Москва
7.3

Спектакль
Гамлет

Постановка - Гоголь-центр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Трагедия в морге
Драматический
16+
Давид Бобе

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Алексей Киселёв
110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 639
30 декабря 2013
Неоакадемическая трагедия о Гамлете-хипстере в затопленном морге

Расхаживающий по щиколотку в воде Гамлет-хипстер — вероятно, жертва буквального прочтения пары шекспировских строк из эпизода с бродячими трагиками. Наедине с собой герой пытается понять, как поступил бы актер, играй бы он его, Гамлета: «Залив слезами сцену, он общий слух рассек бы грозной речью… А я, тупой и вялодушный дурень, мямлю, как ротозей, своей же правде чуждый» (перевод М.Лозинского). В общем, на этом полностью выстроен спектакль Давида Бобе — Гамлет в исполнении Филиппа Авдеева мямлит и манерно истерит, символизируя «вялодушие» современного героя, а слезы символизирует заливающая сцену вода. Эти условия вполне уживаются с крепким академическим, даже традиционным стержнем действия: одетые в ни к чему не обязывающую современную одежду актеры в меру драматических способностей играют «по Станиславскому» при каноническом развитии логики пьесы: есть тут и череп, и призрак, и дуэль на шпагах. То, что Розенкранца играет Александра Ревенко, а бродячих трагиков — артисты с синдромом Дауна, придает происходящему некоторый объем, сути, впрочем, не меняя.

Давид Бобе уже ставил «Гамлета» у себя на родине и перенес бы его на московскую сцену без особых изменений, если бы не два «но». Первое — русский язык. По убеждению режиссера, ни один из десятка изданных в XXI веке русских переводов шекспировской трагедии не способен адекватно новому времени передать остроту текста, не говоря о Пастернаках и Лозинских. Переводчику Римме Генкиной было поручено адаптировать речь персонажей сообразно с современным лексиконом, так Гамлет освободился от необходимости маскировать эмоцию эвфемизмами и выражаться непременно фигурально. С интонацией незабвенного «Дверь мне запили!» он обращается к Офелии: «Слушай, иди в монастырь!»; а объясняя маме разницу между новым королем и старым, выражается вовсе непечатно.

Второе «но» — русский актер. При переносе спектакля Бобе, работавший до этого в России только с учениками Кирилла Серебренникова, столкнулся теперь и с представителями другой школы, скажем так, фундаментальной. С таким актером фокус переноса партитуры не пройдет. Заставить такого актера сыграть не для него придуманную роль — то же, что заказать Норштейну или Ивану Максимову новую серию «Симпсонов»: на выходе получится авторский мультфильм, от контекста не зависящий. Так и заслуженный артист Алексей Девотченко внутри монохромного «Гамлета» Бобе филигранно и искрометно исполняет свой красочный моноспектакль про Полония.

Благодаря обилию эффектных мизансцен премьера «Гоголь-центра» относится к разряду таких, к которым напрашивается емкий тизер. Вот Гамлет пытается собрать по кускам гнилую черепушку Йорика; вот он же в костюме Бэтмена скользит по залитой водой сцене; вот обезумевшая Офелия так и этак переставляет буквы-кубики своего имени, пока жутко хихикает дредастый могильщик с косяком, а в луче синего света появляется пронзительный статуарный дуэт особых артистов в роскошных исторических костюмах; потом динамичная дуэль на шпагах, под лирическую музыку, с ребяческими улыбками на лицах, в брызгах воды. Но такой тизер обманул бы ожидания — подобные вспышки красоты попросту утопают в монотонном представлении без антракта, растянутом без малого аж на три часа.

2
0

Отзывы

1
Владимир Ворчун
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 5
29 ноября 2013

Спектакль угнетает и дело не только в декорациях морга, игра актеров не поддается критике, сюжет произведения извращен и осквернен. Начинается спектакль с выхода на сцену непонятного укурка (который и впрямь курит на сцене) с дредами, босиком и характерными смешками (сей персонаж проходит через всё действо). Гамлет вместо величественного Датского принца представлен маленьким ребенком - психопатом, который весь спектакль кричит, выпрыгивает из штанишек и машет кулачками на всех и вся вокруг, а примерно по середине действа облачается в костюм бэтмэна. Эмоции актеров выражаются лишь криком, страх, ненависть, ужас, всё это одинаково. В довершении ко всему актеры ругаются матом, что на мой взгляд не с лучшей стороны характеризует спектакль (а также, если не ошибаюсь нарушает законодательство). Искренне советую всем пройти мимо данного творения и не терять 3 часа на столь незрелую работу.

5
0
7
Ulrih
270 отзывов, 401 оценка, рейтинг 433
30 ноября 2013

Неровный, но интересный Гамлет получился. Бесспорная победа- работа Филиппа Авдеева! Выразительный и витальный актер, кому веришь сразу. И голос и интонации и пластика, все прекрасно! Надо ему какую-нибудь золотую маску присудить. Нельзя не отметить Гертруду Ирины Выборновой - отличная работа. Есть очень удачные находки в сценографии. Отличные номера с бродячими актерами. Разговорный текст, скорее, помогает поверить в происходящее. Сцена с рапирами, когда искры сыплются от ударов, опасные трюки (где волнуешься за актеров) тоже добавляют честности спектаклю.

Что не получилось? Прежде всего, ужасная сцена с кратким пересказом сюжета актрисой в микрофон, где все умерли. Прямо заноза какая-то. Во-вторых, затянута игра с водой. Художественная идея хорошая, но половина спектакля про купание это многовато, теряются на этом фоне прекрасные сцены с Бетменом и дуэль. Еще проступало местами желание авторов сделать красивое и современное видео и поиграть звуком без понимания, для чего. И, конечно, перебор с некрофилией...

Но в целом, достойный Гамлет, стоит смотреть!

4
0
9
Eugenia Leontyeva
3 отзыва, 86 оценок, рейтинг 14
11 января 2014

Постановка "Гамлет" в Гоголь-центре потрясла меня до глубины души! Сейчас испытываю целый шквал эмоций, который постараюсь облечь в слова. Хочется сказать прежде всего о невероятно живой и динамичной игре, вся труппа обладает потрясающим талантом, особенно главный герой - он действительно великолепен! Весь накал его чувств неустанно передается залу на протяжении 3 часов, что длится спектакль.

Также поражает визуальная подача - видео-проекции и декорации создают волшебную, запредельную атмосферу, другую реальность, в которую погружаешься с головой и забываешь обо всем постороннем. Когда сцену заполняет вода, повсюду летят брызги от мокрой одежды актеров, падают белые лепестки - это поистине прекрасное зрелище!

И конечно же не могу не отметить безупречно подобранное музыкальное сопровождение: вся музыка стократно усиливала впечатление, пробирая до глубины всего существа!

Браво! Брависсимо!

2
0
5
Vladislavs
77 отзывов, 743 оценки, рейтинг 261
9 декабря 2013

Не «Быть или не быть?», а «Действовать или не действовать?». Пуститься в бой, рискуя умереть и «не быть» - или же ничего не делать, сохранить мир в его положении, пропустить собственную жизнь и в итоге всё равно «не быть».
Такая сверхзадача Дэвида Бобе.
Я бы на самом деле поменял название.
Назвал бы "Гамлет. Версия", так бы себя оправдал. Все таки соответствовать сложно при той безумной куче современных версий, что существуют.
Да даже если и не соответствовать.
Просто для подстраховки.
Гамлет же - это всегда думать, медлить, анализировать, и только потом, может быть, действовать. А тут сразу, смело. Единственное, что ограничивает в этом действии, сама пьеса. Рамки королевства ограничивают - принц датский, задвинутый наследник престола, последний из могикан, за которым только Фортенбрас и остается для всей нации. И чем раньше Фортенбрас придет, тем лучше.
У Бобе получилась отлично форма. Все таки адаптировать дуэль на рапирах в современном театре это надо постараться. Сценография гениальная. Ну да, переборщили с водой, но это купание красных коней красиво, что тут не переборщить. Так бы в ней плескались.
Из содержания мы не извлекаем ничего нового.
В качестве Гамлета мы получили неврастеника, пятилетнего ребенка, который в магазине игрушек устраивает истерику по поводу понравившейся матрешки. И всем при этом неловко, неловко все три часа от начала до конца.
Собственно, новая форма не подразумевает нового содержания, то есть непонятно зачем все это было.
После трех мучительных часов (а антракт самой пьесой напрашивается) единственное ощущение которое остается - неловкость.
Я так и не понял зачем Фортенбрас пришел (обычно Фортенбрасы с целью появляются).
Но есть и плюсы - Девотченко и Мамрешева получили и использовали гениально свои возможности.
Никогда не обращал внимание на такое буквальное присутствие Горацио, его словами описано все, но настолько буквально впихивать персонаж, увольте.
Собственно, было ли чего все эти огороды городить (пьесу переводить - новый перевод не хуже старых и не лучше их же)?

Все начинается с могильщика (Саша Горчилин - молодец!), им же почти и заканчивается, возможно это его сон всего лишь, и не надо думать и описывать. И с наркотиками мне не все понятно. Лучше бы это был он.

2
0
5
Ия Яковлева
246 отзывов, 250 оценок, рейтинг 148
12 апреля 2016

Видела и «Фей», и «Метаморфозы».
Так вот что скажу на этот раз: «Гамлет» Давида Бобе – весьма скучное зрелище, чьи длинноты ни разу не божественны, несмотря на некоторые бесспорно интересные моменты постановки.
Этот «Гамлет» – про смерть, в основном, и тягу к смерти, что как интерпретация, впечатляет, но как исполнение этой интерпретации, как действие, как спектакль, не завораживает и не убеждает. С другой стороны, погружение в сон, тоже в некотором роде намек.
Здесь было многое свежо – например, перевод пьесы Шекспира, с французского на русский Р.Гениной, близко к разговорной непафосной речи; вроде даже припущено матом было пару раз по тексту, и без того совсем не высокопарному; но из состояния сна это не выводит. Ситуация, при которой сценическая речь просто не звучит, а текст как послание не доходит - странная..
Филипп Авдеев – Гамлет. Ах, этот Гамлет - он совсем не сложный, простоватый, нелепо скроенный парень, истеричный и малоинтересный. Не принц. Эффектная сцена в костюме бэтмена с плесканием в воде – вполне клубный эпизод, и под коктейль пошел бы.
Понятно, что современное, где-то грубое – это может быть верно, может быть по-шекспировски, и может передавать значительное.
Но в данном случае не передает. В чем-то кроется тотальная ошибка. Раз послание не доходит, а адресат (зритель) только зевает и раздражается.
Вот Дания как морг – наверное, вполне себе неплохая постановочная идея. В самом начале на сцене – стол, на столе – мертвое тело.
Такое резкое начало, и постепенное сдутие к финалу.


Вообще-то: трупы, целлофан, вся эта макабрическая тема, намеки прямые на мертвечину, и неизбежный финал любого бытия – системообразующее в «Гамлете» Бобе. Но мне понравилось другое - в обстановке морга появлялся вдруг настоящий профессионал - хороший актер, в роли Могильщика. Несмотря на излишнюю очевидность облика неформала, внезапно возникало то чудо театра, из-за которого так интересно в него ходить. А. Горчаков - фамилия этого актера.
Розенкранц и Гильденстерн здесь – влюбленные, нетрудно предположить заранее такую интерпретацию для режиссера Бобе. Не мог удержаться, и не удержался.

И все не так страшно, но из-за этого спектакля я перестала посещать это прекрасное место - Гоголь-центр.
Пора, наверное, взять себя в руки, перестать бояться скучного, или неудачного. Бывает..

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все