Драматический |
12+ |
Кирилл Вытоптов |
1 час 40 минут, без антракта |
godo.msk.ru |
Икеевский диванчик, торшер, давно осыпавшаяся елочка и куча пустых коробок из-под пиццы — на тесной сцене «Мастерской» достоверно воссоздан холостяцкий быт нового поколения. Собственно, в визуальном решении Наны Абдрашитовой вся суть интерпретации беккетовской пьесы: бессмысленное ожидание неизвестно чего в переводе на язык современных будней оказалось не чем иным, как прокрастинацией, а путающиеся в своих познаниях обыватели — скучающими хипстерами.
Режиссер Кирилл Вытоптов пошел, кажется, по стопам Филиппа Кена — подобно показанному на NET «Эффекту Сержа», спектакль строится на смешной скуке, разбавляемой глупыми номерами. Актеры вписаны в заранее придуманное решение, и им остается лишь колоритно присутствовать. Александр Паль (Диди) и Олег Ребров (Поццо) оставили амплуа, найденные еще в гитисовском «Лейтенанте с острова Инишмор», а Евгений Матвеев (Гого) повторяет своего Будкина из «Истории мамонта». Григорий Калинин (Лакки) вообще кажется случайно забредшим на сцену человеком. Каждое новое их действие походит на импровизацию хорошо знакомых артистов, которые просто маются от безделья. Вот, например, один с покер-фейсом швыряет другому в лицо тысячерублевую купюру в ответ на «Ты мне еще штуку выкини!».
В самой пьесе, неторопливой, сводившей с ума современников Беккета отсутствием всякого внятного действия, заложен ритмический зигзаг — в скучную компанию Владимира и Эстрагона, ожидающих мифического Годо, вторгается гротескная пара Поццо и Лакки — начинается линчевская клоунада. Но Вытоптов, явно в противовес культовому ярко игровому спектаклю Бутусова (первые роли Хабенского, Пореченкова, Зиброва и Трухина), нивелирует и этот сбой, сохраняя заданную с самого начала комнатную температуру.
Найденная модель хороша тем, что независима, — такой спектакль запросто можно сыграть в квартире. Движущаяся сила здесь исключительно в актерах, будто бы вынужденных играть, как-то веселить собравшихся гостей. Их бесконечные гэги неизбежно походят на неловкое эстрадное заигрывание, но от этого только сильнее проступает экзистенциальная бессмыслица происходящего, холодное ничто, отсутствие времени. Беккет показал растерянное человечество XX века в безнадежном ожидании чуда, а Вытоптов — нас, убивающих время, пока в микроволновке подогревается очередная порция пиццы.
Спектакль действительно вызывает ажиотаж - публика сидит везде, где можно сесть, стоит, висит на люстрах. В зале то и дело раздается смех и овации. Актеры прекрасные, особенно Григорий Калинин, играющий Лакки и мальчика-посыльного.
Но это не Беккет, конечно. Это просто тусовка имени Бэккета, вечеринка в стиле "Ожидания Годо", где все участники регаты просто говорят текстом пьесы, потому что таковы правила. Спектакль построен как вереница аттракционов ради аттракционов - весело, изобретательно, задорно, но к чему? Зачем? Just for fun. Поэтому в конце становится даже скучно - аттракционы себя исчерпывают, тусовка сворачивается до завтра. О чем конкретно этот спектакль, что хотел сказать режиссер? В этом спектакле смещен акцент: само ожидание - лишь причина, чтобы потуссить. И ждать бы Годо вечность, потому что тусовка - это весело и круто! Ощущение, что режиссер не разобрался с Беккетом, с пьесой, а просто выстроил свою конструкцию, не раскрывая текста автора, "по мотивам". Под веселенький темп была сокращена пьеса: нет второго прихода Поццо и Лакки к Владимиру и Эстрагону. Зачем, если итак весело всё?)))))))
PS Возможно, просто я по-другому воспринимаю Беккета, и для меня важнее не внешняя история, которая очень понятна, а философский подтекст произведения, который и остается "на поразмыслить". К слову тот же Беккет, размышляя о "Годо", сказал: "Нет ничего более гротескного, чем трагическое". Трагического и серьезного дна мне и не хватило.
Отличный тонкий юмор, без пошлости, от которой все так устали! Не устаешь смеяться и задумываться о жизненных ценностях на их представлениях! Ребята просто гениальны. Море позитива невозможно оторваться от них. Да и сами по себе, все такие органичные, живые, красивые, талантливые. Спасибо им большое! Советую ВСЕМ!!!!!!)))
Ничего лишнего. Спектакль простой, цельный и весомый, мировоззренческий и глобальный - несмотря на интимность атмосферы. Местами очень смешно, иногда грустно... Плюс, минус и золотая середина..
Была на спектакле 23 февраля)) Грех в такой день не расхвалить мужчин еще и актеров. Вы гениальны!!!
Очень хороший театр (первый раз сюда попала)))) домашняя, спокойная обстановка. Прекрасный спектакль! Жаль, что можно поставить только 5 звездочек, я бы все 105 поставила.
Спасибо большое всем, кто принимал участие в его создании!
Впечатлений - море, неожиданностей, открытий - тоже! Еще я хочу детей от Саши Паля))) ! Так ему и передайте!
Выпотов избрал новаторский метод в работе над знаменитой пьесой - он не только осовременил классическое абсурдистское произведение, но и из трагикомедии воссоздал некую фарсовую клоунаду, сделав акцент на группе деталей и показав через них главный конфликт «В ожидании Годо». Он повернул аттракцион восприятия. Вспять.