Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.1

Опера
Левша

Постановка - Мариинский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Сеанс остановки времени под музыку Родиона Щедрина

Усталость нынешнего Мариинского театра неожиданно сыграла на руку спектаклю. Первая в мире постановка «Левши» выглядит строго и скупо, а разреженная музыка, в которой клавесин соседствует с балалайками, осторожно и медленно выбивает почву из-под ног. К финалу оперы все повисает в космической беспредельности: в лунном луче сияет закутанная в шаль Блоха и хрустальным сопрано выпевает уже не аглицкий алфавит, как в начале спектакля, а русскую азбуку. При выходе из театра на шумную улицу сразу становится не по себе.

Опера
12+
Алексей Степанюк
2 часа 45 минут, 1 антракт

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Александр Рябин
18 отзывов, 3 оценки, рейтинг 10
6 сентября 2013
Оперно-балетный старт сезона



Две трагические истории открывают новый сезон на театральных сценах Мариинского: на исторической дают роскошный балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева в хореографии Леонида Лавровского; на второй сцене — новая русская опера: щедринский «Левша». На потрепанную временем историю можно не обращать внимания, лишь слушать музыку и разглядывать бесподобные декорации. С «Левшой» же дело поинтереснее: посвящена опера Гергиеву, и он же будет ей дирижировать, и заточена она под возможности новой сцены, и с поднятия занавеса просто захватывает все внимание. Но главное в том, что это совсем новая и незамыленная опера.

1
0

Отзывы

7
olga_la99
14 отзывов, 14 оценок, рейтинг 3
10 сентября 2013

При существующем порядке вещей на нашей планете – нужно быть кошкой, чтобы ловить мышей; Мадонной – чтобы получать каждое утро свежераспакованный, новенький унитаз; Майкрософтом – чтобы судиться с Гуглом; и просто-напросто маэстро Гергиевым – чтобы открыть сезон в театре такой сложной оперой, как «Левша».

Поначалу музыка воспринимается как написанная «в стиле шум», настолько она многослойна и непонятна. Вот композитор хвалился в интервью, что использовал необычные инструменты, среди них и такие, которые мало кто знает, – типа «хакбрета», который, по его словам, представляет собой разновидность цимбал. И вот слушаешь эту музыку, с этими инструментами, и пытаешься понять, что к чему, и всё равно не знаешь, что в этой музыке как надето и для какой надобности - так Левша про женщин аглицких говорил. И ухо с трепетом и надеждой жадно выхватывает искажённые диссонансами, но всё же узнаваемые генетической памятью русские напевы («Реченька Тулица, зачем ты хмуришься…Аленький цветочек, почто ты в поле увял»), чтобы опереться на них как на устойчивое воспоминание, откуда есть пошла земля русская, и, уже найдя эту точку опоры, дальше разматывать клубок щедринского юмора и фантазии. Поначалу кажется, что всё это игры разума композитора – поиграться с составом, ритмом, формой – вот он и поиграл, и сам-то он получил от этого удовольствие, но уж больно далеки они от народа, поэтому о его, этого самого народа, удовольствии никто не подумал.

Уже привычно стало говорить, что в «Левше» Лесков противопоставляет механистичный мир английского реализма иррациональным движениям русской души…Лесков, наверное, да, а вот в творческом осмыслении Щедрина вся музыка звучит поначалу настолько механистичной и неживой, что понимаешь – я попал…а через какое-то время смиряешься с тем, что душа твоя ну вроде как на Марс временно отлетела, и говорят здесь странными интонациями, на непонятном языке, а придётся, видимо, с этими марсианами как-то жить ближайшие пару часов, пытаться их понять, и, уже смирившись с этим, начинаешь просто внимательно слушать. И если сначала наиболее удачными и хотя бы как-то понятными кажутся только те моменты, где Щедрин, насаживая один на другой вокальные экзерсисы, лепит рублёвскую манерность английской Принцессы и вельмож, то уже после – как к марсианам шаг навстречу сделал - глаз пчелы постепенно обретает способности зрения млекопитающего, и начинаешь воспринимать всё в целом – не разлучая луну и звёзды, цветок и бабочку, музыку и действо, оставив «мелкоскоп» героям сцены, – им он нужнее. И вот с этим целостным восприятием, без «мелкоскопа», второе действие ложится, как масло на хлеб, звуча всё больше и больше настоящей музыкой.

А петербургская публика – она не боится марсиан. Она была на высоте и представила воображению истого псалмопевца петербургской культуры лучшие образцы петербургской интеллигентности. Сначала мы впадаем в ступор, потом присматриваемся, потом смотрим, потом пытаемся понять, дальше либо застреваем в этом процессе либо начинаем критиковать - каждый в меру своих представлений об изысканности. И никогда дело не доходит до помидоров или чего ещё похуже представить...А ведь у нас, на наших болотах, да при таком недостатке солнца, характер мог бы быть и не такой сладкий.

А по поводу исторического контекста и вопросов о том, куда идёт современная музыка и музыкальный процесс как таковой, – сегодняшний вечер в театре даёт вполне очевидный ответ. Мы, русские человеки (а всё это действо было о нас родимых), – пьём, поём, играем, любим, творим, создаём новое, и этой постановкой тоже. Нас бросает из крайностей самоуничижения до люциферовых скал. Но мы находимся в постоянном процессе осмысления и переосмысления самих себя, себя в отношении других и других в отношении себя, прошлого и настоящего, настоящего и будущего. А значит, всё у нас неплохо.

Ну раз уж речь зашла о столь дорогой моему сердцу теме, как музыкальный процесс, переосмысление и сравнение (скажем, вердиевских драм и современных гротесков типа этого), – позволю себе небольшую ремарку о супе. Есть суп «борщ». Есть суп «минестроне». Называется одним словом - «суп». Но борщ вы с большой вероятностью будете есть у себя дома на кухне, а минестроне – в итальянском ресторане. У них разные цели, задачи, контексты и настроения. Вы выберете то, что вам нужно в той жизненной мизансцене, в которой вы оказались, и не будете сравнивать. Не нужно. Но и с оперой точно так же.

Что касается постановки, сама постановка, безусловно, является самостоятельной художественной ценностью, и её вполне органично можно представить и под другое музыкальное сопровождение. Для тех, кто с первого раза не смог насладиться действительно сложной музыкой Щедрина, вечер тем не менее не прошёл зря – сценические решения настолько выразительны и наполнены смыслами, что, восприняв хотя бы только их, можно было уже уходить довольным собой, театром и жизнью. А кто недоволен – ну тут уж у каждого на всё свои «правила жизни, науки и продовольствия».

А Театру в самом широком смысле этого слова (главным марсианам и всем остальным простым смертным, кто был задействован в постановке) хочется сказать большое наше земное зрительское спасибо не только за интересную постановку, но и за возвращение в близкую память лесковского шедевра и восстановление дружеской связи с Левшой. Потому что теперь мы всегда можем в переживательную минуту «лечь на досадную укушетку» и «повилять умом», в минуту застолья – «не пить мало, не пить много, а пить средственно», а когда обидят – простить, потому что «не впервые такой снег на голову». И всё это, вместе взятое, прожитое и ставшее твоим, дорогого стоит.


1
0
4
Милана Ким
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 0
27 мая 2018
Посредственная постановка

Вокал прекрасный, остальное на уровне провинциального театра, актерское исполнение никакое, художественное оформление и режиссура оставляет у меня массу вопросов

0
0
7
Гриша Панихин
12 отзывов, 60 оценок, рейтинг 16
22 февраля 2014

Первый раз пошел на новую сцену именно на эту оперу. Поразил конечно меня театр,сделано все со вкусом,видно что старались строители👍Что касается самой оперы,я не сильно впечатлился, в Москве в большом театре конечно исполнили бы лучше.😊Сходить для самообразования стоит👌

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все