Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
Королева красоты

скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
16+
Анна Гусарова
В постановке заняты студенты мастерской А.Огарева</br> 1 час 40 минут

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

1
cULt Jaibatsu
40 отзывов, 73 оценки, рейтинг 26
12 декабря 2014

"Откуда я знал, что появится королева красоты из Линейна, собственной персоной."

Мартин МакДона. Имя, вот уже 10 лет как не слезающее со страниц театральных журналов России. Один из самых популярных в современном мире драматургов. Ирландец, способный залезть в самые затаённые уголки сознания зрителя и хорошенько там оттянуться. Его имя на афише способно принести славу даже самому маленькому и неизвестному театру. Его постановки не сходят с театральных подмостков долгие годы и неизменно пользуются успехом. Человек-легенда, при жизни ставший иконой. Человек, чьи пьесы завоевали сотни наград по всему миру. Режиссёр оскароностой короткометражки "Шестизарядник". Автор, так глубоко и досконально прописывающий своих персонажей, их характеры и внутренний мир, так внимательно относящийся к каждой детали в своих произведениях - будь то пьеса или фильм, не важно - что, казалось бы, просто невозможно что-то испортить. Казалось бы.
До вчерашнего дня я был уверен, что пьесы МакДоны - верх совершенства и постановка любой из них гарантирует труппе успех. Немного фанатичный взгляд, согласен. Но труппа выпускников мастерской Александра Огарева (ГИТИС), поставившая на площадке проекта "Открытая сцена" пьесу "Королева красоты", успешно спустила меня с небес на землю.
Если честно, я вообще не понял, что это было. Таких слабых и сырых спектаклей я ещё не видел. Причём, это не студенческая постановка - нет. Все исполнители - вполне себе выпустившиеся актёры, со своей состоявшейся труппой и репертуаром. Спектакль идёт уже далеко не первый раз, так что ни о каких премьерных "косяках" речи быть не может. Тем не менее - по своему уровню постановка тянет максимум на курсовую работу студентов первого курса. Причём, касается это всех - и актёров, и режиссёра, и техников.
Для начала - "Королева красоты" - вторая пьеса Мартина МакДоны, и первая, принёсшая ему мировую славу, известность и, как бы между прочим, сразу 2 высшие театральные премии - "Evening Standard" и "Tony Award". Этой пьесой автор открывает свою знаменитую Коннемарскую трилогию, знакомя зрителей с жителями небольшого городка Линэйн, что находится в графстве Голуэй. Самая известная Коннемарская пьеса Макдоны - "Сиротливый запад", поставленная уже многими десятками театров по всей России, пользуется попросту ошеломительным успехом у отечественного зрителя.
В "Королеве красоты" же речь идёт о не самой приятной семейке - 40-летней Морин и её ненормальной 70-летней мамаше, проживающих на отшибе городка в вечных склоках. Пока однажды в Линейн ненадолго не возвращается бывший ухажёр Морин - Пато Дули, к которому незамедлительно начинает небеспричинно ревновать опасающаяся смерти в одиночестве мать. В результате, обстановка внутри семьи только накаляется.
Но, вернёмся к постановке. И, кстати, начну, пожалуй, с критики зала. Я был практически в восторге от прошлого посещения "Открытой сцены" - спектакль шёл на большой площадке, чувствовался серьёзный подход, словом - всё было практически по высшему разряду для камерного театра. В этот же раз, для показа отвели маленькую площадку в фойе, зрителей рассадили на абсолютно неудобных стульях в зале без уклона, на одном уровне, а сама площадка напоминала сцену ну уж совсем отдалённо и явно была не предназначена для показа именно спектаклей. Судите сами - где вы видели, чтобы свет во время спектакля управлялся выключателем? "Щёлк" - свет погас там, "щёлк" - погас тут. "Щёлк" - включился. Это самый кошмарный свет, который я видел на своём веку. Атмосферу спектакля он вполне себе успешно зарубил на корню. Словом - залу ставлю твёрдую единицу из 10. Хуже быть было уже практически некуда.
Работу звукорежиссёра похвалить тоже будет достаточно сложно. Пульт находился сразу за зрителями, в зале, но даже это никак не помогло действовать синхронно с актёрами, что тоже накладывало свой отпечаток на общее впечатление от постановки. Вообще, работа со звуком мне не понравилась - радио с телевизором работали как-то абсолютно невразумительно и совершенно выпадали из общего действия. "Приветы", доносящиеся из радио - так вовсе звучали совершенно чужими и никак не вписывались в звуковую схему спектакля. Словом, есть над чем ещё поработать.
Что же касается актёров - они меня откровенно удивили. Это сложно было даже назвать актёрской игрой - всё насквозь фальшиво и притянуто за уши. Они то недоигрывают, откровенно проваливая сцены, то, напротив, переигрывают, что выглядит как минимум забавно и непонятно. Особенно я не ожидал такой игры от Марии Елсуковой, которую мне посчастливилось видеть ранее, на спектакле "20 минут с ангелом", поставленном по одноимённой пьесе Вампилова. И если в Вампиловской постановке Мария показала высший класс, по-настоящему блистая на сцене, то здесь она совершенно не вошла в образ. Для начала - никак не обыгранная внешность. Брать на роль "сорокалетней, некрасивой, но стройной" Морин совсем юную и по-настоящему красивую девушку - это перебор. Как передать атмосферу места и происходящих событий, когда актёры безбожно врут со сцены даже своим видом? Далее - игра. Как я уже говорил, я видел Марию в действии раньше, и абсолютно уверен, что она прекрасная актриса. Так какого, простите, чёрта, творилось в "Красавице"? Практически никаких эмоций, полное отсутствие атмосферы безысходности и общего настроения героини, откровенно слитая сцена отчаяния в последнем споре с матерью и какая-то совершенно невразумительная игра во Флирт с Пато. Хотя, должен признать, что сцены счастья Маше очень даже удались, также как и финальная сцена - в плане эмоционального восприятия героини. Но к финалу я ещё вернусь чуть позже.
Совершенно не вписалась в образ и Анастасия Егорова. Опять же, симпатичная, худенькая девочка в роли "семидесятилетней, плотного телосложения" старухи Мэг? Ну зачем? Зачем, спрашивается? И как бы Анастасия не пыталась изображать старуху - со всеми её старческими ужимками и привычками, во многом "благодаря" именно отсутствию грима и "старческого духа", ничего у неё не вышло. Переигранности в игре Анастасии заметно не было, а вот откровенное недотягивание в эмоциональном плане - вполне. Если при прочтении пьесы Мэг вызывала самую настоящую ненависть с небольшим осадком жалости, то в спектакле она не вызывала вообще никаких эмоций. Достаточно слабая игра на уровне отечественных сериалов. Хотя, опять же - были несколько сцен, например, с письмом и визитом Рэя, достойных похвалы. Но согласитесь, какие-то две хорошие сцены за весь спектакль - это очень несерьёзно.
А вот исполнители ролей братьев Дули произвели очень двоякое впечатление. С одной стороны, в образы они вписались куда лучше девушек (хотя и максимально далеко от оригинала), с другой же - оба совершенно беззастенчиво переигрывали. И это здорово отвлекало от действия и даже немного раздражало. Рэй в исполнении Джангара Бадмаева и Пато Сергея Куликова вели себя совершенно не по-деревенски и никак не помогали создать атмосферу ирландского, богом забытого, захолустья. Особенно поразил выбор актёров. Он позабавил больше всего. Ну вот как, объясните, воспринимать выбор на роль родных (!) братьев представителей разных рас, совершенно никак не обыграв этот факт и не объяснив ничего зрителю? Мне ли нужно объяснять режиссёру, что всё, абсолютно всё, что происходит и появляется на сцене, должно быть так или иначе объяснено, а любое несоответствие оригиналу - иметь какую-то существенную причину? Если маленькая сцена - это соответствующим образом обыгрывается, если нет реквизита - то на помощь приходит стиль минимализм, но если ни один (замечу: ни один!) из актёров не соответствует типажу своего героя, а режиссёр вообще никак это не объясняет - что ж, это наводит совсем не на положительные мысли с соответствующими выводами.
Вообще, к режиссёру Анне Гусаровой больше всего претензий. Потому что она смогла испортить всё, что было в пьесе. Не было создано ни атмосферы той старой ирландской глубинки, за которую МакДону так любят зрители, не было никак обыграно ни одно несоответствие оригиналу. У меня сложилось впечатление, что постановка была наспех поставлена в последнюю ночь перед экзаменом, и именно в таком виде и дошла до зрителя. В частности, работа с деталями проведена не была совершенно. Актёры двигались как будто наугад, их движения (особенно рук) были не согласованы, диалоги искусственны. Вставка момента с "Игрой престолов" - тем более, ужасна, учитывая время, когда происходит действие пьесы и которое в ней же упоминается. Ах, да - не могу не упомянуть откровенно "слитый" финал. Это самый сильный финал из всех семи пьес МакДоны, по-настоящему ошеломительный и бросающий в дрожь, в то время как в спектакле он не вызвал практически никакого эмоционального всплеска и прошёл, что называется, мимо. Как можно было загубить такой финал - остаётся только гадать. И это при том, что все слова пьесы были сказаны, а все действия - сделаны. Но - без эффекта. Единственный действительно достойный момент и интересная находка - момент с окном в начале. Тут удивили, порадовали - согласен.
В целом же, я остался весьма разочарованным посещением спектакля и называю его откровенной недоделкой, студенческой любительской работой, а никак не полноценным, достойным большой сцены, спектаклем. Очень жаль потраченных на это мероприятие времени и денег. Считаю, что постановка совершенно не стоит той суммы, которую за неё просят и должна быть хорошенько доработана. Как режиссёром, так и актёрами. На мой взгляд, это самая сильная и психологически тяжёлая пьеса МакДоны, которая при должной постановке, хорошенько встряхивает мозг зрителю, отпуская его домой в слегка ошеломлённом состоянии. Тогда как у "Открытой сцены" и труппы выпускников мастерской Александра Огарева получился какой-то безэмоциональный фарс, достаточно грубая поделка, вся в сучках и неровностях. И, хотя потенциал актёров виден, почему-то именно в этом спектакле они его никак не проявляют.
Я же надеюсь, что, несмотря на достаточно резкие слова, авторы постановки не обидятся на них, а примут к сведению замечания и постараются вырасти и взрастить спектакль, создав творение, достойное победы на ближайшем Международном фестивале Мартина МакДоны. И с удовольствием приду посмотреть на более зрелую и аккуратную постановку.
Пока же - однозначно никому не советую идти на этот спектакль. Тем более - если вы ещё не знакомы с именем драматурга.

"МЭГ. Молодым девушкам не к лицу заигрывать с парнями!
МОРИН. Молодым девушкам! Да мне уже сорок, черт побери. Заткнись!"

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все