О падении Константинополя словами свидетелей

Пять женщин на сцене в окружении гипсовых бюстов античных мужчин вспоминают события 29 мая 1453 года, когда пал главный город европейской цивилизации, когда Константинополь стал новой столицей Османской империи. Пьеса строится на стихах суфийских поэтов и специально переведенных воспоминаниях свидетелей. Режиссерский дебют Елены Греминой.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «150 причин не защищать Родину»

Фото Пользователь Афиши №1979083
Фото Пользователь Афиши №1979083
отзывы: 6
оценки: 6
рейтинг: 30
9

ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРАЖЕНИЯ

«150 причин не защищать Родину» я смотрю в тот самый момент, когда страна, разделившись на два лагеря, обсуждает проблему Крыма. Новорожденные «славянофилы» клеймят врагов Отечества. По улицам шляются ура-патриоты. Телевизор несет ахинею. Интернет дымится.

А в Театре.doc женщины тихими скорбными голосами рассказывают историю полутысячелетней давности – трагическую летопись обороны и падения Второго Рима. Слегка подзабытую, но оттого еще более современную…

У пьесы нет сюжета: ее завязка, развитие и кульминация предопределены историей. Второй Рим пал 29 мая 1453 года под натиском турок-османов. Этому событию предшествовала почти двухмесячная осада города турецкой армией. Захватив Константинополь, султан Мехмед II отдал его на разграбление солдатам. Население было истреблено практически полностью, Восточная Римская империя перестала существовать. Точка. Все.

Нет, не все. Спустя 560 лет заключительный аккорд византийской летописи звучит по-прежнему мощно и актуально. Его герои ожили и свидетельствуют. Они выходят на сцену – каждый со своей верой и правдой. Каждый – со своими представлениями о чести, Родине, славе и бесславии. Каждый – со своими оправданиями, увы, бесполезными перед лицом близкой и неотвратимой гибели.

В пьесе «150 причин…» монологи мужчин произносят женщины. Больше некому: все мужики либо сгинули на войне, либо по доброй воле перешли в стан врага. Как, например, константинопольский сапожник: любовь к ремеслу и спокойной жизни оказалась в нем сильнее любви к Отечеству.

«Это история про падение главного города тогдашнего мира. Про то, почему Запад не оказал помощь, про 150 причин не защищать родину, про тысячи очень верных и продуманных мотивов искать и найти компромисс с врагом и с совестью, чтобы выжить. И поиск одной-единственной причины выйти на смерть и защищать то, что другие уже продали, предали или бездарно проиграли», – говорит режиссер спектакля Елена Гремина.

Так или иначе, но в бесконечном для маневра пространстве сослагательного наклонения вопросы истории и морали, задаваемые актерами, звучат совершенно по-новому. И «150 причин…» предлагают зрителю заново сделать исторический (и человеческий) выбор. А, выйдя из зрительного зала – повторить гражданский опыт в текущей реальности.

Принесет ли пользу моему больному Отечеству такой этический «практикум»? Не знаю. История почти не знает случаев, когда голос муз заглушил бы гром пушек, и учит известно чему: в кровавой череде битв и политических интриг побеждают те, кто злее, упрямее, коварнее, пассионарнее. Все остальное, включая этику, религию и мораль – вторично.

Но разве это тысячекратно доказанное правило мешает нам оставаться людьми, сохраняя верность бесполезным (с практической точки зрения) идеалам и святыням?

… Император Константин, одетый в доспехи простого солдата, дрался до конца и погиб, защищая свой город и свою веру. После битвы его тело с трудом опознали.

… Султан Мехмед прожил пятьдесят один год, покорил треть Европы и умер от пищевого отравления.

… Константинопольский сапожник и сейчас тачает обувь при дворе какого-нибудь тирана. Сафьяновые сапоги у него, говорят, превосходные.

8
0
...
16 марта 2014
Фото Olga Pi
Фото Olga Pi
отзывы: 18
оценки: 134
рейтинг: 28
9

Очень сильный спектакль на очень непростую тему. Несмотря на то, что речь идет о событиях многовековой давности, темы, затронутые в спектакле, актуальны и сейчас. Нет белого и черного, нет хороших и плохих.
Почти полное отсутствие декораций и реквизита не мешает произвести очень сильное впечатление. Отсутствие костюмов не запутывает и не делает действо более блеклым. Внешний лоск и дорогие убранства вообще не главное в этом театре.
Музыкальное сопровождение очень необычное. В самом начале спектакля кажется, что оно затянуто, чересчур странно и утомительно, но потом понимаешь, как хорошо оно оттеняет и дополняет общее впечатление от происходящего на сцене.
Спасибо за отличный спектакль!

7
0
...
17 февраля 2014
Фото Дмитрий Квасников
Фото Дмитрий Квасников
отзывы: 6
оценки: 6
рейтинг: 21
9

Дзен-спектакль. В первую очередь, понравилась музыка, напомнившая мне буддистские медитативные практики. Понравились стихи и, конечно, история. История захватывающая и грустная. Грустная тем, что такие трагедии происходили раньше, и тем, что они происходят до сих пор. С пятнадцатого века в этом отношении мало что изменилось, люди до сих пор воюют и умирают за веру, как и в средневековье. Также в этом спектакле можно найти немало параллелей с современной российской действительностью.
В целом, спектакль понравился, рекомендую сходить и погрузится в атмосферу последних дней Константинополя, она передана очень хорошо.

6
0
...
26 февраля 2014
Фото Елена Капралова
Фото Елена Капралова
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 13
9

Спасибо большое автору и режиссёру спектакля "150 причин не защищать Родину" Елене Грёминой за то, что всю ночь после спектакля я читала про Константинополь, Византию, Святую Софию и за то что История заставила меня сопереживать, она тронула, она растрогала, она расстроила и сердце защемило. На спектакле мне было интересно. Иногда я еле сдерживалась от слез. Иногда на каких то музыкальных моментах я понимала, что это похоже на медленное доведение до схождения с ума(именно музыкально). И мне становилось невыносимо. И именно в этот момент я понимала, что наверное такое ощущение вызвано оправданно, чтобы зрителю было так дискомфортно, как было дискомфортно реальным людям той истории. Спасибо большое актрисам, которые подключались к боли своих персонажей и старались их оправдать. Спасибо за то, что появилось Желание знать Историю.

6
0
...
31 января 2014
Фото Даниил Романов
Фото Даниил Романов
отзывы: 6
оценки: 7
рейтинг: 9
9

Пять актрис Театра DOC по традиции не "играют", а транслируют от женского своего естества боль, накопленную поколениями ДО, боль, которая, как бы давно ни случилась её причина, никуда не девается и не растворяется, а записывается на генетическую память прежде и ныне живущих. Шестым участником спектакля, созданного Еленой Греминой, является Звук, идущий из подручных средств и выведенный умелыми руками актрис в сверхучастника действия, порой иллюстрирующего происходящее, а порой погружающего в необходимую медитативность для более точного восприятия текста. В течение полутора часа исполнительницы раскладывают перед зрителем пасьянс из исторических фактов, личных позиций и человеческих ошибок, партию, в которой не обязательно должен быть победитель и проигравший, а партию, которую можно просто НЕ играть.

5
0
...
17 ноября 2014
Краткое описание
Информация предоставлена «Театр.doc»
Спектакль о падении Константинополя и семи стратегиях выживания в эпоху перемен. «Однажды вдруг может исчезнуть все вокруг тебя: любимые люди, ценности, на которых вырос, великие города, мировые империи. Исчезнуть, чтоб стать совсем другим. Театр и музыка рассказывают про 29 мая 1453 года. Про падение главного города тогдашнего мира. Про то, почему Запад не оказал помощь, про 150 причин не защищать Родину, 150 причин не объединиться в минуту опасности, 150 причин работать на врага. Про тысячи очень верных и продуманных мотивов искать и найти компромисс с врагом и с совестью, чтобы выжить. И поиск одной-единственной причины выйти на смерть защищать то, что другие уже продали, предали или бездарно проиграли. Все, кто мог держать меч, погибнет в это день. И когда мужчины все погибнут, женщинам остается рассказывать».