Театральная афиша Москвы

Спектакль Дом Бернарды Альбы

6.1

Семейная идиллия с трагическим исходом

До сих пор Евгения Титова петербургская публика знала как молодого артиста, удачно дебютировавшего на сцене Молодежного театра в спектаклях «Поздняя любовь» и «Синие розы». Мало кто в курсе, что Титов окончил еще и Венский институт Макса Рейнхардта по специальности режиссура. «Дом Бернарды Альбы» — российский дебют Евгения. Эта пьеса Лорки чрезвычайно востребована российским театром — прежде всего из-за десяти женских ролей, которых в театре всегда дефицит. Только в Петербурге она идет и в БДТ, и в МДТ — Театре Европы. История матери-мужененавистницы, которая, овдовев, превратила свой дом в застенок для пяти дочерей, обычно ставится про бытовой терроризм, и финальная смерть одной из девочек не оставляет Бернарде шансов оправдаться. Титов же сделал Бернарду в отличном исполнении Екатерины Унтиловой главной страдалицей, которую дочери не поняли, не послушались и получили по заслугам. Причем, что характерно, наказывает их не мать, а сама судьба. Удрученную дочерней неблагодарностью и эгоизмом Бернарду саму разбивает инсульт. А начинается все практически райской идиллией — мать и дочери радуются как раз освобождению от мужского террора, и ни о каком застенке речи не идет в принципе.

Отзывы пользователей о спектакле «Дом Бернарды Альбы»

Фото Светлана Ивлева
отзывы:
42
оценок:
50
рейтинг:
76
5

Бернарда - Екатерина Унтилова. Выбор актрисы на главную роль сразу намекает на режиссерское видение спектакля - мать семейства не домашний тиран, не "змея", не холодная и жестокая домоправительница, а мягкая, интеллигентная, нежная женщина. Намечается трещина - с первых моментов не верится, что вот эта Бернарда способна подчинить себе все живое в доме, напрочь лишить воли, самостоятельности своих совсем не маленьких дочерей. Намек на мужа только вначале - служанка плачет о покойном, который "задирал ей юбки в хлеву". Ясно, изменял жене, и вряд ли был для дочерей положительным примером. Но мать! Бернарда любит дочерей - они любят ее. Она нежна с ними, заботлива, она хочет им достойного будущего. Все так, но у Бернарды есть один недостаток - она категорически не приемлет присутствие мужчин в своей жизни и в жизни дочерей. Бернарда-Унтилова - не гордячка, она отвергает женихов не потому, что считает их недостойными, нет, она уверена, что без мужчин жизнь лучше, чем с ними. Она категорически отрицает любовь между мужчиной и женщиной, эта сфера человеческих отношений ей неинтересна и вызывает лишь сдержанную брезгливость. Бернарда готова выдать старшую дочь замуж, потому что этот брак - извращение, в нем нет любви, а без любви, без страсти, без чувств - он вполне приличен и может состоятся.
Дочери, напротив, изнывают от отсутствия мужчин. В своем желании найти себе мужчин они дошли до крайней степени неразборчивости - с вожделением подглядывают за батраками и обсуждают сальные сплетни. Их заточение в доме с белыми стенами пошло им во вред, превратив их в голодных самок, способных броситься в объятья любого. В спектакле Бернарда противостоит своим дочерям - холодная, сдержанная мать и раздираемые внутренними страстями дочери, готовые вспыхнуть от мимолетного мужского взгляда.

Спектакль - о навязывании собственной воли вопреки желанию других людей. Но увы, эта воля натыкается на физиологию, которая, конечно, побеждает. Евгений Титов представил зрителю не только Бернарду-мать со своей, объяснимой правдой, с понятной и даже не осуждаемой заботой... Нет, его Бернарда кощунствует - она из семьи пытается выстроить собственное маленькое царство, малую церковь. Сцена своеобразной тайной вечери говорит именно об этом. Бернарда дает дочерям хлеб и вино, пытаясь обратить их в свою веру, сделать их похожими на себя.

Схема понятна, но в спектакле она не сработала. Екатерина Унтилова играет слишком интеллигентную, слишком мягкую и нежную Бернарду. Подчинение себе дочерей выглядит как недоразумение, эту мать не боишься, она не имеет влияния. Диктат Бернарды - теорема, не нашедшая доказательств. Дочери под ее носом делают что хотят, а она способна только закрывать глаза и делать вид, что ничего не происходит. Бернарда в спектакле не наделена прошлым, зрителю не дается даже намека на то, почему она завоевала право подчинять себе людей. Да и дочери особой симпатии не вызывают. Перед нами женщины в последней стадии страдания от нереализованных физиологических потребностей. Мало приличная мысль "хочу мужчину!" - лейтмотив спектакля. Мать, изолировав дочерей, довела их инстинкты до крайней степени обострения. Им, в общем, тоже не сочувствуешь - слишком они неразборчивы и готовы отдаться любому.


Дом Бернарды Альбы - сумасшедший дом. Все ненормальны. Мать - в своем желании построить искусственный мир без мужчин, дочери - в стремлении во что бы то ни стало выйти замуж и познать радости плоти. Мысль режиссера "без мужчин жить нельзя на свете, нет" верна, но, пожалуй, слишком проста для этой пьесы. Доказывая очевидное, режиссер упустил возможность углубиться в более важные задачи героинь Лорки - способность отстаивать свою точку зрения, бороться за свободу, смелость идти против системы. Свобода от отчего дома, от матери - это исключительно прыжок в постель к мужчине. Иных альтернатив зрителю не предлагают. А зря. Женщина - она ведь тоже человек.

3
Фото Наталья Рябкова
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
0
9

"Дом Бернарды Альбы".
Непростой. Тяжёлый.. эмоционально сложный. Если вы пришли приятно провести вечер - вам не сюда. Но если вы пришли, настроившись на зоркость глаз и сердца, за душевной работой, готовые воспринимать и сострадать.. это ваш спектакль!
"Дом Бернарды Альбы" я вынашивала в себе уже давно, но всё не решалась.. всё сложилось нём благодаря счастливой случайности, ещё с утра не подозревая о том, что вечером окажусь в любимой Молодёжке.. плюс после работы, с гудящей головой, чувства - разлохмаченные.
Поначалу где-то поулыбались, где-то поиронизировали.. а потом всё сменилось нарастающим напряжением, страхом, даже ужасом – и одновременно острая жалость.. Вообще вся постановка – как сжатая пружина, держит и не отпускает с первой минуты и до финальной сцены. Невероятно сильный эмоциональный накал.. При очень лаконичной подаче - страсти кипят нечеловеческие.. и чем старательнее их подавляют, тем сильнее они стремятся вырваться наружу, и, вырвавшись, сметают всё на своём пути – и человечность, и любовь, и сострадание.. ничему не остаётся места, кроме ненависти – и безумно одинокие в своём стремлении к счастью женщины едины только в одном – в ненависти. Как шарики ртути, каждая одинока и замкнута в своём несчастье, они сливаются в одном – в порыве ненависти к тому, кто хоть на минуту, даже мысленно – может быть счастливым..
И что удивительно (точнее, для меня это уже часть магии Молодёжного театра и Спивака) вместе с тем спектакль очень человечный.. никакого отторжения, неприятия.. только проникновение в душу и чувства героинь.. он не оставляет тягостного и гнетущего ощущения, скорее, щемящую жалость..
Безумие здесь граничит с правдой, и ужас в том, что правда и есть в этом безумии.
Всё второе действие в зале абсолютная тишина.. напряжение всё возрастает, а финальная сцена пробивает так, что, кажется, больно даже дышать.. как это можно сыграть? это можно только прожить.
Актёрские работы великолепны.. тот случай, когда выделить не можешь никого - несмотря на личные привязанности и симпатии. Всем актрисам наше восхищение!! равно как и режиссёрам, постановщикам, всем, кто причастен к созданию постановки.
Вышли мы оттуда в полном оцепенении – в себя я пришла только у дома, и то только для того, чтобы вылить на мужа поток впечатлений и эмоций (спасибо ему за то, что он мужественно это вынес).
Постановка долгодействующая – не отпускает.. мысленно возвращаешься к ней снова и снова, переосмысливаешь, обдумываешь, сопоставляешь.. очень много ассоциаций и параллелей. Перебираешь и проживаешь заново.
Очень сильно! БРАВО!!

0
Фото ирина подлесных
отзывы:
19
оценок:
33
рейтинг:
2
3

Единственный спектакль Млодежного театра на Фонтанке,который мне совершенно не понравился. Страдания испанских девушек в отсутствии мужчин ни сколько не тронули. Действие монотонное . Было откровенно скучно.

0
Фото Юрий Сергеев
отзывы:
2
оценок:
5
рейтинг:
0
7

"Я должна быть счастлива! А счастья нет!"

Женское сердце не обманешь. Да что уж кривить, ничьё не обманешь - когда приходит любовь, человек не задается вопросом, она ли это пожаловала. Но когда уже не молодая Ангустиас (Надежда Рязанцева) не верит своему счастью, то правильно делает - обстановка вокруг, накалившаяся в доме после смерти отца, никак не способствует вере в добро, счастье, любовь и свободу...

Но жалкая, обманутая любовью фигура Ангустиас - это лишь цветочки в общем пазле под названием "Дом Бернарды Альбы". В этом доме всё дышит, нет, задыхается, без любви. Хотя матроне этого "склепа", матери пятерых дочерей, кажется всё иначе. В угоду своим страхам, закоснелым предрассудкам, гордыне и непомерной властности она закрывает глаза на стремление своих детей вырваться из отчего гнезда и свить свои гнёзда. Этот "кандидат", видишь ли, батрак и не богат, а эти просто похотливые самцы, которым только и дай закрутить девушкам головы, охмурить и выставить на всеобщее посмешище. Нет, дома, под чёрным траурным крылом Бернарды (засл. арт. России Екатерина Унтилова), дочкам спокойнее, безопаснее, но, главное, люди в селе ничего плохого не скажут. Ведь как бы чего не вышло... А у старых дев репутация безупречная. И в доме тишь да гладь, негоже девицам (под сорок-то лет!) по ночам не спать да за калитку бегать.

Так думает Бернарда. Нет, она не думает - повелевает. И всё семейство обязано подчиниться. - Сесть! - и девушки не смеют выйти из комнаты... В этом доме правит закон "Я сказала!". А любви не прикажешь. Ей хоть приказывай кнутом, хоть увещевай пряником - не слушается любовь слов. Любовь она хитрая, с одной стороны приводит к несвободе, к зависимости от объекта влюбленности, срывает ум и делает человека бесноватым, и тут же она рвётся наружу, на волю, за пределы мрачного дома, на сеновал - так, чтобы юбка в соломе! Так, чтобы смеяться заливистым смехом, и чтобы разбить этим звоном заскорузлую скорлупу пуританских нравов и предубеждений. Весь мир перед тобой! И не спится до рассвета, чтобы на заре украдкой от родных и прислуги пробраться за калитку, где ждёт он, Пепе-цыган, лучший парень на селе. А на груди его фотокарточка, ведь любимого всегда хочется прижать к своему сердцу. И ничего уже тогда не страшно, когда ты любишь, сила твоя и свобода - любовь!

Так себя чувствует Адела (Анастасия Тюнина). Младшая из сестёр. Но возраст не дает ей право на первенство в счастье. Затворничество женщин достигает такого апогея, что в борьбе за побег из неволи в ход идут и ножи. В спину, по-подлому. Происходит самое страшное - человеческая натура без любви, как без еды и воды, деградирует и убивает всё живое вокруг, где есть живительная влага и пропитание, отбирает у чужой души всё ее добро, чтобы не умереть самой от голода, душевного. И тогда сестра идёт против сестры, а брат против брата. Да и мать давно уже не на стороне детей... И только сумасшедшая бабушка 80-ти лет бродит ночью по дому призраком да несёт околесицу. А в этом её бреде правды больше, чем в молитве богу. Но и бог в этом доме не живет, вместо него здесь траур. Сначала по отцу, потом по девичьим мечтам о свободной жизни без материнской юбки.

Иногда то, что происходит на сцене по пьесе Лорки, напоминает сумасшествие. Кто-то взамен любви вожделеет исподнее из лучших тканей (ну хоть в чём-то должна состояться радость от жизни?!), кто-то крадет у ближнего ту самую заветную фотокарточку (мол, ради смеха), а кто-то берет ружьё и готов выстрелить из него во всякого, кто посмеет покуситься на строгие домовые порядки и, не дай бог, разломает их какой-то там любовью...

Драма Ф.Г. Лорки "Дом Бернарды Альбы" весьма насыщена горячими испанскими страстями. Это клубок из противоречий, любовь борется с ненавистью, и тот, кто назывался тебе вчера сестрой, сегодня неосторожным словом, исподтишка, подталкивает тебя к гибели. Человек должен быть счастлив, непременно, но когда счастье добывается взвинченностью, вихревой борьбой старого, консервативного против нового, молодого, живого, борьбой между "отцами и детьми", нежеланием слышать друг друга, то добра от этого не жди. В этой войне не достанется ничего и никому. Даже беднякам - ни платка с лица покойного, ничего никто никому не отдаст.

0

Галерея