Москва
8

Спектакль
Контрабас

Постановка - МХТ им. Чехова
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Константин Хабенский
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Театральную версию «Контрабаса» Патрика Зюскинда хочется назвать моноспектаклем, но его авторы просят этого не делать: Константин Хабенский будет на сцене не один. Режиссер и артист поставили своей целью уйти от монологичности, литературности, в которую неизбежно впадает артист на сцене, осваивающий огромный массив текста. В спектакле нет какой-то особой хореографии, но авторы попытались представить «Контрабас» через физическое действие, понятное без слов, словно бы немое кино, гротесковое, трагифарсовое, трагическое. Это не разговор со зрительным залом, во всем сохраняется принцип герметичности истории. В сценографии Николая Симонова действуют эффекты большой сцены МХТ, различные механизмы, но и не только: мир, в котором живет Музыкант, закрыт, душен, непробиваем. Его жилище одновременно является и звукоизолированной музыкальной студией, куда не должен проникать шум извне. Но здесь, внутри, в этом искусственном мире, все, к чему прикасается Музыкант, может оживать, издавать звуки, становится предметом игры для одинокого человека. В финале зрителя ожидает сюрприз — действие пойдет не совсем так, как написал Зюскинд. Глеб Черепанов, режиссер спектакля: «Наш спектакль — о гибели таланта и обмельчании души. Самое страшное — это обманывать самого себя, заниматься нелюбимым делом, общаться с людьми, которые не близки, — жить не своей жизнью. Порой это приводит к печальным последствиям… И конечно же, спектакль посвящен Музыке, выше которой для героя Константина Хабенского ничего нет. Но при этом музыки в нашей постановке почти не будет, зато будет очень много звука — самого разного и неожиданного. Иногда словом «моноспектакль» ошибочно называют литературные вечера, поэтому хочу уточнить: мы делаем именно спектакль, для большой сцены, который, надеемся, будет интересен самому широкому зрителю».
  • Контрабас – афиша
  • Контрабас – афиша
  • Контрабас – афиша
  • Контрабас – афиша
Моноспектакль
16+
Глеб Черепанов
1 марта 2014
2 часа

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
KoshkO
52 отзыва, 99 оценок, рейтинг 121
3 марта 2014

Константин Юрьевич - невероятный талант. Когда мне было лет 15, я впервые увидела его в "Убойной силе", и хоть ментовские сериалы на дух не переношу, почему-то уже тогда поняла, что есть в этом актере что-то невероятное. С тех пор прошло еще 15 лет, я смотрела практически все спектакли с его участием на московской сцене. И каждый раз он играл только лучше. Ну, кино, да кино... Но там он просто один из многих... А вот в театре. Это такой невероятный талант, и с каждым годом он только растет. Было сложное время, когда было видно, что он играет, потому что надо. И это не было плохо, но это было механически. Хоть ему и невозможно было не верить. И вот на сцене МХАТа появился "Контрабас". Пьеса Зюскинда, феноменальная потому, что если ее просто читать, то это одна из многих историй о маленьком человеке, Акакий Акакиевич наших дней, человек вызывающий жалость и только, но когда ее начинают играть, актер неожиданно открывает всю многогранность таланта. Я смотрела однажды эту вещь в Сатириконе с Райкиным, сравнения с Хабенским бессмысленны, там эта пьеса оголяла все грани таланта Константина Аркадьевича, его герой был на надрыве, немного переигранный, но в этом был весь Райкин! Вот и тут! Гениальный Константин Юрьевич, играя эту пьесу, заполняет собой весь зал, проникает практически под кожу. Два часа на одном дыхании. Дыхании в унисон с героем. Помимо жалости вызываемой обыкновенно героем этой пьесы, зритель испытывает неповторимую гамму чувств и эмоций. И самое главное получает невероятное удовольствие. Это безусловный талант - играть одному, отдавая в зал бешеную энергию. И еще создается впечатление, что самому Константину Юрьевичу все это действо доставляет невероятное наслаждение, он смакует каждое слово, каждый крик, каждый шорох. Он проживает на сцене целую жизнь, отдавая себя этой роли целиком и полностью. И хочется аплодировать ему только стоя! Браво !!!!!

15
0
5
Илья
17 отзывов, 33 оценки, рейтинг 54
2 марта 2014
Скучная история неудачника

Вообще говоря в театр "на актеров" я не хожу. Слишком часто спектакли, поставленные под известного "народного", отдают дешевой антрепризой и напрочь лишены вкуса. Режиссер в таких спектаклях фигура формальная, организующая сценическое пространство и не более того.

Но тут случилось страшное, и я пошел на Хабенского. Многое совпало: я не видел райкинский "Контрабас" в Сатириконе, не видел Хабенского в театре, а тут еще и премьера - можно оценить артиста взглядом, не замыленным прочитанными заранее рецензиями.

Герой Хабенского - сидящий за третьим пультом контрабасист государственного оркестра. То есть музыкальный неудачник-посредственность. Кроме контрабаса в его жизни существуют: меццо-сопрано Сара, в которую он влюблен (хотя она его, кажется, ни разу не видела), пиво, которым он восполняет потерю жидкости во время игры на контрабасе, квартира с отличной звукоизоляцией в виде стен, сплошь обитых матрасами, ненавистный Вагнер (который - вот же проклятый антисемит - писал еще и столько нот, что их невозможно сыграть), а также гнетущее одиночество, усугубленное детскими комплексами, нереализованными амбициями и невозможностью выбраться из этого замкнутого круга.

Сама по себе идея сравнения двух иерархических структур: оркестра и всего общества - не лишена интереса, как и любое изучение фракталов. Герой направляется в туалет, чтобы процитировать оттуда Гёте, и надо ж таком случится - туалет расположен именно там, где на сцене в оркестре обычно располагается группа контрабасов. Остроумно. Ну чем, в самом деле, не параллель, безусловно не лишенная смысла. Контрабасист обречен быть контрабасистом, никем не замечаемым тружеником тыла, как слесарь, незаметно для нас чинящий водопровод в котельной каждую неделю.

Однако мысль, предназначенная скорее для небольшого литературного этюда, раздувается режиссером до по истине чеховских масштабов и играется Хабенским с Додинским (в худшем смысле) отношением к тексту: очевидно юмористические фрагменты излагаются с нарочито бережным, внимательным отношением к каждому слову. В итоге - не смешно. И более того. Скучно.

Очевидно, чтобы как-то оживить действие (а оно длится без малого 2 часа без антракта), режиссер напичкал спектакль целой россыпью эффектов, имеющих цель скорее развлекательную. Герой на всем подряд играет смычком (от лестницы до бутылок), падают матрасы, вещи одна за другой многозначительно отправляются с грохотом в мусоропровод. Вот Хабенский появляется из шкафа в нелепом парике и изображает Вагнера и старуху-смерть, то из того же шкафа он выходит в чудовищном головном уборе с рогами, один из которых отвинчивается и на поверку оказывается удобной заменой рюмки. Но почему рога? Кто их наставил несчастному человеку, если у него не было женщины по собственному признанию последние 2 года? Публика в восторге и заходится в истерике при виде рогатого Хабенского, но она заходится в истерике и просто при виде Хабенского, для этого ему даже не обязательно выходить на сцену МХТ.

К самому Хабенскому, кстати, претензий нет. Видно, что играет он с большой выкладкой и вдумчиво. Вот только мало осмысленные сценические эффекты, вызывающие аплодисменты у массового зрителя чуть ли не каждые 5 минут, настолько разваливают все действие на эпизоды, что вместо объемного героя получается лоскутное одеяло.

В начале спектакля Хабенский появляется, волоча за собой огромный чехол от контрабаса. Долго отпирает на нем замки, кряхтит. А потом открывает - а там вместо контрабаса - матрас. И как сказал бы Константин Богомолов - "в сем великий смысл усматривается".

12
1
7
Jarmen_Shote
2 отзыва, 4 оценки, рейтинг 7
29 марта 2014

На спектакль надо идти, сцена МХАТА собирает Хабенского в одом месте в одно время абсолютно всего, он заполняет зал, держит всех плавно, мягко и до конца.

Спектакль для мужчин, для женщин только Хабенский.
"Контрабас" - это просто и четко разложенная партитура душевного состояния 35 летнего человека на молекулы внутреннего диалога. И все через один предмет. (причем ты понимаешь, что этим предметом может быть даже мыльница, просто Зюскинд выбрал Контрабас). Вообще не слово фальши, потому что сплошные вопросы , сомнения и попытки робкого геройства.

Эта работа, однозначно, станет визитной карточкой Хабенского надолго. Спектакль Московский, очень столичный и светский. И с каждым разом герой будет в нем хорошеть, поэтому торопиться на него не особо надо. Поднакопите желание и вперед.

7
0
7
Alla
307 отзывов, 883 оценки, рейтинг 1197
24 февраля 2017

Глубоко уважаю Константина Хабенского. Постановка не произвела глубокого эмоционального потрясения, скорее всего, это вопрос автора произведения. Меня изумляет факт что в каждую постановку МХТ Чехова вставляют пение актеров без голосов (актриса играющая роль Сары). Фальшивящих. Предложение: обучить, нанять умеющих петь или не петь. Не разработанный голос производит удручающее впечатление.

5
0
9
Алексей Скай
26 отзывов, 27 оценок, рейтинг 25
17 января 2016

Читаешь рецензии на спектакль и понимаешь - как же узко воспринимает современный зритель происходящее на сцене. Шире мыслите, друзья, ШИРЕ! Одни вспоминают Райкина, другие – ранние работы Хабенского в кино. Зачем??? Да вы вспомните лучше, какая у него великолепная театральная биография на сцене МХТ им. Чехова: «Утиная охота», «Белая Гвардия», «Гамлет», «Трехгрошовая опера». И теперь – «Контрабас», известная, но мало кому поддающаяся пьеса Патрика Зюскинда – самая первая, написанная в 1980 году. А сейчас автору 66 лет. И у него сегодня всего лишь 9 написанных произведений. Пишет редко, но метко. Пишет о том, что волнует. Все как есть, без прекрас.
О чем «Контрабас»? О многом. Прав был Константин Юрьевич, когда говорил в интервью о том, что это не моноспектакль. Но… обо всем по порядку Корни всех проблем идут с детства. Герой то любил родителей, а они его нет (как ему казалось). Уже тогда зарождались корни одиночества (из-за недостатка внимания). Но с каждым годом они все больше и все ярче проявлялись. Это и любовь к девушке по имени Сара. Вроде бы любит, а вроде бы и одинок. Это и искусство, где о контрабасистах мало думают. Это и боязнь того, что происходит на улице и в доме – шумов и бардака. Он ненавидит одиночество, но в то же время сам делает все для того, чтобы закрыться лишний раз от внешнего мира (заколачивает входную дверь; закрывает все окна и проходы матрасами, делая иллюзорную поправку на то, что это блестящая звукоизоляция). Разрушает шаблоны о гениях – что не все так гениально, как кажется. Он делает это не потому, что считает себя супермузыкантом, а потому, что он ничуть не хуже (парадокс, но факт). Герой Хабенского играет на всем, чем только можно, делая двойственные акценты – здесь и ужасно раздражающие звуки вокруг и нелепость признания гениальности, если человек играет на чем то особенном, или даже обычном. Он готов смыть все в унитаз, но все, даже самое нелепое, не смывается, а остается на туалетной бумаге и плетется как хвост за людьми, имеющими отношение искусству и почитающими его. И зрители тоже здесь имеют место быть. Они же не могут не поаплодировать в конце. Он говорит со зрителем – ну не самому же с собой. Правда иногда разговаривает и с контрабасом, и с граммофоном. Много чего еще есть в этой постановке… И все это превращается в один сплошной фарс. Трагифарс (а не клоунада). Это все смешно, и в тоже время невероятно грустно. Не пошло, а правдиво; не с запахом алкоголя, а с привкусом горечи. А главным героем здесь оказался… ХОЛОДИЛЬНИК. Почему? Сходите и узнаете!!! И Хабенский в этом материале виртуозен. Спасибо! Браво!

6
1

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все