Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

Постановка Центр им. Мейерхольда

7.5
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Анна
Фото Анна
отзывы: 75
оценки: 87
рейтинг: 32
9

Спектакль супер!!!!

Мне очень понравился. И текст классный, все актуально, злободневно и с отличным сарказмом)
То, что я хотела увидеть!

1
0
...
18 марта 2016
Фото Лана Грачч
Фото Лана Грачч
отзывы: 75
оценки: 75
рейтинг: 6
7
Очень просто и со смыслом

Буквально на расстоянии одного метра от зрителя предстаёт жизнь, которую все мы, так или иначе, ведем. Люди разных возрастов, социальных статусов, пола и тд, объединенные одним состоянием души – «пустотой». Условной, индивидуальной, но в тоже время очень близкой. И даже формат жуткого минимализма, как в декорациях, так и сценографии в целом, настолько располагает и к месту. Сюжет присутствует, быстро вовлекает.
Это очень простой, но сильный спектакль.

0
0
...
10 сентября 2018
Фото Алёна Глинская
Фото Алёна Глинская
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 3
7

"Кратно о насущном"
Постановка Леры Сурковой "Пустота", по пьесе "Добби Бобби" Максима Черныша, оголяет и раскрывает нарывы современного общества, задает и ищет ответы на вечные вопросы.
Каждый из героев представляет собой ту или иную социальную единицу, начиная от миллионеров - всевластных хозяев своей жизни, секретарш этих миллионеров и заканчивая простыми алтуфьевскими парнишками, с приоритетами не уходящими дальше пива у подъезда.

Все начинает происходить как только зрители входят в зал. Сначала не заметно, а потом вполне вкрадчиво слышатся голоса людей, каждый из них по собственному опыту или интуиции пытается объяснить внутреннюю "пустоту", какая она на вкус и цвет: "Это когда каждый день такой же, как и был", "Точка - ноль",
"Вот бывает так ходишь в пальто по квартире и не отдаешь себе отчета зачем?".
Все это время на дальней стене, стилизованной под огромное окно, в хаотичном беспорядке мелькают не связанные между собой картинки, наводящие на состояние мелкой зудящей паники. Хочется бежать - бежать от себя. На сцене гиперболизированная ярко - красная мебель (стол и два стула). Этого не богатого арсенала с головой хватит что бы каждый из сидящих в зале узнал себя. Сама пьеса, как и спектакль не является документальной, но до чего же узнаваемы диалоги и проблемы. Главных героев в спектакле нет, они равны, не по положению в обществе, их просто объединяют одни и те же вопросы: "Что есть счастье?","Зачем жить?","Как быть?". Ничего сложного, отражение сегодняшнего общества потребления, никто не читает морали и не стреляется на сцене, все как у всех, секретарша живущая с парнишкой в Алтуфьево просит повысить зарплату на 250 долларов, другая сотрудница компании, сильная женщина и без сомнений карьеристка, по вечерам пилит амебного мужа, сама не понимая чего хочет. Муж в свою очередь, ходит к некой Верке. Дима - зрелый состоятельный мужчина, попробовавший все, стоит в той же очереди за ответами, как и все герои.
Актеры являются проводниками текста автора, не больше и не меньше, нет четко выстроенной сюжетной линии, диалоги и события переплетаются, создавая карусель жизни современного человека.

Вся постановка идёт по кольцевой, герои ищут, теряют, находят, колеблются и в тоже время возвращаются на исходную. Ответов в конечном итоге нам так и не дадут, зато мы сможем почувствовать себя не одинокими в этой проблеме.

3
0
...
24 октября 2015
Фото Добби Бобби
Фото Добби Бобби
отзывы: 1
оценки: 0
рейтинг: 3
9

"Пустота" - последний на данный момент спектакль режиссера Валерии Сурковой, вышедший в конце прошлого года на сцене театрального центра имени Мейерхольда.

Две предыдущих крупных работы этого режиссера (спектакль "Язычники" в Театр.док и "Фундаменталисты" в центре им. Мейерхольда) были объединены многими зрителями в своеобразный диптих, хотя таковым и не являются. Общее действительно есть - часть актерского состава "Язычников" сформировала состав "Фундаменталистов" (Е.Нестерова и В.Самохин), а темы обоих спектаклей построены на критике религиозных воззрений. На самом деле неверно ставить антиклерикальный настрой обеих постановок во главу угла, прежде всего оба спектакля о взаимопонимании и умении людей слушать друг друга. Тех, кто видел в спектаклях Сурковой лишь обличение грехов церковнослужителей, ухмылялся над инфантильностью и доверчивостью верующих, в "Пустоте" скорее всего будет разочарован. Режиссер в своем новом спектакле сознательно уходит от темы церкви и религии, в этом спектакле о них не будет сказано ни слова, однако проблема понимания остается по прежнему в центре внимания.

"Язычники"и "Фундаменталисты" были отмечены прежде всего удивительно воссозданной объективностью происходящего - в спектаклях Сурковой будто бы отсутствует автор, режиссер, как и отсутствует главный герой. Здесь нет "своих" и "чужих", "хороших" и "плохих" - грани восприятия размыты, зритель сам решает с кем ему себя ассоциировать. Суркова же выстраивает саму конструкцию спектакля, его каркас и систему существования актеров в нем. Как пример - ярко представленноая одесская семья в "Язычниках", где у каждого своя аргументированная правда: набожная бабушка верит в то, что навязав своей семье любовь к богу, она действительно сделает отношения внутри намного лучше; девочка-подросток, которая расстается со своей любовью, и хочет чтобы ее просто какое-то время никто не беспокоил; мать, которая работает риелтором, а в свободное время занимается шитьем чтобы прокормить семью; отец-музыкант, который всячески пытается поддерживать в семье атмосферу спокойствия. У каждого из них своя благородная цель, но когда все они сталкиваются между собой, то от неумения слышать друг друга случается трагедия.

"Пустота" продолжает этот мотив, но до трагедии дело так и не дойдет. Этот спектакль не повествует, не рассказывает нам историю. Сюжет есть, но он не линеен и, в принципе, здесь не важен. Это спектакль не про "что", а про "как" - не важно чем заняты люди по жизни, важно лишь то, как они относятся к себе и к делу, которым заняты, через какие решения и поступки они выстраивают свой путь к мнимому счастью.

Само оформление спектакля - как художественное, так и визуальное (практически весь спектакль сопровождает видеоряд, встроенный в оконную раму на стене) призвано не рассказать нам некую историю, а погрузить в ее эмоциональную суть. Персонажи лишь задают ситуацию и интонацию, диалог обрывается, но сцена продолжает идти. Во многом это прием, который очень любят современные кинематографисты вроде Сигарева. Когда происходит событие, но за ним не следует тут же новое, а зрителя чуть ли не насильно погружают в пост-действие, вынуждают наблюдать за последствиями только что произошедшей ситуации.

"Ко мне залетел на балкон голубь, я не знала, что с ним делать, написала об этом в “Фейсбук”, ну просто так, спросила совета. Один мой знакомый написал, что птицы залетают к людям, когда чья-то душа отлетает. Я подумала: прикольно. Через минуту мне позвонила мама и сказала, что умерла моя бабушка".

Это слова из монолога Виталии Еньшиной, актриса произносит их, стоя у микрофона в узком луче света. Уложившись в несколько строчек, девушка рассказала нам историю. Примерно столько же времени она продолжает стоять в луче и молчать, мы наблюдаем за ее же осмыслением только что сказанных слов. Все как в жизни - нам неловко смотреть на человека, у которого только что погиб родственник, хочется отвести взгляд, выйти из комнаты, узнать наконец что же будет дальше, но не останавливаться на больном. Суркова же напротив, фокусирует наше внимание на этих моментах, от которых в жизни мы чаще всего бежим. Потому что проще жить, стараясь игнорировать такие вещи как смерть близких, делать вид что их нет, стараться забыть и скорее двигаться дальше. Умение поставить такой момент на паузу, продлить его и пожить в нем, стараясь понять что-то новое, отрефлексировать старое - это то, за что многие ругали "Жить" Сигарева, а редкие зрители наоборот оценили и полюбили. Все это в большом количестве присутствует в "Пустоте", разница лишь в тематике - здесь нет смертей как таковых или других пограничных состояний. Даже любовь здесь воспринимается не как высокое чувство, а как удовлетворение своих амбиций. Но схожесть приемов нельзя не отметить.

"Марина. Леня, Леня, ты глухой?! Вынеси мусор.

(Включает микроволновку, стоит неподвижно.)

Звонок микроволновки.

Иди есть.

Леня садится за стол, они едят, не разговаривая друг с другом".

Марина (А.Котова), стоя лицом к окну-экрану разогревает мужу (В.Самохин) ужин в микроволновке. Примерно минуту мы видим как перед героиней практически в темноте на экране складывается игра-тетрис - кубики разной формы медленно падают сверху и как конструктор собираются внизу. Все это время звучит гул микроволновой печи. Вот она, пустота, она здесь, она у каждого из нас дома в этом гуле - когда ты ставишь микроволновку на минуту и возникает неловкое молчание, не о чем говорить. Ты стоишь и не можешь ни о чем думать, впадаешь в ступор пока ожидание не прервется спасительным звонком таймера. Отдельное внимание в спектакле уделено звуковому оформлению. Чтобы продлить существование в пустоте, Olia Cricova - звукорежиссер и саунд-дизайнер спектакля, использовала множество музыкальных и звуковых элементов, зачастую таких же затяжных как паузы после сцен спектакля - когда невозможно даже представить сколько будет продолжаться фрагмент - секунду или целый час.

"Работа с этой пьесой напоминает работу с фотографией: сначала снимаем и только потом пытаемся вглядеться в то, что же мы зафиксировали".
Валерия Суркова

Каждый герой пьесы - типичный житель большого города, каждый по-своему эгоистичен и занят поиском своего пути к успеху. Каждый из них - манипулятор, со своей правдой и верой, со своими рычагами воздействия на окружающих. Каждый ищет свое собственное счастье, считая что есть какая-то модель его достижения. Однако обрести его не суждено ни одному из них, поскольку счастье не может быть целью. Одна из главных мыслей, остающихся после спектакля могла бы звучать так: "Если моя жизненная цель - стать счастливым, то я уже в пустоте".

В самом начале спектакля мы сидим в темноте и слышим фразы актеров спектакля и режиссера, их мысли по поводу того, что же такое "Пустота". Такой документальный фрагмент сразу же мысленно отсылает нас к Театру.док, будит воспоминания о первом вербатиме Леры Сурковой "Алконовеллы" в стенах этого театра. Тогда расказанные различными людьми алкогольные истории были показаны актерами на сцене. "Пустота" - спектакль не документальный, но это вступление, наполненное настоящими мыслями актеров, а не их персонажей, изначально настраивает нас на живое доверие, которое особенно отличает документальный театр. Звучат честные, искренние, немного абсурдные, но при этом каждым узнаваемые вещи. В "Пустоте" вступление оказывает будто бы эффект титра в кино: "Эта история происходила на самом деле".

"Вот бывает так ходишь в пальто по квартире и не отдаешь себе отчета зачем. Вот просто пришел домой и ходишь по комнате не снимая пальто".
Валерия Суркова

Вот про такие моменты - когда ты физически здесь, а мыслями где-то далеко и рассказывает "Пустота", причем подобную мысль нам подробно озвучит персонаж Сева (М.Руденко), задавшись вопросом для чего же человеку дана такая "мультизадачность".

Автор пьесы Максим Черныш дает широко представленный срез классово разделенного общества. Директор крупной фирмы (С. Шевченко), его друг и коллега по бизнесу (М. Руденко), секретараша и типичный гопник с района ("Да, я простой русский парень! Патриот!"), институтский преподаватель (В.Самохин) и писатель (Д.Уросов) - все они по сути заняты двумя вещами - каждый ищет спасение в любви и пытается самореализоваться.

Герой Алексея Маслодудова (гопник с района) на протяжении пьесы пытается бросить пить и вернуть доверие своей девушки в исполнении Виталии Еньшиной. В результате, когда в его жизни уже все свершилось, ничего не вышло и он оказывается на самом дне, то происходит перезагрузка. Считая что ниже падать уже некуда, он съедает таракана - поступок, который стоит для него по мерзости ниже всех моральных норм. Сделав это, его персонаж ненадолго "прозревает", решает поменять свою жизнь и завязывает с алкоголем, но к счастью его это все равно не приведет.

На самом деле "Пустота" - спектакль о том, как не стоит жить. Во всей палитре персонажей и событий ценится каждая бытовая мелочь, которую каждый из нас замечал или еще заметит в себе, в своих близких. Пьяные ссоры с друзьями после попойки, после которых на кухне в кастрюле варится ботинок, а чувство стыда будет преследовать еще долгое время. И только когда ты выйдешь из зоны комфорта, достаточно напряжешься и сделаешь усилие, то увидишь звезды, на которые ты не смотрел с пятого класса, и они вернут тебя к жизни. Другой мотив спектакля - соблазн для девушки считать, что если она найдет себе успешного работающего ухажера, то все ее личные проблемы будут решены. В спектакле есть одна линия, которая очень хорошо характеризует эту мысль.

Молодая девушка Марина (А.Котова) собирается уйти от своего мужа Лени (В.Самохин) к успешному боссу (С.Шевченко), с которым у нее складывается роман. Переполненная чувством собственной значимости она почти разрушает свой брак.

"Марина. Не хочешь помогать по хозяйству, так и скажи!
Леня. Почему это?
Марина. Да потому что я, Леня, королева!
Леня. Что?
Марина (кричит). Королева!
Леня. Мариш, что случилось?
Марина. Ничего, ты просто не знаешь, с кем живешь!"

В итоге вся история интрижки с начальством рассыпается из-за нерешительности босса, и Марине не остается ничего кроме как вернутся обратно к мужу и найти утешение в компании вновь оказавшегося родным человека. Начальник Дима (С.Шевченко) - человек, повернутый сугубо на бизнесе и успехе, к тридцати он уже всего достиг, ничего не боится и готов преодолевать любые трудности. Единственный его страх - это отношения. Почти завоевав любовь девушки, он тут же бросает ее, испугавшись привязанности.

"Дима. Знаешь, я хочу быть ее мужем, но уже чтоб давно. Вот так раз и поменяться с этим ее…... Чтоб взрослые дети уже были, чтоб не было этого мучительного томления, всякой фигни, переживаний, разочарований".

Димина секретарша Света (В.Еньшина) видит свое спасение в "Волшебнике" - так себя записывает в ее телефон Сева (М.Руденко). Сева - умный, успешный, богатый и разбирающийся в искусстве мужчина. Света - простая девушка из Алтуфьево, мечтающая о Ницце и клубнике с шампанским. До конца спектакля Света так и не поймет что рядом с Севой она выглядит глупо и нелепо, кроме Севиного интереса к ней их ничто не объединяет. Гопник Миша, ее бывший парень, хоть далеко и не идеал, но выглядит намного роднее. Сева пока рад возможности поиграть в "папеньку", и хоть в пьесе не описана их дальнейшая история, можно представить что скоро эти два человека станут несчастливы и разойдутся.

"Пустота" - это повод задуматься. Не живу ли я с нелюбимым человеком. Не работаю ли на нелюбимой работе. Устраивает ли меня моя нынешняя жизнь. И если ответ отрицательный и жизнь не устраивает, то не стоит винить в этом других.
В первую очередь “пустота” - это невозможность определиться с новой целью когда старая уже достигнута. Это невозможность понять на каком жизненном этапе на пути к успеху ты сейчас находишься. Потому что этих понятий в принципе не существует, они далеки от той повседневной жизни, в которую мы погружены. Пока мы к чему-то стремимся, строим планы и мечтаем, нас окружают живые люди - близкие и не очень, любовники и коллеги по работе. Из общения с ними и состоит наша жизнь, которая показана в спектакле. "Пустота" - это существование мужчины и женщины вместе без любви. Это постоянное эгоистичное человеческое недовольство тем, что он имеет в жизни на данный момент. Спектакль далеко не руководство к действию, в конце нам не зачитают мораль как в басне и не поставят жирную точку. Спектакль обрывается будто бы не закончившись, будто еще последует вторая серия. Но в том и смысл, что второй серии не будет, а будет скорее всего первая и по кругу. "Пустота" - это зеркало, как и "Язычники", как и "Фундаменталисты", в которое нужно иногда смотреть чтобы понять что ты и другие люди представляют из себя в данный момент жизни, на каком жизненном этапе ты действительно находишься, а не кем себя мнишь. Хотя в сущности все это может быть и не важно, может "пустота" - это как раз все вышеописанные размышления, а нам нужно просто жить.

3
0
...
1 мая 2015
Фото Tatiana Kupchenko
Фото Tatiana Kupchenko
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
9

"Пустота" Леры Сурковой в ЦИМе вышла замечательной, захватывающей и пугающей, где много чего происходит, все куда-то бегут, спешат и суетятся, хлопочут устраивать свою жизнь, да только не могут ей овладеть, сколько не беги, на вопросы" ради чего стоит жить" и "есть ли счастье" - нет ответа.
Черный зал, кстати, превратили почти в док -такая же узкая и маленькая сцена без возвышения, отсутствие кулис, выход актеров из дверей, игра в предельной близости от зрителя - ряд на подушках уничтожает границу между сценой и залом.
Смысловое видео - с совсем не декоративной функцией - проекция картинок на подкорку, и напомнило нынешний NET. Только тут у нас собственный Зимний путь, из Алтуфьево на Рублевку

1
0
...
19 декабря 2014
Фото Ольга Займенцева
Фото Ольга Займенцева
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 1
7

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ НИКОГДА НЕ ВЫЙДЕТ ИЗ МОДЫ!
По приглашению Светланы Серединой посетила предпремьерный показ спектакля «Пустота» по пьесе Максима Черныша. Пьеса была победителем фестиваля «Любимовка»-2013, что уже заранее гарантировало удовольствие от просмотра. То есть, тебе говорят: приходите на спектакль по пьесе, которая вошла в шорт-лист «Любимовки». Это знак качества. И если ты даже не знаешь режиссера, все равно хорошо потому, что плохой режиссер такую вещь не будет ставить в Центре им. Мейерхольда. Пошла. Получила колоссальное удовольствие! Полтора часа сидела и получала удовольствие от первой минуты до последней.)) Это было хорошо во всех смыслах: 1. Хорошая пьеса, а, как известно, все начинается с истории; 2. Хорошая постановка, спасибо режиссеру Лере Сурковой; 3. Прекрасная актёрская работа всех актеров: Алексей Маслодудов, Анна Котова-Дерябина, Владимир Баграмов, Сергей Шевченко, Дмитрий Уросов и Виталия Еньшина!
Ребята, я сидела прямо у ваших ног и смогла пискнуть только: молодцы! Но вряд ли, вы это услышали потому, что мой писк поглотил шум аплодисментов, поэтому вот что: БРАВО!
О чем пьеса? О страхах. Для меня о том, что человек слаб и нерешителен. Он способен круто изменить свою жизнь, только если у него есть какие-то гарантии, тылы. Например, уйти от нелюбимого мужа, только если есть любовник, который готов соединиться. А без этих гарантий очень страшно остаться одной. У мужа есть любовница, а у меня любовник. Так и будем жить… Лучше, чем одиночество. Мы всё время идем на компромиссы.
А еще мы несвободны. Трудно сказать на серьезных переговорах с деловыми партнерами: «Добби Бобби». Ну, правда, что нам стоит?

1
0
...
3 декабря 2014