Театральная афиша Москвы

Спектакль Заповедник
Постановка Чеховская студия

7.6

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Заповедник»

Фото Лев Пепеляев
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
5
7

Обзорная экскурсия в одном действии

«Заповедник» в заповеднике. Театр «Чеховская студия», обосновавшийся в музее-заповеднике А.П. Чехова в Мелихово поставил спектакль по автобиографической повести Сергея Довлатова. Спектакль «Заповедник» стал первой большой режиссерской работой выпускника актерского отделения Школы-студии МХАТ и режиссерского факультета Щукинского училища Дмитрия Пчелы.

Безусловно, зрителю, которому посчастливится увидеть спектакль в музее, гарантированы дополнительные психосоматические ощущения, благодаря тому, что реальность окружающая настолько органично и плотно вплетается в реальность сценическую, что из статуса пассивного наблюдателя незаметно переходишь в ранг соучастника, иногда, правда, невольно становясь подглядывающим. Хотя и без этого условного элемента атмосферы, актеры театра способны заполнить пространство зримой энергетикой.

Заповедник – ключевой символ постановки, его смысловые грани препарируются и анализируются с лабораторной дотошностью, начиная с того, что зрителю в самом начале спектакля предлагают цитату из Большого Энциклопедического словаря: «…участок земли, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования…» «Изъятыми из использования» оказываются и главные герои: неприкаянные чудики, непризнанные гении, воинствующие лузеры, одичавшие алкоголики, одинокие психопаты и рефлексирующие аутисты, все они нашли пристанище в заповеднике, укрывшись здесь и законсервировав свои страхи перед враждебной реальностью, они сами стали экспонатами музеефицированного мира.

Ткань спектакля наполнена гиперссылками, обзорная экскурсия, как определен жанр постановки, ведется одновременно по довлатовскому произведению, по жизни самого писателя, по эпохе, по трансформации отношений между героями. Пересечения реальностей: авторской, художественной, той, что здесь и сейчас, создает сложную, раздвинутую в горизонталь событийную структуру спектакля, формируя некий современный гипертекст, наполненный ассоциативными и смысловыми связями. Впрочем, постмодернизм избран только в качестве художественного приема, актеры существуют в традиционной «школе переживания», и дают возможность, к счастью, сопереживать и зрителю. Режиссер уверено управляет вниманием и настроением аудитории, чередуя довлатовские гэги с пронзительной лирикой.

Главный герой — ленинградский интеллигент Борис Алиханов, устраивающийся на летнюю работу экскурсоводом в музей Пушкина в Михайловском. Режиссер явно избегает политических и социальных контекстов довлатовского текста, возводя на пьедестал человеческую историю. Это, прежде всего, вечная как мир тема мужчины и женщины, их планетарного непонимания друг друга и взаимного притяжения, расставания и соединения. «Это уже не любовь, а судьба…», - говорит главный герой, но именно эта «не любовь, а судьба» оказывается способной вытащить героя из замкнутого круга им самим созданных барьеров, заставляя выйти из клетки «заповедника», в которой жизнь, казалось бы, «обрела равновесие, стала более осмысленной и логичной».

Love story в интерьерах советского заповедника мелиховскому театру «Чеховская студия» однозначно удалась.

Фото Vlad Karpov
отзывы:
12
оценок:
11
рейтинг:
8
9

Что делать, если жизнь заставляет выбирать между чувством и долгом, между семьей и творчеством? Кто виноват в том, что «общество равных возможностей» не дает поднять головы творцу особому, одаренному, критически мыслящему? И можно ли назвать свободным общество, в котором опасно говорить то, что думаешь? Вот вопросы, на которые ищут ответы герои довлатовского «Заповедника».

Режиссер Дмитрий Пчела не побоялся максимально приблизить сценический текст к первоисточнику: неподготовленного зрителя могут шокировать неприкрашенные диалоги, сопровождаемые ненормативной лексикой. В то же время, трагикомичные ситуации, в которые попадают герои, пробудят ностальгию в каждом, кто застал противоречивое советское время. А в целом зритель наверняка обнаружит немало параллелей с современной действительностью, что лишний раз подчеркивает как пророческий дар самого С. Довлатова, так и режиссерское чутье автора постановки.

Менее чем за год с момента премьеры спектакль Дмитрия Пчелы успел дважды отметиться на крупных театральных мероприятиях. В ноябре 2013-го «Заповедник» получил Гран-при Московского областного фестиваля «Долгопрудненская осень», а заодно – был отмечен за лучшие роли первого и второго плана. А в апреле 2014-го – привез награду за «Лучшую роль второго плана» с Международного театрального фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» (г. Орёл).

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить