Все развлечения Москвы

Все отзывы о спектакле «Цветы для Элджернона»

8.7
оценить
Отзывы по рейтингу рецензии
  • Все(71)
  • Положительные(60)
  • Отрицательные(11)
  • по дате
  • по рейтингу пользователя
  • по рейтингу рецензии
Фото KoshkO
Фото KoshkO
KoshkO
отзывы: 52
оценок: 69
рейтинг: 101
3

Я бы озаглавила отзыв "По сюжету эксперимент ставят над мышью, по сути - над людьми". Долгое, монотонное, почти 4-х часовое действо. Я бы не разрешала такое ставить только для того, чтобы не разогнать зрителя из театра. Возможно, конечно, сложно воспринимать сие действо в пятницу вечером, после напряженной рабочей недели, хотя, по моему мнению, время просмотра вряд ли влияет на восприятие в этом случае. По делу, Грымов хороший режиссер, и он это в очередной раз доказывает. Много находок режиссерских, спектакль эстетически смотреть приятно. Однако создается впечатление, что ты на выставке современного искусства. И первый час спектакля эта выставка завораживает и впечатляет, следующие 2,5 уже хочется что бы выставка скорее заканчивалась. У спектакля нет души. И возможно именно поэтому он жутко утомляет. Претензий к технической стороне нет вообще. Прекрасные артисты, потрясающие декорации, музыкальное сопровождение на пять с плюсом. Но это не единый организм. Внутри спектакля происходит то же, что и в голове у главного героя. От взлета до деградации через разрозненность самого себя. Что-то не так. Возможно, я до конца не уловила что, но последний час я только ерзала на кресле и желала главному герою скорейшей смерти, что бы уйти скорее домой. Долго. Очень долго, причем эта долгота содержанием не наполнена, можно было бы легко сократить его на час. Ну, и смысл... Для меня весьма сомнительный. После просмотренного остается невкусный привкус и вопрос, "зачем???". Жалко того зрителя, который ходит в театр раз в год, после такого действа он еще год не решиться пойти в театр снова, что бы громко не захрапеть посередине. Страшно, что после таких спектаклей, зритель потом часто начинает ходить на сомнительные антрепризы а-ля с Ароновой, или с голыми мужиками, и считать это театром. Вот что страшно.
Поскольку я хожу в театр часто, мне не жаль пятничного вечера для просмотра эстетически симпатичной постановки, так что театралам можно сходить для общего развития. В целом, ни о чем...

10
0
...
16 ноября 2013
Фото Tennessee Williams
Фото Tennessee Williams
Tennessee Williams
отзывы: 28
оценок: 43
рейтинг: 22
9
Со страниц книги - на сцену театра!

Изумительный спектакль, по которому невозможно дать краткий отзыв, написать рецензию из двух предложений. Хочется смаковать его горькое послевкусие, соскребать с сердца осадок боли и обиды, остающихся после финальной сцены.
Во-первых, хочется отметить первоисточник. Лучше оригинала может быть только оригинал! История Чарли Гордона, мастерски описанная Дэниелом Кизом, поражает до глубины души. Идя на спектакль, ожидаешь пережить не менее сильные эмоции.

Из несомненных и малочисленных минусов хочется отметить:
- затянутость и однообразие первого акта.
Откровенно зевающие люди казалось бы мысленно вопрошали "За что я отдал деньги?", каюсь, и у меня проскальзывала подобная мысль. Полтора часа действа на фоне белых полотен, трансформирующихся во все декорации, несколько утомили.
- покупка билетов за 1,5-2 месяца!
В зале был не просто аншлаг, даже доставляли стулья, чтобы все желающие смогли насладиться этим спектаклем. Люди готовы были сидеть отдельно, заметила снующую по залу семью из четверых человек, пытающихся отыскать каждый своё место.
- неудобный зал.
Мне сначала показалось, что я ошиблась залом/театром/местом. Обстановка, как в посредственном кинотеатре провинциального города.
- слишком быстрая речь Янины Соколовской, ну, не успевала я за ней порой.

Теперь о положительном, этого гораздо больше:
- превосходная игра Максима Керина, исполнителя роли Чарли - от инфантильности к гениальности и наоборот. Сидела довольно близко к сцене, никогда ещё столь усталое лицо актёра в конце спектакля не светилось от счастья! Браво, Максим!
- удивительная пластика актёров спектакля. Отмечают, что похоже временами на кино, и правда ведь - похоже! Движения на сцене просто завораживают, если не весь спектакль, то второй акт точно, просидела в оцепенении.
- режиссёрская постановка на высоком уровне. Долго сомневалась, не будут ли охать и ахать бабушки, пришедшие на спектакль, увидев экстраординарную Фей, услышав грохочущие звуки музыки. Но нет, им понравилось.
- сильный второй акт. Если в первом зрители "блуждали" в потёмках разума Чарли, то во втором мы видим больше действия, энергетики, силы, вызова, современности. Он будто играет на контрасте с первым актом. Декорации гораздо интереснее, эффекты сложнее.
- саундтрек. Юрий Грымов удивительно точно подобрал музыкальное сопровождение к каждой сцене, к каждому моменту.
- сцены в Уоррене и финальная сцена. Без комментариев, это нужно пережить и видеть самому!
- эмоции. Нужно понимать, что не на комедию идёте, не на оперу и не на балет, здесь не будет лёгкого релакса. Это драма, драма сильная, серьёзная, заставляющая задуматься. Каждую сцену, каждую эмоцию зритель пропускает через себя. Тяжёлая постановка, но изумительная!

Стоит ли говорить, что зал аплодировал стоя? Думаю, нет.
Итог: если Вы знакомы с оригиналом и готовы "пережить" однообразный первый акт, то этот спектакль стоит увидеть!

5
0
...
25 июня 2014
Фото Валерия Хатковская
Фото Валерия Хатковская
Валерия Хатковская
отзывы: 26
оценок: 96
рейтинг: 67
9

5 из 5, не задумываясь! Если билеты на следующий спектакль еще не в Ваших руках, то рекомендую срочно это исправить! Этот спектакль, определенно, относится к тому сорту театральных постановок, которые должен увидеть каждый, считающих себя ценителем театра и современной литературы. Зал аплодировал стоя! Не это ли лучшая рецензия?

Восхитительно решительно все, начиная, безусловно, с игры Максима Керина, до музыкального оформления и костюмов врачей-пекарей, и, конечно же декорации! Невероятные декорации! Они влюбляют в себя, едва ты осознаешь, что они символизируют. Режиссура Юрия Грымова выше всяких похвал: спектакль еще не закончился, а я уже поймала себя на мысли, что хочу увидеть это еще раз! Недаром билеты раскупаются за 2 месяца до спектакля и в зале не ни одного свободного места.

Не хочется раскрывать все ходы и приемы, ведь не даром говорят, что лучше 1 раз увидеть... один только совет: если Вы не читали книгу Даниэля Киза, то сделайте это ДО похода на спектакль! Поверьте, так спектакль станет сочнее!

4
0
...
17 января 2014
Фото Yana Mertsalova
Фото Yana Mertsalova
Yana Mertsalova
отзывы: 1
оценок: 1
рейтинг: 3
9

Юрий Грымов. «Цветы для Элджернона». РАМТ

Люди вокруг меня плачут. Откровенно. О личном. Я не могу плакать. Я словно в оцепенении сижу, широко раскрыв глаза, боясь пропустить малейшую деталь. Артисты просят режиссера на сцену. Он выходит, скромно кланяется и вновь оставляет сцену в их распоряжение. Эта скромность цепляет не меньше самого спектакля.

Можно бесконечно долго разговаривать с человеком на любые темы – хоть про политику, хоть про искусство, но, только увидев его творчество, можно заглянуть ему в душу. Это такая обнаженка, после которой уже никогда не сможешь смотреть на него прежними глазами, потому что очевидным становится факт того, что ему доступны не только глубина и пронзительность, но и некое высшее знание, нечто, данное Богом, чтобы донести до простых открытых сердец.

Что ж. Низкий поклон Юрию Грымову. Что это было? Спектакль или кино на сцене? Может быть, это голограмма-проекция из моей головы? Впечатляющая монументальность и цельность. Не набросок, не зарисовка на тему. Целостное полотно – откровение. Надрезанная рана одной чистой души.

Декорации спектакля живые. Не словно, не как будто. Они живые, символизирующие возможность человека влиять на происходящее с ним. Герои и декорации едины, гармоничны и не могут друг без друга. Ни одной лишней детали. Я еще подумала «откуда он знает?». Ведь режиссер выступает здесь ни как сторонний наблюдатель, рисующий объективную реальность словно со стороны – он провидец, он – глаза своего героя. Немногие могут это понять. Кто не был под наркозом, кто не видел галлюцинаций, кто не наблюдал на себе пренебрежительных взглядов, будучи одержимым недугом – тому не понять, как много душевной интимности в том, что происходит на сцене РАМТА в эти невероятные три часа спектакля.

Игра светотени, маленькие-большие, то ли предметы, то ли люди. То ли где-то пробежался Достоевский. То ли танцуют, то ли падают. Дикие и замкнутые. Пугливые и смелые. Зрители плачут. О своем. Не о Чарли. Его не жалко. За честность, за искренность его не может быть жалко. Он может быть дурачком, а может быть гением, но он настоящий, и все, что остается – уважение, никакой жалости и снисхождения.

Сколько нас таких Чарли? Может быть, каждый из нас в некотором смысле Чарли – прекрасная рыба, о которой пытаются судить по ее способности забираться на дерево. Спектакль Юрия Грымова – вызов маскам, позволение человеку быть таким, какой он есть. Режиссер смог показать ценность самости бескрайнего человеческого существа. И вот Чарли выходит в зал. К нам. Нет, лично ко мне. К каждому. Здесь и есть ответ – безумцы. Слепцы. Изо дня в день проходящие мимо Чарли. У каждого в окружении есть Чарли, которого не желают любить таким, из которого бесконечно пытаются слепить что-то иное, что-то, чем и кем он не является.

Саундтрек к спектаклю заслуживает отдельного внимания. Выпустить на диске и во все плейлисты мыслящих слушателей. Кто здесь? Это крадется мой внутренний Чарли. Мое позволение быть идиотом. Как у Достоевского, это всего лишь означает быть живым, настоящим, прямым, простодушным. А в итоге обманутым, покинутым, но все-таки хоть ненадолго поймавшим состояние «любимым», потому что «любящим» для идиотов не заканчивается никогда…

3
0
...
3 июня 2014
Фото Knopa ***
Фото Knopa ***
Knopa ***
отзывы: 6
оценок: 17
рейтинг: 6
9

Великолепный, сложный, психологический. Заставляющий зрителя сопереживать главному герою, смотреть глазами героя на мир. Спектакль пронизан чувственностью, открытостью героя, свойственной детям; страхами и воспоминаниями, поисками себя, здесь и сейчас. Последующая способность к мотивации героя позволит ему осмыслить смысл происходящего вокруг; и тут же эта способность будет им безвозвратно утрачена. Таковым окажется герой и друг Элджернона.

3
0
...
9 мая 2014
Фото Семен Конькофф
Фото Семен Конькофф
Семен Конькофф
отзывы: 2
оценок: 3
рейтинг: 4
9

Были с супругой на спектакле (уже второй раз). Жена второй раз плакала - трогательно очень, в конце у меня тоже слезы навернулись. Человеческая история и мастерски расказанная. Прочитали роман. Действительно, как многие пишут, Грымов создал новое произведение, но я считаю это большим плюсом, чтобы не сравнивать литературу и театр. Браво, маэстро!

3
0
...
19 марта 2014
Фото Виктория Одиссонова
Фото Виктория Одиссонова
Виктория Одиссонова
отзывы: 2
оценок: 3
рейтинг: 5
7

"Настоящая беда в том, что нигде ни для кого нет места".

Булгаков, Гоголь, Кизи - мировая литература знает достаточное количество имен, чьи произведения рассказывали о необычайной судьбе нездоровых людей. Дэниел Киз - далеко не последний в этом списке. Его "Цветы для Элджернона" читаются и перечитываются миллионами людей ежегодно.
Прочитал роман и режиссер-постановщик Юрий Грымов, после чего незамедлительно решил поставить его на сцене Российского Академического молодежного театра.

Напряжение в зале нарастает, но Грымов с началом тянет. Это его, пожалуй, отличительная черта - ожиданием интриговать зрителя. В этот раз режиссер долго готовить публику к премьере не стал. Отмашка наудачу, и свет гаснет.

История о слабоумном юноше из местной пекарни по-имени Чарли Гордон тронула сердца читателей еще в начале 60х, когда известный американский писатель Дэниел Киз опубликовал "Цветы для Элджернона". Тогда книгу восприняли на ура, затем неоднократно экранизировали. Сегодняшняя постановка на сцене РАМТ - еще одна попытка осмыслить и понять, что же все-таки хотел сказать писатель.

"Это абсолютная история про нас, - признается режиссер-постановщик, - и тот эксперимент над мозгом, который случается, медицинский - его можно вовсе убрать из контекста истории и посмотреть, как человек входит в эту жизнь. То есть, если стакан, заявленный в одной из сцен, - это знания, то что внутри? Там есть душа. И нам интересно, появляется ли агрессия или нет в ходе человеческого становления, как человеку жить с противоположным полом, как находить этот общий язык и многое другое?"

Два героя пьесы - мышь Элджернон и Чарли - жертвы медицинского эксперимента. Искусственное улучшение интеллекта путем хирургической операции помогает мышонку быстрее находить в лабиринте сыр, а Чарли - повысить и развить свои умственные способности. Однако ничто в мире не дается легко.
Восхищенно рассказывая о только что прочитанном "Робинзоне Крузо", Чарли глубоко сопереживает одиночеству главного героя, не осознавая одиночества собственного - давящего и душащего:

- Чарли, мы же с тобой сотню раз говорили, что у тебя все будет..
- Хорошо! - Восторженно заканчивает начатую фразу Чарли.
- Что у тебя все...
- Получится!
- А если у тебя все получится, то многим детям тоже...
- Сделают операцию! И они тоже будут умными. И они будут любить меня, и тогда я никогда не буду один! - Восхищенно сверкают глаза Гордона.

Вместе с чувством одиночества приходит и ощущение несовершенства мира. Борющийся юношеский перфекционизм и по-детски наивная честность не дают понять Чарли, почему молодая мать желает воспользоваться своим положением, а один из рабочих его хозяина постоянно обсчитывает клиентов.
Эти чувства взрослеющего на глазах зрителей героя и его попытки применить знание литературы к жизни лишний раз напоминают публике, насколько одинокими чувствуют себя такие люди в нашем несовершенном мире.

"Просто мы сделали систему для себя, как нам удобно жить в этой системе, - объясняет проблему современного общества Максим Керин, он же - Чарли Гордон на сцене. - А есть другой человек. Он не хороший и не плохой по характеру, но в нем есть что-то другое, и он не вписывается в эту систему, и, значит, он не такой как все. И сразу мы, почему-то, к сожалению, в России относимся так, что нам начинает казаться это стыдным или позорным. Но именно тему другого человека, что в нем прекрасного и примечательного раскрываем мы здесь.. Я видел этих людей в нашей с вами реальной жизни, и, поверьте, правда, они счастливые, они радуются жизни, они радуются солнцу, каким-то таким априорным вещам, которых мы, к сожалению, за суетой своей не замечаем".

Каждый гений - немного сумасшедший. Каждый сумасшедший - немного гений. А жизнь, как мы помним, гениев не жалеет, ведь нам "дозволено лишь то, что послано свыше от рождения". Гениальность в эти параметры не входит.
Герой Максима Керина в конце первого акта скажет: "Я как слепой от рождения, которому позволили увидеть свет". Этот свет оказался губительным для Чарли у Киза, но режиссер-постановщик Юрий Грымов создает совершенно иную развязку, ведь в жизни, как он утверждает, грустных финалов не бывает.

3
0
...
21 октября 2013
Фото Ольга О
Фото Ольга О
Ольга О
отзывы: 16
оценок: 138
рейтинг: 19
9

Вообще, РАМТ очень радует в последнее время. Великолепный спектакль, шикарная находка с декорациями, отличная игра актеров. Собираясь на представление, мне было очень интересно, как же можно показать на сцене такой непростой для театра сюжет. Тут, на мой взгляд, команда справилась на 100%

2
0
...
8 февраля 2016
Фото Лиза Арист
Фото Лиза Арист
Лиза Арист
отзывы: 7
оценок: 7
рейтинг: 2
9

Смотрела в марте 2015.
Ничего подобного никогда не видела! Грымов - гений и он своего гения в очередной раз показал. Это даже не театральная постановка. Это смешение кино, театра и иллюзии. Полное ощущение искривления простанства и времени, при этом все понятно, как будто в обход наших представлении о пространстве и времени. Граница между сценом и залом стирается, сцена поглащает вас, а декорации кажется сводят с ума. Про актеров не буду отдельно говорить, это настолько цельная единая постановка, что по отдельности ни на что не смотришь. Ты полностью там, проживаешь, чувствуешь, теряешь, веришь и прощаешься. Вышла из зала с мокрыми щеками от слез. Никогда ничего подобного такого в театре не испытывала.

2
0
...
17 декабря 2015
Фото Филя Мастер
Фото Филя Мастер
Филя Мастер
отзывы: 1
оценок: 6
рейтинг: 2
9

Были вчера на спектакле. Потрясающий, пронзительный, великолепный. Огромная режиссерская работа Юрия Грымова, переосмыслившего на современный лад одноименный роман Киза. Убедительный Максим Керин. Атмосфера академического молодежного театра, где новаторство сочетается с традицией. Браво! Лучший спектакль года!

2
0
...
9 мая 2014
Фото Lyudmilkin Туровцева
Фото Lyudmilkin Туровцева
Lyudmilkin Туровцева
отзывы: 17
оценок: 45
рейтинг: 31
5

Долгий мучительный спектакль. Эффекты, декорации, звук прекрасны. Очень атмосферны. Игра актеров достойная. Но в целом спектакль не понравился, грешу на слабый сюжет. До сих пор пытаюсь понять, что хотели сказать зрителю.

2
0
...
9 мая 2014
Фото Eka Shi
Фото Eka Shi
Eka Shi
отзывы: 1
оценок: 1
рейтинг: 2
9

Великолепный спектакль! Лучшее, что я видела за последние 3 года! Много интересных режиссерских находок, также порадовало музыкальное оформление. Спектакль идет 3 часа, но это время пролетает незаметно! Посоветовала всем знакомым.
Пришлось покупать билеты за 2 месяца, но ожидания себя оправдали.
Специально не читала книгу до того как идти на спектакль. Никаких вопросов по сюжету
у меня не возникло. Все понятно и без книги. А вот придя домой книгу прочла. И удивилась тому, как дневниковые записи были превращены в пьесу! Это только усилило мое восхищение.
Всем советую.

2
0
...
24 апреля 2014
Фото Анастасия Сотникова
Фото Анастасия Сотникова
Анастасия Сотникова
отзывы: 48
оценок: 344
рейтинг: 84
5

Удивилась исключительно положительными рецензиями и решила вставить свои 5 копеек. Книжку я читала и она безмерно трогательна и самобытна. Оригинальный и трогательный сюжет, поднимающий актуальные и понятные темы перед читателем. А вот, спектакль ее не украсил. Все сцены в нем мне показались очень разрозненными, разодранными. Актеры часто кричали и много перемещались по сцене, весь этот шум собственно делал их игру крайне неубедительной. Бесконечные надутые простыни, которые в разные моменты олицетворяют разные декорации выглядят поначалу очень интересными - но ровно в одной сцене. Постоянные длительные манипуляции с ними на протяжении 4 часов выглядели очень натужными. У спектакля нет единого дыхания, ни эмоционального, ни сюжетного. Поэтому с таким трудом выдерживаешь 4 часа. Долго. Невыносимо долго. Ну и игра актеров расстроила, да( Я говорила себе, что может это потому что "молодежный" театр. Но не знаю. Может в спектакле менялся состав по сравнению с тем, что видели предыдущие рецензенты, но очень утомило все это. Я бы вполне пережила без сего действа в своей театральной биографии.

2
0
...
1 марта 2014
Фото Алина Бесмертная
Фото Алина Бесмертная
Алина Бесмертная
отзывы: 1
оценок: 1
рейтинг: 2
9

Невероятный спектакль! Трогательный, сильный... До глубины души. Зал аплодировал стоя!

2
0
...
14 февраля 2014
Фото Irina Nikitina
Фото Irina Nikitina
Irina Nikitina
отзывы: 1
оценок: 1
рейтинг: 2
9

Книга великолепная! Спектакль потрясающий! Грымов гениальный! Керин неподражаемый!
А мы в зале очень разные, каждый со своим восприятием.
Для кого-то это спектакль о том, что настоящая, глубокая любовь и секс несовместимы, и, как только дело доходит до секса, любовь умирает. А кто-то увидел здесь рассказ о "биомассе", которую природа производит и которую нельзя воспринимать как себе подобных. Для меня это напоминание о том, что все люди - люди, даже если они очень отличаются от большинства. Они имеют право на жизнь и доброе отношение, и не стоит ни гроша тот, кто самоутверждается, унижая слабого.
Ну и грымовский финал (которого нет в книге): стоит ли заноситься, если все мы живем в одном большом дурдоме?

2
0
...
2 февраля 2014
Фото Виктория
Фото Виктория
Виктория
отзывы: 45
оценок: 237
рейтинг: 96
9

Удивительно, но спектакль понравился мне не меньше книги – а в чем-то, возможно, и больше. Он несколько сдвигает акценты, и основной темой становится раздвоение личности героя: Чарли до операции, Чарли-ребенок, невинный и готовый любить весь мир – и Чарли-взрослый, Чарли, что вместе с "многими знаниями" обретает и "многие печали".
В спектакле очень интересно показан человеческий разум - через призму декораций мы видим лакуны сознания Чарли, ничем не заполненные пустоты, словно вязкий туман в его голове; затем их исчезновение – и появление вновь, уже в самом конце, когда начинается стремительная регрессия... Из-за этой символики спектакль смотрится местами почти что фантасмагорически – взять хотя бы жутковатую сцену на конференции...
Вообще декорации – это отдельная тема. В первом действии они практически отсутствуют – точно также пуст и разум Чарли... Однако во втором действии они появляются – и еще какие! Чтобы в финале превратиться в хлам, беспорядочное нагромождение вещей, утративших свое значение для героя, вернувшегося к первоначальному состоянию...
Максим Керин играет прекрасно – обе стороны личности Чарли бесконечно правдоподобны. Очень хороша и Дворжецкая Анна, исполняющая роль Фэй – фотографа и соседки Чарли. Ее эпизоды отлично передают атмосферу шестидесятых...
Если говорить о впечатлениях в целом – очень трогательная, печальная и светлая вещь. Не могу не порекомендовать ее – особенно если вам (как и мне) близок роман (или рассказ) Дэниела Киза.

2
0
...
12 января 2014
Фото Olesh Dimash
Фото Olesh Dimash
Olesh Dimash
отзывы: 44
оценок: 68
рейтинг: 72
9

Абсолютно потрясающий спектакль!! Максим Керин с легкостью меняет безумие на гениальность и наоборот - как итог: очень многие выходят со спектакля со слезами на глазах. Техническая сторона - великолепна. Грымов не пошел по пути многих московских режиссеров - поставить всякую чушь, чтоб было поскандальнее, заявить "я так вижу" и потом сидеть обижаться на критику. Он проиллюстрировал книгу от первой страницы до последней и нигде ничего не переврал. Хотелось, чтобы он еще и кино снял по этой книге.

2
0
...
20 декабря 2013
Фото Светлана  Райская
Фото Светлана  Райская
Светлана Райская
отзывы: 1
оценок: 4
рейтинг: 2
9

Состоящий из двух очень разных действий, как инь и янь, он вместе с тем составляет очень цельную конструкцию. Ну, или если уж совсем удариться в метафоры, то первое сродни процессу выращивания извилин - мучительному, затяжному, всепоглощающему. Росток души, пробивающийся сквозь асфальт. А второе - уже бурный расцвет и еще более стремительное ее увядание. Не физическое, оно, как и рождение остается за пределами нашего внимания, а именно сознательная ее часть проходит полный цикл на наших глазах, во всей ее строгости линий и мешанине звуков, лабиринтах мотиваций и хаосе чувств, клетке одиночества и агонии любви, отрицании очевидности ответов и отчаянности вопросов…
Вопросы… вопросы… Они струятся из ясных глаз Чарли, кислотой вгрызаясь в зрительские души, заставляя мучительно искать ответы, каждого - свои. И в этом прелесть спектакля! Здесь нет готовых ответов и даже четко очерченных вопросов, их ставит себе сам зритель в силу своего пола, возраста, вероисповедания и жизненного опыта. Имеет ли право человек вмешиваться в естественный ход вещей? Стоит ли миг жизни долгих лет существования? Что есть наименьшее зло? Готовы ли мы платить одиночеством за собственную исключительность? Действительно ли смерть стоит того, чтобы жить, а любовь того, чтобы ждать?... Вот лишь малая толика тех вопросов, которые бродят в звенящей тишине зала, молча, подобно второму Чарли, стоят у зрителя за спиной, прячась в складках драпировки или дрожании теней и уходят вслед за ними: неумолимые, безмолвные, неотступные...

2
0
...
31 октября 2013
Фото Vifsaida Novosti
Фото Vifsaida Novosti
Vifsaida Novosti
отзывы: 4
оценок: 4
рейтинг: 10
7

Художественный руководитель РАМТА Алексей Бородин пригласил для новой постановки Юрия Грымова. Выбор режиссер пал на книгу Дэниэла Киза "Цветы для Элджернона". Он считает: сегодня самая больная тема – это отношение к людям, которые отличаются от большинства. Их боятся, их не принимают, их ненавидят.

"Цветы для Элджернона" - вещь довольно известная. Она пережила три экранизации, автор сначала за рассказ, а потом и за роман по его основе получил несколько престижных литературных премий. РАМТ первый решился на сценическую версию этой истории.

Чарли Гордон, умственно отсталый от рождения, живет при пекарне, где помогает по мере сил и сознания. Там у него много друзей, кто-то подшучивает над ним, кто-то заступается. Но вот Чарли предлагают пойти на смелый эксперимент – сделать операцию на мозге, чтобы стать, как все. Эксперимент над мышкой Элджернон прошел весьма успешно, бодрый мыш теперь хорошо бегает по лабиринту. От экспериментов на животных рано или поздно переходят к опытам на людях. Чарли сам приходит к доктору, потому очень хочет стать именно "как все", потому что у него много друзей, и он хотел бы быть, как они. Операцию делают, проходит она удачно, но не все так хорошо складывается в жизни самого Чарли.

Ставить спектакль по Кизу пригласили Юрия Грымова. Грымов это отдельное событие в любом месте, где бы он ни работал. Маленькое государство со своими законами и традициями в большой машинерии театра. А поэтому частенько он смотрится чужеродным явлением, из-за этого же его частенько не любят. Уж больно он не такой, как все. Кстати, за это же самое качество его и любят. А сам Грымов с большим удовольствием устраивает мистификации, напускает дыму и загадывает загадки. Словом, ведет себя совсем не так, как все. Как видите, Грымову было, о чем сказать своим спектаклем.

Не думаю, что есть люди, которые на самом деле понимали Грымова. Грымов мастер кивков и полунамеков, простоты, спрятанной в сложном, деталей и недосказанностей.

История Чарли довольно проста – человек, большую часть жизни проживший в самообмане, вдруг начинает видеть этот самый обман. И ему ничего не остается, как вернуться в прежнее состояние. Потому что как только он стал умным, его все возненавидели. Его прогоняют бывшие "друзья" из пекарни, его боится девушка, а доктора готовы его всего лишь возить на научные симпозиумы и показывать как Элджернона. Остается бежать. Остается увериться, что мир жесток, что даже добрые доктора порой ошибаются.

Грымов, как любитель подтекстов, вытащит на сцену всю поднаготную Чарли. По стене будут перекатываться гигантские белые надувные конструкции, которые могут означать, как подсознание главного героя, тесноту его мира, так и поднимающееся тесто, которое Чарли замешивает в пекарне. Эти конструкции постоянно давят на героев, олицетворяя те эмоции, которые они не могут скрыть: на папу и маму Чарли, которые вынуждены мириться с сумасшествием сына: на его сестру, которая ненавидит брата; на врача Алису, которая жалеет и по своему любит Чарли, но понимает, что ничего из их отношений выйти не может; на парней из пекарни, полных животного неприятия ненормального собрата.

Грымов проявляется и в тысяче мелочей, которыми он наполняет квартиру Чарли перед тем, как он вновь впадет в "блаженное неведение". И конечно, это чисто Грымовский жест – вернувшийся в прежнее состояние герой отправляется в больницу – идет по зрительному залу и садится на одно из свободных мест в партере. Ну что же, никто и не питал иллюзий на счет нашей жизни.

Надо сказать, что Грымов очень актерский режиссер. Он много и дотошно работает с актерами. Как человек тоталитарный, он требует выполнения четко прописанного рисунка. А поэтому любая его работа видится тем самым государством, где все отлажено и правильно. Где все логично. А потому так приятно на все это смотреть. В программке заявлено, что спектакль идет три часа, но, то ли из-за премьеры, то ли из-за того, что актеры еще получают истинное удовольствие от проживания своих ролей и никуда не торопятся – спектакль длился без малого четыре часа. И все эти четыре часа не сходил со сцены главный герой Чарли в исполнении Максима Керина. И все это время сумасшедшая работа Максима со стопроцентной отдачей, на которую способны только молодые.

Несколько трансформаций – от умалишенного до гения и обратно, любовь, разочарование, надежды, принятие краха. Палитра молодого актера фантастическая – и это, конечно же результат совместной работы.

Повторюсь – в этом спектакле все сошлось. И история, в наш век потери толерантности пришедшаяся как нельзя кстати, и инсценировка, сделанная Еленой Исаевой, и актеры, отдавшие себя на волю режиссера, и сам режиссер, вложивший себя в эту постановку. Жаль, что за всем этим слегка потерялся сам РАМТ, несколько лет ведущий свою неповторимую жизнь в театральном мире. Грымов с его эпатажностью нездешний. Впрочем, мы же говорим о толерантности. Самое время проявить ее. Хороший спектакль, сходить на него стоит.

Автор: Елена Усачева
Специально для ИА "Вифсаида"

2
0
...
27 октября 2013
Фото Shei
Фото Shei
Shei
отзывы: 5
оценок: 12
рейтинг: 6
9

Юрий Грымов, как всегда, удивляет. Удивляет визуальными решениями, пластичностью переходов от сцены к сцене, и конечно же, своей интерпритацией исходного материала. Удивляет со знаком плюс, за что ему огромное спасибо!
Из дневниковых записей человека с задержкой в развитии режиссер сделал историю стремительного взросления. Главный герой учится понимать окружающий его мир, учится общаться с людьми и при этом все его представления и знания, которые были раньше, рушатся на глазах. Он пытается разобраться в этом мире, зацепиться за какие-то убеждения, но ничего не получается. Чем все заканчивается - советую сходить и посмотреть. Равнодушными не останетесь!

2
0
...
16 октября 2013
Фото nifandro
Фото nifandro
nifandro
отзывы: 22
оценок: 70
рейтинг: 127
9

Заявка очень серьезная - на театральной сцене не видел ничего подобного. Как будто кино смотришь - "смонтировано" как кино, если так можно сказать.
Сюжет понятен из книги. Но вот проявить его на сцене получилось фантастично: здесь и триллер, здесь и любовная драма, здесь и ассоциативные короткометражки Яна Шванкмайера.
Нет пауз - одна сцена превращается в другую тотчас же - удивительная пластика!
Отдельное слово - о музыке: нет никакого критерия подбора - только вкус автора и уместность ее в данной точке спектакля, - вот так.
Максиму Керину (главная роль - Чарли Гордон) - отдельное спасибо! Удивительное воплощение и перевоплощение: "прямо на глазах у зрителей идиот и мышь становятся гениями!"
Рекомендую, если готовы к новому языку театра. Возможно, он именно такой.

2
0
...
14 октября 2013
Фото Alexey Y
Фото Alexey Y
Alexey Y
отзывы: 16
оценок: 34
рейтинг: 39
5

Мастерские, оригинальные режиссерские приемы и находки позволили Юрию Грымову сделать то, что удается не многим. Он сумел визуализировать переживания героев, выйти за пределы сцены, заставить фантазию включиться и дорисовать картины, которые шире подмостков и глубже многих слов. Браво!
Тот редкий случай, когда нет ощущения, что в романе, на сотнях страниц Дениел Киз сумел сказать намного больше, чем Юрий Грымов за 3,5 часа с антрактом.

При этом спектакль мне не понравился. Желание поторопить все действо появилось в середине первого акта и постоянно росло вплоть до бури оваций благодарных зрителей. Для меня эта история была рассказана СЛИШКОМ уж подробно.
Когда читаешь книгу, твое воображение рисует картины, рождает образы, ты слышишь диалоги и звуки. Именно этим, своим восприятием так щедро делился режиссер. С одной стороны это здорово, именно это и называется искусством. С другой, для меня все было через чур подробно, долго, громко и излишне эмоционально. С использованием аудио- и визуальных эффектов, на сцене показаны эмоции и переживания, страдания души главных героев. И если вы не войдете в резонанс, не почувствуете, не согласитесь принять их как свои собственные, то 3,5 часа стороннего наблюдения могут показаться излишне долгими.
Максиму Керину спасибо за игру. Больше, к сожалению, актерским мастерством никто не удивил :(

2
0
...
13 октября 2013
Фото Анита Бондаренко
Фото Анита Бондаренко
Анита Бондаренко
отзывы: 3
оценок: 3
рейтинг: 20
1

Господи какая же тоска! Декорации никакие, вернее их просто нет НЕТ КАРЛ!, монотонная игра актеров вокруг стола, рузговоры ни о чем, паузы по 2 миоуты в диалогах героев. Серьезно?? Первый час зеваешь, остальные стараешься не уронить голову на плечо соседа. Считаю что это произвеление явно не для постановки в театре, а для чтения. В конце концов у нас 21 век, так почему на сцене 4 простыни вместо декораций? Не советую тратить время на этот спектакль

1
0
...
10 апреля 2019
Фото Пульхерия Гаврилова
Фото Пульхерия Гаврилова
Пульхерия Гаврилова
отзывы: 1
оценок: 1
рейтинг: 1
1

Лучшее решение - подарить этот билет человеку, которого вы ненавидите, желательно ещё не давать ему сбежать на антракте. Спектакль длится 3.20, и знаете это чувство, когда прям ощущаешь каждую секунду времени, а оно все тянется и тянется, как на каком-то скучнейшем школьном уроке или в очереди в поликлинике? Нет, возможно, если вы считаете современный театр полнейшим отстоем и даже, видимо, не признаете метод Станиславского, вам зайдет эта постановка, она не заденет вашего целомудрия( ведь в 2019м году сцену с поцелуем изображают трением ушей о щеки партнёра), и вы (если не заснете!) сможете гордиться тем, что "культурно" провели время.
К сожалению, это не первое мое знакомство с Ю. Грымовым, его фильм "Три сестры" производит такое же душно-удушливое впечатление. Ничего живого, естественного и хотя бы красивого.
К сожалению, не обратила на его фамилию внимания, теперь буду знать.
Прошу прощения за такое количество негатива, но не хочется, чтоб кто-то так же вляпался в такое :)

1
0
...
4 февраля 2019