Единственный шанс для людей — в революционном становлении, которое только и может погасить их стыд, ответить на невыносимое.
(Ж.Делез)
«Жизнь за царя» — беспрецедентное явление в театральной жизни Петербурга. Художественная постановка по историческим документам, намеренно уходящая (почти хлопая дверью) из театрального пространства, но использующая вызывающе и намеренно именно театральные приемы воздействия.
Невероятное количество аллюзий обрушивает на зрителя режиссер Джулиано Ди Капуа. Юношеская ярость и в буквальном смысле дикость игры актеров, находящихся на самой необычной театральной сцене — старой петербургской квартире, обескураживает, сбивает с толку…
И вот вы уже не понимаете, на чьей вы стороне. С какой стороны? Как в формально-театральном, так и в политическом, если хотите, смысле. Кто они, эти люди, что изменили историю? А может, это мы?
Спектакль ставит больше вопросов, чем дает ответов. Не назидание или фетиш, а вопрос, на который зритель ответит сам. Каждый по-своему. Разве не в этом свобода мысли? Разве не это — свободомыслие и интеллектуальная честность? Накал, которого достигают участники действия, иногда становится буквально невыносимым. Но разве не в этом реализм? Реализм художественный и творческий, а не жалкая копирка социалистического реализма. Ведь люди, о которых и сделан спектакль, жили в этом накале и делали то, что считали для себя единственным и верным. Кто из нынешних политических деятелей может похвалиться этим? В этом смысле совсем непонятна реакция так называемой театральной критики. Да и важна ли она? Будут ли хвалить или проклинать постановку, движущей силой которой выступила одна из самых талантливых актрис Санкт-Петербурга Илона Маркарова, уже не важно! Ясно одно: то, что это незаурядная, актуальная и невероятно захватывающая попытка постижения русской революции через историю первой принципиально-террористической партии в мире, через судьбу ее участников, через нарочито выставленные театральные приемы, является единственной в своем роде.