной ей дребедени, так это воинственностью по отношению к вымышленному идеологическому врагу. Не столько даже в политическом смысле, это само собой: «Россия не Европа» тут сквозит ненавязчивым рефреном сквозь каждый монолог. Любопытно усердное отстаивание «реализма», со сцены в зал буквально сообщается: «Пикассо и Кандинский не искусство». Во избежание двусмыслицы тут же выносят картину — портрет женщины с зеленым лицом и пятью глазами; по сюжету у некоего абстрактного автора вот этой вот картины «скоро выставка на «Винзаводе». То есть мы натурально имеем дело с взаправдашней эстетической полемикой, в кои-то веки — на территории творчества. Спектакль глаголет: «Я реализм». И как было бы здорово, будь это правдой, следуй команда режиссера заветам Станиславского и букве пьесы: зрители бы увидели достоверный рублевский быт, учуяли бы запах верблюжьего навоза и водки, а слух бы щекотали матерные пассажи неотесанного альфа-самца. И показал бы МХАТ им. Горького скромным театральным экспериментаторам свою кузькину мать: на одной из крупнейших площадок города, на Тверском бульваре, — документальная криминальная драма большой формы со взрывами и сексом, с политикой, неприкрытым национализмом (по пьесе выходит, что во всем виноват некий чеченец Ваха Джахарович) и живыми слезами отчаяния, смешавшимися с соплями и тушью.

Но есть нюанс: ни на язвительно упоминаемом «Винзаводе», ни на реалистических вербатимах «Театр.doc» и «Практики», ни на спектаклях главного реалиста современности Алвиса Херманиса, равно как и звезды постдраматического театра Дмитрия Волкострелова, авторы, разумеется, не бывали. Другая проблема: адресатом оказывается не просвещенный театрал, а наполняющие зал отряды солдат-срочников, которым ну вообще все равно. Поэтому вот этот спор с воображаемым оппонентом — единственная живая затея всего мероприятия, — с наглым, ничего не умеющим, не чувствующим и не знающим псевдохудожником, обличает лишь некомпетентность и невежество создателей спектакля. Впрочем, этические и эстетические вопросы здесь почтительно отступают перед игривыми афоризмами Полякова в духе «президентам, как и девушкам, правду лучше не говорить», а неконтролируемое пускание желчи на ура-патриотических дрожжах заслоняют искрометные шутки про стручок. Так что все нормально.

Отзывы пользователей о спектакле «Как боги»

Фото Екатерина Писарева
отзывы:
33
оценок:
61
рейтинг:
31
7

По иронии судьбы в МХАТе им. Горького я, учившаяся пять лет по адресу «Тверской бульвар, 25», была непозволительно давно. Иначе как «театр Дорониной» его не воспринимала, хотя и знала о его первоначальных создателях – Станиславском и Немировиче-Данченко. Что символично – первой сознательно просмотренной мною театральной постановкой была именно мхатовская легендарная «Синяя птица», покорившая и очаровавшая меня навеки. Мне кажется, именно за этой «птицей счастья» я и последовала – дорога вела в театр, вернее, через него.
И вот сегодня я снова оказалась в этих знакомых стенах, на премьерном спектакле по пьесе Юрия Полякова «Как боги», который показывали в рамках юбилейной программы писателя. К творчеству Полякова я отношусь с уважением, даже несмотря на то, что не очень жалую современную литературу. Надо признать, Юрий Михайлович – прекрасный стилист, умело обращающийся с литературным языком, что, отчасти, упрощает и одновременно усложняет работу режиссера над инсценировкой. Написать умелый трагифарс для театра так же сложно, как и поставить его. Особенно женскими «руками». Но Татьяна Доронина достойно справилась с задачей, у нее получилось поставить это произведение так, чтобы зритель смог полностью погрузиться в действие, от души посмеяться, прожить вместе с героями непростую историю – и не уйти опечаленным.

Главная героиня спектакля, Вера Николаевна (в исполнении Ирины Фадиной), женщина средних лет, живущая с бывшим дипломатом Леонидом Ивановичем Гаврюшиным (Александр Титоренко) и дочерью, вульгарной девицей по имени Алёна (Вера Лаптева). Супруг Веры – мужчина эксцентричный, увлекающийся восточной философией и выполняющий переводы китайской поэзии, время от времени (когда в подпитии, т.е. постоянно) ведущий беседы с самураем-домовым (Олег Цветанович) и играющий сам с собой в шахматы, абстрагируясь от реальной жизни. А реальность жизни такова, что его друг, бизнесмен Эдуард Никитич Непочатый (Сергей Галкин), за его спиной зазывает «махнуть» в Ниццу Веру, что дочь Алёна ведет разгульный образ жизни, то и дело приводя домой то бармена, то байкера, то художника, что жена вынуждена преподавать уроки этикета, чтобы у семьи был заработок. Но Леонид Иванович, дипломат с замашками бывшего провинциального актера, внимания ни на что не обращает, относясь ко всему с конфуцианским спокойствием. Все меняется, когда в дом Гаврюшиных попадает бизнесмен Артём Михайлович (Александр Хатников), по протекции Непочатого направленный к Вере Николаевне брать уроки этикета. С первого взгляда Артём влюбляется в свою учительницу, однако не все так просто, когда вмешивается кто-то третий. А именно – дочь Веры Алёна, по уши в него влюбившаяся. Но Артём, первоначально закрутивший «лайт» роман с Алёной, недолго думая вступает в любовную связь с ее матерью Верой. Связь не столько порочную, сколько безнадежную. Дерзкий, молодой, горячий, Артём хочет брать от жизни все (следуя завету Станиславского) «здесь и сейчас», хочет жить «как боги», не боясь никого и ничего, не думая о последствиях. Но, по классике жанра, тех, кто хочет помериться силами с богами, ждет суровое наказание…
Несмотря на непростой (но для меня предсказуемый) финал, спектакль «Как боги» понравился мне именно своей легкостью и жизненностью. Как и вся проза Полякова, спектакль донельзя афористичен – по всему полотну действия рассыпаны фразы, которые хочется растащить на цитаты. Татьяна Васильевна очень бережно отнеслась к тексту произведения, обрамив его ненавязчивыми режиссерскими решениями. Даже насыщенная сценография народного художника Владимира Серебровского смотрелась уместно – предметы не заслоняли, не «переигрывали» актеров.
Так что, вопреки расхожему мнению, оказалось, МХАТ вовсе не «нафталинный» театр, а классический, что значит - актуальный.
P.S. Окончательные выводы делать рано. Чтобы удостовериться, в ближайшее время постараюсь тщательнее ознакомиться с текущим репертуаром.

Фото Дарья Майерова
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

Сразу по горячим следам после посещения спектакля «Как боги» в МХАТ им. М.Горького, решила поделиться отзывом.
Под впечатлением!
Спектакль очень понравился, рекомендую!
Приятно наблюдать за блистательной игрой актеров: Александр Хатников в роли страстного, целеустремленного, напористого Артема Бударина, Ирина Фадина в роли нежной, женственной, интеллигентной Веры Гаврюшиной, Александр Титоренко в роли дипломатичного ироничного Гаврюшина, Вера Лаптева в роли яркой, эмоциональной, местами истеричной дочери Алены, Александр Карпенко в роли смешного, милого, местами нелепого сына Максима, Лидия Матасова в роли экстравагантной предприимчивой Алевтины Мак-Кенди, Тимофей Ивашина в роли расчетливого, резкого Эдуарда Никитича Непочатого, Кисличенко Сергей в роли мудрого китайца.
Считаю важным перечислить каждого. Потрясающий актёрский состав! Большое вам спасибо за игру! За пережитые эмоции! БРАВО!
Сюжет выстроен так, что захватывает сразу, держит на одном дыхании... красивые декорации квартиры Гаврюшиных, органично вращаясь по сцене, погружают в атмосферу этой семьи, и, находясь в динамике, помогают следить за стремительным развитием отношений. Как и музыкальное сопровождение. Все органично.
Отдельно не могу не отметить игру Веры Лаптевой. На разрыв аорты! Такие сильные эмоции показаны актрисой! И комедийная часть, и трагичная часть... Переживала вместе с актрисой ее метания и боль. Очень ярко! Потрясающе! Конец был неожиданным для меня во время спектакля... но теперь понимаю, что эта трагедия отношений не могла закончиться иначе.
В завершении отзыва хотела бы обратить внимание на название спектакля. Я не знала сюжет пьесы Юрия Полякова до просмотра. У меня был вопрос - почему как боги? Откуда такое название?... в спектакле замечательно раскрывается эта тема! Потрясающие диалоги! БРАВО! Позволю отразить один, Артема Бударина: «Желаешь жить, как боги из любимой с детства книги «Мифы Древней Греции»? Тогда действуй так: «Хочешь — сделай. Нужно — возьми. Боишься — преодолей себя или умри. Мешают — отодвинь. Сопротивляются — победи. Любишь — обними и не думай о том, что будет потом. В общем, живи, как душа просит».

Фото Никита Носов
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

"Как Боги" в постановке Татьяны Дорониной.
Потрясающая трагикомедия.
Начну с удивительно точной игры актёров.
Ирина Фадина, Вера Лаптева, Лидия Матасова и Александр Титоренко - просто в точку. Именно то, что нужно.
В данном спектакле, лично для меня, было всё - и смех, и радость, и грусть.
Стоит также отметить невероятные декорации. Разделить пространство (если можно так выразиться) на 4 комнаты - это просто потрясающе! И так мастерски делать переходы между сценами, сменяя одну комнату на другую, также заслуживает уважения!
В общем, спектакль невероятно хороший, добрый и местами - грустный! 10 из 10 однозначно. Советую!

Фото Larisa Teplyakova
отзывы:
11
оценок:
11
рейтинг:
4
9

Сразу и коротко: спектакль "Как боги" мне очень понравился.

Он впечатляет всем. Продуманные, детально выстроенные декорации - на сцене выстроена целая квартира бывшего дипломата, работавшего в Китае и любящего китайскую культуру. Хорошо подобран актерский состав, сложный, интересный сюжет с психологическими ниточками и лирическими окрасами.
Муж и жена, он дипломат, она - сотрудница службы протокола. Аристократический уклад дома, изящные манеры, но вокруг них вихрится многоцветная жизнь и ломает привычки и характеры. Непростые судьбы, непростые отношения. Как боги - неподражаемо прекрасны и божественно грешны.
Сделала для себя открытие - актриса Ирина Фадина. Я её не знала!

Фото Василий Филиппов
отзывы:
35
оценок:
34
рейтинг:
73
9

Уже тем хорош спектакль, что оставляет сложное впечатление.
С одной стороны, хороший юмор, который ещё и хорошо подан, с другой - за всем этим юмором стоит такая чернуха (Юрий Поляков во всей красе), что хочется отодвинуть от себя всё, что происходит по сути и посмеяться над формой. А нельзя.
Послевкусие от спектакля - фраза из пьесы Вампилова - "Жизнь в основном проиграна".
Актёры хороши, причём все. Декорации хороши. Постановка хороша. И всё хорошо. А по окончании грустно и немножко брезгливо.
Наверное потому что это Поляков.

Ещё раз не пойду, но если не ходили, а творчество Полякова любите, посмотреть стоит.

П.С. сюжет будто отсылает к биографии "авторитетного" бандита 90-х Сергея Тимофеева, который обещал, что "кто доживет до конца этой битвы будет жить лучше чем боги" и погиб взорванный в своём автомобиле.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить