Театральная афиша Москвы

Спектакль Птицы

6.3

Бодро и весело о природе тоталитаризма

Самая жуткая античная комедия опять в тренде. Вслед за полуимпровизационным опусом Михаила Милькиса в Первой студии Вахтанговского театра за пьесу про тоталитаризм берется чуть ли не самый востребованный в городе режиссер из числа еще совсем неизвестных — Глеб Черепанов. Ученик Фокина, только что выпустивший «Контрабас» с Хабенским в МХТ им. Чехова и не выпустивший долго репетировавшийся в «Гоголь-центре» «Плюмбум», ставит Аристофана на малой сцене Et Cetera, в команду собрав все молодые силы этого забаррикадированного роскошью театра.

Отзывы пользователей о спектакле «Птицы»

Фото Elena
отзывы:
8
оценок:
27
рейтинг:
11
7

Спектакль в "Эфросовском зале" - маленьком камерном зале на 6м этаже.

В целом понравился, но вообще он воспринимается неоднозначно.
Да, это сатира, это утопия, и несмотря на то, что произведение написано Аристофаном аж в 414г до н.э., в данной постановке параллели с существующей и недавней действительностью настолько очевидны, что об этом не стоит даже упоминать. Придете и сами все увидите :)
Птицы (люди), наивные, которым любой может задурить голову.
За одним мошенником придут и другие, и каждый будет пытаться урвать себе кусок и любую идею извратит так, что мало не покажется.
Нас заваливают информацией ещё и ещё, что в какой-то момент хочется сказать "горшочек не вари".

Понравилась игра Григория Старостина - сразу веришь, что его Писфетер обдурит любого.
Еще запомнилось явление Ириды - все эти видео и звуковые эффекты ошеломляют.
Очень понравились музыканты, а то, что они оказались запертыми в клетке на сцене добавляло колорита...

Так как сцена и стулья находятся на одному уровне - то рекомендую брать билеты поближе, иначе придется все время вертеть головой, чтобы увидеть что-то между головами впереди сидящих.
также рекомендую не опаздывать, и занимать места в фойе поближе к "птичьему царству" перед началом спектакля и в антракте. 2 милые "птички" будут вас развлекать - и это одна из самых запоминающихся частей представления.

1
Фото Ina
отзывы:
5
оценок:
4
рейтинг:
7
5

О том, что пьеса Аристофана «Птицы» «пугающе современна» создатели одноименного спектакля честно предупреждают заранее, в рецензии на сайте театра. Разумеется, спектакль вовсю апеллирует к современности, увлеченно рассказывая, как униженные и оскорбленные пытаются создать свою альтернативу имеющейся власти и как созданное имя город-государство предсказуемо пожирает само себя и все закономерно, нелепо и некрасиво умирают. Но только параллели эти настолько прямые, что все время присутствует ощущение, будто зрителя здесь держат за несмышленого ребенка, которому надо все разжевать: смотри, а вот мы сейчас оденемся в шинели и высокие кирзовые сапоги и шинели – ничего не напоминает? Смотри, а вот еще мы придумали жест, которым приветствуют друг друга жители заоблачного города, радостно вскидывая руки при встрече – похоже кое на что, да? И так – всю дорогу. Оно бы умиляло, но очень быстро наскучивает. От спектакля вообще осталось очень двойственное впечатление. С одной стороны, в какой-то момент, действительно, задумываешься, как легковерны люди, как велика их тяга ответить на насилие насилием и как за многие века, прошедшие со времен Аристофана до наших дней, очевидно, ничего не изменилось. С другой стороны, в какой-то момент становится ужасно, нестерпимо скучно: финал спектакля совершенно очевиден, закономерен и весь второй акт лично я поглядывала на часы, не в силах увлечься действием (возможно, причина еще и в духоте в зале).
Лично для меня самыми увлекательными были интермедии актеров перед спектаклем и в антракте: изображая птиц (весьма забавно), они развлекали зрителей. А в антракте актер, играющий бродячего поэта и вовсе читал зрителям стихи-пирожки и, кажется, даже собирал деньги.
В целом, впечатление от спектакля очень странное. С одной стороны, экспериментаторская новая сцена, крохотный зал, присутствие прямо на сцене живого оркестра и, действительно, крайне злободневная пьеса обещают, вроде бы, интересное зрелище. А на деле спектакль лично у меня оставил впечатление впустую потраченного времени и отсутствие эмоционального отклика. Еще в зале я время от времени ловила себя на мысли: «Что это было?..» Выйдя после спекталя ответа на этот вопрос я так и не получила.

1
Фото Anja De Lanklo
отзывы:
18
оценок:
34
рейтинг:
38
7

В театре Et Cetera ещё одна премьера - Глеб Черепанов поставил в Эфросовском зале известную комедию Аристофана "Птицы". И казалось бы, как можно совместить древнегреческий эпос и современность. Причем в данном случае речь не только о том, что персонажи, живущий в Греции, пользуются современным оружием или носят современную одежду. Учитывая актуальную политическую ситуацию в соседней братской стране - аналогии и отсылки ясны и прозрачны как никогда.

Сам режиссер говорил, что этот спектакль про "возникновение диктатуры, фашизма или чего-то подобного в обществе". Сам сюжет прост: изгнанные из Афин, Писфетер и Эвельпид приходят к царю птиц Удоду, и умудряются убедить и его, и всех птиц в богоизбранности их расы пернатых. Построив город и стену, сквозь которые жертвенный дым не доходит до богов, Писфетер умудряется заключить договор с Зевсом, получить в жены его дочь, Василию.

Но это сюжет. А вот как автор интерпретировал его - это отдельная тема. Например, пришедший среди просителей в город птиц, Тучекукуевск, сын, желающий иметь возможность бить отца, получает дубинку и щит. И отправляется на заработки. Или великий герой Геракл продается Писфетеру ради вкусной еды. В этом спектакле нет добрых, нет хороших... и от этого становится немного не по себе.

Декорации спектакля представляют собой абстрактные стены с масками, с кучей мусора на полу. Сбоку, за решеткой, почти что в темнице сырой сидит оркестр, создающий особый настрой. Музыкальные партии, кстати, были написаны специально для спектакля.

В целом, спектакль очень сбалансирован. В нем заняты молодые актеры, которые вкладывают в свои роли всю силу и яркость эмоций. Однако, хотелось бы отметить некоторых актеров отдельно!

Григорий Старостин - один из самых "старых" актеров в этом составе. В труппу театра Эт Сетера он был принят в 2002 году, но во всех спектаклях, кроме, пожалуй, "Газеты "Русский Инвалид" да в "Продюсерах", он был актером ансамбля. И вот - главная роль. На мой взгляд, у него отлично получилось ппередать характер эдакого трусоватого человека, способного, однако, заболтать и убедить в своей правоте любого. Его Писфетер - очаровательный мерзавец, демагог и тиран, разбирающийся с несогласными с ним птицами по-человечески - превращая их в жаркое.

Его союзником в покорении птичьего царства выступает Эвельпид , которого сыграл Кирилл Лоскутов. Эвельпид - ведомый, где-то доверчивый, но верный Писфетеру герой. В сцене когда к нему приходят люди за крыльям, как мне кажется, Кирилл раскрывает ещё одну черту своего персонажа - находчивость и изворотливость.

Нельзя не сказать об милейшей птичке -короле Удоде, в исполнении Никиты Быченкова. Он работает эдаким флюгером. Несмотря на то, что сначала его лишают власти, сажают в тюрьму - он не запоминает этого зла и потом, когда его отправляют к людям послом, он радуется, что ему доверили высокую честь.

Остальные актеры играют и птичью стаю, и людей-просителей, и Олимпийских Богов. Каждый из них вносит свое перышко в пеструю канву повествования. На мой взгляд и Максим Ермичев, и Федор Урекин, и Кирилл Щербина, и Александр Жоголь, и Марина Дубкова (хотя к ней маленькая претензия в плане вокала) - все они прекрасно справились с задачей.

Лично для меня очень интересен финал. Конечно, хотелось бы получит комментарии и самого режиссера, но, как мне кажется, то, что на свадьбе, гости уничтожают друг друга - это намек на то, что любая диктатура рано или поздно сама себя погубит. Поцелуй Писфетера со своей "суженой" в конце - это аллюзия на поцелуй Смерти.

Кстати, когда Вы придете в театр, настоятельно советую приготовить мелочь, чтобы откупаться от двух милых птичек, развлекающих зрителей перед началом спектакля и в антракте. А если не дадите денежку, они вас зарежут вас расстреляют! И ни один зритель не уйдет со спектакля без памятного трофея! В целом спектакль на твердую четверку.

1
Фото Annataliya
отзывы:
97
оценок:
98
рейтинг:
152
3

Согласитесь, интересно взглянуть на постановку комедии, автор которой жил в Древней Греции почти 2500 лет назад? Тем не менее, сюжет "Птиц" вполне современен. Два чудака Писфетер и Эвельпид решают построить город птиц, который станет посредником между миром людей и миром богов. Ну, и строят. А дальше догадаться несложно: одни приходят к власти, другие пытаются к ним пристроиться, третьи выступают "против демократии" и оказываются на кухонном столе. В спектакле, как вы понимаете, множество аллегорий, двусмысленностей, каламбуров, в нем место сутям и сущностям, которые присущи всем временам, хотя, порой, некоторые повороты сюжета взяты явно из 1990-х.

Но в целом, я вам честно скажу. Если следовать правилу, что у каждого спектакля должен быть свой зритель, то я - явно не зритель "Птиц". Я не люблю, когда в сюжете абсолютно нет логики, а все герои ведут себя так, будто они - пациенты дурдома. Впрочем, чем наш мир не дурдом? - наверняка спросите вы...

В общем, как-то так. Но, что меня действительно зацепило, так это - креативное начало. Не буду спойлерить, но посоветую всем, кто соберется на этот спектакль, ни в коем случае не опаздывать, а перед тем, как начнут пускать в зал, встать поближе к его входу. Да и в антракте тоже. :)
Ну, и живой оркестр в клетке на сцене вне всяких похвал!

0
Фото Ketevan Meshkova
отзывы:
10
оценок:
14
рейтинг:
1
5

Пьесу древнегреческого комедиографа Аристофана «Птицы» впервые поставили на афинской сцене на великих Дионисиях весной 414 г. до н.э. Тогда эта комедия-сказка, состоящая из 1 765 стихов, получила вторую награду. В пьесе рассказывается о том, как где-то между небом и землей создается птичье царство со столицей "Тучекукуевск", в котором счастливо живут птицы и поселившиеся с ними люди. Господство богов оказывается низвергнутым, и миром правят пернатые. Вот такое утопическое идеальное государство.

По совести говоря, затрудяюсь сказать, какое место завоевала бы сценическая версия "Птиц" в постановке Глеба Черепанова в Et Cetera, проводись великие Дионисии сейчас. В театре Калягина мне довелось посмотреть семь спектаклей - и это был первый, где зрители уходили после антракта. Камерный Эфросовский зал на 6 этаже, молодая и азартно-играющая часть труппы в ролях (Григорий Старостин, Кирилл Лоскутов, Артем Блинов, Максим Ермичев, Федор Урекин, Кирилл Щербина, Александр Жоголь), живая музыка, действо, начинающееся буквально с вешалки, костюмы, придуманные Евгенией Панфиловой, необычные декорации и воистину нетленный сюжет об униженных и оскорбленных, что неизбежно поднимут булыжники с мостовой и создадут свою диктатуру, которая в итоге поглотит своих же создателей, - казалось, все слагаемые успеха налицо. Но.

Но что-то не сложилось. По отдельности каждый фрагмент хорош сам по себе. Про игру Григория Старостина в роли Писфетера (Мастер убеждать) можно рассказывать словами в превоходной степени. Если в спектакле "Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля… " его герой составлял свиту для героя Владимира Скворцова, то в "Птицах" он однозначно звезда. Старостин отыгрывает Писфетера на все 100, превращаясь на глазах публики из тихого труса в жестокого тирана. Не отстает от Старостина его партнер Кирилл Лоскутов в роли наивного, чуть нагловатого Эвельпида. Сценическое пространство с абстрактными стенами со стилизованными древнегреческими масками Сатиры и Трагедии, с кучами мусора и мусорными бачками, клеткой, в которой сидят музыканты, - это, на самом деле, здорово. Шинели на голое тело, кирзовые сапоги, проволочная корона на голове Писфетера в сочетании с эстрадными номерами Птицы-Девы (этакой птичьей Марлен Дитрих с кроваво-красными губами и стразиками на платье) - и ошибиться в ассоциациях становиться трудно. А чтобы не осталось никаких сомнений и разночтений - вот вам приветственный жест жителей Тучекукуевска, которые радостно вскидывают руки при встрече.

Финал спектакля читается к концу первого акта. Читается настолько легко, что часть зрителей после антракта не возвращается на свои места. Становится не то чтобы скучно, но не интересно. Концентрация гротескности и иносказанности, с помощью которых Глеб Черепанов решает донести до зрителей историю становления фашизма и опасность ее возникновения в настоящем, зашкаливает, и создается впечатление, что вместе с водой выплеснули и ребенка. Начавшись как комедия абсурда, спектакль заканчивается трагедией абсурда - погибают все, кроме Зевса. Бог неба все-таки, как ни крути.

0

Галерея