• жанр
    Драматические
  • дата выхода
    13 июня 2014
  • 2 часа 20 минут, без антракта
    18+

Кирилл Серебренников о религиозном фанатизме

Один из самых известный спектаклей Кирилла Серебренникова, в котором он переводит разговор о религиозном фанатизме из немецкой пьесы Майенбурга в российский контекст. По сюжету школьник сходит с ума на почве священного писания, а потом бьет камнем по голове своего одноклассника, испытывающего к нему интимное влечение. Спектакль считается манифестом антиклерикализма и учебником современного человеколюбия.

Место проведения

БДТ им. Товстоногова

БДТ им. Товстоногова

8.3
Великий театр осваивающий новые формы
БДТ возник в 1919 году; среди его основателей — Горький, Блок и актриса Мария Андреева. Теперь к пантеону его великих созидателей справедливо причислен и режиссер Георгий Товстоногов, который руководил театром на набережной Фонтанки в 1960–1980-х годах и принес ему мировую славу. В марте 2013 года БДТ возглавил Андрей Могучий — режиссер с репутацией талантливого и смелого экспериментатора, признанный в России и Европе. При нем в театре завершился капитальный ремонт, БДТ был полностью технически переоснащен и обзавелся суперсовременной сценой-трансформером, которая может принимать любые конфигурации. Первым спектаклем Могучего на посту худрука стала «Алиса» в Каменноостровском театре — хит городской афиши с участием большинства маститых старожилов труппы и протагонисткой Алисой Фрейндлих. Сезон 2014–2015-х годов труппа БДТ открыла дома, в историческом здании на Фонтанке, 65. Здесь играются спектакли «Дядюшкин сон», «Лето одного года», «Время женщин», «Васса Железнова» с выдающимися артистами-товстоноговцами Олегом Басилашвили, Алисой Фрейндлих, Валерием Ивченко, Геннадием Богачевым, Светланой Крючковой. Сам Могучий выпустил на обновленной сцене «Что делать» — антиутопию с элементами брехтовского театра, выстроив зрительские трибуны над партером и сделав публику участницей действия. Вторая сцена БДТ, Каменноостровский театр, функционирует с 2012 года — это старейшее из деревянных театральных зданий в России построено раньше Александринки, в 1827 году. Репертуар второй сцены составляют неожиданные и яркие по стилю и форме спектакли, не похожие один на другой: «Эрендира» по Маркесу с Ниной Усатовой, «Трактирщица» с Ксенией Раппопорт, «Солдат и черт» по Стравинскому и другие.
касса +7 (812) 244 10 71
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 10.00–15.00, 16.00–20.30
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «(М)ученик»

Фото Ненашев Дай
Фото Ненашев Дай
отзывы: 62
оценки: 83
рейтинг: 194
7

Прошлый сезон Серебренникова в Гоголь центре поставил много вопросов. Отдавая дань таланту режиссера, мы ходили на все постановки и неизменно разочаровывались. Каким же удовольствием было открыть новый театральный сезон именно этой работой. Кирилл, мое вам глубочайшее почтение и тысяча лучей восхищения.

"(М)ученик" - это снова ироничный, смелый, понятный Серебренников, но уже с чувством меры, изяществом и вкусом, которых нам так не хватало.
Очень легкое повествование на довольно щепетильную и чувствительную, особенно в современной России, тему. Религия. Даже не сама религия, а её "заразность". Сначала кажется, что это фарс, и мы увидим, как фанатизм непременно будет высмеян, но всё окажется немного не так. Запаситесь терпением.
Возможно, немного не хватило драматичности, но она как будто и не нужна. Серебренников решил не ставить жирной точки, не акцентировать внимания на coupe de grace. Он как будто говорит: "ведь это же очевидно, вы ведь сами понимаете, к чему всё это может привести". И приведет.

Молодые актеры матереют, исчезает надсадность игры, в своих ипостасях смотрятся уместно и органично. Спектакль отрепетирован, отработан до мелочей, никакой фальши или сырости. Это хороший, зрелый, своевременный театральный продукт. Никто не воет со сцены дурным голосом, не имитирует мастурбацию, хотя без мата и голой задницы всё таки не обошлось. Но тонкое чувство меры как раз и отделяет перчинку от пошлости. В этот раз - идеально.

Восхитительная работа со сценой. В одном простом аскетичном пространстве мы увидим и класс, и учительскую, и квартиру, и классную комнату. Даже всего и не упомню. Всё это достигается перестановкой всего нескольких предметов и, казалось бы, простой, но изумительно выверенной работой со светом. Сцены плавно перетекают одна в другую, и ты переключаешься, интуитивно понимаешь, куда переместилось повествование. Высочайшего мастерства сценография.

Ну и концовка. Серебренников - несомненный король финала. Не спешите хлопать, дайте тишине повисеть немного, чтобы впитать звенящий смысл последних слов. Ради них всё и было задумано.

Обязательно сходите. Будет легко, смешно, поучительно и интересно.

7
0
...
12 сентября 2014
Фото Юра  Я
Фото Юра  Я
отзывы: 12
оценки: 10
рейтинг: 11
7

Был вчера 14 июня 2015 г. Потрясающая игра всех актеров, при этом никто не переигрывает. Исакова в конце даже переводит основное зрительское внимание с Кукушкина на себя, но, уверен, что в этом то и была задумка. Посмотреть на одном дыхании почти два с половиной часа без антракта - это показательно. Зал был битком, ушло со спектакля три пары молодых людей, показалось что пустота их глаз была заметна даже в темном помещении)
Глубокий и очевидный смысл всего спектакля у меня не вызывает сомнения, и ,к сожалению, с каждым месяцем понимаешь спектакль становится все актуальнее и актуальнее...
Советую всем тем, кто судит о жизни не по ТВ новостям.
Но любимым для меня этот спектакль не станет)

4
0
...
15 июня 2015
Фото ирина  сазонова
Фото ирина  сазонова
отзывы: 3
оценки: 1
рейтинг: 4
7

"Мученик"...Казалось бы, название спектакля говорит само за себя и даже первое впечатление о герое складывается однозначное: подросток, отказавшийся от всех присущих человеку страстей цитирует строки из своей единственной Книги-Библии. Само собой, невольно возникает ощущение, что ОН, главный герой, вот-вот принеет себя в жертву...жертву ради спасения всего человечества. Знакомый сюжет? А нет... Вениамин готов принести в жертву любого, ради достижения собственных целей, прикрываясь "громкими" фразами, он бежит от своих греховных страстей, а затем, тем же цитатами из Книги пытается оправдать себя и свое поведение, в то время как ему свойственны все те же человеческие грехи: гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть.
Он религиозный фанатик...Но все ли так просто?
В спектакле освящены вопросы зомбирования нашего общества, затронута проблема не умения и не желания людей противостоять своим порокам и слабостям, все они ведомое стадо. Вениамин же, явный лидер, ведущий. Он, унижая других, подавляя более слабых лишь для того, чтобы почувствовать свое превосходство, всегда готов пойти на риск, хорошо адаптируется и приспосабливается к сложным ситуациям.
Мы наблюдаем за тем, как каждый из героев спектакля теряет здравый смысл и оказывается под влиянием одного "религиозного террориста".
Они "фанатики". Правда жизни?
А где же та "золотая середина"? Где та грань дозволенного, которая позволяет сохранить нам человеческий облик, не превращаясь в животное?
И даже, казалось бы, самый трезво мыслящий человек в постановке, молодая учительница биологии, так же фанатична как и все они.
Чудесный спектакль с замечательной игрой актеров не оставит равнодушным.
Спасибо!

4
0
...
26 апреля 2015
Фото G G
Фото G G
отзывы: 193
оценки: 193
рейтинг: 445
9

Постановка о том, что надо думать, сохранять разум критическим и мыслящим в любой ситуации. Виктория Исакова в роли преподавателя биологии и школьного психолога проникновенна, убедительна и экспрессивна. Спектакль о нашем сегодняшнем дне и актуален как никогда. Кирилл Серебренников на сцене использует инструменты схожие с постановками Юрия Бутусова: вода, доски, козлы.

2
0
...
29 декабря 2016
Фото sesv06
Фото sesv06
отзывы: 7
оценки: 13
рейтинг: 9
1

В билетном театральном киоске меня спросили, что бы я хотела посмотреть. Я ответила, что хотелось бы что-то нового и, может быть, даже новаторского. Мне предложили Гоголь-центр. Я согласилась, поскольку слышала много хороших отзывов от друзей.

Никакого театрального новаторства в Мученике не обнаружено. Более того, при такой скудости сценических построений этот спектакль можно играть на городских площадях или в парках. Театральная сцена не нужна. Сама пьеса настолько примитивна, что напомнила советские времена, именно тогда на сцене так же карикатурно изображали директрис школ, училок, мамашек и попов. По всей видимости, режиссер надумал что-то обличать.Типа сатира. Но это тоже как-то по-советски.
Ненависть к православию - это уже от всей души от ультрамодного режиссера. И его же традиция - оголять актеров. Зачем? Муж предположил, что пипл любит такое. Я не уверена. Публика - это то, что больше всего понравилось в театре - такая спокойная, модная, красивая, готовая так спокойно все это отсмотреть. Очень добрая публика.
Опять полная беда со звуком, хотя кто-то за пультом сидел, но движочки передвигал как-то лениво и неспешно. В результате не все реплики были слышны.
Вообщем, мучениками там являются зрители.
Надо отметить что-то позитивное. Это безусловно актеры. Играют искренне и вдохновенно. Жаль, что содержание и постановка не соответствуют их уровню.
Времени потраченного жаль, конечно. Зато с Серебрениковым все понятно. Больше никогда.
Этот театр (или не театр, а центр?) не для думающих людей и даже не для модных. Плохое может быть модным, но не долго.


2
0
...
13 декабря 2015