Театральная афиша Москвы

Спектакль Иванов

7.5

Драматическая иллюстрация сознания русского интеллигента, у которого все плохо

Много работающий в провинции режиссер Петр Шерешевский поставил в Новокузнецкой драме спектакль, благодаря которому театр впервые участвует в «Золотой маске», пусть и во внеконкурсной программе. На фоне огромного экрана, передающего то белый шум, то бесконечный набор цифр числа пи, блуждают обитатели сознания совсем отчаявшегося русского интеллигента по фамилии Иванов. Современные культурные коды, безысходность, много музыки.

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Иванов»

Фото Alla Travkina
отзывы:
14
оценок:
29
рейтинг:
12
7

The future is coming on
Для меня «Иванов» Шерешевского разделился на две части, согласно актам. Если в двух словах то так: первый акт-сумбур и шатание; второй акт – сила, нота. Отсюда уже могу сделать вывод, что спектакль не целиковый, а разваливающийся на отдельные (впрочем, интересные) кусочки. В первую очередь, причина этому – отсутствие ансамбля, слаженной работы актеров, неумение работать с партнером. Первый акт разваливался на глазах, актеры, словно чужые друг другу играли каждый свою часть. Играли неплохо, но отдельно друг от друга. А труппа вообще знакома между собой или все репетировали дома, а сегодня собрались вместе «по случаю»? Эта актерская разобщенность и создавала впечатление, что первый акт подавался кусочками, а хотелось бы целого пирога. Тем более что начинка его оказалась довольно вкусной. Хотя, идеи режиссера Шерешевского и художника Александра Мохова - не новы, но все-таки интересны. Помните строчку из песни Земфиры: «если верить киношникам, мы загружены в Матрицу»? По заднику сцены проходит рябь, идет поток цифр, не складываясь во что-то единое. Бессистемная, скучная реальность Матрицы, в которой живут жители уезда и Иванов, тонущий в этом обрыднувшем ему матричном болоте.
В Иванове (Андрей Ковзель) закипает раздражение буквально от всего. Он дошел до того состояния, когда человека выводит любая мелочь и это раздражение выходит у него с криком, хотя бы ненадолго его успокаивая. Иванов постоянно мечется по сцене, не находя себе места. Он изначально предстает перед нами каким-то надорванным, старым, утомленным жизнью человеком. Но если вдуматься, Иванову всего 35 лет и он уже измучен и «стар». В 21 веке - это называется простым словом – депрессия. Долги, слухи о шарлатанстве, умирающая надоевшая жена - у него нет больше сил и желания разбираться в этом. Осталось только одно «пулю в лоб».
Он и тянется к молодой Сашеньке (Полина Зуева), хочет почувствовать себя еще живым. Раскуривая с ней косяк, срывается к ее телу. Есть возможность хотя бы время забыть существующую реальность. И Сашенька понимает это. Протягивая ему сигаретку и наушник с песней Gorillaz «Clint Eastwood», словно пытаясь сказать – «не парься».
I ain't happy, I'm feeling glad
I got sunshine, in a bag
I'm useless, but not for long
The future is coming on
It's coming on
It's coming on
It's coming on
Но опять все портит жена. Не знаю почему, но мне ее не жаль. Анна Петровна и вовсе там чужая. Она уже не принадлежит никому: ни Иванову, ни себе, ни обществу. Она несчастна, но ее не жаль. Может быть, потому что в исполнении Алены Сигорской, она выглядит скорее умственно больной, чем чахоточной. Упорно отказывается верить в происходящее вокруг. Кто тут более надорван Аня или Иванов – это еще вопрос. А вот Сашенька кажется, наоборот, очень «своей». Современная, молодая «девочка с плеером». Она максималистка, готовая даже не ради любви, а ради долга жертвовать всем. Прав Иванов, говоря Сашеньке, что это не любовь, а упрямство честной натуры.
Интересно, что у каждой женщины своя музыкальная тема. Если молодая Сашенька это «the future is coming on, it's coming on», то любящая, но не любимая жена Аня, рвущаяся к Иванову: « а я хочу твои руки держать, руки держать, руки держать. А я хочу тебя к сердцу прижать, к сердцу прижать, к сердцу прижать».
Как это многое объясняет.
Среди всего этого ходит одна тень. Тень доктора Львова (Александр Шрейтер). Он ходит и ходит за Ивановым, нудит и нудит о смерти Анны Петровны, действуя на нервы Иванову. Львов сам какой-то не живой. Высокий, худой, мрачный. Одним словом - тень.
И все-таки, на фоне первого акта, где артисты явно «знакомились» друг с другом, второй выглядит более целым и сыгранным. Что даже странно. Когда футболисты плохо играют первый тайм, в перерыве тренер «проводит с ними работу» и ко второму тайму на поле все «а-ля Пеле». Может быть, Шерешевский тоже проводил подобную «работу» в антракте?
Не хватило полноты, не увидела единой картины. Но режиссер показал мне другого Иванова: интересного, современного, чеховского. Который для меня стал для меня открытием, очень интересным и запоминающимся.
Иванов губит себя сам, он просто пожирает себя изнутри. Среди общего предсвадебного сумбура его смерть кажется внезапной. Ожидаемой, но в то же время внезапной. Так, наверное, и должны заканчиваться спектакли по Чехову. Внезапно. Обрываться.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить