Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Старшая сестра, Москва

7.9

Место проведения

Et Cetera п/р Александра Калягина
Вычурный новострой на Сретенском бульваре — театр под руководством Александра Калягина. Большой зал Et Cetera получился очень пестрым: здесь есть «Ложа Арлекина», «Ложа Фальстафа», «Ложа Митрофанушки», беккетовская «Ложа Годо», и каждая из них оформлена по-своему. Ставят здесь, как правило, приглашенные режиссеры, среди которых Роберт Стуруа, Александр Морфов, Оскар Коршуновас и Владимир Панков. Руководит театром Александр Калягин.
телефон+7 (495) 625 21 61
адрес

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Старшая сестра»

Фото Елена ККК
отзывы:
244
оценок:
381
рейтинг:
230
9

Спектакль по пьесе Володина "Моя старшая сестра". И фильм по ней есть, но я удачно оказалась не знакома ни с текстом пьесы, ни с фильмом, так что спектакль смотрела на одном дыхании.
Постановка - о жизни обычных людей, 60гг прошлого века. Две девушки, которых дядя после войны забрал из детдома, их взросление, мечты, поступки, сомнения. Разумеется, и все остальные участники - тот дядя, соседка, замечательный вольнодумец Кира... Практически переносишься с "тогда", костюмы, обстановка и кадры кинохроники очень способствуют. Вообще атмосфера передана безупречно, точно и без гротескности, без юродствования, чем часто грешат при попытках подчеркнуть "тогда" и его отличия от "сейчас". Художник-постановщик - Мария Рыбасова. Я ее (ее работы), оказывается, хорошо знаю - и по спектаклям театра Моссовета, и по Арт-вояжу. Всегда, всегда - прекрасно, всегда - именно то, что должно быть и что, кажется, представил бы сам.
Но спектакль. Как бы рассказать, не пересказывая? :) Сказать, что я все почти три часа сидела с улыбкой, хоть временами - и со слезами? Что узнавала, узнавала их всех: и Надю, и Лидочку, и Киру... и дядю Митю, и себя в них - узнавала? Что я не вполне согласна с текстом на сайте, о "простых и вечных ценностях, в которые верили и которыми жили наши соотечественники в 60-х годы прошлого века." Да нет же! Эти ценности и сейчас есть, и ситуации аналогичные, и "конфликт поколений", и характеры - все сейчас есть! И поступки... и не поступки. Бананы и джинсы перестали быть редкостью, а люди - люди-то остались все те же! Мечтают, работают, делают выбор, влюбляются, отрекаются. "обыкновенные люди...в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..." (с) :))) Ну это я отвлеклась.
Говорить про актеров мне сложно - я даже выделить никого не могу! Все понравились неимоверно. Особенно, првада, Лидочка (Екатерина Егорова). И Надя, конечно (Мария Скосырева). И Кира (Андрей Кондаков) - как я его раньше не заприметила?! Дядя Митя (Иван Косичкин), соседка (Анжела Белянская)...
Огромное спасибо еще раз театру - за такой невероятный, светлый, пронзительный спектакль! Я редко остаюсь в таком абсолютном, безоговорочном восторге, на самом деле. Всегда есть какие-то "да, но..." - а здесь нет! Нет никаких "но", полное принятие и абсолютное погружение. Машина времени в действии, практически. Очень странно было, когда случился антракт - зачем он, как..? И очень чудно было после спектакля уходить из практически пустого театра (сотня зрителей - это почти ничто!), возвращаться в реальность.

Фото Галина Снопова
отзывы:
18
оценок:
17
рейтинг:
8
9

Спектакль несомненно состоялся. Во всех отношениях. Достойно выдержал сравнение с любимым фильмом, даже пьеса заиграла новыми гранями. Трудно выделить кого-то из актеров, они все равновелики). А сцена с застольем во дворе (Я - моряк!) весь зал подключает к действу, так и хочется присесть и тяпнуть за компанию). В малом зале спектакль хорош, но может и на большой сцене был бы уместен. Там бы его больше зрителей увидели...

Фото Anja De Lanklo
отзывы:
18
оценок:
34
рейтинг:
38
9

О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете...

Как часто мы в последнее время с щемящей ностальгией смотрим на старые советские фотографии, на видео, где рассказывается о том как жили они - наши бабушки и дедушки, наши мамы и папы. Глядя на их улыбающиеся лица хочется оказаться подальше от треволнений сегодняшнего буйного века, хочется раствориться в этом странно-спокойном времени.

Спектакль театра Et Cetera "Старшая сестра" по пьесе Александра Володина - это своеобразная машина времени. Она как агрегат Шурика из кинофильма "Иван Васильевич меняет профессию" приподнимает завесу, и погружает зрителя в 60-е и 70-е годы. Причем погружает с самого начала - со входа в зрительный зал. Когда чтобы дойти до кресел, зритель проходит по ковровой дорожке мимо комнаты, где живут сестры, мимо двора с песочницей и голубятней.

Вся обстановка словно веет тем временем. Кажется, что каждая вещь также как и актеры, принимают непосредственное, молчаливое участие в общем действе. Это и повидавший своё сервант, и песочница с игрушечной обезьянкой, и старые потертые кресла.

Начинает спектакль исполнительница главной роли - Надежды Рязаевой - Мария Скосырева. И начинает она его с монолога о театре В.Г.Белинского, написанного в 1958 году:

Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете?

С этого момента уже нет пути назад. То, о чем говориться в монологе: "перед взорами вашими разливается бесконечный мир страстей и судеб человеческих". Смотришь на старания Надежды, на влюбленность Лидочки (Екатерина Егорова), на явно неверное поведение Ухова (Иван Косичкин), которого уже к середине первого акта хочется уже чем-то треснуть, чтоб не ломал судьбы девочек -и понимаешь, что да... Вот оно - волшебство театра!

На сцене перед зрителем разыгрываются разные сценки: вот Лида, ещё школьница, в форме и в белом фартучке (если честно, это была, наверное, единственная моя претензия к образам - ведь вряд ли школьница, делавшая домашнюю работу, писавшая чернилами, стала это делать в белом фартуке. Так ведь и запачкать не долго) флиртует с школьником Кириллом. И вдруг вот он, этот школьник, точнее уже не школьник, а молодой ученый, женатый человек, флиртует с Лидой, взрослой, миловидной девушкой.

Течение времени не замечаешь, но вот оно - раз, и день прошёл. А за ним и месяцы, годы... За два часа мы проживаем два десятилетия. Следим за судьбами персонажей, за тем, как развиваются отношения между сестрами, между друзьями и знакомыми. Видим посиделки во дворе, сопровождаемые пением под гитару. Когда зазвучала песня из "Девчат" - нереально захотелось подпевать в голос. А на Moon River уже захватывало дыхание от какой-то легкой ностальгии, что слезы наворачивались на глаза.

Мария Скосырева справилась со сложной задачей: сыграть Надю сильно, ярко, искренне, и не так, как её сыграла почти 50 лет назад Татьяна Доронина. Она искрилась теплотой и добротой, в её самопожертвование ради сестры не просто верилось - по-другому просто и быть не могло.

Екатерина Егорова, сыгравшая Лидочку, тоже, если так можно выразиться, выиграла бой с ролью. Её нужно было показать не только развитие персонажа внутреннее, эмоциональное. Но и физическое. И от девочки с косичками она, как по мановению волшебной палочки, превращается в молодую девушку, а потом и зрелую женщину. Но без наигрыша или фальши, а словно по-настоящему!

Кирилла, возлюбленного Лиды, играет Андрей Кондаков. Он переживает в своём персонаже ту же трансформацию: от восторженного школьника, рассуждающего о характере Наташи Ростовой и о свободе мнений, через молодого ученого, добившегося признания до уставшего от лжи и жизни на два фронта мужчины, который любит Лиду, но и к своей жене, Шуре, испытывает определенные чувства.

Алексей Осипов в спектакле играет несколько ролей: Огородникова, с которым Надя крутила роман в начале пьесы, и Володю, с которым Надю сводит дядя Миша. Он же играет Моряка в сцене с посиделками во дворе. Алексей поразительно точно отыгрывает три таких разных образа: работника Стройуправления, боящегося за свое положение и ради него в общем-то поставляющего Надю под удар, стеснительного Володи и разбитного, но немного боящегося свою жену моряка.

Самым статичным персонажем, можно даже сказать закостенелым является Михаил Ухов, которого сыграл Иван Косичкин. Сквозь два десятилетия он почти не меняется ни в привычках, ни в жизненной позиции, хотя все вокруг него изменяется. Эпизод, когда уже во втором акте Надя приходит в джинсах, а он её велит одеть юбку - хорошо показывает это. В целом образ явно проработан, но... всё-таки чего-то мне не хватило.

Наталья Попенко сыграла тоже несколько ролей, но самой пронзительной и искренней была Шура, жена Кирилла. Её приход с билетами, рассказ притчи о Тамерлане, её жалобы что она рассеяна. Все это складывается определенный образ. Образ женщины, любящей своего мужа, осознающей что муж её изменяет, но боящейся это признать даже себе самой. Ей сопереживаешь, её жалеешь.

Татьяна Владимирова и Кирилл Щербина в спектакле сыграли эпизодичные роли. Но это не значит, что они проходные. У каждого из них было несколько персонажей, которых они сыграли на отлично. Татьяна Владимирова была восхитительна в образе старого партработника. А Кирилл - прекрасен и обворожителен в образе грузина Гиви.

Единственная претензия у меня была, наверное, к Анжеле Белянской. Она не сыграла плохо - её героиня, этакая старая театральная дива. Но проблема заключалась в том, что точно такой же образ, без каких-то изменений, она создала и в спектакле "Моя Марусечка". Просто один в один.

Вообще, это второй спектакль от Владимира Скворцова как режиссера, который я вижу. Второй, который совмещает в себе как кино, так и оригинал пьесы, но в который он внес и много своего. Первым таким спектаклем был Орфей.

В целом, спектаклю ставлю твердую пятерку. Легкий, веселый, где-то грустный, но в общем - прекрасный. Самое лучшее лекарство от хмурого настроения современности.

Эх, сердцеед, мечтатель мой старинный,
Куда б ты не забрел — я за тобой бегу...

Бежим за радугой, которая
Ждет за углом наверняка,
Нас трое — закадычный друг мой, я
И Лунная Река.

Фото Алёна
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
7

«Да ты смотрела его, знаешь сюжет», - говорила мне подруга, пригласившая на спектакль. Нет, не смотрела я фильм с Татьяной Дорониной. Удивительным образом оказалось, что смотрела постановку в другом театре много лет назад. Неожиданным оказался именно этот факт.

Может поэтому половину спектакля ждала, что сердце начнут рвать на части, что будет дуновение блокадной безысходности, показаны поломанные судьбы, светлая грусть и т.д., и т.д. А спектакль оказался совсем другим - сердечным, жизнеутверждающим и домашним – как разговор по душам, который случается не часто, и поэтому так ценен.

Игра актеров замечательная! Вели за собой с первой фразы - вызывая то смех, то слезы, то сострадание – море живых эмоций.

Уморительно и страшно было смотреть на «полицию нравов»… Карикатурно и так выпукло показали героев буквально несколькими жестами, фразами! Поняла, что в советы не хочется совсем и насколько мы сейчас свободнее, всё стало иначе. Кстати это современность ощущается – в чем то неуловимом … просачивается через замечательно воссозданную обстановку 60х. И это, на мой взгляд, здорово. И здорово то, что надрывности мало – много жизни не смотря ни на что. Именно жизни, чувств и прорисованных судеб.

Если очень кратко – добрый целостный спектакль, дающий почву для размышлений, спектакль, который стоит увидеть. Спасибо!

Фото Екатерина Урзова
отзывы:
102
оценок:
102
рейтинг:
60
7

На сайте театра написано: «Это взгляд из 2014 года на события 1962 года, и уже зрителю судить, насколько эти два времени сопряжены.» Так вот, это чистая правда. Это современное прочтение пьесы Володина. Это взгляд сегодняшних людей, которым дико то, что за кокетничание с девушкой тебя могут вызвать в партком. Этот взгляд не всегда ироничен, посиделки во дворе дома показаны скорее с некой сентиментальной ностальгией: так было и так уже не будет. Но в целом на мой вкус многовато сарказма.

Если говорить об актерах, то надо перечислять всех ибо заслужили. Самоотверженная Надя (з.а. России Мария Скосырева), все-таки нашедшая силы сама построить свою судьбу. Лида (Екатерина Егорова), которая проходит путь от подростка до взрослой женщины, показаны в развитии. Ухов (Иван Косичкин), искренне желающий племянницам добра, более статичен (все-таки этот персонаж постарше и характер у него вполне сформировался), но тоже довольно многогранный. Очаровательная соседка (Анжела Белянская) (в пьесе этого персонажа нет). Алексей Осипов, Андрей Кондаков, Кирилл Щербина, Наталья Попенко, Татьяна Владимирова играют несколько ролей. Играют хорошо.

3 часа зрители живут вместе с героями пьесы, чему способствует оформление сцены. Собственно, как таковой ее не было вовсе. 6 рядов кресел, а потом - ленинградская квартира и кусочек двора. Входят актеры с левой стороны от зрителей и играют буквально на расстоянии вытянутой руки. Кажется, то и ты сам живешь в этой коммуналке. Мы видим героев на протяжении 10 лет жизни. Художнику постановщику (Мария Рыбасова) и художнику по костюмам (Инна Лобковская) удалось создать для каждого персонажа свой образ, причем этот образ со временем претерпевает изменения. Вот Надя - учетчица в юбке и блузке, а вот она - техник строитель, тут уже пиджак нужен. Потом - опустившая руки неудавшаяся актриса в вытянувшейся кофте. И под конец - восходящая звезда советского кинематографа в батнике и джинсах. Каждый образ хорошо продуман, но в целом использовано не так уж много предметов гардероба. Однако сразу видишь изменения в жизни героини

Отдельно отмечу работу Романа Саульского - видеомонтаж. Оба действия начинаются с киножурнала 1962 и 1972 гг. Они отлично передают атмосферу эпохи, тем более, что во втором случае в оригинальный ролик вмонтировано интервью с Надей во время Московского кинофестиваля.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить