Театральная афиша Москвы

Спектакль Прошу слова

0

Отзывы пользователей о спектакле «Прошу слова»

Фото Евгения Анатольевна
отзывы:
3
оценок:
9
рейтинг:
7
9

Спектакль был создан в июне 2013 года в рамках лаборатории К. Серебренникова. Темой лаборатории стали кинофильмы советского периода. Режиссер Глеб Черепанов совместно с драматургом Кирой Малининой адаптировали сценарий фильма "Прошу слова" (реж. Глеб Панфилов) под театральную постановку.
Глеб Черепанов разделил "Боярские палаты" на секции, по которым перемещаются зрители и, благодаря такому использованию площадки, создалось ощущение смены кадров сцен. Как в фильме.
Роль Елизаветы Уваровой играет Оксана Мысина. Зритель видит актрису в разных образах - вот Елизавета на вручении гос.премии, а теперь она жена и мать или общественный деятель, мэр... И постоянно Оксана идет на прямой контакт со зрителем. Благодаря этому, зритель становится соавтором спектакля.

Это не только спектакль о злободневных проблемах и темах, но и "исповедь". Мы видим как Елизавете Уваровой, мэру и общественному деятелю, приходится совмещаться семейную драму и работу.

Рецензия Николая Бермана:
"Режиссёр Глеб Черепанов открыл сезон в Боярских палатах Союза театральных деятелей показом спектакля «Прошу слова» по одноименному фильму Глеба Панфилова — одного из проектов лаборатории Кирилла Серебренникова «Кино — театр», работавшей в мае и июне этого года.

В лаборатории Кирилла Серебренникова «Кино – театр» участвовали молодые режиссёры, драматурги и художники, которые показывали эскизы спектаклей по мотивам киносценариев известных советских фильмов. Глеб Черепанов, ученик Валерия Фокина, выбрал для себя фильм Глеба Панфилова «Прошу слова», целеустремлённая героиня которого в исполнении Инны Чуриковой становится председателем горсовета провинциального города и пытается преобразить его до неузнаваемости.

Проект стал одним из лучших в лаборатории, и спектакль было решено сохранить.

«Прошу слова» играется в Боярских палатах — новом пространстве Союза театральных деятелей, которые расположились в особняке XVIII века на Страстном бульваре. Сводчатые потолки, запутанный лабиринт тёмных помещений, множество комнат разного размера дают огромный простор для режиссёрской фантазии — и Черепанов попытался максимально использовать возможности этого места.

Действие фильма Панфилова со всей прямотой переносится в сегодняшний день.

Бывшая спортсменка, чемпионка по стрельбе и социальная активистка Елизавета Уварова (её играет одна из лучших московских актрис Оксана Мысина, у которой давно не было ролей такого масштаба) то ли избирается, то ли назначается мэром Владимира – особой разницы между выборами и «официальным» назначением сверху в теперешней политической ситуации нет. Она мечтает не только построить, как в фильме, мост на другой берег реки, но и подарить городу велосипедные дорожки, центры современного искусства и прочие хипстерские радости.

Ничего из этого в итоге сделать у неё, конечно же, не получается.

Действие спектакля начинается на улице, у входа в Боярские палаты, — актуальная история как бы впрямую возникает из городской среды, выдавая себя за часть подлинной жизни. Перед собравшимися в кучку, как на небольшой митинг, зрителями выходит на сцену в окружении телохранителей прежняя мэр города и вручает героине престижную награду — случайные прохожие, оказавшиеся рядом, вполне могут подумать, что всё это происходит на самом деле.

Затем в течение двух часов зрители переходят из зала в зал, следя за сменяющимися с киношной быстротой эпизодами. Мы попадаем из тира в кабинет мэра, из квартиры в телестудию, из театра в аэропорт.

Каждое пространство предельно условно:

на зал ожидания указывают лишь поставленные друг напротив друга ряды стульев, куда зрители усаживаются вместе с актёрами, на тир — висящие на стене мишени.

«Прошу слова» — вереница лихо смонтированных сценок, в которых бытовые эпизоды соседствуют с откровенно фарсовыми. Вот Уварова учит своих детей спортивной стрельбе, и при каждом нажатии на курок строгий голос девушки-администратора спектакля (Гульнара Искакова) объявляет: «Выстрел!» Вот новая мэр принимает дела у своей предшественницы, и та, перед тем, как достать из потайного места бутылку водки, а заодно и поделиться секретами, ловким ударом палкой выводит из строя камеру слежения, спрятанную прямо над российским флагом.

Порой действие прерывается интермедиями, в которых градус абсурда зашкаливает за все мыслимые пределы.

Уварова приходит в театр на скандальную постановку «Доходного места» Островского: актёры со свиными головами делают странные телодвижения под психоделическую музыку, совокупляются на российском флаге, а один из них лежит в ванной и забрасывает зрителей чипсами. Дочка Уваровой отплясывает на дискотеке и крутит любовь с безымянным парнем, а в это время уже упомянутая девушка-администратор вдруг принимается эротично танцевать вокруг шеста. Черепанов удивительным образом одновременно делает жёсткий социальный театр, который многие бы назвали «авангардным», — и сам же сразу издевается над новейшими театральными течениями и всеми стереотипами о них.

Один из ключевых моментов спектакля — телеинтервью Уваровой: впервые на московской сцене звучит, например, название группы Pussy Riot — раньше такое мог себе позволить только «Театр.Doc».

В спектакле Черепанова все вещи намеренно называются своими именами, без всяких намёков и экивоков, и этим он принципиально отличается от остальных социально острых постановок последнего времени, режиссёры которых неизменно говорят эзоповым языком.

Уварову спрашивают о её отношении ко всем недавним политическим скандалам, а её витиеватые и двусмысленные ответы один в один напоминают беседы как с членами правящей партии, так и с лидерами оппозиции. Важно, что часть вопросов импровизируются неожиданно для актрисы — она вынуждена сочинять ответы на них «онлайн», но делает это с совершенно невозмутимым видом, отчего грань между ней и её героиней стирается полностью.

«Прошу слова» — давно забытый у нас театр социальной маски. Здесь намеренно остаётся только первый план и любые подтексты выходят наружу.

Здесь не стоит искать документальности или правды жизни, но перед зрителем проходят совершенно реальные события, только в гипертрофированном виде.

Здесь не стоит искать психологизма — за исключением Уваровой, на сцене появляются скорее типажи, чем герои: бывалая чиновница в образе женщины-вамп, девушка-хипстер, разбитной модный режиссёр и многие другие. Черепанов создаёт галерею образов из всевозможных социальных слоёв, каждый из них препарируя жестокой сатирой.

Впрочем есть в спектакле место и серьёзным смыслам.

Когда Уварова приходит в больничную палату, чтобы вручить грамоту работавшей «на благо города» пожилой женщине, та сначала принимается её изобличать, но, узнав о гибели её сына, вдруг проникается сочувствием. Они садятся на проржавевшую койку и в обнимку поют народную песню — и, при всей абсурдности этой сцены, есть в ней что-то неуловимо трогательное.

В финале спектакля Уварова выступает в Госдуме, и всем зрителям предлагается надеть безликие белые маски. Она произносит речь о переменах, которых не было, о лицемерии власти, мучительном разладе в обществе и полуразваленных больницах. А потом просто начинает искать выход и, отыскав его, уходит, словно растворяясь в пустоте. Не сумев осуществить задуманные реформы, но и не пойдя на сделку с совестью, отказавшись от компромиссов. Не став ни героем, ни подлецом — и всё же прекратив борьбу, ничего не добившись. Так судьба Уваровой становится метафорой всего нашего общества, способного громко кричать, но никогда не готового дойти до дела. Метафорой всего нашего безгеройного времени."

Николай Берман

0

Галерея