Создатели
Режиссёр:
Йонас Вайткус
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Язычники»

Фото Ангелина Цвижба
Фото Ангелина Цвижба
отзывы: 14
оценки: 14
рейтинг: 19
5

Спектакль «Язычники» Йонаса Вайткуса, безусловно, самая противоречивая постановка, представленная зрителям в рамках Волковского фестиваля-2013. Одноименная пьеса Анны Яблонской сегодня нарасхват, ставится более чем в десяти театрах России и это еще не предел. Интерес литовского режиссера к российской драматургии сегодня очевиден, современные пьесы как нельзя лучше отображают провинциальную жизнь, позволяя взглянуть на русскую культуру сквозь призму современных социальных явлений.
Действие «Язычников» разворачиваются обычной хрущевской квартире, где томятся от жизни герои – типичная постсоветская семья. Видеоинсталляция панельного дома в качестве фона создает впечатление соседства, такие дома есть в каждом городе, они словно олицетворение всеобщего трагизма российской судьбы. Несмотря на то, что действующие лица в спектакле – живые люди, у них напрочь отсутствуют человеческие интонации, отчего в процессе просмотра у зрителя возникает чувство омертвения. Отношения в семье удручающие, кажется, что квартира стала центром вывернутого наизнанку бытия: здесь и ремонтник-алкоголик, и мать-истеричка, и дочь, гуляющая по ночам с мужиками. На фоне этого бытового ужаса ненавязчиво звучит волнующая Вайткуса тема поиска веры в Бога.
Главная героиня пьесы - студентка Кристина, увлеченная оккультизмом девушка, отчаянно жаждет выразить протест против социума любыми способами. Ее отец - романтичный музыкант, чьи жалкие попытки зарабатывать деньги игрой на флейте, обрубаются на корню властной женой. Мать – несчастная женщина, измеряющая жизнь исключительно продажей квадратных метров, ее мечты давно укладываются исключительно в завершение ремонта в квартире. Бабушка, фанатичная и лицемерная богомолка, служительница церкви, пропадавшая большую часть жизни в монастыре, настаивает на крещении всей семьи, во что бы то ни стало. Собственно, перерождение семьи начинается с приезда блудной бабули, вспомнившей о своих родственниках только после обретения веры в Бога. Еще один герой «Язычников» - загадочный музыкант, воплощающий мистическое и комическое начало. Он словно сказочный дудочник, легенда о котором восходит к языческим повериям. С помощью волшебных звуков, он уводит героев, заметая следы прошлой жизни. Не в силах сопротивляться лживым обещаниям, заблудшие души следуют за своим Крысоловом, обрекая себя на духовную смерть. В заключение спектакля, пережив клиническую смерть Кристины, вся семья преображается: их монологи становятся простыми и слегка наивными, абсолютно лишенными ненависти и агрессии. Судя по всему, Йонас Вайткус видит в прямоте и стереотипности общения гораздо больше привлекательного, чем в лицемерии и фальши. Актуальность «Язычников» вполне объяснима, произведение настолько отражает ужасы провинциальных нравов, что порой возникает ощущение, будто смотришь не театральное действие, а документальное кино.
Несмотря на то, что пьеса Анны Яблонской «Язычники» обозначена как притча, заключающая в себе нравственное поучение, в финале постановки невозможно отделаться от пафосного чувства и карикатурности происходящего. Острые темы, затронутые автором, побуждают зрителя сохранить интерес, по крайней мере, до конца действия. Литовскому режиссеру ждать ответной реакции от публики долго не пришлось, театр им. Ф. Волкова впервые представил такую неоднозначную постановку, собравшую целый аплодирующих зрителей. Ведь театральные постановки не всегда призваны радовать глаз визуальным рядом и воспевать культурную жизнь во всей красоте, иногда они бывают неудобными для восприятия и весьма сложными для зрителя, погружая его в размышления вопросах веры и бытия.

0
0
...
23 января 2014