Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.9

Спектакль
Присутствие

Постановка - Театр на Таганке
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Документальный перформанс о легендарном спектакле Юрия Любимова

Последний шанс увидеть постдраматический шедевр Семена Александровского — показы в конкурсной программе «Золотой маски», где спектакль выдвинут в номинации «Эксперимент». Дело в том, что Театр на Таганке, для сцены которого было сочинено «Присутствие» по случаю 50-летия театра (здесь в юбилейный сезон правила бал группа хедлайнеров отечественного актуального театра), закрыт на капитальный ремонт — и по всей видимости надолго. Спектакль не самыми привычными театральными средствами рассказывает о «Добром человеке из Сезуана» Юрия Любимова — культовой постановке, с которой началась история Театра на Таганке. Интерес в том, что попутно у Семена Александровского получился удивительный аудиопластический опус в лучших традициях The Wooster Group.

  • Присутствие – афиша
  • Присутствие – афиша
  • Присутствие – афиша
  • Присутствие – афиша
  • Присутствие – афиша
Драматический
16+
Семен Александровский
1 час 15 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Алексей Киселёв
110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 639
16 апреля 2014
Постдраматический шедевр о подлинной природе театра

Пока группа неуравновешенных старожилов Таганки пишет кляузы Мединскому, что, мол, все пропало, традиции поруганы, спасите нас и прочее, — на сцене тем временем происходят подлинные чудеса. После премьеры «Присутствия» стало ясно, что 50-й сезон культового театра запомнится не только осточертевшими скандалами, но и становлением одного из ключевых режиссеров нового времени — Семена Александровского. Он сконструировал здесь техногенный ритуал, пронзительное произведение театрального минимализма о разнице между индивидуальностью и идентичностью, хрупкости памяти и невозможности повтора; столкнул каналы зрительского восприятия, заставив поверить в присутствие на сцене Высоцкого; реализовал практический опыт, доказавший, что театр — это время.

Ученик Додина, однокурсник и соратник Волкострелова, на Таганку Александровский попал вместе с идейными товарищами — вдохнуть жизнь и сочинить программу юбилея. И придумал поставить спектакль о спектакле, документальное исследование «Доброго человека из Сезуана». Ставший в 1964 году сенсацией, точкой отсчета истории великого театра, спектакль этот здесь дают до сих пор. В любимовской постановке пьесы Брехта играли все поколения Таганки — молодые артисты по сию пору примеряют на себя образы, созданные пятьдесят лет назад. Тогда дерзкий спектакль студентов Щукинского училища под гитару и аккордеон поведал о несовместимости добра и искренности, а фактура и ритм стали заменой реализму. За полвека все шестидесятнические смыслы растерялись, но остался каркас, нарос исторический контекст и родился миф. Если держать в уме эти необременительные детали, доступ к кодовой системе спектакля Александровского окажется беспрепятственным.

Зрители рассажены в шахматном порядке, на головах у них наушники. Сцену заполонили вывернутые наизнанку декорации того самого «Доброго человека». В наушниках звучит стародавняя запись актерских голосов, артисты на сцене зачитывают собранные в единый текст воспоминания и мысли таганковцев разных поколений, на заднике — наслаивающиеся друг на друга фрагменты одной и той же сцены спектакля разных лет. Все опробованные Александровским прежде (главным образом в Питере и Новосибирске) техники работы с художественным текстом — от «доковской» ноль-позиции до причудливых медиакомбинаций, — тогда казавшиеся необязательными или не вполне уместными, здесь, примененные к документу, настолько мощно сливаются в унисон, что кажутся единственно верными. Как Стив Райх, который дробил тон, чтобы найти заключенный в нем ритм, Александровский зацикливает паттерн сценического действия ради буквального обнаружения сути театрального искусства. Четверо артистов проигрывают одну и ту же сцену (два смонтированных диалога Янга Суна и Шуи Та) в едва различных вариациях снова и снова на фоне синхронно воспроизводимого видео этого же самого фрагмента в исполнении Зинаиды Славиной и Владимира Высоцкого 1975 года. Актеры не играют драматическую ситуацию в пьесе Брехта, но на пределе возможностей раз за разом скрупулезно повторяют пластическую и речевую партитуру, зафиксированную на пленке. Время растягивается, происходит коллективное зависание между словом и жестом, прошлым и настоящим, реальностью и художественным актом — то есть собственно присутствие.

На планете сейчас живет не так много людей, целенаправленно занимающихся развитием режиссуры и исследованием природы восприятия современного человека. Это уникальное — если не сказать маргинальное — ремесло. В Европе есть Кэти Митчелл, в России — Волкострелов и Александровский. Разница лишь в том, что пока за Митчелл бьются Лондон, Берлин и Авиньон, «Группу юбилейного года» пытаются вытравить за непатриотизм из спекулирующего былой славой Театра на Таганке.

2
0

Отзывы

7
cinemare
23 отзыва, 262 оценки, рейтинг 23
12 февраля 2014

Во-первых, это новый и необычный для театра жанр - спектакль о спектакле. В кино-то это давно уже заведено - запускаешь на съемочную площадку еще одну группу и они снимают о том, как ты снимаешь. И потом это дополнительный маркетинговый инструмент, дабы заинтересовать зрителя "кухней" искусства теней. Но здесь другое. Здесь не маркетинг, а исследование. Исследование о спектакле и его умирании, исследование о театре и времени, исследование о долголетии театра. Возможно ли оно, нужно ли, кому и зачем. Или театр происходит здесь и сейчас, или он неотделим от времени, от зрителя - со-временного твоему театру. Ну и, наконец, это умный спектакль, который просто стоит видеть. Да, и еще это удивительное путешествие во времени - к тем, из 64-го года, Высоцкому и Славиной. Они удивительные, но сейчас так невозможно.

2
0
5
jeanix
121 отзыв, 1548 оценок, рейтинг 102
29 января 2014
Посттеатральный театр


Артур (бьёт кулаком по столу). Когда умер дедушка? Десять лет назад. И никому не пришла ещё в голову мысль вынести катафалк. Непостижимо!
Славомир Мрожек. Танго


Из чего создаётся театр? Из чего сделан спектакль? Из голосов, из шёпота, из звуков, из движения рук, ног и человеческих тел на сцене, из песенок и музыки, из кусков материи и из фанерок. Вот тебе театр (тот же самый): занавеса нет, потом первая кулиса, потом вторая и дальше пустое пространство, взять и повторить те самые движения и звуки, повороты головы и вращенья рук, сказать те самые слова той самой пьесы, с той самой интонацией, и тогда тот самый спектакль возникнет здесь на этой сцене? Две актрисы и два актёра повторяют те самые движения рук, ног, туловища, мышц лица, говорят те самые слова про триста серебряных долларов и про табачную лавку, им помогают звуковые и видео тени из прошлого, те самые артисты, Славина и Высоцкий. Всё как тогда, лишь голоса в наушниках, да Шуи Та и Янг Сун на стене, а не на сцене. Присутствие зрителя на том спектакле как есть, нет лишь того самого спектакля, его, как и тот театр невозможно воспроизвести механическим путём. А волшебники-режиссёры пока не научились воссоздавать свои (и чужие) спектакли заново, много лет спустя, чудо не повторяется.
Это спектакль-воспоминание о спектакле Театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана», это - отважная попытка продолжить существование спектакля в виртуальной среде, ведь реальной той среды уже давно нет. Получается театр после конца того театра, театр воспоминания о театре, которого уже нет. Посттеатральный театр.
Присутствие спектакля здесь и сейчас дополняют звучащие в зрительских наушниках воспоминания актёров, участвовавших в возобновлении «Доброго человека» в 1999 году, и вводившихся в нулевые годы в спектакль, в основном они касаются механики роли, кажется, если всё повторить как тогда - всё повторится. Звучит и мнение зрительницы, чьей-то тёщи, и я с ним совпадаю: тот старый таганский спектакль (со Славиной и Высоцким) прошибал, когда его возобновляли в 1999, я думал, что теперь, когда вся страна в 90-х переехала в Сезуан и на улицах появились безработные и бедные, спектакль будет прошибать ещё сильнее, но … чудо не повторилось, хотя все мизансцены были повторены, всё было каким-то выдохшимся и сдувшимся, хотя и новые молодые актёры были хороши, и Селютина замечательная актриса.
23 апреля 2014 года Театру на Таганке исполняется 50 лет. Возраст солидный, возраст дедушкин. Театр - это живое существо, как и человек, он рождается, живёт, стареет и умирает. Пора принять и признать тот факт, что Ю.П.Любимов на Таганку не вернётся, что любимовская Таганка умерла, её больше нет, есть муляж, музей театра имени Любимова. И спектакль «Присутствие» ещё одно тому свидетельство. Пора вынести дедушкин катафалк из театра на Таганке, театр закрыть, репертуар снять, и открыть театр заново, отдав его новому режиссёру, как когда то 50 лет назад Любимову.

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все