Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

Постановка Сатирикон

7.0
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Киселёв
Фото Алексей Киселёв
отзывы: 110
оценки: 215
рейтинг: 388
7
Отчаянная каша-мала от главного интуита здешнего театра

Юрий Бутусов уже вошел в историю, сразив всех исповедальной «Чайкой» в «Сатириконе» — четырехактной динамо-машиной, манифестом и антиманифестом одновременно, актерским марш-броском в неизвестное. Теперь все его опусы неизбежно сравнивают с этим эталоном. И если поставленный следом «Добрый человек из Сезуана» в Театре им. Пушкина проверку прошел, став новым Эверестом на театральной карте города, то про «Отелло» даже с большой натяжкой сказать того же нельзя. Важно знать при этом, что появление шекспировской трагедии в репертуаре «Сатирикона» обосновано не только грядущим юбилеем автора (трудно же не заметить обилия «Гамлетов» в списке московских премьер), но и тем, что «Отелло» — своего рода гештальт Бутусова, поставившего уже практически все знаковые пьесы Шекспира от «Гамлета» и «Короля Лира» до «Макбета» и «Ричарда III». Это попытка одолеть то, что однажды уже не поддалось (был случай с не увидевшей свет постановкой «Отелло» в МХТ им. Чехова).

В интуитивном экстазе на пару с неизменным соавтором — сценографом Александром Шишкиным — режиссер вывалил на сцену гору периферийных ассоциаций с пьесой: от картин Шагала и десятков комнатных пальм до разнокалиберных неработающих телевизоров и бытовых вентиляторов, от стихов Ахматовой и Пушкина до треков Джо Кокера и Эминема. Двухактный спектакль строится на бойком монтаже актерских этюдов, каждый из которых в той или иной степени осмыслен и завершен, тогда как общая внутренняя логика осталась, кажется, за бортом. Во всяком случае, когда в одной сцене Дездемона (Марьяна Спивак) — властная госпожа в черном парике, а во второй — бойкая карикатурная блондинка, то слезы отчаяния в третьей уже кажутся фрагментом какого-то другого спектакля. Эту схему можно было бы принять за намеренное сбивание ритма в попытке избежать догмата повествования, но и здесь концы с концами не сходятся: тот же Кассио в истеричном исполнении Антона Кузнецова имеет вполне внятную логику поведения — от начала и до конца это один и тот же наивный тюфяк с ирокезом, смиренно подчиняющийся самой что ни на есть шекспировской драматургии. Все остальное — агрессивное разгадывание несуществующего ребуса. Если в «Гамлете», «Короле Лире» и отчасти даже в «Ричарде III» заложена необходимость трактовки событий и логики персонажей, то «Отелло» — до крайности прямолинейная пьеса, здесь все ведет к закономерному финалу. Бутусова же такое положение вещей не устраивает: он идет на все, лишь бы не быть буквальным. Отсюда, к примеру, неожиданная пантомима в память об Андрее Краско (на сцене буквально появляется титр: «Памяти Андрея Краско») как поиск личной трагедии — утраты одного из соратников.

Но главное в спектакле — дуэт Дениса Суханова и Тимофея Трибунцева — Отелло и Яго. Наблюдая за статуарной, возрожденческой пластикой одного и бытовой сутуловатой жестикуляцией другого, следя за этим спаррингом (не только в диалогах персонажей, но и между актерами), понимаешь, что остальное не так уж важно: ну и что, что в спектакле Бутусова впервые звучит плохая музыка, что в очередной раз красные лоскуты обозначают кровь, что каша-мала из высокоинтеллектуальных аллюзий поглотила драматургию, что «Отелло» Някрошюса все равно лучше. В конце концов, разгадать ребус, которого нет, то есть сделать невозможное, совершить трансгрессию — для честного постмодерниста цель, наличие которой порой важнее ее достижения.

5
1
...
5 ноября 2013
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото G G
Фото G G
отзывы: 193
оценки: 193
рейтинг: 587
9

Наслаждалась постановкой пока 2 раза. Шла на спектакль и думала: "Что же можно сделать из Отелло?" Сюжет давно известен, перетекает из постановок в постановку: театр, опера, фильм. "Отелло" Сатирикона в постановке Юрия Бутусова - взрыв! Режиссер приковывает внимание зрителя к действию на сцене используя многочисленные приемы, возможные к повторению в жизни. Рекомендую посетить постановку и составить свое мнение о ней. У меня исключительно положительные эмоции и восторг!

5
0
...
26 июня 2016
Фото Павел Лягин
Фото Павел Лягин
отзывы: 100
оценки: 185
рейтинг: 251
9

Итак, Отелло, ожидаемая, но такая тяжёлая пьеса Шекспира. Но, когда берётся ОН, неуспеха быть не может в принципе. Может зайти «чужой» зритель, но если вы «туда», равнодушным вам не уйти.

Режиссёр - Бутусов настоящий экспериментатор, и как я услышал даже в антракте - «хулиган». Отчасти согласен. Только «хулиганства» эти оправданы и очень хорошо ложатся на «адаптацию» и стирание исторических граней. Ведь не столько и не так важно, какое время мы просматриваем и сопереживаем на сцене – 16 там век или 21. Человеческая зависть, злость, ханжество и ЭГО (ЯГО) – жили живы и будут жить и далее. Бутусов Шекспира чувствует иначе, раскрывая и преподнося нам настолько изысканные блюда, что изначально во вкусовых гурманствах сомневаешься, но эти сомнения развеваются, как дым в зале, быстро и окончательно уже спустя 5 минут, после начала спектакля.

На сцене – авангард и модерн в самом смелом понимании и воплощении. Это классика в экстравагантной форме, которая будет близка тем, кто способен воспринимать додумывая, прочувствовать и настроиться на волну режиссёра, который вываливает на нас мощь сценографии и весь нерв актёрского мастерства. Все почти 4 часа нужно думать, мыслить, трудиться. Это спектакль настолько многогранный и многослойный, что не успеваешь за всем следить online, берёшь домашку на дом, но уже понимаешь, что до всего-всего в одиночку не справится, что или подсмотреть в конце учебника ответы, или через энное количество времени вернуться, и доразгадывать ребус, одновременно с восхищением понятых моментов.

Актёры – и снова много успешных и точных попаданий по распределению, но потрясающее «яблочко» - это выбор Отелло – Денис Суханов – актёр №2, два – потому что в Сатириконе номер раз закреплён исторически. Я следил и наслаждался игрой, точнее проживанием жизни в этих 4-х часах. Бешенная харизма, умение держать зал, переходить с крика на шёпот, приковывая всё внимание и слышать дыхание, сбивающееся, но глубокое. Без жалости к себе, раскрывая весь талант, как в последнюю роль, как в последний вечер – браво!

Итого – я очень рад и счастлив, что посмотрел авторскую версию спектакля, которая идёт больше заявленных 3-х часов. Скорее всего режиссёр сократит и ужмёт до «нормативного» значения. Но мне было хорошо, я наслаждался и ловил каждую мизансцену, осмысливал и додумывал те или иные «фишки»… Конечно много осталось за скобками, но тем приятнее возвращаться в Отелло в воспоминаниях от увиденного.

Мне очень нравятся «вкусные» замысловатые вариации на тему…Шекспира, Чехова…далее везде…и уже хочется чего-то нового! Но тут нужно быть аккуртнее с концентрацией.

Рекомендовать могу данный спектакль лишь тем, кто действительно способен мыслить, думать, наслаждаться и погружаться. Способным да воздастся!

6
0
...
1 ноября 2013
Фото sveta orlova
Фото sveta orlova
отзывы: 198
оценки: 288
рейтинг: 130
9

Стоит выделить одну из многочисленных ярких линий в нелинейном спектакле, так это кризис отношений мужчины и женщины в мозаике преломлений. Они страшно все увязли в болоте ложных чувств. Какой разговор о любви с таким кризисом идентичности.
Феерически прекрасная сценография, требующая отдельного исследования.
Кажется, мало ясности вернется ли спектакль на сцену театра. Райкин вообще, чем думает, снимая с афиши два успешных спектакля Бутусова?

1
0
...
3 апреля 2015
Фото Татьяна Миронова
Фото Татьяна Миронова
отзывы: 25
оценки: 25
рейтинг: 53
9
Сатисфакция душевного либидо или алхимия драгоценной рефлексии.


Не панегирик, но факт: если бы Юрия Бутусова не существовало на свете, его невозможно было бы выдумать.
Такие как он не оставляют шанса относиться к себе равнодушно. Их не понимают и осуждают, ими восхищаются и пленяются, от них ждут подвохов и шедевров, Бутусов для каждого некто свой - разный, многогранный, неоднозначный, и у каждого вызывающий нечто своё: трепетное или суровое, пересекающее или параллельное, родное или отчуждающее.
Душа. Термин лексически избитый, растерявший прелесть особенного содержания. Нематериальная материя с сокровенным смыслом. Ученые могут столетиями ставить эксперименты и спорить о результатах – сколько же весит человеческая душа, но как житейский эмпирик осмелюсь заключить: такие как Бутусов позволяют физически ощутить и нескептично поверить, душа есть.
Ювелир, блестяще ограняющий алмаз реализма окружающей действительности до бриллианта глубины нетривиального на нее взгляда. Основатель векторов затейливых направлений системы координат собственной Вселенной с философией «иного и иначе». Виртуоз дирижерской палочки, управляющий игрой струн запылившихся антресолей внутренних миров в унисон, резонирующих в остром пике полета в заводь облаков. Врачеватель затянутых пленкой времени ран, нанесенных жестоким орудием безжалостного социума и беспринципной морали. Пророк, который без использования зрения, тактильно на кончиках пальцев осязает прикосновение грядущего задолго. Инноватор, внедривший нано-эмоции на уровне подсознания, заставивший выйти из состояния горного плато и превратиться в величественную вершину духовного развития.
Таких как он не бывает, но он есть. А вместе с ним есть «лабиринт Минотавра» - практический комплекс, который вырабатывает навыки выходить за пределы сосредоточения «под ноги», обучая поднимать голову и смотреть не только по сторонам, но и вверх – туда, где найдется выход, если обладать пытливым умом и геркулесовым упрямством.
А спектакль? Если говорить о его авторе можно бесконечно, теряя счет хода метронома, то сами творения нужно видеть. Есть еще вещи, в повествовании о которых не нужны слова, их язык – сурдоперевод со звеняще-молчаливого сердечного. Обзаведитесь билетами, ведь совершенно не важно, озарит ли Ваш лик живой восторг, или же исказит ханжеская гримаса – «плохо» и «хорошо» одинаково прекраснее «никак». Спектакли Бутусова с самого первой минуты своего рождения в его голове тюнингуются опцией по умолчанию «смотреть нельзя пропустить», остается лишь правильно поставить знак препинания.

4
0
...
26 декабря 2013
Фото Elizabeth
Фото Elizabeth
отзывы: 37
оценки: 79
рейтинг: 49
9

Спектакль я бы не рекомендовала зрителям, которые совершенно не знакомы с творчеством Юрия Бутусова :)

Трогательная сцена встречи Отелло и Дездемоны, их объятья - он сидя в кресле, она у него в ногах. Очень понравилось первое появление Отелло, когда одеваясь перед зеркалом и, не понравившись себе в отражении, он выливает на зеркало бокал воды, а своё лицо покрывает черным гримом. Вообще лучшее, на мой взгляд, что есть в этом спектакле - это Отелло - Денис Суханов. Настолько необычный взгляд на Отелло, которого я, например, привыкла представлять читая пьесу большим, грузным.. Стройный, изящный Денис с его походкой и грацией. Как спокоен он был, находясь в объятьях любимой и каким диким и безумным стал, поверив Яго. Самая трогательная сцена - монолог Отелло, когда мы фактически слышим его мысли, в то время как он достает из пустой картонной коробки, какими уставлена сцена, детскую игрушку, которая поёт забавную песенку и хлопает в ладошки.. Отелло размышляет о возникновении его любви к Дездемоне и о её убийстве, сажая рядом с собой игрушку то ли зайчика, то ли собачки, которая беззаботно хлопает лапками...

Следующим практически главным героем становится Яго - Тимофей Трибунцев. Из всех персонажей именно Яго показан здесь наиболее ярко. Его ненависть к Отелло, его зависть.. Злодей-гений. как рассказывает он Отелло о первых своих предположениях относительно Дездемоны... к его персонажу даже не возникает ненависти.. просто становится интересно, отчего же он стал таким?... он является воплощением зла и коварства, когда остается один на один с залом, и воплощением понимания и участия ко всем, кто оказывается рядом с ним - Отелло, Кассио..

Дездемона - Марьяна Спивак так нежна и очаровательна в первых сценах! Абсолютно очевидно, что она являет собой образец идеальной жены. Однако, дальше мы начинаем видеть её глазами Отелло. И вот в первых порывах ревности он видит её соблазнительной стервой в короткой юбке и черном парике, при первом упоминании о потерянном платке он видит её пустой и глупой блондинкой в пышном платье, которая как кукла повторяет одни и те же слова. Мы видим даже как она старится на наших глазах во время одного из последних разговоров с Отелло. Но иногда удается рассмотреть её и такую, какая она есть. Замечательная сцена, в которой Дездемона как бы выходит замуж за человека с черным лицом, который под гримом оказывается Кассио, а вовсе не Отелло. То, что сцена о разговоре о потерянном платке играется два раза - замечательный ход. И второй раз она максимально убедительна. Она не может простить сама себе потерю платка.

К минусам отнесу отсутствие яркого финала.
К плюсам - прекрасная почти не прекращающаяся музыка! - отличительная черта спектаклей Бутусова.
Необычные декорации, заполняющие практически всю сцену: целый сад цветов, музыкальные инструменты, винтажные столы, стулья, кровать с подушками, зеркала, вентиляторы, деревья, чемоданы, вешалки с одеждой, манекены с военной формой, коробки, прожекторы.... всё это меняется! - невероятно!

Спектакль заставляет задуматься, долгое время не отпускает, вызывает желание пересмотреть его ещё раз.

6
0
...
11 ноября 2013
Фото Anja De Lanklo
Фото Anja De Lanklo
отзывы: 18
оценки: 34
рейтинг: 39
1

Моя извечная ошибка - вера в режиссера. Я не могу принять тот факт, что если режиссер поставил гениальную вещь - он может поставить и полное дерьмо, простите за выражение. После "Доброго человека" Бутусова, я очень хотела увидеть его "Отелло". Премьера прошла чуть раньше, но собралась я только сейчас. И хочется сказать - зря я вообще собиралась.

В Интернете можно прочитать восторженные отзывы, разговоры о постмодернизме в театре, о том, что если задумку Режиссера ВЫ не понимаете, то ВЫ идиот и плебс... Но будучи заядлым театралом, терпимо относящимся к необычным интерпретациям известных пьес, я не могу себя отнести ни к тем, ни к другим.

И как в известной сказке вдруг понимаешь - а Король-то голый! Это не какое-то ЯВЛЕНИЕ на сцене. Это третьесортный спектакль, с невнятными сценами, с длиннющими театральными паузами, когда актеры просто стоят на сцене, или просто ходят, словно режиссер понимал что у него ещё полно времени - надо как-то растянуть спектакль до нужных 3 часов! Кое-какие эпизоды вообще были использованы из популярных в Интернете видео. Например, в самом начале стучание по столу 4-х человек - это ухудшенная версия выступления Mayumana...

Сцена. Огромная сцена Сатирикона была захламлена. Это не декорации - это хлам. Которые толпа работников сцены каждые несколько минут таскала туда-сюда. Такое ощущение было, что постановка сначала рассчитывалась на малый зал, а тут бац - вторая смена. И чтоб как-то пространство занять - его захламили всем. От коробок до игрушек...

Чтобы быть уж категорически честной: кое-что мне понравилось.

В плане актерской игры. Но кусками. Скажем так - Отелло (Денис Суханов) и Яго (Тимофей Трибунцев) представляют очень интересный актерский тандем. И вот эпизоды с ними были напряженные, интересные и цепляющие. А вот всё остальное... увы и ах...

Смешно, но самым ярким моментом в спектакле было... как Яго готовил себе яичницу на сцене. Всё по-настоящему: горячая плитка, яйца, масло... Я удивилась, почему не сообразили продавать в перерыве это блюдо в буфете - учитывая комментарии людей, многие бы купили... В целом же мне было скучно, действие не цепляло, не заставляло нервно цепляться за кресло и сидеть, затаив дыхание. И если по итогам первого акта спектаклю можно было бы поставить троечку, то второй акт убил вообще всё впечатление.

И кстати о голом короле.. Эпик-фейлом был выход голых актеров на сцену. В своё время, известный театральный критик писал: если режиссер понимает, что спектакль надо как-то вытягивать, а средства все артистические не помогают - выведи голых на сцену. Когда ближе к концу они появились, я уже не сомневалась ни секунды.

Знаете, что меня поразило?! Реакция людей. На поклонах люди вставали и аплодировали. Нет-нет-нет, Вы не понимаете! На лицах у людей было написано ОТВРАЩЕНИЕ, нежелание вставать... Но они это делали из какого-то странного чувства - НАДО. Типа спектакль закончился, актеры отвешивают поклоны - надо встать и похлопать. Я этого не сделала. Потому что я не считаю, что ЭТОМ действу можно и нужно хлопать.

Опять-таки комментарии людей на выходе: надо сходить на "Отелло" в Вахтангова - очистить впечатление. Прямо мои мысли... В общем, на вкус и цвет фломастеры разные. Я лично не рекомендую к просмотру. Если же пойдете, будем надеяться что Вам понравится. Потому что не хотела бы я, чтобы Вы, выходя из зала, чувствовали себя политым коричневой субстанцией, от которой хочется отмыться. А так себя чувствовала я...

3
1
...
29 ноября 2013
Фото Kriemhild
Фото Kriemhild
отзывы: 16
оценки: 16
рейтинг: 28
1

На сайте театра было заявлено, что спектакль идет три часа. Но на самом деле оригинальностью Юрия Бутусова мы наслаждались четыре. Из них большую часть времени на сцене зазывали зрителей в театр (почему-то по-немецки; это было так глубоко, что мы поняли немецкий, но не поняли, зачем он там нужен), переодевались (часто и долго), перекладывали настил (еще чаще и дольше), носили взад-вперед мебель (а ее было много, очень много!), дрались и вообще занимались чем-то, мало связанным с "Отелло". Периодически режиссер вспоминал, что где-то под водопадом фонтанирующей изобретательности и оригинальности должен ну хотя бы чуть-чуть просматриваться "Отелло" Шекспира - потому что, уж простите меня, на афише заявлен "Отелло" Шекспира. Не "Оттелло" Юрия Бутусова, как, например, "Макбетт" Ионеско - там все честно, я понимаю, что Шекспир - это трамплин для Ионеско, поэтому, если меня интересует Ионеско, я пойду, а если Шекспир - то, пожалуй, нет. Здесь, простите, меня зазывают на Шекспира. И таки да, периодически прорывался искореженный и перевранный текст Барда. В сочетании с Ахматовой и Пушкиным. И вот все четыре часа меня не оставлял вопрос - а если на этот хаос, в котором от Шекспира осталось примерно на полчаса текста, зато налицо перевранные события (самое существенное для меня - в конце спектакля на Яго вешают морговскую бирочку, а у Шекспира он "ранен, но не насмерть") и надпись "этого не было" над сценой, где Дездемона обещает Кассио помочь, валяясь с ним в постели и говоря интонациями ходульной потаскушки (от этой Дездемоны вообще возникает только одно ощущение - придушить ее надо было еще в начале), так вот, если на этот хаос придет человек, который не читал "Отелло", он вообще поймет, что перед ним происходит? А если не поймет, то в чем Шекспир-то виноват? Или зритель радостно посмотрит на художественный стриптиз (тогда уж разворачивайте актеров передом и раздевайте Дездемону догола, чего стесняться-то, чай, не на детей спектакль рассчитан), будет восторженно сообщать, что приобщился к "высокому", а в ответ на вопросы, что это за "высокое", станет только загадочно улыбаться?
У Бутусова был «Ричард III», обласканный критиками и всяко-разно награжденный, оставивший меня как-то совсем равнодушной, но это уже мои проблемы, потому что для меня Ричард III - это Лоренс Оливье, и Райкина в этой роли я не очень восприняла. Был «Король Лир». Фарсовый Лир - это непривычно, но было видно, о чем этот спектакль, а его концовка пробирала до мозга костей. И в «Ричарде», и «Лире» было внятное прочтение шекспировских текстов. А в «Отелло» я вообще не вижу прочтения «Отелло». Никакого. Там может быть прочтение чего угодно - но не «Отелло», хотя бы потому, что нельзя переврать текст и события и утверждать, что это все еще «Отелло».
Нет, я не требую строго академических постановок (на академическом «Мещанине во дворянстве» в Малом мне было изрядно скучно), я не против экспериментов, я не против творческого самовыражения и свободного поиска ассоциаций, ради Бога, ассоциируйте, ставьте, что хотите, хоть черта в ступе. Но тогда уж пусть будет честно написано: Юрий Бутусов. «Черт в ступе. Навеяно Шекспиром». И все претензии будут сняты.
Мы были на втором спектакле сезона. Народ начал уходить рано и интенсивно. Непривычно интенсивно для «Сатирикона». Но вершиной какого-то полного унижения для театра для меня стало то, что перед поклоном капельдинерша встала в проходе, не давая зрителям выйти. Мне не хочется даже думать, что же такое было накануне, на самом первом спектакле, что ко второму персонал уже знал, как именно продержать зрителя в осаде приемлемое для поклона время.

7
1
...
1 декабря 2013
Фото Мария Куликовская
Фото Мария Куликовская
отзывы: 41
оценки: 41
рейтинг: 14
9

Вот именно так и надо ставить классику, особенно такую монументальную как Шекспир! Чтоб побороть отвращение к этой самой классике, глубоко засевшее в сознании со школьных лет. Шекспир мне всегда казался тяжелым, давящим, отталкивающим. А это уже второй спектакль Бутусова по Шекспиру, по которому я понимаю, насколько ошибочным было мое представление о произведениях данного автора. Такой Шекспир мне интересен, такой Шекспир мне нравится!
Сам спектакль очень красивый. Самый красивый из трех Бутусовских, что я видела. За счет декораций, света, грима. Общая картинка получалась точно картина на сцене или художественная фотография. В общем, эстетическое, визуальное удовольствие колоссальное. Нагая сцена была особенно изящна.
Единственное, что мне не понравилось – это осталось какое-то скомканное впечатление от концовки. Ощущение, что чего-то не хватило, какого-то аккорда. Было легкое недоумение – уже все? Такая казалось бы мелочь как наличие музыки на поклонах могла бы стать тем самым необходимым довершением, но ее не было. Обидно даже, что из-за концовки от хорошего спектакля остается невнятное впечатление.
А вообще мне стал нравиться Бутусов, вот прям очень. Да, я сознаю, что я не все понимаю из того, что он зашифровал в деталях спектакля, но у меня это уже не вызывает дискомфорта. Основная канва истории изложена ясно, просто и вкусно. А все обрамление – выразительный творческий почерк режиссера.
Из актеров выделю совершенно восхитительные работы Дениса Суханова и Тимофея Трубинцева. Браво, мастера сценического пространства! Также отмечу замечательные работы Марьяны Спивак и Марины Дровосековой. И несмотря на наличие динамичных общих сцен, спектакль оставляет впечатление преимущественной монологичности, а значит возможности для актерских проявлений. И проявления эти были прекрасны! Самое сильное впечатление оставила одиночная сцена Дениса Суханова под звук записи его голоса. Как он держал внимание зала, сохраняя молчание!
Я с большим интересом, увлеченно смотрела этот спектакль. Мне понравилось. Даже очень, не считая концовки. Однако рекомендовать его к просмотру каждому я бы не стала. Спектакль хороший, с сильной актерской работой, интересной режиссерской работой, но в большинстве своем темпоритм его стремился к нулю. Меня это не смущало. Но если бы я начала знакомство с творчеством Бутусова с этой постановки, возможно, мое мнение было бы иным. Поэтому этот спектакль скорее для поклонников данного режиссера или для тех, кто готов к всевозможным новаторствам в театре. Не могу себя однозначно отнести ни к одной из этих категорий, но на этот спектакль еще раз я приду.

1
0
...
27 июля 2016
Фото Alexei Balakirev
Фото Alexei Balakirev
отзывы: 22
оценки: 72
рейтинг: 12
7

Бутусов - тот режиссер, который держит тебя во время спектакля в постоянном интеллектуальном напряжении. Ты каждую секунду пытаешься понять, а зачем вот это, а почему сейчас вот так, а это он на что намекает?...
Это крутой опыт всегда.

Мне несколько не хватает эмоций, хотя в этом спектакле меня очень глубоко поразила любовная сцена ближе к концу, которая безумно откровенна, резка, пластична, груба, нежна - все вместе и сразу.

2
0
...
23 ноября 2014
Фото Аксёнова Елена
Фото Аксёнова Елена
отзывы: 9
оценки: 29
рейтинг: 12
9

Поставив "Отелло", Бутусов дал себе такую волю, какой не давал никогда. Возможности для этого у него были: рядом - актёры-единомышленники из числа самых лучших в Москве, те, кто может выдержать экстремальные условия существования на сцене: горы реквизита, разлитую воду, напуганный, недоумевающий зал, необходимость многократно переодеваться и вообще производить множество манипуляций, мешающих играть... Это очень затратный спектакль - энергетически, физически и эмоционально. На актёров (прежде всего, на Дениса Суханова и Тимофея Трибунцева) падает главная нагрузка - хоть как-то компенсировать зрителям неудобство смотреть необыкновенно трудный спектакль, потому что, пожалуй, впервые Бутусов настолько отказался от компромисса с внутренними ожиданиями публики. Образно выражаясь, он бросил ей лишь неустойчивую и доступную всем ветрам верёвочную лестницу, по которой можно подняться к вершинам авторского замысла - или хотя бы приблизиться к нему.
В "Чайке" зрителям есть на чём отдохнуть душой: внутренняя стройность, по-новому акцентированный чеховский текст, сентиментальность и - главное - за драйв отвечает сам Бутусов. В менее милосердном "Макбет. Кино" это труднее, даже знание пьесы мало чем помогает... но музыка, ритм, визуальная графическая красота делают своё дело - и это тоже фанатский спектакль. В стоящем особняком "Добром человеке из Сезуана" режиссёру как-то удалось угодить если не публике, то критике, попасть в масть - возможно, внятным посылом и внутренней логикой.
С "Отелло" всё по-другому. Если в "Чайке" каждый мог найти что-то "про себя" и это примиряло со спектаклем даже недоброжелателей, то тут - не факт (оно есть, просто запрятано глубже). Потому цепляются не за близкое, а за понятное: за театральную метафору, за "козлы и обезьяны" как приговор современному миру, за "зло с человеческим лицом", за мужское-женское, за бросающуюся в глаза символику... А за пределами понятного - страшный сюрреализм, про который думать не хочется, мол, снова Бутусов со своим подсознанием, надоело...
Между тем, эти сны и образы, необязательность многих предметов реквизита, иррациональность и принципиальная неточность - как раз то, что сближает спектакль с реальным потоком сознания, делает его сложным и многозначным, как жизнь, как внутренний мир человека. Правда искусства и правда жизни смешиваются здесь причудливым образом. Да, это мешает вычислить магистральную мысль, проложить привычный путь "из Содома в Вифлеем", но считать это недостатком спектакля, возникшим по недомыслию режиссёра, простительно лишь обычному зрителю, который пережил стресс, находясь 4 часа в зале, и теперь от него защищается...
Говоря о спектакле, приходится объяснять и спорить, и это естественно: Бутусов на этот раз обошёлся с публикой сурово. Он, конечно, немного помогает ей, но не все даже хотят принять от него эту помощь, настолько возмущены подобным с собой обхождением. А надо просто смотреть и слушать всё, как есть, подключив чувства и разум - и тогда это путешествие в художественный мир очень талантливого человека будет захватывающе интересным.

5
0
...
6 ноября 2013
Фото Добрый Мунк
Фото Добрый Мунк
отзывы: 15
оценки: 16
рейтинг: 4
1

Тут такое дело, мне очень не понравилось. Но хочется отомстить. Так что, бежим все смотреть. 3-4 часа немыслемого мучения, вздохов в зале, охов в зале, мертвечины на сцене, и будет пару смешных моментов на сцене (5-6 секунд). Ну и трусы отелло.

0
0
...
18 февраля 2018
Фото Plotnikova Svetlana
Фото Plotnikova Svetlana
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
6

Фактически отзыв - это моя интерпретация Бутусова, в которой он интерпретирует Шекспира, то бишь вторая производная.
Дездемона здесь - разбитная деваха, умеющая быть иногда нежной возлюбленной, иногда кокетливой стервой, но она живая и настоящая. И когда в конце первого акта она встает в окне, под которым плетет интриги Яго и исходит ревностью Отелло - понимаешь вдруг, что правда на ее стороне. Что она имеет право быть какой угодно - "непостоянна как вода". Что она не обязана совпадать с идеалом, который рисует себе Отелло, что ее нельзя втискивать в заданную роль - она будет расплываться, менять очертания, как вода или как сама жизнь. И потому такой шок в финале, когда Дездемона превращается в застывшую маску, что по сути есть убийство жизни, потому и остальные персонажи после смерти Дездемоны уже не могут существовать.
И все-таки следует признать, что из пяти спектаклей Бутусова, которые я видела, этот вставлял меньше всего. То ли мне не удалось поймать волну, то ли актеры эту волну не сгенерировали, то ли режиссер не смог здесь выстроить все настолько точно, как в лучших своих спектаклях.

0
0
...
28 мая 2018
Фото Лера Старкова
Фото Лера Старкова
отзывы: 3
оценки: 5
рейтинг: 0
7

Когда идешь на Бутусова, всегда будь готов к бессмысленным этюдам, но есть отдельные сцены,которые ты вспоминаешь долго после просмотра. Это,как цитаты из фильмов.Сцены, где Яго делает себе яичницу и финальная это и есть те самые цитаты для меня.

0
0
...
10 ноября 2017
Фото Наташа Мурашова
Фото Наташа Мурашова
отзывы: 2
оценки: 3
рейтинг: 0
9

Сходила на ОтеллоБегите наОтелло вскрывайтесь
Учитесь быть не учеными и учеными
Боже как все страшно дико и страшно
Спектакль о душе совете и гниле.
Спектакль динамичен и оправдан, по ощущениям поиск и режиссера и актеров еще долго не будет окончен
Начало как и всегда в спектаклях Ю.Б на сцене куча всего... На первый взгляд не понятного но на деле все оправдывается, может просто я зритель любящий фантазировать но смысла я там нашла на пересмотр многих параметром в своей жизни
Необыкновенный Трибунцев ....простой легкий открытый удивительный
Вся страх Шекспира , В этой постановке переносится в яго именно он открывает грязь коротая заливает души всех героев маленького острова
Отелло все первое действие сидела и ловила себя на мысли что что то в нем не так
Что ??? Что? И тут мне кажется поняла ... Просто все очень сложно очень сложно на сцене страдать просто страдать , сложно гнить и что в себе надо вскрывать что бы зритель почувствовал , честно я не знаю.
Во втором акте Суханов открывается ,стирается в золу и поднимается
Конец для меня сделан просто идеально не хватило всего ,слезы катились пухлым щекам, когда непобедимый мавр сдался злу ,и как он убивает свою душу а потом дездемону
Марьяна ... Сложно
Привела в дикий восторг сцена на траве , тихо там где то в внутри в амбарах нашего сердца шептали не они не люди а сердца.спасибо за чистоту
Терпеть не могу проекцию и все что с этим связанно ,но не любить юббутусова просто не могу
Почему то всегда забывают о женщинах а я помню какая дивная и чудесная М.дровосекова идеал греции века так 1 вспоминая агесандара и Иже с ними
А какая голосовая работа такая музыка
Прекрасен спектакль от носочков до пяток
Спасибо

0
0
...
28 января 2014
Фото Надежда Банникова
Фото Надежда Банникова
отзывы: 1
оценки: 8
рейтинг: 0
7

Очень впечатлило отчеканивание ритма по столу с разбрызгиванием воды!дало хороший настрой.некоторые роли были не понятны в начале а сцена с раздеванием(полу)думаю лишняя.раз уж ню так до конца!никаких "простыней":-)в остальном -все молодцы;-)

0
0
...
9 декабря 2013