Театральная актуализация «дела народовольцев»

Актриса Илона Маркарова поставила в театре Джулиано Ди Капуа спектакль по письмам, прокламациям, судебным речам, воспоминаниям Веры Фигнер, Софьи Перовской, Андрея Желябова, Макара Тетерки, Николая Кибальчича, Веры Засулич, Степана Халтурина и многих других, чьи имена история сохранила в разделе «народовольцы». Компания молодых актеров: сама Илона, Александр Кошкидько, Игорь Устинович, Павел Михайлов, Андрей Жуков, — усаживаются за круглый стол под абажуром около рождественской елки и устраивают буквально магический сеанс реанимации не людей, но текстов более чем вековой давности. Строки то обретают смысл политической частушки, то наполняются страстью знойного фламенко, то обретают пробойный ритм песни Высоцкого. Появляющийся в какой-то момент Дед Мороз тоже, разумеется, оказывается народовольцем. И все это не отменяет, а, наоборот, добавляет напряженности момента: отстранение от конкретных личностей подтверждает цикличность истории, становится кровавым пророчеством и предостережением одновременно.

Место проведения

Karlsson Haus на Фурштатской

телефон +7 (812) 309 56 01
адрес
подробнее
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Жизнь за царя»

Фото Oleg Kalinka
Фото Oleg Kalinka
отзывы: 95
оценки: 95
рейтинг: 17
9

В курсе истории партии «Народная Воля»- явление сложное и его можно причислить к тем разделам, которые именуют темными пятнами истории. В советские годы народовольцев именовали революционерами-борцами за свободу, их имена звучали повсеместно, но при этом раздел «Народная Воля» в курсе истории он был объектом, о котором было принято больше молчать, чем говорить. С уходом в прошлое советского периодом ситуация вокруг почти двухсотлетняя история партии «Народной Свободы» практически не изменилась, их имена исчезли с названий улиц, их перестали ассоциировать с революционной романтикой. Через почти двести лет после событий «Народной Воли», её история остаётся уделом архивов, она окружена стеной ледяного молчания. Воспевание революции ушло в прошлое, в этом процессе изменилось видение народовольцев и их методов борьбы с самодержавием. В современном понимании эти методы мало, чем отличались от тех, которые используют террористы двадцать первого века и официальное признание их революционерами-борцами за свободу могло бы означать оправдание их методов.
Документальный спектакль «Жизнь за Царя» это уникальная возможность откинуть всю политическую дилемму вокруг «Народной Воли», узнать эту историю от первого лица. «Жизнь за Царя» не фантазия на заданную тему это – история народовольцев, созданная по воспоминаниям, архивным документам, протоколам допросов, свидетельствам очевидцев. Эта почти двухсотлетняя история в спектакле открывается зрителю постепенно через обращение Льва Толстого императору о народовольцах и слова великого классика выступают в качестве своеобразного введения в историю. К истории людей, именовавших себя народовольцами, погружает зрителей сценическая инсталляция воссоздающая фрагмент домашней фотолаборатории и она по своему приборному составу служит прообразом лабораторий, где народовольцы изготавливали различные фальшивые документы, взрывчатые вещества и осуществляли подготовку к своим терактам. Сценическое пространство спектакля очень реалистично и в этом характерная черта большинства сценических проектов Театро Ди Капуа. В «Жизнь за Царя» и здесь авторы-создатели в качестве главного места действия спектакля попытались воссоздать комнату конспиративной квартиры, народовольцы могли жить, проводить партийные сходки и скрываться от преследований. Образы этих людей создаются постепенно, через их заявления, клятвы-присяги борцов с самодержавием, программные документы партии, заявления, протоколы заседаний партийной ячейки. Через эти слова зритель постепенно погружается в их мир, получает возможность взглянуть на события, (знакомые нам по сухим строкам учебников истории) через призму их видения, многие из главных действующих лиц спектакля в те годы были молодыми, высокообразованными людьми, которые недавно перешагнули двадцатилетний рубеж. Они могли бы легко посвятить себя другому делу и жить обеспеченной жизнью, как многие их сверстники, но они сделали решающий выбор отдать жизнь в борьбе за свободу, за лучшее будущее для России. Они с юношеским максимализмом полны желанием изменить мир, болезненно воспринимают ужасы самодержавия. Они осознают катастрофичность сложившейся ситуации в царской России и искренне верят в правильность выбранного ими пути, при этом они понимают, что их взгляды и общество расходятся и народ может не принять и понять их устремлений. Герои спектакля не политические фанатики, охваченные лихорадкой революционной борьбы, они искренне верят, что всё, что они делают во благо России, но цель спектакля не только в рассказе об историческом «Народной Воле». Для создателей этого проекта они обыкновенные люди и борьба не заслоняет их человеческих качеств, для них это люди своей эпохи, их человеческие черты и качества раскрываются в письмах из тюрьмы, обращения к тюремному начальству и дневниках. Спектакль создаёт многомерные портреты народовольцев, где зритель получает возможность создать своё видение и получить ответ на вопрос: «Кто были эти люди и почему они отдали свою жизнь?». С этой точки зрения «Жизнь за Царя» предоставляет уникальную возможность избежать её повторения страшных уроков истории.

1
0
...
28 февраля 2019
Фото Людмила Пылкова
Фото Людмила Пылкова
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
10

Очень сильно. Мощно. Пронзительно. До слез. До замирания сердца. От всей души благодарю каждого актера за это проживание... каждого слова, каждой секунды. Благодарю всех причастных к этому глубокому и настоящему произведению искусства.

1
0
...
27 октября 2018
Фото Vi Kaplina
Фото Vi Kaplina
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
9

Спектакль может иметь место где угодно — от темного подвала до роскошного особняка. Но это неважно. Сюжет построен на письмах революционеров «Народной воли», тема неоднозначная и, как ни печально, ныне актуальная. Через 2 минуты после начала ты буквально сидишь за одним столом с ними и впитываешь душераздирающие монологи обречённых на каторгу или смерть. Я не люблю слово Революция, но здесь оно обретает лицо и голос. Актёры великолепны, убедительны, глубоки. Каждая сцена — больше, чем монолог — это игра на всех органах чувств, на глубинных ощущениях. Как красивы актеры, как радуется глаз, и как радуется душа Константина Сергеевича Станиславского, осознавая, что школа его живёт и дарит свет. Ребят, ваш театр прекрасен, спасибо вам.

0
0
...
28 апреля 2019
Фото Юля Зеленская
Фото Юля Зеленская
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
9

Смотрела этот спектакль ещё в Эрарте. Начало вообще не зашло.. мы не понимали что происходит, люди начали громко разговаривать между собой и уже готовились на выход. Пока не началось действие. Это лучшее, что я видела. Выходя из зала, сразу сказала, что хочу посмотреть ещё раз. И вот, планирую идти 23 февраля. Браво артистам!

0
0
...
9 февраля 2019
Информация от организатора
Информация предоставлена пресс-службой «Театро Ди Капуа»
Единственный шанс для людей — в революционном становлении, которое только и может погасить их стыд, ответить на невыносимое. (Ж.Делез) «Жизнь за царя» — беспрецедентное явление в театральной жизни Петербурга. Художественная постановка по историческим документам, намеренно уходящая (почти хлопая дверью) из театрального пространства, но использующая вызывающе и намеренно именно театральные приемы воздействия. Невероятное количество аллюзий обрушивает на зрителя режиссер Джулиано Ди Капуа. Юношеская ярость и в буквальном смысле дикость игры актеров, находящихся на самой необычной театральной сцене — старой петербургской квартире, обескураживает, сбивает с толку… И вот вы уже не понимаете, на чьей вы стороне. С какой стороны? Как в формально-театральном, так и в политическом, если хотите, смысле. Кто они, эти люди, что изменили историю? А может, это мы? Спектакль ставит больше вопросов, чем дает ответов. Не назидание или фетиш, а вопрос, на который зритель ответит сам. Каждый по-своему. Разве не в этом свобода мысли? Разве не это — свободомыслие и интеллектуальная честность? Накал, которого достигают участники действия, иногда становится буквально невыносимым. Но разве не в этом реализм? Реализм художественный и творческий, а не жалкая копирка социалистического реализма. Ведь люди, о которых и сделан спектакль, жили в этом накале и делали то, что считали для себя единственным и верным. Кто из нынешних политических деятелей может похвалиться этим? В этом смысле совсем непонятна реакция так называемой театральной критики. Да и важна ли она? Будут ли хвалить или проклинать постановку, движущей силой которой выступила одна из самых талантливых актрис Санкт-Петербурга Илона Маркарова, уже не важно! Ясно одно: то, что это незаурядная, актуальная и невероятно захватывающая попытка постижения русской революции через историю первой принципиально-террористической партии в мире, через судьбу ее участников, через нарочито выставленные театральные приемы, является единственной в своем роде.