Москва

Спектакль
Лунный мир

Постановка Камерная сцена Большого театра

7.1
оценить

Опера Гайдна о первых космических туристах

Театр на Никольской впервые в стране играет «веселую драму» Гайдна, композитора как будто не оперного. По сюжету богатый скупердяй не желает выдавать замуж дочерей; папаша помешался на астрономии, и смягчить его сердце помогает полет на Луну — о дивный лунный мир! В этом спектакле рядом с haute cuisine гайдновской музыки мирно уживаются простодушие детского утренника, восторг немого фильма вроде «Путешествия на Луну» и приметы советской кинофантастики времен «Союза — Аполлона».

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Написать отзыв
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Краткое описание
«Лунный мир»
Информация предоставлена Камерным музыкальным театром им. Бориса Покровского
Великого венского классика Йозефа Гайдна обычно не принято ассоциировать с оперным жанром. Однако в его наследии есть несколько подлинных оперных жемчужин. И «Лунный мир» — одна из них. Опера была создана для придворного театра графа Николауса Эстергази, на службе у которого находился Гайдн. Премьера состоялась 3 августа 1777 года под управлением автора в честь свадьбы второго сына князя, Николая Эстергази, и графини Марии Анны Вайссенвольф. Сюжет оперы связан с одной из самых известных мистификаций Нового времени — открытием Лунного мира. Веселая история о том, как мнимый астролог разыграл на Земле жизнь обитателей Луны во главе с лунным императором, восходит к итальянской комедии дель арте и комедии парижского ярмарочного театра «Арлекин, император Луны» и была невероятно популярна в то время. Опера Гайдна написана на оригинальное либретто блестящего итальянского комедиографа Карло Гольдони (1750). Но он был не первым, кто обратился к нему: на этот текст были написаны оперы Б.Галуппи (1750), Дж.Паизиелло (1768), Н.Пиччини (1770) и целого ряда других композиторов. Но сочинение Гайдна стало безусловно лучшим его воплощением. Композитор не просто положил на музыку блестящий текст Гольдони, он обогатил содержание комедии и, по сути, вывел сочинение за рамки традиционной оперы-буффа. В нем гармонично сочетаются комическое и лирическое, бытовое и возвышенное, фантастика и реальность. В «Лунном мире» мы найдем все лучшее, что имел оперный жанр второй половины XVIII века: великолепные арии, соединяющие в себе виртуозность и изумительную итальянскую кантилену, изящную и изобретательную оркестровку, увлекательный сюжет, яркие характеристики персонажей и даже вставной балет. Художественные достоинства этой оперы всегда подчеркиваются исследователями творчества Гайдна и музыкантами-исполнителями. Так как опера была написана «по случаю» и для частного театра, то ее дальнейшая репертуарная судьба складывалась непросто. После смерти Гайдна она была забыта, и ее новая жизнь началась более чем 150 лет спустя. На сцену опера вернулась к двухсотлетию композитора в 1932 году (г. Шверин, Германия), а затем была с большим успехом поставлена в разных городах Европы. В январе 2012 года Нью-Йоркская оперная труппа представила «Лунный мир» Гайдна в Хэйденском планетарии Американского музея истории. В России эта опера никогда не ставилась. Специально для Камерного музыкального театра русский текст либретто подготовил известный переводчик, либреттист и драматург Юрий Димитрин. Музыкальное руководство постановкой осуществляет главный дирижер театра Владимир Агронский. Спектакль режиссера Ольги Ивановой и художника Виктора Герасименко — для тех, кто умеет и любит мечтать. Ведь для того, чтобы побывать в Лунном мире, не обязательно лететь сквозь звезды к другой планете. Частичка его живет в каждом из нас, нужно только внимательно прислушаться к себе и окружающей действительности. А замечательная музыка Гайдна, без сомнения, способна помочь нам погрузиться в этот удивительный мир.