Драматический |
12+ |
Сергей Федотов |
2 часа 20 минут, 1 антракт |
С этого спектакля начинался театр "У моста". Премьера состоялась в 1988 году. Спектакль уходил со сцены, но возвращался в репертуар.
Пьеса Николая Эрдмана. Из его работ я еще знаю лишь " Самоубийцу". " Мандат" был написан в 1924 году. Пьеса быстро стала знаменитой, но ее вскоре запретили. В общем-то понятно, почему.
Сатира на любителей приспособиться. Слиться с социумом по требованиям времени, толком не понимая, что и как. В 1924 году бывшим дворянам очевидно было нужно иметь кого-то своего в партии. Лучше родственника. И да - в спектакле это очень смешно показано, как ваяется "с нуля" этот родственник. Но подозреваю, что уже к 1937 году пьеса не была смешной вовсе. Эти смешные потуги самая настоящая борьба за физическое выживание.
Слом строя старого, строительство нового. Князья стали изгоями, а появился новая власть - коммунисты. А людям хочется нормально жить. Чтобы дочь выдать удачно замуж, чтоб не бояться за свой уют, а то и жизнь. И у среднестатистического мещанина не то чтобы прям принципы. Лишь бы жить дали. Но надо приспособиться. Для выживания требуется коммунист в доме? Создадим! Своего! И да в спектакле этот коммунист смотрится, как деревенская девка в кринолинах, ну, как смогли. Главное, чтоб юбка в пол, сорри, кожаный пОртфель был.
Спектакль очень смешной. И (спойлер!) девка в кринолинах тоже будет! Все персонажи комичны в своих убеждениях, способах приспособления... Но опять же если подумать... Пьеса безумно горькая. Привычной жизни нет, что имели, потеряли. Православная служба под патефон... Осколки империи. И карикатурный "коммунист" - ну, так а мало там было не особо вникающих? Главное, чтоб власть была и кожаный портфель?
И фантасмагоричность пьесы подкрепляется фантасмагоричностью жизни.
"Поди посмотри - советская власть еще не кончилась? Нет? Ну, завтра опять посмотри"
Не верят, ждут, что вернется прежняя жизнь..
Актеры, конечно, тут отрываются. Когда просто все персонажи комедийные!
Шикарна мать - и как детей устраивает, направляет к счастливой , ну ок - нормальной жизни. Как с пистолью управляется. И опять же - сатира сатирой, а как в конце, поняв, что свадьба расстраивается, она стала собой пренебрегать, лишь бы дочке счастье... Мама она всегда мама, даже когда недалекая и смешная... Честно, трогательно было...
Играет её Ирина Молянова, если я правильно поняла. Просто феерична!
Сынок-"коммунист" прекрасен. У Василия Скиданова вообще характерные роли все прекрасны (даже не помню его чисто трагических...). Вот это "боязно, но надо" - шедеврально! А "потом доказывай, что ты не коммунист, а приданое".
Дочка красотка! И разговор светский поддержит, да и в моде разбирается! Виолетта Дьякова?
И Настька. Анастасия Перова и Грушенькой была шикарна, и тут прекрасна! А как молилась? А как бюст ходила увеличивать?! (в сцене рассказа об этом надо упомянуть и Варвару!). Ну, и "ой, на что это я села?"
А специалист по бюстам? А его отношения с кастрюлей? Сосед. Бдительный. Тот, кто молчать не будет! (если честно, единственный по-настоящему противный тут персонаж).
Да и "дворянское гнездо" колоритно! Начиная с Тамары Леопольдовны до Автонома Сигизмундовича.
А люди из народа?!!! Повторюсь, просто каждый персонаж прекрасен!
И в конце фраза и не смешная вовсе, как бы не казалось....
"Мамаша, если нас даже арестовать не хотят, то чем дальше жить, мамаша?" (с)