Москва

Все отзывы о спектакле Гамлет

Постановка Гоголь-центр

7.4
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Киселёв
Фото Алексей Киселёв
отзывы: 109
оценки: 214
рейтинг: 381
7
Неоакадемическая трагедия о Гамлете-хипстере в затопленном морге

Расхаживающий по щиколотку в воде Гамлет-хипстер — вероятно, жертва буквального прочтения пары шекспировских строк из эпизода с бродячими трагиками. Наедине с собой герой пытается понять, как поступил бы актер, играй бы он его, Гамлета: «Залив слезами сцену, он общий слух рассек бы грозной речью… А я, тупой и вялодушный дурень, мямлю, как ротозей, своей же правде чуждый» (перевод М.Лозинского). В общем, на этом полностью выстроен спектакль Давида Бобе — Гамлет в исполнении Филиппа Авдеева мямлит и манерно истерит, символизируя «вялодушие» современного героя, а слезы символизирует заливающая сцену вода. Эти условия вполне уживаются с крепким академическим, даже традиционным стержнем действия: одетые в ни к чему не обязывающую современную одежду актеры в меру драматических способностей играют «по Станиславскому» при каноническом развитии логики пьесы: есть тут и череп, и призрак, и дуэль на шпагах. То, что Розенкранца играет Александра Ревенко, а бродячих трагиков — артисты с синдромом Дауна, придает происходящему некоторый объем, сути, впрочем, не меняя.

Давид Бобе уже ставил «Гамлета» у себя на родине и перенес бы его на московскую сцену без особых изменений, если бы не два «но». Первое — русский язык. По убеждению режиссера, ни один из десятка изданных в XXI веке русских переводов шекспировской трагедии не способен адекватно новому времени передать остроту текста, не говоря о Пастернаках и Лозинских. Переводчику Римме Генкиной было поручено адаптировать речь персонажей сообразно с современным лексиконом, так Гамлет освободился от необходимости маскировать эмоцию эвфемизмами и выражаться непременно фигурально. С интонацией незабвенного «Дверь мне запили!» он обращается к Офелии: «Слушай, иди в монастырь!»; а объясняя маме разницу между новым королем и старым, выражается вовсе непечатно.

Второе «но» — русский актер. При переносе спектакля Бобе, работавший до этого в России только с учениками Кирилла Серебренникова, столкнулся теперь и с представителями другой школы, скажем так, фундаментальной. С таким актером фокус переноса партитуры не пройдет. Заставить такого актера сыграть не для него придуманную роль — то же, что заказать Норштейну или Ивану Максимову новую серию «Симпсонов»: на выходе получится авторский мультфильм, от контекста не зависящий. Так и заслуженный артист Алексей Девотченко внутри монохромного «Гамлета» Бобе филигранно и искрометно исполняет свой красочный моноспектакль про Полония.

Благодаря обилию эффектных мизансцен премьера «Гоголь-центра» относится к разряду таких, к которым напрашивается емкий тизер. Вот Гамлет пытается собрать по кускам гнилую черепушку Йорика; вот он же в костюме Бэтмена скользит по залитой водой сцене; вот обезумевшая Офелия так и этак переставляет буквы-кубики своего имени, пока жутко хихикает дредастый могильщик с косяком, а в луче синего света появляется пронзительный статуарный дуэт особых артистов в роскошных исторических костюмах; потом динамичная дуэль на шпагах, под лирическую музыку, с ребяческими улыбками на лицах, в брызгах воды. Но такой тизер обманул бы ожидания — подобные вспышки красоты попросту утопают в монотонном представлении без антракта, растянутом без малого аж на три часа.

2
0
...
30 декабря 2013
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Ulrih
Фото Ulrih
отзывы: 275
оценки: 348
рейтинг: 408
7

Неровный, но интересный Гамлет получился. Бесспорная победа- работа Филиппа Авдеева! Выразительный и витальный актер, кому веришь сразу. И голос и интонации и пластика, все прекрасно! Надо ему какую-нибудь золотую маску присудить. Нельзя не отметить Гертруду Ирины Выборновой - отличная работа. Есть очень удачные находки в сценографии. Отличные номера с бродячими актерами. Разговорный текст, скорее, помогает поверить в происходящее. Сцена с рапирами, когда искры сыплются от ударов, опасные трюки (где волнуешься за актеров) тоже добавляют честности спектаклю.

Что не получилось? Прежде всего, ужасная сцена с кратким пересказом сюжета актрисой в микрофон, где все умерли. Прямо заноза какая-то. Во-вторых, затянута игра с водой. Художественная идея хорошая, но половина спектакля про купание это многовато, теряются на этом фоне прекрасные сцены с Бетменом и дуэль. Еще проступало местами желание авторов сделать красивое и современное видео и поиграть звуком без понимания, для чего. И, конечно, перебор с некрофилией...

Но в целом, достойный Гамлет, стоит смотреть!

4
0
...
30 ноября 2013
Фото Vladislavs
Фото Vladislavs
отзывы: 77
оценки: 715
рейтинг: 215
5

Не «Быть или не быть?», а «Действовать или не действовать?». Пуститься в бой, рискуя умереть и «не быть» - или же ничего не делать, сохранить мир в его положении, пропустить собственную жизнь и в итоге всё равно «не быть».
Такая сверхзадача Дэвида Бобе.
Я бы на самом деле поменял название.
Назвал бы "Гамлет. Версия", так бы себя оправдал. Все таки соответствовать сложно при той безумной куче современных версий, что существуют.
Да даже если и не соответствовать.
Просто для подстраховки.
Гамлет же - это всегда думать, медлить, анализировать, и только потом, может быть, действовать. А тут сразу, смело. Единственное, что ограничивает в этом действии, сама пьеса. Рамки королевства ограничивают - принц датский, задвинутый наследник престола, последний из могикан, за которым только Фортенбрас и остается для всей нации. И чем раньше Фортенбрас придет, тем лучше.
У Бобе получилась отлично форма. Все таки адаптировать дуэль на рапирах в современном театре это надо постараться. Сценография гениальная. Ну да, переборщили с водой, но это купание красных коней красиво, что тут не переборщить. Так бы в ней плескались.
Из содержания мы не извлекаем ничего нового.
В качестве Гамлета мы получили неврастеника, пятилетнего ребенка, который в магазине игрушек устраивает истерику по поводу понравившейся матрешки. И всем при этом неловко, неловко все три часа от начала до конца.
Собственно, новая форма не подразумевает нового содержания, то есть непонятно зачем все это было.
После трех мучительных часов (а антракт самой пьесой напрашивается) единственное ощущение которое остается - неловкость.
Я так и не понял зачем Фортенбрас пришел (обычно Фортенбрасы с целью появляются).
Но есть и плюсы - Девотченко и Мамрешева получили и использовали гениально свои возможности.
Никогда не обращал внимание на такое буквальное присутствие Горацио, его словами описано все, но настолько буквально впихивать персонаж, увольте.
Собственно, было ли чего все эти огороды городить (пьесу переводить - новый перевод не хуже старых и не лучше их же)?

Все начинается с могильщика (Саша Горчилин - молодец!), им же почти и заканчивается, возможно это его сон всего лишь, и не надо думать и описывать. И с наркотиками мне не все понятно. Лучше бы это был он.

2
0
...
9 декабря 2013
Фото sveta orlova
Фото sveta orlova
отзывы: 198
оценки: 288
рейтинг: 131
9

Всех в морг - крутое решение. Гамлет яростно проживает горе на смерть отца. Злиться на мать, которая его предала. Завис и застрял в своих сомнениях и рефлексиях сказать правду в лицо, изобличая лицемерных, гнилых, жадных до власти политиков в лице матери и ее нового мужа. Шикарный эдиповский пернос, где Клавдий сильный и властный конкурент. Новый король Клавдий и Гертруда ярко предстают жадными до власти политиками, интриги которых действительно несут беду. Достойные уважения харизматики.

Деликатные инцестуальные мотивы любви Офелии и Лаэрта. Скорее Бессознательная роль жены для отца внутри семейной системы, и матери своему брату. Гамлет в исполнении Филиппа Авдеева - живой и дышащий, свободно отпускающий внутреннего ребенка. Мощный вихрь творческого воплощения, когда видно работу в проживании роли, и сочно раскрытого персонажа в духе подлинной свободны. Такой дерзкий Филипп Адееев, у которого Гамлет дрочит на себя, испуская агрессию ребенка на всех остальных. Процесс одинокого горевания Гамлета называют «безумством», но скорее защита от кровожадного и враждебного мира. Затянутое прощание с умершим отцом именно в морге. Невыносимо тяжко отпустить и расстаться человеку, застрявшему в симбиотических отношениях, когда уход из жизни бессознательно расценивается как предательство.

Качество моего контакта с посылом игры актеров идет от момента, когда накрывает мысль о физической смерти. Можно объяснить на ощущении осознания о неизбежной конечности жизни. Обычно у меня сопряжено со страхом задохнуться.

Настоящий спектакль, где в единстве ритм, динамика и музыкальная прослойка.
Проекция призрака отца восхитительная работа света и музыки. Получился эффект треснутого стекла, когда белые штрихи на черном фоне. Когда разлили воду на поверхность сцены, то после танца Гамлета получился эффект. Поединок Гамлета и Лаэрта исполняли на водной глади, от чего фехтование вышло ошеломительное и трагическое – они несли осознанный посыл смертельного исхода одного из них.
Творчество режиссера и живые актеры! Давид Бобе очаровательный чувак!
Мне важно и ценно в театре воспринимать, услышать и прочувствовать в живом контакте настоящую творческую энергию здесь и сейчас!

0
0
...
18 июня 2014
Фото Ия Яковлева
Фото Ия Яковлева
отзывы: 208
оценки: 208
рейтинг: 120
5

Видела и «Фей», и «Метаморфозы».
Так вот что скажу на этот раз: «Гамлет» Давида Бобе – весьма скучное зрелище, чьи длинноты ни разу не божественны, несмотря на некоторые бесспорно интересные моменты постановки.
Этот «Гамлет» – про смерть, в основном, и тягу к смерти, что как интерпретация, впечатляет, но как исполнение этой интерпретации, как действие, как спектакль, не завораживает и не убеждает. С другой стороны, погружение в сон, тоже в некотором роде намек.
Здесь было многое свежо – например, перевод пьесы Шекспира, с французского на русский Р.Гениной, близко к разговорной непафосной речи; вроде даже припущено матом было пару раз по тексту, и без того совсем не высокопарному; но из состояния сна это не выводит. Ситуация, при которой сценическая речь просто не звучит, а текст как послание не доходит - странная..
Филипп Авдеев – Гамлет. Ах, этот Гамлет - он совсем не сложный, простоватый, нелепо скроенный парень, истеричный и малоинтересный. Не принц. Эффектная сцена в костюме бэтмена с плесканием в воде – вполне клубный эпизод, и под коктейль пошел бы.
Понятно, что современное, где-то грубое – это может быть верно, может быть по-шекспировски, и может передавать значительное.
Но в данном случае не передает. В чем-то кроется тотальная ошибка. Раз послание не доходит, а адресат (зритель) только зевает и раздражается.
Вот Дания как морг – наверное, вполне себе неплохая постановочная идея. В самом начале на сцене – стол, на столе – мертвое тело.
Такое резкое начало, и постепенное сдутие к финалу.


Вообще-то: трупы, целлофан, вся эта макабрическая тема, намеки прямые на мертвечину, и неизбежный финал любого бытия – системообразующее в «Гамлете» Бобе. Но мне понравилось другое - в обстановке морга появлялся вдруг настоящий профессионал - хороший актер, в роли Могильщика. Несмотря на излишнюю очевидность облика неформала, внезапно возникало то чудо театра, из-за которого так интересно в него ходить. А. Горчаков - фамилия этого актера.
Розенкранц и Гильденстерн здесь – влюбленные, нетрудно предположить заранее такую интерпретацию для режиссера Бобе. Не мог удержаться, и не удержался.

И все не так страшно, но из-за этого спектакля я перестала посещать это прекрасное место - Гоголь-центр.
Пора, наверное, взять себя в руки, перестать бояться скучного, или неудачного. Бывает..

1
0
...
12 апреля 2016
Фото Yuri Jakor
Фото Yuri Jakor
отзывы: 126
оценки: 1197
рейтинг: 87
7

В темном-темном театре был черный-черный морг и в этом самом черном, выложенном кафелем, морге происходила какая-то странная и непонятная жизнь! Появлялся странный призрак, танцевал супергерой, а брат вливал брату в ухо настой бузины, чтобы получить его трон и жену в придачу! К тому же в том театре сходил с ума (или всего лишь имитировал сумасшествие?) один юноша-максималист и звали его Гамлетом.
Гоголь-центр решил замахнуться на Гамлета, принца датского. Изначально было понятно, что простого спектакля перед нами не будет, все же Гоголь-центр это уже давно не театр им. Гоголя. Но, в общем-то именно эта склонность к экстравагантности спектакль и подвела на фоне прекрасной задумки, как будто единственно возможными декорациями и в общем-то неглупой актерской игре внезапно оказывается, что кроме пластики, танца и Офелии пытающийся из букв своего имени сложить что-то иное в Шекспире есть что-то еще! Например, текст! У Бобе с ним плохо, точнее совсем никак. У каждого человека родом из СССР в голове так или иначе присутствует Пастернак, у образованных есть Лозинский и кто-нибудь еще! Перевод Генкиной же слишком сиюминутен, слишком повседневен, а потому перед нами не возникает трагедии, но и обычной историей из криминальной хроники эта история не оказывается! Все же дело происходит на королевском дворе! и всё, спектакль сыплется на набор сценок и ощущений, вот сзади меня умирает Полоний (Девотченко), а вотом могильщик поет нецензурную песенку, а вот сцена поединка на шпагах по щиколотку в воде! Зачем все это? почему? Бог весть. Гамлету слов было слишком много, мне в постановке Бобе их ощутимо не хватило!

0
0
...
14 февраля 2014
Фото Аполя Куликова
Фото Аполя Куликова
отзывы: 5
оценки: 26
рейтинг: 18
3

Очень красиво, правда. Сценография хороша: черные, очень стильные стены морга; видепроекция призрака(страшно!); вода, блики от воды, отражения актеров в ней же - все чудно. Но больше - ничего.
Гамлет - юноша в протуберантном возрасте, это не та идея которую стоит делать на 3 часа. НЕ ИНТЕРЕСНО и попросту СКУЧНО. Правда.
Актеры 7-й студии - ребята классные. Они могут по-чесноку все сказать со сцены, без лишней театральности, просто, как в жизни. Им веришь, за это их любишь. Тут это получалось, но в малюсеньких кусочках. Получалось у Могильщика, получалось у Гертруды. И по чуть-чуть то тут то там. Верю, что будет еще "Гамлет" с этими ребятами. И мечтаю что он, вдруг, получится отличным от большинства "Гамлетов", а именно - честным, без пафоса. Хотя Принц Датский и любит его без меры.

1
0
...
2 декабря 2013
Фото Eugenia Leontyeva
Фото Eugenia Leontyeva
отзывы: 3
оценки: 86
рейтинг: 14
9

Постановка "Гамлет" в Гоголь-центре потрясла меня до глубины души! Сейчас испытываю целый шквал эмоций, который постараюсь облечь в слова. Хочется сказать прежде всего о невероятно живой и динамичной игре, вся труппа обладает потрясающим талантом, особенно главный герой - он действительно великолепен! Весь накал его чувств неустанно передается залу на протяжении 3 часов, что длится спектакль.

Также поражает визуальная подача - видео-проекции и декорации создают волшебную, запредельную атмосферу, другую реальность, в которую погружаешься с головой и забываешь обо всем постороннем. Когда сцену заполняет вода, повсюду летят брызги от мокрой одежды актеров, падают белые лепестки - это поистине прекрасное зрелище!

И конечно же не могу не отметить безупречно подобранное музыкальное сопровождение: вся музыка стократно усиливала впечатление, пробирая до глубины всего существа!

Браво! Брависсимо!

2
0
...
11 января 2014
Фото Ekaterina Koroleva
Фото Ekaterina Koroleva
отзывы: 10
оценки: 9
рейтинг: 14
3

Смешанные чувства. Может быть плохо когда есть с чем сравнивать, а именно с Фокиным, Някрошюсом и даже Гинкасом, хотя у последнего и не полный спектакль. И сравнение увы не в пользу Гоголь-центра. Если бы не Братья и Отморозки, я бы наверное так и не поняла всеобщего ажиотажа вокруг театра.
Очень грустно что убили оригинальный шекспировский текст: пророческий, мистический, глубокий, где над каждой строчкой можно поразмышлять, да просто наслаждаться красотой слога. Часть смысла и красоты были утеряны очевидно еще при переложении стихов в прозу, при переводе прозы с французского на русский смысл во многом был утерян вообще.
Гамлет ... Филипп Авдеев в Отморозках прекрасен, здесь же ... что-то проскальзывало в откровенно шутовских сценах. Сложный, трагический Гамлет не получился.
Из интересного стоит отметить сценографию, хотя если придираться то вода и резиновые сапоги есть у того же Гинкаса, а эффектные брызги у Туминаса в Современнике и даже Кар Вая. Интересен Артур Бесчастный в роли Короля, как в прочем и в Идиотах.

0
0
...
3 декабря 2013
Фото Ekaterina Antipova
Фото Ekaterina Antipova
отзывы: 10
оценки: 22
рейтинг: 13
7

Что сказать. Хорошо. Сходить стоит однозначно. Очень красиво, свежо, интересный взгляд. Но!!!! Очень много лишних сцен, из-за которых после 1,5 часов хочется повеситься, антракта нет, поэтому тяжело, конечно, высидеть 3 часа довольно непонятного и запутанного зрелища.
Но все же "послевкусие" приятное, даже есть желание сходить еще раз

0
0
...
10 января 2014
Фото Владимир Ворчун
Фото Владимир Ворчун
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 5
1

Спектакль угнетает и дело не только в декорациях морга, игра актеров не поддается критике, сюжет произведения извращен и осквернен. Начинается спектакль с выхода на сцену непонятного укурка (который и впрямь курит на сцене) с дредами, босиком и характерными смешками (сей персонаж проходит через всё действо). Гамлет вместо величественного Датского принца представлен маленьким ребенком - психопатом, который весь спектакль кричит, выпрыгивает из штанишек и машет кулачками на всех и вся вокруг, а примерно по середине действа облачается в костюм бэтмэна. Эмоции актеров выражаются лишь криком, страх, ненависть, ужас, всё это одинаково. В довершении ко всему актеры ругаются матом, что на мой взгляд не с лучшей стороны характеризует спектакль (а также, если не ошибаюсь нарушает законодательство). Искренне советую всем пройти мимо данного творения и не терять 3 часа на столь незрелую работу.

5
0
...
29 ноября 2013
Фото Olga
Фото Olga
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
3

Поддалась чрезмерному пиару Гоголь-центра, о чем искренне сожалею. Игра актеров - очень слабо, особенно сам Гамлет, а также Горацио и могильщик. Эта троица будто притащилась на постановку после клуба, причем, даже не переодевшись. Одним словом, хипстота и безделье. В самом театре могли бы и предупредить, что амфитеатр - это не полноценные ряды с креслами, а просто ступеньки с подушками как летнем Пионере. Декорации были неплохи и смотрелись очень современно вкупе с различными звуковыми эффектами. Это, пожалуй, все. Честно, если бы в это, почти 3-х часовое событие входил антракт, уехала бы не задумываясь.

1
0
...
1 декабря 2013
Фото anna antonova
Фото anna antonova
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
9

Прекрасный спектакль! Если Ваш ум и душа готовы познавать, сопереживать, открывать новые горизонты Вам надо это увидеть. Сложный противоречивый взгляд на не простого и всегда протеворечивого Гамлета Шекспира. Актеры, режиссер,все кто работал над эти созданием, Спасибо за новый взгляд в раскрытии этого Человека.
Спасибо это было очень красиво и профессионально!

0
0
...
16 декабря 2013