Москва

Спектакль
Лазарь, или Торжество Воскрешения

Постановка Камерная сцена Большого театра

оценить
2 часа 15 минут, 1 антракт
12+

Опера двух веков: Шуберт написал о смерти, Денисов — о воскрешении

Шуберт при жизни почитался автором гениальных песен, но в оперном жанре слыл неудачником. Может, поэтому он никому не рассказывал, что пишет большую библейскую оперу: ноты нашли после смерти, музыка заканчивалась аккурат перед чудесным воскрешением героя. Полтора века спустя чудесный финал дописал Эдисон Денисов — в своей манере, не желая ни стилизации, ни подражания великому соавтору. Теперь эту небесной красоты музыку играют в театре на Никольской — вот уж где знают толк в редкостях.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Написать отзыв
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Краткое описание
«Лазарь, или Торжество Воскрешения»
Информация предоставлена Камерным музыкальным театром им. Бориса Покровского
Неповторимость этого сочинения заключается не только в том, что в «Лазаре» переплелись два, на первый взгляд, совершенно разных музыкальных гения: Шуберт — первый великий композитор-романтик, Денисов — ключевая фигура отечественного музыкального авангарда второй половины ХХ века. При жизни Шуберта даже близкие друзья не подозревали о существовании «Лазаря». Неоконченная рукопись была обнаружена его братом Фердинандом после смерти композитора, но из предполагавшихся трех актов Шуберт написал неполных два. И лишь в 1994 году по просьбе руководителя Баховской академии в Штутгарте Хельмута Риллинга Эдисон Денисов завершил партитуру и вдохнул новую жизнь в творение немецкого мастера — опера была возвращена из забвения подобно тому, как был воскрешен ее главный герой. Своеобразие «Лазаря» заключается еще и в том, что это одновременно и театральное, и религиозное сочинение. Сам Шуберт назвал его «религиозная драма». Однако многое в его рукописи говорит о том, что «Лазарь» создавался именно для театральной сцены. Но более всего уникальность «Лазаря» заключена в самой музыке: нет другой оперы, которая две трети действия повествует о смерти, но наполнена таким исключительным светом. Это музыка не о мраке и страданиях, а о вере и радости. Оперу пронизывают удивительно красивые мелодии (объединяющие простоту песни, театральность оперы и возвышенность мессы), инструментовка прозрачна, среди солистов нет низких голосов, а мажор лишь изредка уступает место минору. Все это создает ощущение внутреннего света — духовного, божественного, — который излучает опера. Ведь свет, истинная красота и гармония — идеалы, которым всю жизнь были верны и Шуберт, и Денисов.