Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

Постановка Et Cetera п/р Александра Калягина

8.4
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Елена ККК
Фото Елена ККК
отзывы: 329
оценки: 712
рейтинг: 263
9

Спектакль по пьесе Володина "Моя старшая сестра". И фильм по ней есть, но я удачно оказалась не знакома ни с текстом пьесы, ни с фильмом, так что спектакль смотрела на одном дыхании.
Постановка - о жизни обычных людей, 60гг прошлого века. Две девушки, которых дядя после войны забрал из детдома, их взросление, мечты, поступки, сомнения. Разумеется, и все остальные участники - тот дядя, соседка, замечательный вольнодумец Кира... Практически переносишься с "тогда", костюмы, обстановка и кадры кинохроники очень способствуют. Вообще атмосфера передана безупречно, точно и без гротескности, без юродствования, чем часто грешат при попытках подчеркнуть "тогда" и его отличия от "сейчас". Художник-постановщик - Мария Рыбасова. Я ее (ее работы), оказывается, хорошо знаю - и по спектаклям театра Моссовета, и по Арт-вояжу. Всегда, всегда - прекрасно, всегда - именно то, что должно быть и что, кажется, представил бы сам.
Но спектакль. Как бы рассказать, не пересказывая? :) Сказать, что я все почти три часа сидела с улыбкой, хоть временами - и со слезами? Что узнавала, узнавала их всех: и Надю, и Лидочку, и Киру... и дядю Митю, и себя в них - узнавала? Что я не вполне согласна с текстом на сайте, о "простых и вечных ценностях, в которые верили и которыми жили наши соотечественники в 60-х годы прошлого века." Да нет же! Эти ценности и сейчас есть, и ситуации аналогичные, и "конфликт поколений", и характеры - все сейчас есть! И поступки... и не поступки. Бананы и джинсы перестали быть редкостью, а люди - люди-то остались все те же! Мечтают, работают, делают выбор, влюбляются, отрекаются. "обыкновенные люди...в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..." (с) :))) Ну это я отвлеклась.
Говорить про актеров мне сложно - я даже выделить никого не могу! Все понравились неимоверно. Особенно, првада, Лидочка (Екатерина Егорова). И Надя, конечно (Мария Скосырева). И Кира (Андрей Кондаков) - как я его раньше не заприметила?! Дядя Митя (Иван Косичкин), соседка (Анжела Белянская)...
Огромное спасибо еще раз театру - за такой невероятный, светлый, пронзительный спектакль! Я редко остаюсь в таком абсолютном, безоговорочном восторге, на самом деле. Всегда есть какие-то "да, но..." - а здесь нет! Нет никаких "но", полное принятие и абсолютное погружение. Машина времени в действии, практически. Очень странно было, когда случился антракт - зачем он, как..? И очень чудно было после спектакля уходить из практически пустого театра (сотня зрителей - это почти ничто!), возвращаться в реальность.

3
0
...
18 марта 2015
Фото Florin Fox
Фото Florin Fox
отзывы: 40
оценки: 46
рейтинг: 169
5

Краткое резюме - символизм недоделанный. Попытка охватить поколения не выливается в плавное повествование, о нет. Корявое, с торчащими углами весьма посредственной игры, действо. Недотрагедия с элементами недокомедии. Крики и стуки, там где они совсем не нужны. Неплохие музыкальные номера, начисто выпадающие из сюжета. Куда кривая вывезет. Какой там большой зал, и это то много. Пьеса отыгранная во дворе, на фоне рваного одеяла - это уровень данного спектакля. Не вопрос, изначальный материал пакость, но его можно было попытаться подать. Нет. Не подали, выбросили. Как синюшную курицу в магазин 70-х. Как помои прикрытые газетой. Ловите ностальгию, а то убежит через край, выльется на плиту молоком, устанете дом проветривать.
А да. Сюжет. Перипетии. Конфликт поколений. Не верю, ни одной сцене, ни финалу, ничему. Ноль. Пустышка. Потому что нет ни мотивации, ничего. Ноль. Почему? А по кочану.

1
0
...
17 сентября 2014
Фото Екатерина Урзова
Фото Екатерина Урзова
отзывы: 239
оценки: 266
рейтинг: 129
7

На сайте театра написано: «Это взгляд из 2014 года на события 1962 года, и уже зрителю судить, насколько эти два времени сопряжены.» Так вот, это чистая правда. Это современное прочтение пьесы Володина. Это взгляд сегодняшних людей, которым дико то, что за кокетничание с девушкой тебя могут вызвать в партком. Этот взгляд не всегда ироничен, посиделки во дворе дома показаны скорее с некой сентиментальной ностальгией: так было и так уже не будет. Но в целом на мой вкус многовато сарказма.

Если говорить об актерах, то надо перечислять всех ибо заслужили. Самоотверженная Надя (з.а. России Мария Скосырева), все-таки нашедшая силы сама построить свою судьбу. Лида (Екатерина Егорова), которая проходит путь от подростка до взрослой женщины, показаны в развитии. Ухов (Иван Косичкин), искренне желающий племянницам добра, более статичен (все-таки этот персонаж постарше и характер у него вполне сформировался), но тоже довольно многогранный. Очаровательная соседка (Анжела Белянская) (в пьесе этого персонажа нет). Алексей Осипов, Андрей Кондаков, Кирилл Щербина, Наталья Попенко, Татьяна Владимирова играют несколько ролей. Играют хорошо.

3 часа зрители живут вместе с героями пьесы, чему способствует оформление сцены. Собственно, как таковой ее не было вовсе. 6 рядов кресел, а потом - ленинградская квартира и кусочек двора. Входят актеры с левой стороны от зрителей и играют буквально на расстоянии вытянутой руки. Кажется, то и ты сам живешь в этой коммуналке. Мы видим героев на протяжении 10 лет жизни. Художнику постановщику (Мария Рыбасова) и художнику по костюмам (Инна Лобковская) удалось создать для каждого персонажа свой образ, причем этот образ со временем претерпевает изменения. Вот Надя - учетчица в юбке и блузке, а вот она - техник строитель, тут уже пиджак нужен. Потом - опустившая руки неудавшаяся актриса в вытянувшейся кофте. И под конец - восходящая звезда советского кинематографа в батнике и джинсах. Каждый образ хорошо продуман, но в целом использовано не так уж много предметов гардероба. Однако сразу видишь изменения в жизни героини

Отдельно отмечу работу Романа Саульского - видеомонтаж. Оба действия начинаются с киножурнала 1962 и 1972 гг. Они отлично передают атмосферу эпохи, тем более, что во втором случае в оригинальный ролик вмонтировано интервью с Надей во время Московского кинофестиваля.

1
0
...
30 октября 2016
Фото Anja De Lanklo
Фото Anja De Lanklo
отзывы: 18
оценки: 34
рейтинг: 39
9

О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете...

Как часто мы в последнее время с щемящей ностальгией смотрим на старые советские фотографии, на видео, где рассказывается о том как жили они - наши бабушки и дедушки, наши мамы и папы. Глядя на их улыбающиеся лица хочется оказаться подальше от треволнений сегодняшнего буйного века, хочется раствориться в этом странно-спокойном времени.

Спектакль театра Et Cetera "Старшая сестра" по пьесе Александра Володина - это своеобразная машина времени. Она как агрегат Шурика из кинофильма "Иван Васильевич меняет профессию" приподнимает завесу, и погружает зрителя в 60-е и 70-е годы. Причем погружает с самого начала - со входа в зрительный зал. Когда чтобы дойти до кресел, зритель проходит по ковровой дорожке мимо комнаты, где живут сестры, мимо двора с песочницей и голубятней.

Вся обстановка словно веет тем временем. Кажется, что каждая вещь также как и актеры, принимают непосредственное, молчаливое участие в общем действе. Это и повидавший своё сервант, и песочница с игрушечной обезьянкой, и старые потертые кресла.

Начинает спектакль исполнительница главной роли - Надежды Рязаевой - Мария Скосырева. И начинает она его с монолога о театре В.Г.Белинского, написанного в 1958 году:

Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете?

С этого момента уже нет пути назад. То, о чем говориться в монологе: "перед взорами вашими разливается бесконечный мир страстей и судеб человеческих". Смотришь на старания Надежды, на влюбленность Лидочки (Екатерина Егорова), на явно неверное поведение Ухова (Иван Косичкин), которого уже к середине первого акта хочется уже чем-то треснуть, чтоб не ломал судьбы девочек -и понимаешь, что да... Вот оно - волшебство театра!

На сцене перед зрителем разыгрываются разные сценки: вот Лида, ещё школьница, в форме и в белом фартучке (если честно, это была, наверное, единственная моя претензия к образам - ведь вряд ли школьница, делавшая домашнюю работу, писавшая чернилами, стала это делать в белом фартуке. Так ведь и запачкать не долго) флиртует с школьником Кириллом. И вдруг вот он, этот школьник, точнее уже не школьник, а молодой ученый, женатый человек, флиртует с Лидой, взрослой, миловидной девушкой.

Течение времени не замечаешь, но вот оно - раз, и день прошёл. А за ним и месяцы, годы... За два часа мы проживаем два десятилетия. Следим за судьбами персонажей, за тем, как развиваются отношения между сестрами, между друзьями и знакомыми. Видим посиделки во дворе, сопровождаемые пением под гитару. Когда зазвучала песня из "Девчат" - нереально захотелось подпевать в голос. А на Moon River уже захватывало дыхание от какой-то легкой ностальгии, что слезы наворачивались на глаза.

Мария Скосырева справилась со сложной задачей: сыграть Надю сильно, ярко, искренне, и не так, как её сыграла почти 50 лет назад Татьяна Доронина. Она искрилась теплотой и добротой, в её самопожертвование ради сестры не просто верилось - по-другому просто и быть не могло.

Екатерина Егорова, сыгравшая Лидочку, тоже, если так можно выразиться, выиграла бой с ролью. Её нужно было показать не только развитие персонажа внутреннее, эмоциональное. Но и физическое. И от девочки с косичками она, как по мановению волшебной палочки, превращается в молодую девушку, а потом и зрелую женщину. Но без наигрыша или фальши, а словно по-настоящему!

Кирилла, возлюбленного Лиды, играет Андрей Кондаков. Он переживает в своём персонаже ту же трансформацию: от восторженного школьника, рассуждающего о характере Наташи Ростовой и о свободе мнений, через молодого ученого, добившегося признания до уставшего от лжи и жизни на два фронта мужчины, который любит Лиду, но и к своей жене, Шуре, испытывает определенные чувства.

Алексей Осипов в спектакле играет несколько ролей: Огородникова, с которым Надя крутила роман в начале пьесы, и Володю, с которым Надю сводит дядя Миша. Он же играет Моряка в сцене с посиделками во дворе. Алексей поразительно точно отыгрывает три таких разных образа: работника Стройуправления, боящегося за свое положение и ради него в общем-то поставляющего Надю под удар, стеснительного Володи и разбитного, но немного боящегося свою жену моряка.

Самым статичным персонажем, можно даже сказать закостенелым является Михаил Ухов, которого сыграл Иван Косичкин. Сквозь два десятилетия он почти не меняется ни в привычках, ни в жизненной позиции, хотя все вокруг него изменяется. Эпизод, когда уже во втором акте Надя приходит в джинсах, а он её велит одеть юбку - хорошо показывает это. В целом образ явно проработан, но... всё-таки чего-то мне не хватило.

Наталья Попенко сыграла тоже несколько ролей, но самой пронзительной и искренней была Шура, жена Кирилла. Её приход с билетами, рассказ притчи о Тамерлане, её жалобы что она рассеяна. Все это складывается определенный образ. Образ женщины, любящей своего мужа, осознающей что муж её изменяет, но боящейся это признать даже себе самой. Ей сопереживаешь, её жалеешь.

Татьяна Владимирова и Кирилл Щербина в спектакле сыграли эпизодичные роли. Но это не значит, что они проходные. У каждого из них было несколько персонажей, которых они сыграли на отлично. Татьяна Владимирова была восхитительна в образе старого партработника. А Кирилл - прекрасен и обворожителен в образе грузина Гиви.

Единственная претензия у меня была, наверное, к Анжеле Белянской. Она не сыграла плохо - её героиня, этакая старая театральная дива. Но проблема заключалась в том, что точно такой же образ, без каких-то изменений, она создала и в спектакле "Моя Марусечка". Просто один в один.

Вообще, это второй спектакль от Владимира Скворцова как режиссера, который я вижу. Второй, который совмещает в себе как кино, так и оригинал пьесы, но в который он внес и много своего. Первым таким спектаклем был Орфей.

В целом, спектаклю ставлю твердую пятерку. Легкий, веселый, где-то грустный, но в общем - прекрасный. Самое лучшее лекарство от хмурого настроения современности.

Эх, сердцеед, мечтатель мой старинный,
Куда б ты не забрел — я за тобой бегу...

Бежим за радугой, которая
Ждет за углом наверняка,
Нас трое — закадычный друг мой, я
И Лунная Река.

2
0
...
31 мая 2014
Фото Эл Антунский
Фото Эл Антунский
отзывы: 20
оценки: 23
рейтинг: 16
9

Действительно, замечательный спектакль. Текст пьесы несколько изменен, добавлено действия и даже действующие лица (члены парткома на его выездном, так сказать, заседании). А заседание приемной комиссии в театральном сокращено, этой комиссии вообще нет на сцене. Тоже правильно, кто там не был из зрителей, тому это особо ничего не скажет, а кто был, тому достаточно будет одной фразы, слетел с третьего тура... Нельзя не признать это удачным. Понравилось и то, что финальная часть пьесы перенесена из квартиры на улицу. Отсутствующее у Володина объяснение того, как к Наде пришла известность, тоже неплохой такой ход... Песня, которой драматург предполагал оживить действие, вынесена в финал, и это только усилило впечатление. Цепляет, одним словом! Как говорится, углУбить и дополнить (с) получилось очень удачно, вернее, заострить впечатление... Пара-тройка новых действующих лиц тоже пошли спектаклю как нельзя на пользу.
Но немного замечаний к реквизиту. Современный пакет из-под молока в мусорном ведре(таких в то время не было) могут заметить, наверное, только те, кто на вопрос любите ли вы театр так, не путается в ответах между да и да, конечно.
Современная бутылка шампанского на сцене находится достаточно долго и неплохо было бы ее однажды заменить на более подходящую.
Судя по удачно (с помощью киножурнала) обозначенным датам, действие начинается в самом начале 60-х годов, а продолжается(заканчивается) уже после 1972-го года. А дядя Митя в одном и том же майорском кителе образца 43-го года. Неплохо было бы вовремя переодеть его в китель образца 69-го года. Стоило бы копейки, а действие бы оживило и дало бы дополнительное ощущение движения во времени. А так - прекрасно.

0
0
...
23 марта 2016
Фото Ирина Ирина
Фото Ирина Ирина
отзывы: 16
оценки: 17
рейтинг: 13
9

И снова мой любимый Эфросовский зал в Et Cetera! Камерный, уютный, можно сказать - семейный такой зал :) И в зрительный зал на этот спектакль входишь через "парадное крыльцо" - по красной дорожке через сцену. Актеры - вот они, руку протяни, мимика - как под микроскопом, игра - с полной самоотдачей и огромной радостью. Еще бы, спектакль не играли больше полугода, но по оооочень уважительным причинам - сразу две актрисы, занятые в спектакле, стали мамами.
Сюжет - драма каждодневной обычной жизни обычных людей через полтора десятка лет после Войны. Кажется, счастье - в труде ("Где?!") и исполнении долга без оглядки на собственные желания, звучит убедительно, но окажется, что счастье - в любви, в радости от того, что занимаешься любимым делом, в том, что думаешь о себе не в последнюю очередь. И хорошо, если понимаешь это не тогда, когда уже слишком поздно...
Спасибо замечательным актерам, прекрасному Владимиру Скворцову, всему театру за очередной "вкусный" вечер!

0
0
...
16 декабря 2015
Фото Анна
Фото Анна
отзывы: 92
оценки: 98
рейтинг: 10
9

«Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?»
Белинский В.Г.
Я вот люблю! Именно так – больше всего на свете! Но не могу сказать, что в последнее время душа моя была «поражена впечатлениями». Да, было много пищи для ума, но для души… для души – увы! Я люблю театр не за то, что там произносят, а за то, что остается за вербальным: взгляд, жест, поза, наклон головы и взмах ресниц. Мне не надо кричать текст, не надо передо мной взрывать петарды, я вполне услышу и шепот, порой молчание может быть очень громким…
И как хорошо, что в театрах есть такие постановки для души! Добрый, лиричный, трогательный спектакль по пьесе А.Володина «Старшая сестра» стал для меня просто подарком судьбы. Я плакала и смеялась с героями, переживала вместе с ними. Небольшой зал всего в 6 рядов, на сцене воссоздана обстановка обычной квартиры 60-х гг., показана обычная жизнь обычных людей… А проблемы за эти 50 лет ничуть не изменились: поиск себя, поиск счастья и смысла жизни, когда надо отказаться, а когда нужно пожертвовать своими мечтами ради другого, а надо ли жертвовать? Уже поздно что-то менять? Или надо все равно менять и идти к своей мечте? Знакомо и вечно.
Две сестры, Надя и Лида после войны воспитываются своим дядей. Старшая сестра Надя заботится о младшей и помогает ей готовиться к поступлению в театральный институт. Лида не проходит, а Надю готовы взять. И вот тут встает выбор: послушать голос сердца или отказаться от своей мечты ради благополучия младшей сестры. А как бы поступили вы?..
Огромное спасибо режиссеру Владимиру Скворцову, спасибо актерам, потрясающая игра и самоотдача всего актерского состава!
Я очень-очень рекомендую этот спектакль.

0
0
...
9 февраля 2016
Фото Денис Ульянкин
Фото Денис Ульянкин
отзывы: 21
оценки: 21
рейтинг: 6
7

Я родился в СССР. Можно много спорить о том был ли этот союз и это время хорошим или плохим. Мир уже изменился, той страны нет, но в ней прошло моё детство и иногда хочется в него вернуться. Спектакль театра «Et Cetera» по пьесе Александра Володина «Старшая Сестра» играет роль этакой машины времени, которая возвращает нас в послевоенный Ленинград. Декорации, костюмы, песни вызывают странное чувство ностальгии и грустные улыбки.

Главные действующие лица — две сестры, старшая Надя и младшая Лида — сироты, воспитывались в детском доме, откуда их забрал к себе дядя. У него не было детей и он старался воспитывать племянниц как своих и именно поэтому, вопреки их стремлениям, пытался заставить их жить по своему разумению. Они все обычные люди, которые пытаются устроить свою жизнь и хотят быть счастливыми.

"В чем счастье нашей жизни? Счастье в труде. Некоторые считают, что нельзя отказываться от личного счастья во имя труда. А я считаю, что можно"

Лозунги, лозунги, лозунги... Слушая их я понимаю, что не хочу возвращаться в то время, где многие люди старались жить так, как им говорила партия. Жаль что и в настоящем лозунги продолжают затуманивать головы. Я давно уже не ищу смысла жизни, для меня он в том, чтобы делать то, к чему стремишься. Возможно это просто "жить в своё удовольствие" и очень эгоистично, но страдать всю жизнь и умереть не сделав попытку хотя бы прикоснуться к желанному — просто ужасно.

Лида пытается поступить в театральное училище. Но, мне кажется, это не её желание, а желание Нади, которая запомнила огромные восхищённые глаза Лиды, когда их водили в театр, который шефствовал над детским домом. Лида прекрасно, в лицах, читает отрывок из романа "Война и мир" и ... не поступает. Зато готовы взять Надю, которая пыталась заступиться за сестру. Старшая сестра всю жизнь посвятила младшей, но теперь ей приходится пожертвовать ещё и своим талантом актрисы, чтобы дать возможность получить образование младшей сестре.

Кто виноват? Возможно время, возможно комплексы, но каждый день главные герои портят жизнь себе и окружающим. Проблема выбора — это главная проблема человечества, которое не учится на чужих ошибках.

"Мы ни за что не будем жить по-вашему. Это исключено. Мы никогда не будем жить по-вашему. Лучше уж совсем не жить!"

Постановка проходит в Эфросовском зале, это небольшой зал, там всего 6 рядов и актёры играют прямо перед тобой, хорошо видны все эмоции и чувства на их лицах, каждый зритель может прочувствовать душевное состояние героев. Этот спектакль о мечте и о жизненных сложностях, которые мешают её воплощению. Никогда не поздно изменить свою жизнь к лучшему. Можно слушать чужие мнения, но жить нужно по велению сердца.

0
0
...
7 февраля 2016
Фото Екатерина Королева
Фото Екатерина Королева
отзывы: 5
оценки: 3
рейтинг: 4
7

Это сложный спектакль, но очень тонкий и трогающий за душу. Многие моменты будто вырезаны из реальной жизни, может, не нашей, может, наших родителей, и в то же время все такое реальное и настоящее. Малая сцена дает это прочувствовать сполна. Зритель как будто сам является частью этого действа, он подобен соседке за стеной.
Эта история о том, что правильно по-настоящему и о том, что выглядит правильным. Он о взрослых серьезных решениях и их последствиях и о том, что порой приходится взрослеть слишком рано. Но все равно, даже, когда кажется, что пути назад, все равно можно взять все в свои руку, схватить судьбу за хвост и повернуть к себе лицом. Для этого надо взять себя в руки и решиться, а это порой очень и очень непросто, ведь для этого надо взглянуть правде в лицо и принять себя и мир вокруг, не додумывая и не достраивая.

0
0
...
23 марта 2015
Фото Алексей Фомичев
Фото Алексей Фомичев
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 2
9

Лучший спектакль театра.Один из значительных спектаклей сезона, в котором есть боль, тоска и легкость,юмор и ирония, стоит посмотреть, если достанете билеты.Зрители спектакля в финале скандируют шу шу шу, вместе с героями, прекрасная режиссура, актерские работы все на высоте.

0
0
...
2 июня 2014
Фото Анастасия
Фото Анастасия
отзывы: 33
оценки: 40
рейтинг: 1
5

Спектакль неплохой. Да, тут не найти острого сюжета, неожиданных поворотов действия. Зато есть простая история, добрый юмор и вечные истины о долге и выборе пути, понятные каждому. Интереснее всего посетить спектакль будет людям старшего поколения. Тем, кто о реалиях Советского Союза знает не понаслышке. Меня, человека, родившегося на закате СССР, спектакль "не зацепил", оставил довольно равнодушной.
Негативную роль сыграл еще и Эфросовский зал театра. Так как сцена и зрительный зал находятся на одном уровне, то половину спектакля можно было только слушать, т.к. происходившего на сцене просто не было видно.

0
0
...
19 февраля 2016
Фото Алёна
Фото Алёна
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
7

«Да ты смотрела его, знаешь сюжет», - говорила мне подруга, пригласившая на спектакль. Нет, не смотрела я фильм с Татьяной Дорониной. Удивительным образом оказалось, что смотрела постановку в другом театре много лет назад. Неожиданным оказался именно этот факт.

Может поэтому половину спектакля ждала, что сердце начнут рвать на части, что будет дуновение блокадной безысходности, показаны поломанные судьбы, светлая грусть и т.д., и т.д. А спектакль оказался совсем другим - сердечным, жизнеутверждающим и домашним – как разговор по душам, который случается не часто, и поэтому так ценен.

Игра актеров замечательная! Вели за собой с первой фразы - вызывая то смех, то слезы, то сострадание – море живых эмоций.

Уморительно и страшно было смотреть на «полицию нравов»… Карикатурно и так выпукло показали героев буквально несколькими жестами, фразами! Поняла, что в советы не хочется совсем и насколько мы сейчас свободнее, всё стало иначе. Кстати это современность ощущается – в чем то неуловимом … просачивается через замечательно воссозданную обстановку 60х. И это, на мой взгляд, здорово. И здорово то, что надрывности мало – много жизни не смотря ни на что. Именно жизни, чувств и прорисованных судеб.

Если очень кратко – добрый целостный спектакль, дающий почву для размышлений, спектакль, который стоит увидеть. Спасибо!

1
0
...
10 февраля 2016
Фото Игорь Лебедев
Фото Игорь Лебедев
отзывы: 1
оценки: 0
рейтинг: 1
9

Содержание

На мой взгляд, что делает сценарий незаурядным, это то, что речь идёт не просто о каких-то событиях в жизни главных героев и их окружающих. Смысл гораздо глубже: это о проблеме их выбора, принципы, которым они следуют в своей жизни. Выбор между главными жизненными концептами: между долгом и наслаждением. Что важнее? Как раз то, чем я занимаюсь. Это, на мой взгляд, главный вопрос русской философии. Это главный вопрос всей русской жизни. Почему столько споров по поводу советского периода? Именно поэтому.

Жизнь ради чувства долга олицетворяет собой дядя Митя (актёр Иван Косичкин) – отставной военный. Замечательно сыграл. Одна выправка чего стоит)) Так и видишь, что у него на самом деле ранение в левую ногу.

Это действительно достойный человек, прошедший войну, дослужившийся до звания майора, потом нашедший своих племянниц в детском доме и добросовестно их воспитывающий.

Старшая сестра Надя (актриса Мария Скосырева) работает учётчицей на стройке.

Надя колеблется в выборе главных жизненных принципов, и потом всё-таки выбирает удовольствие (в её случае это призвание - по ходу пьесы она становится актрисой с головокружительной карьерой). Вывод к которому нас подводят автор сценария и постановщик следующий: ради чувства долга жить, конечно, правильно и хорошо, но очень скучно, и люди в предпочитают совершать ошибки (иногда и фатальные), но иметь в жизни радость и свободу выбора. Этот вывод не формулируется в ходе пьесы, к нему как бы подводят зрителя, он витает в воздухе.

Младшая, Лида (Екатерина Егорова) встречается с молодым женатым мужчиной, незаурядным учёным-математиком (Андрей Кондаков). Здесь также речь идёт о её жизненном выборе, поскольку дядя Митя настаивает, чтобы она разорвала бесперспективные отношения. Дальнейшие события показывают, стоило ли это делать...

В пьесе есть также другие, хорошо узнаваемые типажи: старая, выжившая из ума большевичка, постоянно угождающий ей молодой комсомольский функционер (по лицу видно - мечтающий о карьере; сколько я таких повидал в жизни!), жеманная отставная актриса, ударяющий за ней молодой грузин, колдунья-любительница, главный инженер строительства (холёный бабник, изменявший своей жене со старшей сестрой), ботаник-ухажёр...

А как сыграла законная жена Кирилла, возлюбленного Лизы - добрая школьная учительница, забитая жизнью! На мой взгляд, лучшая роль в спектакле. Когда она начала говорить, весь зал окаменел от ужаса - и от её положения, и от того, как смиренно она несёт свой крест... Вот действительно окаменел... Но не буду рассказывать - это надо самим увидеть.

Сценическое воплощение

Я бы сказал, что оно изумительно. Вот уж чего совсем не ожидал. Не смотря на то, что я не театрал, и сравнивать, в общем, не с чем. Учась в МГУ, ходил в театр очень часто, в основном на постановки русской классики, пересмотрел чуть не весь московский репертуар. Но такого, честное слово, не видел никогда. Актёры не просто играли, они жили на сцене. Они выкладывались по полной. Через какое-то время забываешь, что ты в театре, тем более что подмостков нет. Зал устроен интересно: первый ряд кресел находится на уровне актёров (я сидел в первом ряду). Замечу, что в конце спектакля их вызывали пять раз. Вот тебе и русский театр эпохи либерализма...

Это действительно очень интересное решение, что сцена находилась на уровне зрительного зала. Придаёт действию дополнительную камерность. Ещё хочется отметить интересное использование кинематографических средств. Когда младшая сестра и её друг сидят в кинотеатре, лицом к зрителю, то на экран позади них проецируются кадры из фильма на который они пришли ("Война и мир" Сергея Бондарчука). При этом изображение идёт без звука, слышен только тихий стрекот кинопроектора - чтобы не заглушать актёрскую речь. Выглядит это на удивление органично. Я кошмарный консерватор и плохо отношусь к любым нововведениям в театре, но вот это было сделано замечательно.
Ещё нужно отметить музыкальные места в постановке. Они вас не разочаруют))

Личные впечатления

Отродясь не был в современных театрах. Отродясь не был на премьерах. Это было первое моё знакомство с театром новой, демократической России. Ну, что сказать? Он не разочаровал. Несмотря на упомянутый консерватизм. Согласитесь, от нынешнего состояния отечественной культуры трудно ждать каких-то особых откровений? И уж совсем не ждёшь, что пьеса о советских временах будет поставлена с таким уважением и любовью...

Театр находится в одной минуте ходьбы от м. "Тургеневская". Здание весьма современное, очень продуманное. Постановка была на малой сцене на шестом этаже. Всего около 130 мест, весь зал был набит до отказа. Мне говорили, что так на каждом представлении. Охотно верю.

Меня очень удивило, как много ходит в театр одиноких женщин. Старше 35, и все, как одна, с подругами. А вы говорите, что они сидят дома со своими котиками...

Действие происходит в 50-60-х годах ХХ века, и должен заметить, что несмотря на лаконизм декораций, дух времени передан изумительно. Продумали всё до мелочей. Спектакль рассчитан на литературно (и исторически) продвинутого зрителя. В некоторых местах я начинал беззвучно хохотать и оглянувшись понимал, что, кажется, единственный, кто оценил тонкий юмор сценариста. Вообще, в спектакле было немало смешных моментов. Автор, Александр Володин, постарался на славу. Аннотацию к спектаклю можно почитать на официальном сайте театра.

Театр очень уютный. На этаже есть небольшое фойе, где в буфете продают изумительный чизкейк)) Если пойдёте с подругой, обязательно её угостите)) У нас с девушкой с самого начала знакомства есть романтическая традиция: во всех кафе мы обязательно заказываем чизкейк, который всегда съедаем вдвоём из одной тарелочки (без таких традиций ведь не бывает романтики, не правда ли?). Так вот: это был самый вкусный из множества опробованных)) Словом, если подумываете сводить свою подругу в театр - настоятельно рекомендую именно этот спектакль. Не пожалеете. Следующее представление будет 1 мая.

В театре всё ультра-современное, чистенькое, новое, но никакого модерна, дизайн решен в уютной бежево-коричневой гамме. Персонал отличается исключительной предупредительностью. В общем, там хорошо))

Это был наш первый выход с любимой девушкой в свет, и, несмотря на её давнюю симпатию к представляемой эпохе (постоянно напевает эстрадные песни моего детства, чем неизменно вгоняет в транс) откуда знает-то?), я панически боялся, что ей, по молодости лет, не понравится. Тем более, моя подруга уж точно не театралка, и, как все её сверстницы, круглые сутки сидит, уткнувшись в смартфон. Да ко всему ещё жаловалась ранее, что родственница таскает на скучные классические постановки... Некоторые реалии той жизни были для неё, действительно, непонятны - например, почему члены парткома могли заявиться прямо на дом, чтобы устроить судилище коммуниста за аморальное поведение (по дороге в метро много рассказывал ей, как оно всё было в ту, навеки канувшую в Лету эпоху). Но страхи были напрасны: по окончании сама призналась, что не только была в восторге, но и полностью изменила своё мнение о театре: "Я не думала, что может быть так интересно". Когда перестали хлопать (актёрам устроили настоящую овацию), и мы пошли к гардеробу, подруга заметила:
- Это ведь как раз по твоей проблематике. Как раз то, о чём ты больше всего думаешь.
- Ага, - согласился я. - Стопроцентное попадание.

(Скопировал из моего блога. Заголовок - "Я видел настоящий театр")

1
0
...
21 апреля 2015
Фото Elena Ladariy
Фото Elena Ladariy
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
9

Получив предложение посетить спектакль ''Старшая сестра'' в театре Et cetera, под руководством Калягина, я прочитала пьесу и посмотрела фильм. Поэтому я думала, что иду на драму и каково же было удивление, что в постановке Владимира Скворцова это скорее гротеск и только отдельные сцены возвращают нас к истоку, рассказу о загубленной молодости. Во всяком случае - это мое восприятие.
Спектакль начинается с прочтения монолога Белинского 'Любители вы театр так, как люблю его я '. Только главная героиня, которую играет Мария Скосырева, произносит его не перед приемной комиссии, а перед залом. По поводу шушуканья, что лучше Дорониной никто его не может прочесть , могу не согласиться. Мария пламенно произносит эту речь, но иногда скатывается на фирменные Доронинские придыхания. Сразу видно что при репетициях роли ни один раз обращалась к просмотру фильма. В какой то момент она обращается к залу, как бы прося подсказать слова и этот жест объединяет зрителей и актеров, это же подчеркивается декорациями, которые перетекают плавно в зал. И небрежно брошенный коврик в проходе, и дверь 'квартиры', которая находится в начале боковых рядов. Что хотелось бы сказать об оформлении. Художник-постановщик, Мария Рыбасова, гениально воспроизвела ощущение времени. Сервант, кровать, ширма, стол, стулья и даже ватный дед мороз 50-60-х годов прошлого столетия играют роль машины времени для нашего подсознания.
Очень хочется отметить талант молодой актрисы Екатерины Егоровой, которая играет младшую сестру. Да, в какие то моменты она выбивается из временного отсчета пьесы и какими то жестами и движениями выдает свою принадлежность к другой эпохе. Но когда она играет в сцене расставания с любимым, когда ее слезы льются ручьем, то хочется заплакать с ней. Настолько искренне ее чувства.
Я не буду пересказывать сюжет, он известен. Разбирать тонкости игры актеров, я не критик. Могу только донести общее впечатление от увиденного. Спектакль неоднозначный. Я не села писать сразу отзыв только потому, что мне надо было для себя понять, какое послевкусие осталось от увиденного. Сейчас могу сказать четко - смотреть надо, хотя бы из-за великолепного музыкального сопровождения.
Что могу еще сказать - трудно кого то выделить из общей массы актеров. Все играли зажигательно. Зал чутко реагировал на их настроение. Смеялся, плакал и пел. Единственное кого я не могу не упомянуть - это Колдунья, в фильме ее играла молодая Чурикова, тут же умудренная годами и опытом Татьяна Владимирова. И у меня такое впечатление, что она глубже раскрыла образ. Между прочим, в начале постановки она же играет роль главы партийной ячейки, которая далась ей не хуже. По ощущениям - две разных актрисы.
По поводу самого театра. Я часто читала негативные отзывы об атмосфере. Могу сказать, что у меня совсем другие ощущения. Все милы и общительны. Кафе с очень демократичными ценами
Кстати, спектакль идет без микрофонов, но все замечательно слышно.

0
0
...
30 октября 2016
Фото Марина Л.
Фото Марина Л.
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 0
7

На днях мы с подругой сходили на "Старшую сестру" в Et Cetera.
Спектакль проходил в малом зале, где всего 6 рядов, что создавало камерную, почти домашнюю обстановку и это явно нравилось и актерам и зрителям. Чувствовалось, что им уютно на сцене (при ее отсутствии). Очень мне понравилась игра актеров, особенно старшей сестры- Нади, Марии Скосаревой! Она "жила" на сцене, а не просто "играла"! Потом уже я прочла, что она заслуженная артистка.
Хочется еще отметить отдельно декорации и детали костюмов! Очень здорово, что каждая мелочь была аутентична, из 60х годов 20 века (или так только кажется?! да нет же, у моей бабушки точно была половина всех этих вещиц! :)) Сумочки, чемоданы, плюшевый мишка, ватные Дед Мороз и Снегурочка, "пластинка" с зарубежной музыкой на рентгеновском снимке легких... даже на задней стенке шкафа, стоящего на сцене, фотография Ланового, ведь в комнате жили девчонки :)) Надо сказать, эта маленькая деталь была особенно приятна потому, что задняя спинка шкафа становится видна зрителям только при входе в зал и выходе из зала.
Все это вместе с музыкой на виниле и кинохроникой, которую показывают на экране, сразу погружает зрителей в атмосферу советского времени.
В общем, сходите, отличный спектакль! Не пожалеете!
Останется приятное "послевкусие".

0
0
...
7 февраля 2016
Фото Наталья Успешная
Фото Наталья Успешная
отзывы: 3
оценки: 1
рейтинг: 0
9

Умеете ли вы путешествовать во времени? До пятницы 10 апреля я думала, что это невозможно! Но актеры театра Et Cetera доказали обратное и перенесли нас с Жанной в 60е годы прошлого века. Декорации спектакля "Старшая сестра" продуманы до мелочей. Прямо со входа в зал зритель попадает в питерскую коммунальную квартиру: старый сервант, железная кровать за ширмой, большой стол, служащий одновременно и обеденным, и письменным; а за окнами квартиры двор с песочницей и голубятней! Все просто, уютно, лаконично, ничего не отвлекает от главной истории, происходящей на сцене, а напротив - помогает раскрыть все грани характеров героев, помогает зрителям погрузиться полностью в действо, помогает нам почувствовать себя частью этого мира: будто соседями, живущими за тонкой стеной коммунальной квартиры.

Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете?

С этого монолога начинается спектакль. Великолепная Наденька (заслуженная артистка России Мария Скосырева) увлекает нас за собой в мир своих тревог и переживаний, в мир своих желаний, в свой мир, в свою жизнь. В жизнь сложную, в жизнь, в которой много борьбы - с самой собой, с чужими взглядами, с собственными желаниями. Кто победит в этой борьбе? Об этом спектакль.

Как сложится жизнь у Лиды - младшей сестры, заботе о которой посвятила себя Надя? Стоит ли жертвовать своими мечтами, ради счастья сестры? И можно ли построить то самое счастье, если оно строиться на жертвах? Об этом спектакль.

Правильно ли ведет себя Кира, безнадежно влюбленный в Лиду с самого детства, молодой перспективный ученый? Правильно ли ведет себя его жена Шурочка - милая, скромная учительница, сама себе боящаяся признаться в том, что ее муж ведет двойную жизнь. Можно ли жить с закрытыми глазами? Можно ли строить свое счастье на несчастье других? Об этом спектакль.

Дает ли право дяде Мите любовь и забота о племянницах диктовать девочкам как им жить? Всегда ли взрослый знают лучше что нужно молодым? Можно ли навязывать свои взгляды другим? Об этом спектакль.

"Старшая сестра" - это спектакль насыщенный, интересный, захватывающий и заставляющий думать. Это именно такой спектакль, после просмотра которого остается сладкое послевкусие, это спектакль, который хочется обсуждать.
И кроме того - это спектакль отлично сыгранный! За три часа герои проживают два десятилетия. Мы видим, как развиваются отношения между сестрами, между друзьями и соседями. Видим их повседневную жизнь - походы в кино, посиделки во дворе, песни под гитару, танцы! Артисты замечательно поют! Когда звучала песня "Девчата", кажется весь зал еле сдерживался, чтобы не начать подпевать!

0
0
...
12 апреля 2015