Москва
6.8

Спектакль
Репетиция оркестра

Постановка - Театр на Таганке
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Первый спектакль обновляющейся Таганки
  • Репетиция оркестра – афиша
  • Репетиция оркестра – афиша
  • Репетиция оркестра – афиша
  • Репетиция оркестра – афиша
  • Репетиция оркестра – афиша
Драматический
Андрей Стадников

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Алексей Киселёв
110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 639
16 декабря 2013
Кейджианский вербатим про безысходность Таганки

Премьера «Репетиции оркестра» спровоцировала очередной скандал на Таганке. Мерный ход аккуратного минималистского спектакля, собранного из монологов закулисных служителей этого самого театра, постоянно нарушали бесцеремонные выкрики из зала: «Ну хватит!», «Все понятно!», «Позор!». Только выкрики эти чудесным образом влились в ткань спектакля, составив в конечном итоге его суть.

Предыстория такова: Департамент культуры пригласил группу передовых экспериментаторов во главе с Дмитрием Волкостреловым и Ксенией Перетрухиной придумать и осуществить юбилейную программу Таганки, которой в этом году исполняется 50. Незадолго до того отец-основатель легендарного шестидесятнического театра Юрий Любимов со скандалом хлопнул дверью и потребовал прекратить играть здесь поставленные им спектакли. Таким образом, команда новаторов была оставлена один на один с воспаленной труппой осиротевшего и, положа руку на сердце, заскорузлого театра. И первое реализованное событие — выставка Перетрухиной «Попытка альтернативы» — при высоком такте и внимании к истории места, мгновенно раскололо труппу на нейтральных и агрессивно протестующих. Последовавшая почти сразу премьера «Репетиции оркестра» Андрея Стадникова стала логическим продолжением конфликта: из зала кричали те же, что и на открытии выставки.

В течение двух часов молодые артисты (те, кто согласился работать с десантированной командой) расхаживают по залу в образах местных охранников, поварих, монтировщиков и уборщиц, делясь своими представлениями о Таганке и прерываясь на бурные конфликты с режиссером — уже от своего лица. Конфликт превращается в художественный акт, в котором актеры играют собственное несогласие. И только оказавшись на сцене, заставленной Перетрухиной атрибутами ушедших в историю спектаклей, наедине с непонятным, они становятся самими собой: в полной тишине актеры медитативно скребут и стукают гитары, пробуя неведомые им принципы игры. Притом что подобным формам кейджианского минимализма больше лет, чем Таганке, и, казалось, возмутительное их свойство осталось глубоко в прошлом веке, бурное негодование и исход части зрительного зала случились именно в этот момент спектакля.

Следуя структуре одноименного фильма Феллини, Стадников ведет персонажей от праздности через конфликт к обширной метафоре. В финале возникает мощнейший образ состояния сегодняшней Таганки, подытоживающий общее настроение документальных монологов, — подавленность и напряжение в ожидании неизвестного. В спектакле нет ни музыкального сопровождения, ни художественного света, ни костюмов, ни грима, ни декораций как таковых — все настоящее, такое как есть. Более того, нет ни одного выдуманного слова: это реальные монологи реальных людей, подлинные репетиционные перебранки напряженных актеров с растерянным режиссером. Все это, собранное вместе, превратилось в стройную, выверенную констатацию, доведенную до художественного образа тишиной и ничем неприкрытым присутствием актеров. На любой другой площадке спектакль смотрелся бы рядовым экспериментом среднего качества и не первой свежести. Но в контексте завершения эпохи Таганки, где пришедшие на премьеру зрители чуть не матерятся, увидев честную попытку творчества вместо поэтического вечера, «Репетиция оркестра» становится осязаемым моментом истории. На таких постановках зритель — и это самое главное — превращается в свидетеля.

2
0

Отзывы

1
Bot Kol
12 отзывов, 63 оценки, рейтинг 10
9 декабря 2013

Дело здесь не в илеологии,и шума никокого от этого спектакля нет,ведь он просто бездарен,просто по профессинальным качествам,бедная Таганка,ну ваша цель чтобы всех сблевало после вашего творения,лишь бы была какая-то эмоция,тогда вы ее достигли,зашли бы в театр Вахтангово вот там ребята действительно сделали своему театру юбилей,За державу обидно!!!!!

0
0
7
Vifsaida Novosti
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 10
8 декабря 2013

6 декабря в Театре на Таганке состоялась премьера спектакля, поставленного молодым режиссером Андреем Стадниковым. Как рассказал он сам: "Этот спектакль основан на свидетельствах людей, которые здесь работают. В меня очень попадает их тоска по братству и по утопии старой "Таганки". Когда актеры шли брать интервью, у них было исходное задание — поставить своего героя в ситуацию принятия решения: узнать его отношение к сегодняшней ситуации и подробности его прихода в театр, его место и миссию в этом театре".

Премьера стала событием в культурной жизни столицы, многие СМИ по-разному отозвались об этой работе, что вполне ожидаемо из-за необычного формата спектакля.

Небольшое размышление об увиденном предлагаем и мы.

Театр на Таганке. Собираются гости. Все молчаливы и несколько напряжены, потому как никто не имеет представления, что будет происходить в зале. В фойе - наделавшая много шума выставка Ксении Перетрухиной "Попытка альтернативы", кстати, она же художник в спектакле. И вот первый звонок. Люди начинают занимать места, но многие стулья остаются свободными для участников спектакля. Зрителей рассаживают определенным образом. Гаснет свет, слышны шаги на колосниках, доносится голос старейшего работника театра, зал погружается в документальный сюжет постановки, ибо "Репетиция оркестра" Андрея Стадникова - это именно документальный спектакль…

Неблагодарный труд пересказывать все, что было увидено и услышано, также как нельзя было сразу после спектакля делиться впечатлениями, всё должно уложиться для более объективного анализа.

Главный замысел спектакля – показать то, что происходит в театре, внутри него, как бы подсмотреть или подслушать мысли тех людей, которые выходят на сцену, но в тот момент, когда зрителей нет в зале - это технический персонал, но по сути, люди не менее, а то и более переживающие за судьбу театра, но мнение которых практически никто не спрашивает. Воспоминания и мысли этих людей звучат из уст молодого состава легендарного театра, той самой молодежи, среди которой может оказаться талант, сравнимый с Филатовым, Золотухиным, Высоцким…

Представленная зрителю постановка очень актуальна именно сегодня, когда театр находится в состоянии "болезни". У него нет того, на кого он опирался столько лет, того с чьим именем его ассоциируют: Таганка – Любимов, Любимов – Таганка… Представьте, Вы каждый день ходите с тростью, привыкаете к ней, Вам всегда есть на что опереться, но вот Вы немного больше, чем нужно перенесли свой вес, и она ломается… Потерянность, неустойчивость - все это будет Вам свойственно, также это свойственно и театру. И тем более такому, как "Таганка".

Безусловно, сегодня, когда на сцене классических театров показываются гомосексуальные трактовки классических произведений, а почетные худруки ничего не могут сделать, остаться без опоры, которая никогда не допустила подобного в этих стенах, страшно. Но жизнь всегда заставляет нас жить в предлагаемых обстоятельствах и необходимо двигаться дальше, но осторожно выбирая свою дорогу. Именно в юбилейный год "Таганка" остается со своим зрителем, погружая его в свою проблему. Сидя в зале, перестаешь понимать, что является постановкой, а что реальным возмущением старожил этого исторического зала. Кажется, что режиссер специально затягивает некоторые монологи или сцены, как бы буксует на одном месте, чтобы зритель стал возмущаться, не сдерживался и что-то кричал артистам. И именно когда такое начинается, происходит смена действия.

Актеры… молодые актеры "Таганки" получили уникальную возможность познакомиться с театром изнутри, услышать его историю из уст старейших и молодых работников. Образы, переданные артистами, вспоминают о Любимове, о его жене, о спектаклях, персонажи размышляют о своем месте в театре, иногда не стесняясь в выражениях, которыми давно не удивить современную публику.

Говоря о режиссуре, нельзя сказать, что эта постановка достойна большого зала театра, нельзя сказать, что спектакль сделан настолько уверенно, что после просмотра остается чувство добротного произведения. Молодость режиссера ощущается на протяжении всего действия, но это придает некий шарм неуверенных шагов на пути к обновлению. Да, это не нравится тем, кто всю жизнь ходит на "Таганку", но как можно забывать, о том, что в годы создания театра он вызывал не меньше споров и криков, чем сейчас вызывает МХТ или "Гоголь-центр", но понятно, что талант Юрия Петровича несравним с модными режиссерами современности.

Должна ли эта постановка стать репертуарной на несколько лет, я не думаю, но в юбилейный год она должна идти постоянно! Добро пожаловать в театр, который, будем надеяться, еще покажет достойные постановки, но надо набраться терпения, театр оживает!

Автор: Филипп Кудряшов
Специально для ИА "Вифсаида"

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все