Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
5.9

Спектакль
Враг народа

Постановка - Шаубюне
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Спектакль Остермайера на фестивале «Территория»

Прогремевший четыре года назад в Москве своим панковским «Гамлетом» Томас Остермайер снова подписывает приговор конформистам. На этот раз зритель получает возможность выступить на митинге вместе с ибсеновским борцом за свободу доктором Штокманом. В консонанс с Остермайером на «Территории» выступит еще юарец Бретт Бейли: его инсталляция «Exhibit B» обещает обличить дискриминацию здешних мигрантов.

  • Враг народа – афиша
  • Враг народа – афиша
  • Враг народа – афиша
  • Враг народа – афиша
  • Враг народа – афиша
Драматический
18+
Томас Остермайер
2 часа 30 минут

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Марфа Некрасова
43 отзыва, 50 оценок, рейтинг 101
4 сентября 2014
Политический митинг на спа-курорте

С поистине немецкой стабильностью гуру современного театра Томас Остермайер раз в два года обращается к Ибсену. Норвежский классик отправляет своих героев в мир, основанный на лжи, лицемерии и всяческих финансовых фобиях. А разглядывание подобных пороков под лупой — это как раз любимое занятие именитого режиссера.

В версии «Врага народа», переписанной драматургом Флорианом Борчмейером для «Шаубюне», место аристократической лечебницы занял навороченный спа-курорт, а главные герои — не солидные франты, но дерзкие хипстеры. Конфликт же остался прежним: источник засорен, и доктор Стокманн — единственный, кто хочет предать это огласке.

Семья Стокманнов живет в картонных декорациях с нарисованными мелом горами. На столе постоянный богемный бардак из пустых бутылок, конспектов и музыкальных инструментов. В соседней комнате плачет навзрыд младенец. Время от времени молодые люди заглушают его крик исполнением каверов на Боба Дилана, Дэвида Боуи и Gnarls Barkley.

В стремлении Стокманна спасти бедных туристов от заражения проглядывает не столько гражданский пыл, сколько попытка напакостить старшему брату — государственному чиновнику, которому всегда больше везло по жизни. Герой истерит и набрасывается на него совсем как ребенок. Отчаянное упорство и желание стать звездой и выводят его на трибуну, с которой вскоре придется бежать выпачканным пейнтбольными снарядами. Здесь спектакль раскалывается пополам, и становится понятно, что вся рутина и все песни были подготовкой к главному событию, которое внезапно выйдет за рамки не только канонического сюжета, но и буквально сцены.

Если во «Враге народа» театра Маяковского цитируется Навальный, то у Остермайера актеры выкрикивают строки из французского революционного манифеста «Грядущее восстание» («L'Insurrection qui vient»): «Верить в экономику после тридцати лет кризиса? Экономика — это и есть кризис». Для него отравленная вода некоего спа — не частная неурядица, а экологическая катастрофа планетарного масштаба, но последовавший мятеж доктора Стокманна — не более чем обреченный на обструкцию памфлет. Остермайер изображает наше постдемократическое общество, где в выигрыше всегда остаются самые рациональные и хладнокровные. Но за этим трюизмом прячется лукавая улыбка режиссера, который как бы говорит: «Если хотите возносить материальное на пьедестал, стоит научиться лгать. Но в первую очередь — самому себе».

3
0

Отзывы

7
Ulrih
270 отзывов, 401 оценка, рейтинг 433
5 октября 2014

Томас Остермайер сделал из Ибсеновского "Врага народа" бытовую пьесу. Братья, друзья по музыке (поют Дэвида Боуи и Джамироквайя).... А потом что-то не заладилось и пошло наперекосяк. Что-то связанное с качеством воды...
Братья разругались, друзья заметались. Доктор Стокман почувствовал тягу к одиночеству и стал обобщать, обвиняя то ли общество в несправедливости, то ли космос в недосмотре. Полетели пузыри с краской, стало не до песен. А потом еще оказалось, что Стокман

втянут в интригу с собственностью и финансами, совсем сложно стало доктору... Трудно маленькому человеку, короче. Вот такой сарказм Остермайера на всю эту историю Ибсена, написанную аж в 19 веке. Промелькнули Станиславский и все герои, бившие себя в грудь за правду против толпы в шкуре доктора Стокманна... Все перемешалось, правда и ложь. Очень симпатичный в сценическом смысле театр, но пугающий своей пустотой, - скучно, говорит Томас Остермайер, смотреть на ваши крики и драки, дураки вы, скучно!

После спектакля в переходе на пушкинской 20-летние ребята поют Цоя "Хотим Перемен"..., а недавно Сергей Соловьев, который экранизировал эту песню 30 лет назад, в интервью сказал, что никто из того океана людей, подпевавших, как выяснилось, не хотел тех перемен, которые потом случились. Я с этим не согласен, но это не важно, это мое личное дело и моя частная история. Ну вот об этом Остермайер, каждый сегодня немножко Стокман наедине со своим холодильником.

2
0
9
creepvera
29 отзывов, 54 оценки, рейтинг 26
9 октября 2014

Спектакль настоящий, спектакль потрясающий. Известный немецкий режиссер балансирует на краю экологической катастрофы и социальной... даже не драмы, не трагедии, а так же - катастрофы.

На сегодняшний день это настолько острая, настолько болезненная тема, что эффект, производимый спектаклем, до такой степени силен, что его успех трудно переоценить. Тем более, что поставлен спектакль так качественно и так талантливо. Сказать, что зрители фестиваля тепло приняли долгожданных гостей московской сцены - ничего не сказать. Каждый человек воспринял предлагаемую историю как личную трагедию, близко и глубоко. И люди, которые смогли заставить зрителя испытать такие сильные чувства, не могут не стать для него чем-то большим. А посему - искренняя душевная благодарность и настоящее душевное тепло - вот те чувства, которыми наградил берлинских актеров московский зал.

Собрание, устроенное доктором Стокманом для своего публичного доклада (уже не экологического, а перерастающего в общественно-политический крик души, обличающий социальную трагедию общества), вовлекает в обсуждение весь зрительный зал. Зажигается свет, появляются микрофоны, которые многим и не нужны - так высоко желание высказаться. Теперь уже трагедия маленького курортного городка - трагедия каждого. Каждый должен для себя решить, на чьей он стороне - доктора Стокмана, борющегося за правду, но автоматически толкающего только-только поднимающийся город к упадку, или правительства в лице Петера, желающего сохранить финансовую стабильность курорта. Путем голосования выясняется: более половины зала - за Стокмана. На второй день показа зрители так яро отстаивали свою позицию, что даже вышли на сцену поддержать доктора.

На мой субъективный взгляд, полностью правых здесь нет. Стокман - слишком резок, порывист и, к сожалению, бездумен. Слишком, слишком резко он начинает свое дело. Таким образом ничего не решить - результат виден налицо и вынесен в заглавие пьесы и спектакля. Петер - бережется о своих личных выгодах, попутно - о благосостоянии города и спокойствия общества, но так категорично, что ни к чему хорошему это фактически привести не может: больные люди возвращаются с лечения с новыми заболеваниями. Нужен компромисс. Это слишком тяжелая ситуация, в которой не может быть однозначного и единственно верного решения. К сожалению. Один не может быть прав только потому, что ошибается другой. И наоборот.

Остросоциальный конфликт, яркая сценография, талантливая режиссура, точные образы актеров, стильные современные костюмы, замечательное исполнение песен, интерактивная часть, благодаря которой зритель воспринимает все как личную трагедию, пытается найти выход из сложной ситуации, примеряет разные мнения и стороны - все это делает спектакль захватывающим, динамичным и незабываемым.
Как потрясающе, что берлинский театр "Шаубюне" подарил московским зрителям такую ценную возможность вступить в конфликт не только внешний, но и внутренний, в борьбу с самими собой. Так на чьей же мы стороне: правды или собственного благополучия, пусть и за счет других?

0
0
9
sveta orlova
191 отзыв, 305 оценок, рейтинг 133
7 октября 2014

Спектакль дискуссионный и открытый к диалогу. Внутри подвижный живой конфликт.
Важная способность и умение договариваться внутри семьи, которая проецируется на социально актуальные общественные отношения.
На первом показе общение с залом вышло скомкано и нелепо. Публика выдала вялые аргументы в поддержку Штокмана. Получился несколько детсадовский уровень «добро против зла». Парадоксальная ситуации, где большая часть публики ратует за право хипстера нести свою правду людям, а молчаливое меньшинство фактически поддерживает противоборствующую сторону, которая якобы запрещала борцу свободно высказывать свое мнение. Следует уловить момент, когда непримиримый хипстер яростно агрессирует на попытку брата договориться. Как это не горько – мы все ленивые и гибкие касательно меняющихся условий выживания или уныло ригидные застывшие в теплом месте обитания.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все