Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

Постановка МХТ им. Чехова

7.2
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Alla
Фото Alla
отзывы: 197
оценки: 197
рейтинг: 594
7

Глубоко уважаю Константина Хабенского. Постановка не произвела глубокого эмоционального потрясения, скорее всего, это вопрос автора произведения. Меня изумляет факт что в каждую постановку МХТ Чехова вставляют пение актеров без голосов (актриса играющая роль Сары). Фальшивящих. Предложение: обучить, нанять умеющих петь или не петь. Не разработанный голос производит удручающее впечатление.

3
0
...
24 февраля 2017
Фото sveta orlova
Фото sveta orlova
отзывы: 198
оценки: 288
рейтинг: 130
5

Ничем новым непримечательная работа режиссера. Отлично можно выезжать на харизме и мастерстве Хабенского. Скорее всего, ошибка в том, что подводит попытка быть слишком серьезным и старательным – приятным и доступным для всех.
Успешный моноспектакль. Жаль, но на повторный просмотр не тянет.

0
0
...
26 марта 2015
Фото Екатерина Дурбинина
Фото Екатерина Дурбинина
отзывы: 56
оценки: 95
рейтинг: 128
9

Уважаю Хабенского как личность и как актера. Пройти мимо такого спектакля было бы совсем неправильно. И я думаю, что вы тоже только выиграете, если поддержите артиста в его сольном выступлении.

0
0
...
9 января 2018
Фото Оксана Васько
Фото Оксана Васько
отзывы: 378
оценки: 555
рейтинг: 108
7

От меццо-форте к форте

Почему контрабас (несмотря на свои внушительные размеры) занимает столь незначительное место в оркестре? На этот вопрос в течение 2-х часов пытается ответить себе и другим Константин Хабенский.

«Насмехающийся» инструмент — прекрасное прикрытие для человека, чьи помыслы грандиозны, а потребности мелочны и низки. Ода контрабасу является в своем роде исповедью человека, запертого собственными руками в пространстве, сотканном из матрасов и мусоропровода. На протяжении всего спектакля зритель видит невменяемого Хабенского, извлекающего посредством смычка чудовищные звуки отовсюду — от стремянки до стула с металлическими прутьями в спинке, но только во втором акте «несостоявшийся» 36-летний музыкант прикоснется к священному инструменту, коему посвятил свой бесконечный монолог.

Конечно, Константин Хабенский безупречен и велик в своей игре, но 2 часа – это слишком долго…даже для прославленного Хабенского — через час уже устаешь следить за словами и действиями главного героя, а уж через два…

0
0
...
21 марта 2017
Фото KoshkO
Фото KoshkO
отзывы: 52
оценки: 69
рейтинг: 102
9

Константин Юрьевич - невероятный талант. Когда мне было лет 15, я впервые увидела его в "Убойной силе", и хоть ментовские сериалы на дух не переношу, почему-то уже тогда поняла, что есть в этом актере что-то невероятное. С тех пор прошло еще 15 лет, я смотрела практически все спектакли с его участием на московской сцене. И каждый раз он играл только лучше. Ну, кино, да кино... Но там он просто один из многих... А вот в театре. Это такой невероятный талант, и с каждым годом он только растет. Было сложное время, когда было видно, что он играет, потому что надо. И это не было плохо, но это было механически. Хоть ему и невозможно было не верить. И вот на сцене МХАТа появился "Контрабас". Пьеса Зюскинда, феноменальная потому, что если ее просто читать, то это одна из многих историй о маленьком человеке, Акакий Акакиевич наших дней, человек вызывающий жалость и только, но когда ее начинают играть, актер неожиданно открывает всю многогранность таланта. Я смотрела однажды эту вещь в Сатириконе с Райкиным, сравнения с Хабенским бессмысленны, там эта пьеса оголяла все грани таланта Константина Аркадьевича, его герой был на надрыве, немного переигранный, но в этом был весь Райкин! Вот и тут! Гениальный Константин Юрьевич, играя эту пьесу, заполняет собой весь зал, проникает практически под кожу. Два часа на одном дыхании. Дыхании в унисон с героем. Помимо жалости вызываемой обыкновенно героем этой пьесы, зритель испытывает неповторимую гамму чувств и эмоций. И самое главное получает невероятное удовольствие. Это безусловный талант - играть одному, отдавая в зал бешеную энергию. И еще создается впечатление, что самому Константину Юрьевичу все это действо доставляет невероятное наслаждение, он смакует каждое слово, каждый крик, каждый шорох. Он проживает на сцене целую жизнь, отдавая себя этой роли целиком и полностью. И хочется аплодировать ему только стоя! Браво !!!!!

1
0
...
3 марта 2014
Фото светлана дягилева
Фото светлана дягилева
отзывы: 117
оценки: 168
рейтинг: 90
7

Мне очень понравилось. Да, была парочка мест, во время которых можно было успеть глянуть на часы, но это незначительно. Хабенский на сцене один, при этом заполняет собой всё пространство. Отдача полнейшая! После первых сцен уже ходил весь мокрый! Мимика богатейшая, голос подвижный, глаза огромные, двигается прекрасно! Очень приятно смотреть, ловить каждый взгляд, посыл зрителю.
Спектакль о непростой жизни контрабасиста, его размышления, чувства, мечты. Спектакль значится как трагифарс. Это действительно так. Есть над чем задуматься, есть и вставки юмора. Очень жизненная история, не могу сказать, что я сильно-сильно где-то загрустила и задумалась, скорее меня подталкивают самой додумать и перенести на свою жизнь.
"Контрабас" - это чисто актерский спектакль, можно было бы назвать моноспектакль, но все же я бы назвала просто спектаклем, хоть на сцене фактически только один актер (в конце девушка выходит). Каких-то гениальных режиссерских задумок я не увидела, но в то же время в данном случае это большой плюс. Необычные декорации-матрасы, но сцена, в которой они все падают, мной не совсем была понята, возможно, я позже додумаюсь окончательно, если еще и пьесу прочту (если верить сайту театра, то концовка слегка другая в спектакле).

0
0
...
31 мая 2015
Фото Илья
Фото Илья
отзывы: 17
оценки: 30
рейтинг: 55
5
Скучная история неудачника

Вообще говоря в театр "на актеров" я не хожу. Слишком часто спектакли, поставленные под известного "народного", отдают дешевой антрепризой и напрочь лишены вкуса. Режиссер в таких спектаклях фигура формальная, организующая сценическое пространство и не более того.

Но тут случилось страшное, и я пошел на Хабенского. Многое совпало: я не видел райкинский "Контрабас" в Сатириконе, не видел Хабенского в театре, а тут еще и премьера - можно оценить артиста взглядом, не замыленным прочитанными заранее рецензиями.

Герой Хабенского - сидящий за третьим пультом контрабасист государственного оркестра. То есть музыкальный неудачник-посредственность. Кроме контрабаса в его жизни существуют: меццо-сопрано Сара, в которую он влюблен (хотя она его, кажется, ни разу не видела), пиво, которым он восполняет потерю жидкости во время игры на контрабасе, квартира с отличной звукоизоляцией в виде стен, сплошь обитых матрасами, ненавистный Вагнер (который - вот же проклятый антисемит - писал еще и столько нот, что их невозможно сыграть), а также гнетущее одиночество, усугубленное детскими комплексами, нереализованными амбициями и невозможностью выбраться из этого замкнутого круга.

Сама по себе идея сравнения двух иерархических структур: оркестра и всего общества - не лишена интереса, как и любое изучение фракталов. Герой направляется в туалет, чтобы процитировать оттуда Гёте, и надо ж таком случится - туалет расположен именно там, где на сцене в оркестре обычно располагается группа контрабасов. Остроумно. Ну чем, в самом деле, не параллель, безусловно не лишенная смысла. Контрабасист обречен быть контрабасистом, никем не замечаемым тружеником тыла, как слесарь, незаметно для нас чинящий водопровод в котельной каждую неделю.

Однако мысль, предназначенная скорее для небольшого литературного этюда, раздувается режиссером до по истине чеховских масштабов и играется Хабенским с Додинским (в худшем смысле) отношением к тексту: очевидно юмористические фрагменты излагаются с нарочито бережным, внимательным отношением к каждому слову. В итоге - не смешно. И более того. Скучно.

Очевидно, чтобы как-то оживить действие (а оно длится без малого 2 часа без антракта), режиссер напичкал спектакль целой россыпью эффектов, имеющих цель скорее развлекательную. Герой на всем подряд играет смычком (от лестницы до бутылок), падают матрасы, вещи одна за другой многозначительно отправляются с грохотом в мусоропровод. Вот Хабенский появляется из шкафа в нелепом парике и изображает Вагнера и старуху-смерть, то из того же шкафа он выходит в чудовищном головном уборе с рогами, один из которых отвинчивается и на поверку оказывается удобной заменой рюмки. Но почему рога? Кто их наставил несчастному человеку, если у него не было женщины по собственному признанию последние 2 года? Публика в восторге и заходится в истерике при виде рогатого Хабенского, но она заходится в истерике и просто при виде Хабенского, для этого ему даже не обязательно выходить на сцену МХТ.

К самому Хабенскому, кстати, претензий нет. Видно, что играет он с большой выкладкой и вдумчиво. Вот только мало осмысленные сценические эффекты, вызывающие аплодисменты у массового зрителя чуть ли не каждые 5 минут, настолько разваливают все действие на эпизоды, что вместо объемного героя получается лоскутное одеяло.

В начале спектакля Хабенский появляется, волоча за собой огромный чехол от контрабаса. Долго отпирает на нем замки, кряхтит. А потом открывает - а там вместо контрабаса - матрас. И как сказал бы Константин Богомолов - "в сем великий смысл усматривается".

12
1
...
2 марта 2014
Фото Алексей Поляков
Фото Алексей Поляков
отзывы: 31
оценки: 37
рейтинг: 53
7

Константин Юрьевич - прекрасный актер и идти стоит хотя бы поэтому.
Постараюсь написать кратко.
Сама постановка опять подтвердила разные подходы и школы: немецкая и русская.
Чем-то напоминает Чехова "Смерть чиновника".
Не вся постановка смотрится на одном дыхании и понятна нить (скорее Зюскинд чем Хабенский)) ).
Константин - талантиче и один из лучших актеров современной сцены. Он явно перерос эту роль и этот спектакль. Чувствовалось, что внутри огромный мир, что-то всеобъемлющее, что он может дать зрителю, но не этим спектаклем.
Хабенский - драматический актер.

0
0
...
21 марта 2016
Фото Сергей Соколов
Фото Сергей Соколов
отзывы: 48
оценки: 233
рейтинг: 46
7

Не жалею, что посмотрел этот вариант с Хабенским. Первое прочтение с Константином Райкиным на меня произвело большее впечатление - разные люди и разные грани таланта. Раздражала только организация от МХТ: в партер запускали опоздавших через 30-40 минут после начала спектакля, затем опоздавшие вместе с сотрудниками театра разбирались по поводу того, кто на каких местах сидит.

0
0
...
17 января 2016
Фото Ksenia Fr
Фото Ksenia Fr
отзывы: 50
оценки: 62
рейтинг: 39
5
Заигрались в безумие, а жаль

Впечатления скомканные. Не фарс, не драма, не трагедия – скорее, фантазии на тему сумасшествия. И это сильно упрощает и обедняет постановку.

Хабенский играет великолепно, но играет сумасшедшего пополам с клоуном. А монологи ненормального человека слушать неинтересно. Рассуждения о Моцарте и Вагнере музыканта – пусть не гения, но профессионала-ремесленника – могут быть любопытны, но в устах больного становятся бессмыслицей, напоминающей о шишке алжирского дея.

Фарс не получился, для него текст слишком серьезный. Но и трагедии не случилось: нет пресловутого маленького человека, который страдает и мучается из-за пустоты в жизни и в душе. Есть неадекват с двухчасовым потоком не всегда связных фраз.

Сказалась неопытность режиссера, его неуверенность в себе? Возможно. Он словно испугался простоты и стал накручивать «рюшечки». Жаль, что Константин Хабенский, актер опытный и талантливый, повелся на это и стал переигрывать.

0
0
...
5 июня 2015
Фото grigoryan_vika
Фото grigoryan_vika
отзывы: 9
оценки: 69
рейтинг: 32
9

Хабенский потрясающий просто, Актер с большой буквы! Спектакль смотрится на одном дыхании, всем рекомендую!

1
0
...
10 июня 2014
Фото Алексей К
Фото Алексей К
отзывы: 36
оценки: 31
рейтинг: 25
Поучительно
6
Мышление – это слишком сложный процесс, чтобы быть доступным любому дилетанту

Моноспектакль - архисложный жанр, и только артист уровня Хабенского способен его вытянуть. Здесь он прекрасно отрабатывает без малого два часа. Все близко к тексту Зюскинда, поэтому, если вы являетесь поклонником писателя или артиста, спектакль наверняка зайдет.

В противном случае, переход от рассуждений музыканта о музыке к любовным неудачам постепенно начинает утомлять. И только короткий, но яркий финал является своеобразной вишенкой на торте и заставляет встрепенуться начинающего скучать зрителя.

1
0
...
20 мая 2019
Фото Алексей Скай
Фото Алексей Скай
отзывы: 26
оценки: 27
рейтинг: 25
9

Читаешь рецензии на спектакль и понимаешь - как же узко воспринимает современный зритель происходящее на сцене. Шире мыслите, друзья, ШИРЕ! Одни вспоминают Райкина, другие – ранние работы Хабенского в кино. Зачем??? Да вы вспомните лучше, какая у него великолепная театральная биография на сцене МХТ им. Чехова: «Утиная охота», «Белая Гвардия», «Гамлет», «Трехгрошовая опера». И теперь – «Контрабас», известная, но мало кому поддающаяся пьеса Патрика Зюскинда – самая первая, написанная в 1980 году. А сейчас автору 66 лет. И у него сегодня всего лишь 9 написанных произведений. Пишет редко, но метко. Пишет о том, что волнует. Все как есть, без прекрас.
О чем «Контрабас»? О многом. Прав был Константин Юрьевич, когда говорил в интервью о том, что это не моноспектакль. Но… обо всем по порядку Корни всех проблем идут с детства. Герой то любил родителей, а они его нет (как ему казалось). Уже тогда зарождались корни одиночества (из-за недостатка внимания). Но с каждым годом они все больше и все ярче проявлялись. Это и любовь к девушке по имени Сара. Вроде бы любит, а вроде бы и одинок. Это и искусство, где о контрабасистах мало думают. Это и боязнь того, что происходит на улице и в доме – шумов и бардака. Он ненавидит одиночество, но в то же время сам делает все для того, чтобы закрыться лишний раз от внешнего мира (заколачивает входную дверь; закрывает все окна и проходы матрасами, делая иллюзорную поправку на то, что это блестящая звукоизоляция). Разрушает шаблоны о гениях – что не все так гениально, как кажется. Он делает это не потому, что считает себя супермузыкантом, а потому, что он ничуть не хуже (парадокс, но факт). Герой Хабенского играет на всем, чем только можно, делая двойственные акценты – здесь и ужасно раздражающие звуки вокруг и нелепость признания гениальности, если человек играет на чем то особенном, или даже обычном. Он готов смыть все в унитаз, но все, даже самое нелепое, не смывается, а остается на туалетной бумаге и плетется как хвост за людьми, имеющими отношение искусству и почитающими его. И зрители тоже здесь имеют место быть. Они же не могут не поаплодировать в конце. Он говорит со зрителем – ну не самому же с собой. Правда иногда разговаривает и с контрабасом, и с граммофоном. Много чего еще есть в этой постановке… И все это превращается в один сплошной фарс. Трагифарс (а не клоунада). Это все смешно, и в тоже время невероятно грустно. Не пошло, а правдиво; не с запахом алкоголя, а с привкусом горечи. А главным героем здесь оказался… ХОЛОДИЛЬНИК. Почему? Сходите и узнаете!!! И Хабенский в этом материале виртуозен. Спасибо! Браво!

6
1
...
17 января 2016
Фото Слава
Фото Слава
отзывы: 69
оценки: 71
рейтинг: 14
3

Смотрел в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра. 3 ярус, ложа 16. Видно и слышно было хорошо. Впечатлений и эмоций - ноль. Хабенский старался, но как по мне, то все в пустую. Жалко напрасно потраченных времени и денег. Не везет мне с МХТ им. Чехова. Видимо, не мой театр. А все так хвалят...

После того, что написал выше, почитал другие отзывы тут. К своему удивлению, обнаружил, что не я один в таком ауте. Видимо, действительно так себе спектакль и так себе игра.

0
0
...
4 марта 2018
Фото Надежда
Фото Надежда
отзывы: 49
оценки: 258
рейтинг: 13
3

Очень удивлена и разочарована. Специально приехала в Москву посмотреть этот спектакль в исполнении Хабенского. К творчеству Хабенского отношусь очень положительно, но этот спектакль мне совсем не понравился. В исполнении Хабенского главный герой получился примитивным пошлым спивающимся несимпатичным алкоголиком. Я себе представляла героя несчастным одиноким маленьким человеком, но все таки интеллигентным. Я не понимаю зачем ставить на сцене унитаз, хвататься за живот и за попу и бежать садиться на унитаз, потом ершиком плескаться в унитазе и брызгать им по всей сцене и ходить с хвостом туалетной бумаги по всей сцене. Для чего нужны такие приемы???? Они что помогают лучше понять героя? Или просто это метод привлечь внимание и эпатировать. Пошло! Тупо! Конъюнктурно! Не ушла, только потому что не удобно было перед актером в середине спектакля демонстративно встать с 4 ряда партера и выйти. :(
Также удивила публика. На вид прекрасные интеллигентные, образованные, хорошо одетые, думающие люди. Они смеялись, там где не было ничего смешного, было даже грустно и трагично. И потом конечно стояли в авациях с криками " браво". Мне кажется, что многие хлопали, не потому что им действительно понравилось, а потому что принято, что МХАТ, Хабенский, 5000 р партер - не может быть плохо. Или не хочется просто чувствовать себя дураками за потраченные время и деньги.
Я не хлопала.

1
0
...
12 мая 2015
Фото Ayrat Kaldarov
Фото Ayrat Kaldarov
отзывы: 31
оценки: 32
рейтинг: 8
1

Скучная вещь не смотря на то что Хабенский играет очень хорошо. В общем, если собрались на этот спектакль, выспитесь заранее..

1
0
...
23 февраля 2018
Фото Anastasia Yust
Фото Anastasia Yust
отзывы: 14
оценки: 1
рейтинг: 8
1

Редкостная хрень... не возможно сказать о чем был спектакль. Жаль времени

0
0
...
2 июня 2017
Фото Jarmen_Shote
Фото Jarmen_Shote
отзывы: 2
оценки: 4
рейтинг: 7
7

На спектакль надо идти, сцена МХАТА собирает Хабенского в одом месте в одно время абсолютно всего, он заполняет зал, держит всех плавно, мягко и до конца.

Спектакль для мужчин, для женщин только Хабенский.
"Контрабас" - это просто и четко разложенная партитура душевного состояния 35 летнего человека на молекулы внутреннего диалога. И все через один предмет. (причем ты понимаешь, что этим предметом может быть даже мыльница, просто Зюскинд выбрал Контрабас). Вообще не слово фальши, потому что сплошные вопросы , сомнения и попытки робкого геройства.

Эта работа, однозначно, станет визитной карточкой Хабенского надолго. Спектакль Московский, очень столичный и светский. И с каждым разом герой будет в нем хорошеть, поэтому торопиться на него не особо надо. Поднакопите желание и вперед.

7
0
...
29 марта 2014
Фото Лана Грачч
Фото Лана Грачч
отзывы: 75
оценки: 75
рейтинг: 6
7

Моноспектакль «Контрабас» по одноименной книге Патрика Зюскинда. Само по себе конечно произведение не однозначное, но в данной постановке оно приобретает свои оттенки прекрасного. Без конкретного сюжета. История фанатика своего дела, где каждый сможет разглядеть в этом отчасти себя, какие-то этапы своей жизни или родных и близких людей, т.к. данный образ жизни и мысли он вполне распространен.
Константин Хабенский в ролях фанатиков-безумцев безусловно прекрасен, можно не понять о чем и к чему происходящее, т.к. это совсем не очевидно, но наблюдать за ним все равно удовольствие.

0
0
...
7 апреля 2017
Фото Anna Lisitsina
Фото Anna Lisitsina
отзывы: 31
оценки: 31
рейтинг: 5
9

Потрясающе сыграл Хабенский. Просто БРАВО!!!! Невротик у него получился идеально....!!!

0
0
...
24 апреля 2019
Фото Арина Сми
Фото Арина Сми
отзывы: 19
оценки: 19
рейтинг: 4
9

МХТ на сцене Театриума на Серпуховке.
Монолог контрабасиста написан Зюскиндом в 1980г. Его жизнь -кошмар,обиды,комплексы,страхи. Несчастный человек с большими амбициями,безответно влюблённый в музыку и оперную певицу Сару. Герой начинает свой рассказ обращаясь к патефону,после находит слушателей в зрительном зале. Моноспектакль - редкий и сложный жанр,особенно играя на большой сцене,это тяжелая задача для актёра,но в тоже время, предел мечтаний. Актёрское превращение Хабенского(сыграть пьесу он захотел ещё несколько лет назад)-поразительно, отойдя от образа романтичного героя,он предстаёт перед нами сумасшедшим,настолько реалистично,что трудно поверить,какой он на самом деле -иногда в его взгляде проглядывает что-то человеческое, но маниакальный блеск в глазах выдаёт. Его герой не находит себе места в жизни, потерял всякую реальность,затравленный извращенец - живущий в запертом пространстве больного воображения, в своего рода музее звуков,каждый из которых может сыграть. С выстрелом пистолета его мир рушится -матрасы и потолок обваливаются, он приковывает себя наручниками к контрабасу,дверь холодильника открывается - мы видим труп Сары. Казалось бы конец, но режиссёр,Черепанов,предлагает второй акт- Тень режиссера взмахивает палочкой и на сцене двое -он аккомпанирует с блаженной улыбкой на контрабасе своей возлюбленной, которая фальшивя поёт арию Генделя. Это доказывает, что не всякой мечте стоит сбываться.
У режиссера и актёра получился интересный и сложный спектакль, пусть он и имеет мало общего с пьесой Зюскинда,но даже в таком виде пьеса кажется простой,не пафосной. Фантастический талант двоих,который разрешили "подсмотреть" зрителям.

0
0
...
7 сентября 2016
Фото Ольга Волкова
Фото Ольга Волкова
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 3
9

Спектакль глубокий, философский, об очень важных вопросах в жизни. Его , наверное, сложно понять “с наскока“, не прочитав предварительно Зюскинда.

На мой взгляд, постановка Черепанова усилила и обострила характер персонажа и его внутреннее состояние. У Зюскинда речь идет о человеке, загнавшем себя в тупик тем, что он не в состоянии взять на себя ответственность и изменить что-то в своей жизни. Он постоянно идет на поводу или ждет изменений извне. Он все время живет не “К” чему-то , а “ОТ”.
Черепанов еще обращает внимание на то, что человек, который не любит себя, “грызет” и унижает себя, вряд ли способен полюбить кого-то другого, а может только причинить другому боль, пусть даже в собственных мыслях.
Персонаж очень точно выверен психологически.

Хабенский вжился в роль каждой своей клеточкой настолько, что даже в самом начале, еще только появляясь на сцене и не сказав еще ни слова, уже притягивает к себе внимание и держит его, не отпуская, весь спектакль до конца.

Актерская и режиссерская работа изумительная! Константин, Глеб, браво и спасибо!

0
0
...
13 января 2015
Фото Лиана Урумова
Фото Лиана Урумова
отзывы: 2
оценки: 1
рейтинг: 2
9

Не могу найти расписание. очень хочу сходить на этот спектакль ((

0
0
...
29 сентября 2017
Фото Мария Клочкова
Фото Мария Клочкова
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2
3

К сожалению, этот спектакль меня очень расстроил. В программке было написано, что это спектакль в жанре «трагифарс», и мне кажется, что выбор такого жанра был ошибкой режиссёра.

О развитии сюжета.
Когда я рекомендую друзьям эту книгу, я советую читать её за один раз, без перерывов. Это даёт возможность увидеть основную её прелесть: герой в своём монологе от утверждения «А» в начале приходит к утверждению «минус А» в конце. Двигаясь в этом направлении вместе с ним, читатель узнаёт этого героя, его образ мыслей, прошлое и в итоге будущее. И основным недостатком спектакля я считаю то, что этого движения в нём не было. Актёр провёл весь монолог на одной ноте за исключением последней сцены первого (основного) акта, и причиной этого был выбранный жанр. Фарс обуславливал и суету первых сцен (забивание звукоизоляции молотком при входе в квартиру, возня с мусоропроводом), которая контрастировала со степенностью первых страниц книги.

О звуках.
Чтение книги сопровождается музыкой. Читатель слышит те произведения, которые ставит на проигрывателе герой, слышит ноту «фа», которую он берёт, чтобы показать проникающую способность Контрабаса. И антитезой к этому – открытое для примера окно в его квартире и страшный шум с улицы, когда он говорит о шумоизоляции, которую он сделал в своём доме.
Здесь режиссёр использовал интересный ход. На протяжении всего спектакля мы слышим какофонию: вместо извлечения звуков из Контрабаса герой водит смычком по ступеням стремянки и металлическим деталям стула; пластинки, которые он ставит в проигрыватель, всё время с визгом заедает; на сцене обилие шумных предметов – молоток, кусок мусоропровода, двуручная пила… Однако в эпизоде с открытым окном наступает абсолютная тишина, хотя герой корчится от страшного шума и пытается его перекричать.
Таким образом, герой спектакля слышит музыку, хотя в реальности это какофония, и шум, когда на самом деле это тишина. Это был интересный приём для иллюстрации безумия героя. Но о самом безумии речь дальше.

О любви.
В книге герой любит свой инструмент, ненавидит и любит. Яркий эпизод – рассказ о том, как он укрывал Контрабас своим пальто, – в спектакле был упущен. Но, по правде сказать, он был бы лишним, поскольку в спектакле этой любви не было.
Контрабас (чехол от него) волокли по полу, запихивали в бездонный шкаф и пилили пилой – дань фарсу. Сцена, где герой переносит свою страсть к Саре на Контрабас, становится сценой убийства (удушение шарфом). Последнее согласуется с мыслью режиссёра о безумии героя, но не с мыслью автора о любви.

О безумии героя.
Режиссёр пользуется многочисленными средствами выбранного жанра и настойчиво показывает безумие героя. Специфическая пластика актёра при прослушивании музыки, смена костюмов из бездонного шкафа, уже упомянутые сцены с шарфом и работа со звуками. На всём протяжении спектакля сцена постепенно тонет в хаосе – на полу оказываются старый таз, рассыпанные ноты, матрасы (звукоизоляция), на стремянке висит мокрый костюм героя. Наконец, в последней сцене он в изнеможении садится на пол и прислоняется к холодильнику, от этого дверь холодильника открывается, и мы видим внутри нечто красное и блестящее. Занавес на несколько секунд закрывается, однако тут же начинается второй акт. На сцене герой аккомпанирует Саре на Контрабасе, она одета в красное платье с блёстками.
Если режиссёр действительно имеет в виду одно и то же платье, то в качестве главного героя зритель спектакля видит безумного маньяка-убийцу, что чересчур упрощает идею автора книги.

О развязке.
Если всё же замысел режиссёра был в другом, и красное платье в холодильнике мне с балкона привиделось, то описанный выше второй акт, будь то реальное будущее героя или его сладкий сон, выводит спектакль на позитивный финал, не предполагаемый в книге.
Герой книги «имеет все гарантии» государственного служащего и намертво скован ими. Он своим криком может вдребезги разбить свою жизнь, но читатель уже знает, что этого никогда не случится, даже во сне.
Он гарантированно защищён от простого безумия и обыкновенного физического хаоса, который режиссёр показал в декорациях его квартиры.
В этой невозможности сбежать из своей реальной устроенной исковерканной жизни – трагедия героя и всей книги.

Таким образом, из-за неудачно выбранного жанра в спектакле не было показано развитие монолога героя, а также исчезло сложное отношение героя к Контрабасу, составляющее основу книги. Предполагаемая трактовка героя как маньяка-убийцы не имеет с книгой ничего общего и делает бессмысленным этот затянувшийся на два часа фарс. Финальная сцена спектакля с участием певицы Сары приводит его к невозможному в книге позитивному заключению, а настойчивые отсылки к безумию героя упрощают идею книги.
Итак, в этом спектакле рассказана отдельная, совершенно самостоятельная история, не связанная с книгой. Тогда, наверное, стоило написать для неё свой самостоятельный текст, а книгу оставить в покое.

2
1
...
17 октября 2016
Загрузить еще