Театральная афиша Москвы

Спектакль Графоман, Санкт-Петербург

7.6
оценить
Расписание и билеты
Театр: Графоман, Санкт-Петербург

Комплексы и лирика советских 70-х по стихам и прозе Александра Володина

Место проведения

Театр им. Комиссаржевской

Театр им. Комиссаржевской

7.3
Бульварная драматургия и эстетика
В самом начале xx века здесь открыла свой театр Вера Комиссаржевская; в 1942-м работал «Блокадный театр». На заре 1990-х годов одной из первых в городе «Комиссаржевка» без стеснения заняла нишу «бульварного театра» — вместо внятных человеческих историй на ее сцене стали появляться всякие «Французские штучки». Однако театр по праву гордится шекспировскими «Бурей» и «Сном в летнюю ночь», мольеровским «Дон Жуаном» и брехтовским «Ваалом» — умными фарсами прославленного болгарина Александра Морфова, который числится здесь главным приглашенным режиссером. Особого внимания заслуживают интерьеры: «Комиссаржевка» сегодня выглядит как при Вере Федоровне — это театр-салон в пастельных тонах.
касса +7 (812) 571 31 02
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 11.00–15.00, 16.00–19.00
официальный сайт

Лучшие отзывы о спектакле «Графоман»

Фото Zolyhka
отзывы:
2
оценок:
3
рейтинг:
4
9

Мысли вслух


Когда-то Александр Володин сказал: "Жизнь - это такое воспоминание".... И вот премьерой театра им. Комиссаржевской «Графоман» мы и вспомнили ту жизнь.
В советской драматургии 60-х годов не было писателя, драматурга, который бы, как в свое время А. Чехов, занимался «исследованием человеческой души», всех ее проявлениях и оттенках. А в наше «бешеное» по скорости, время некогда остановиться, задуматься, понять почему что-то происходит так, а не иначе.
«Хуже сплю,
больше пью,
меньше женщин домой провожаю,
реже стал от друзей возвращаться под утро домой...
Что такое со мной?
Что такое со мной?
Я не знаю.
Я такой же, как был!
Я такой же, как был!
Я такой!..»
Этими стихами А.Володина начинается действие спектакля.
Как хорошо, что вновь обратились к пьесе Володина — к таким сомневающимся людям, неуспешным, но постоянно думающим, и в мыслях которых рождается истина. Собственно эти черты менталитета, русского, советского менталитета, в массе свойственные, выросшим в Советском Союзе, как бы не передергивалось все в последнее время. Сам Володин — яркий представитель писателя, выросшего на этих ценностях.
И такой спектакль вдруг появился — браво! Браво тому, что это спектакль для думающих людей! В этом и состоит предназначение театра — дать толчок человеку, «обратиться» к его «голове», заставить, в концов думать, человека думать — ведь он же ЧЕЛОВЕК!
В наше время так проникновенно-чувствующих писателей просто не существует — все делают «быстрые» деньги, и это грустно. Режиссер А. Баргман вдохнул в спектакль «Графоман» подлинную жизнь с ее противоречиями, несовершенством и т. д. И пусть эта жизнь, пусть этот «социализм с получеловеческим лицом», но это живая жизнь, это наша прошлая жизнь со всеми ее недостатками!
«Хуже сплю,
больше пью,
меньше женщин домой провожаю,
реже стал от друзей возвращаться под утро домой...
Что такое со мной?
Что такое со мной?
Я не знаю.
Я такой же, как был!
Я такой же, как был!
Я такой!..»
Этими володинскими стихами начинается действие спектакля. Перед нами «вспыхивают» разные человеческие истории, грустные и смешные, трогающие за душу и не оставляющие равнодушными никого из зрителей. В спектакле всего в меру — и музыки, отражающей все оттенки настроений и дополняющей стремительно развивающееся на стене действие, иногда умиротворяющей, иногда позволяющей самому додумать мысль, звучащую в монологе. Минимум декораций, а если и есть, то только, что отражает главное, то, что запомнилось, осталось в памяти — например, скамейки, именно выкрашенные зеленым цветом скамейки... И все разговоры, монологи, все заряжено и свойственной в те времена бескомпромиссностью суждений, но и одновременно все это - акварель, нежна и ненавязчивая.
Хочется выделить главного героя спектакля скромного инженера по технике безопасности Мокина в исполнении Сергея Бызгу. Во многом это спектакль-монолог, ведь от скучной советской действительности Мокин - тихий, ранимый, порой смешной и нелепый - спасается в своем тайном увлечении - сочинении стихов. От затягивающей, безнадежно глупой действительности возможно убежать только таким образом, тренирую свой мозг, придумывая, додумывая ситуации, создавая свой мир. Периодически происходит столкновение мира реального и мира, придуманного самим Мокиным, и вот тогда рождаются пронзительными, обнаженные до нерва монологи, когда зритель, затаив дыхания, слушает Мокина - Сергея Бызгу, абсолютно верит ему, переживает за него. Артист умеет достучаться до каждого сердца и никого не оставляет равнодушным. Перед зрителями проходит трогательная история человеческого одиночества, а потом, по мере развития, понимаешь,что люди одиноки и непоняты практически все в этом городе, да и вообще в стране. Но... как, писал в своей очерке Вл. Короленко, «человек рожден для счастья, как птица для полета», и за это счастье можно и нужно бороться любыми, пусть и призрачными, способами. Ведь Душа человека живет и дышит для счастья. Поэтому инженер Мокин так остервенело, как заклинание повторяет: "
Стыдно быть несчастливым".
И каждый раз, когда я несчастлив, я твержу себе это:
"Стыдно, стыдно, стыдно быть несчастливым!"

И сразу вспоминаются стихи замечательного поэта Н.Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь!
Хочешь быть счастливым – будь им". Для этого нужно, в основном, научиться управлять собой. Счастье – это состояние. Счастье – это то, что вы чувствуете. Счастье – это состояние Души. Это настрой вашей Души, в котором вы живете.
Перед зрителями «прошла» Азбука жизни и любви!
Изумительный, ажурный, добрый, мудрый спектакль — побольше бы таких!

2
0
7 августа 2014
Фото Антон Жерздев
отзывы:
32
оценок:
34
рейтинг:
21
7

Исполнение стихов со сцены, признаюсь, является предметом моего особого интереса. Мне всегда нравилось, когда стихи возникают как продолжение речи персонажа и стилистически не выбиваются из неё. Плавно осуществить этот переход удаётся далеко не всегда, но Сергею Бызгу это удаётся. В спектакле звучит большое количество прекрасных стихов, которые сообщают всему происходящему некое надбытовое очарование. Спектакль наполнен добрым юмором и той особенной теплотой, которая свойственна историям про «обычных людей», не-героев. Что-то такое сродни рязановским фильмам.

0
0
21 сентября 2015

Галерея

Информация от организатора

Информация предоставлена Театром им. Комиссаржевской

Спектакль «Графоман» — история любви, история возвращения двух людей друг к другу. Про странного и незаметного мужчину, который, пройдя войну, работал инженером по технике безопасности, а ночью писал стихи. И женщину, которая от лица поклонницы-незнакомки завела с мужем «почтовый роман». Про утекающее время и возможности, про то, как нелепо и коряво сочиняем мы свою жизнь. Но «человек рождается жить, а не готовиться к жизни…» (из «Записок нетрезвого человека»). — Недавно иду по улице, вдруг какая-то женщина навстречу: «У вас пуговицы неправильно застегнуты». — «Какие?» — «Да все», — и начинает мне их перестегивать снизу вверх. А потом доходит до последней, видит мое лицо и говорит: «Так вы — Володин?!! Вы же мой кумир». И прошло несколько дней — она мне позвонила: «Вы меня не помните? Я вам пуговицы застегивала». И у меня на полдня настроение наладилось. А может — от коньяка…

Главная фотография: Афиша