Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

Постановка Театр.doc

9.0
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото ✭
Фото ✭
отзывы: 52
оценки: 45
рейтинг: 80
9

два человека, крохотный зал, ни грима, ни костюмов, почти без декораций - но как всегда в театр.doc- отличный спектакль

2
0
...
15 августа 2017
Фото Ольга Голыбина
Фото Ольга Голыбина
отзывы: 26
оценки: 25
рейтинг: 32
9

На сегодняшний день это самая любимая моя постановка из репертуара Театра.doc.
Тема крайне актуальная для нынешней России и при этом практически замалчиваемая, как на театральной сцене, так и в кино.
Невольно возникают ассоциации с фильмом (и спектаклем) "Ученик", однако здесь вопросы религиозного фундаментализма и христианской морали рассмотрены с несколько иного ракурса. Герои постановки - пастор Маркус и прихожанка Хейди - не идейные противники (слишком разные у них "весовые категории": сектантка Хейди крайне слабо выглядит на фоне образованного гуманиста Маркуса). Скорее они - пример эволюции (с одной стороны) и деградации (с другой) верующего человека. Попытка вытащить Хейди из секты, возродив былое чувство, обречена на неудачу: покалеченной личности всегда нужен "костыль" - в виде поддержки общины или симбиоза с любовником.
Актеры очень убедительны, к ним проникаешься настоящими эмоциями, веришь.

2
0
...
13 декабря 2017
Фото Бобби Труммен
Фото Бобби Труммен
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 16
7
Я жив только благодаря мечте.


Сложность и не понятность поначалу может насторожить и оттолкнуть от главных героев, но иначе в отведенные минуты невозможно уместить историю любви сродни Набоковской «Машеньки». Разность религиозных взглядов и желаний двух очень не похожих, и в тоже время нуждающихся друг в друге людей, позволяют нам вернуться на двадцать лет назад, когда жизнь не одарила каждого багажом знаний и горестных ошибок и оказаться на жизненной развилке героев и, в последствии, увидеть к чему привели выбранные ими пути. Не так важно, в чьей вере больше правды, истины и исторических фактов и кто как трактует библию, важнее гармония, и у каждого она была своя...
Не смотря на сложность сюжетной линии и трагичность сцен, вовсе не было тяжести и чувства безысходности на душе после спектакля. Напротив, как и в нашей жизни есть место юмору и умилению, так и я чувствовал трепет, радость и боль утраты героев. Во время выступления, понимаешь, что в жизни может быть и так!

5
0
...
27 января 2014
Фото Варвара Игнатова
Фото Варвара Игнатова
отзывы: 3
оценки: 4
рейтинг: 14
9

В спектакле "Фундаменталисты" превосходно показан контраст личностей, страха и знания, слепоты и прозрения, вранья самому себе и честности. Зритель видит, как совершенно разные жизненные позиции помогают друг другу развиваться, двигаться и меняться с течением времени.
Огромная благодарность прекрасным актёрам, которые передают настоящие чувства своей потрясающей игрой. А видео ряд прекрасно дополняет рассказанную актёрами историю и создаёт дополнительный объём произведению, наводя на новые мысли.

5
0
...
2 апреля 2014
Фото Мария Траф
Фото Мария Траф
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 12
7

Моя рецензия…..я не умею писать рецензий. Нужны умные слова, особенно,после такого спектакля,как "Фундаменталисты". В начале,не смотря на простую форма спектакля-два актера,стулья,тумба,небольшое пространтство Черного зала центра им.Мейерхольда, мне было сложно. Тема непростая для нашего времени,но! Очень скоро забываешь все и включаешься в жизнь незнакомых тебе людей. Это безусловно очень своевременный спектакль для меня. Спасибо всем кто его создал. Я не хочу писать про что этот спектакль,это можно узнать сходив на него. С уважением, Мария.

6
0
...
27 января 2014
Фото Николай Шуваев
Фото Николай Шуваев
отзывы: 56
оценки: 56
рейтинг: 11
7

Записки дилетанта.

№ 46. Театр.doc. Фундаменталисты (Юха Йокела). Режиссёр Валерия Суркова.

Слишком рациональные люди.

Театр.doc – единственное место в Москве, куда можно попасть совершенно бесплатно, прислав лишь ссылку на опубликованную на сайте Афиши рецензию на спектакль из репертуара театра. За последний год автор побывал здесь три раза не заплатив за билеты ни копейки. Пьеса «Фундаменталистка», написанная финским драматургом Юха Йокела в 2006 года успела стать популярной, выдержав за десятилетие с момента публикации более дюжины постановок и даже получив приз как «Лучшая пьеса Северной Европы 2007 года». Актриса и режиссёр Валерия Сурикова, активно работающая в жанре «документального театра», назвала постановку «Фундаменталисты» приписав, таким образом, указанное качество обоим персонажам.

В драме в тугой узел переплелась история отношений между мужчиной и женщиной, пастора и его бывшей прихожанки, которые мучительно выясняют своё отношение: друг к другу, к религии и сексу. Сталкиваются противоположные взгляды на жизнь: либеральный и консервативный, рациональный и чувственный. С помощью весьма откровенных диалогов между Маркусом (49 лет) и Хейди (38 лет) в убедительном, реалистичном исполнении Елены Нестеровой и Валентина Самохина, произведён своеобразный психоанализ европейцев, рефлексия о накипевшем, о том, что волнует многих, если не каждого.

По информации, почерпнутой в интернете: «Финны считают эту пьесу самым радикальным свершением в национальной драматургии последних лет и слушают текст, затаив дыхание». Автор предпринимает давно назревшую попытку критики «священной коровы» - Христианства и Церкви с её краеугольным камнем – Библией, попутно вскрывая от лица прогрессивного, «сенсационного» пастора те неточности, фактологические ляпы, которыми полна эта книга, не могущие быть не замеченные думающими людьми. Проявляется отношение к Главной книге лишь как к художественному своду морально-этических норм, своего рода священной сказке, которую нельзя воспринимать слишком серьёзно.

В пьесе лишь два персонажа: Он - сложивший с себя полномочия пастор, резкий, обладающий острым умом, любящий поспорить и уверенный в себя интеллигент. Этот мужчина символизирует думающий, спорящий, современный, либеральный, свободный от предрассудков тип, готовый анализировать и подвергать сомнению всё на свете. Но при всей категоричности и рациональности жизнь у него так и не складывается – с женой разошёлся, из церкви ушёл, реформатором так и не стал. Она – покорная женщина со склонённой головой, произносящая заученные фразы о Боге резким, напористым, отрывистым голосом. Это консервативный, закомплексованный женский тип, живущий по инерции, предпочитающий, чтобы всё решали за неё.

У одного ума больше, чем нужно, у другой – меньше, чем следовало бы иметь. Хейди упрекает Маркуса в вечных компромиссах с жизнью, он же констатирует, что она живёт по схеме, с мусорной кучей бездумно проглоченных догматов в голове, бездумно жертвуя собой, лишь бы не принимать решения и нести ответственность. По сути, это два неудачника, у которых ничего толком не получается, ни вместе, ни по отдельности, одно разочарование следует за другим, приводя в тупик. Маркус, навещая Хейди в психиатрической клинике, произносит: «Пожалуй, чистая случайность, что пациентом была она, а посетителем – я».

Актёры играют на фоне обычных для Театра.doc сверхминималистических декораций из деревянного настила, двух стульев и трибуны, разбавленных двумя круглыми экранами, на которых транслируются лица актёров или кадры хроники. Спектакль начинается как самая настоящая проповедь: Валентин Самохин одетый в вельветовые штаны и кардиган, общается с залом напрямую, от первого лица. Елена Нестерова затянутая в серое платье до пят сидит рядом и смотрит в пол. Её волосы убраны в пучок, уголки губ страдальчески опущены вниз. Всё выглядит очень реалистично, словно настоящий пастор с чрезвычайно серьёзной интонацией читает проповедь своей пастве-зрителям. Ощущения от увиденного из-за крохотных размеров зрительного зала усиливаются близостью к актёрам. Экраны, расположенные на заднике сцены оживляют действие, состоящее сплошь из монологов и диалогов. Появляется многомерность.

Ответа на вопрос «как жить правильно» автор не даёт, указывая лишь на грубые ошибки. Уж очень много европейцы разговаривают, думают, анализируют, пытаются поместить непостижимую жизнь в Прокрустово ложе человеческого разума, вычислить закономерности. Люди находятся под властью выдуманных идей, управляются ими. Но «схема», не обладающая настоящей гармоничностью, человечностью, не подарит счастья. «Истина не черная и не белая. Она и такая и иная одновременно» - справедливо замечает Маркус. Слишком рациональное отношение приносит людям несчастье. Это касается обоих героев. Но в хорошем вопросе содержится половина ответа и после спектакля, представляющем собой достаточно скандальный коктейль из религии и секса, мысли в голове становятся как будто яснее. Кончается пьеса весьма мудрыми и примиряющими словами: «Пребывайте в покое Господнем». В общем, пребывайте в покое Господнем. А те, кого этот покой Господен не интересует, пребывайте в своем покое».

2
0
...
14 марта 2017
Фото Mihail Shirinkin
Фото Mihail Shirinkin
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 8
9

"Фундаменталисты" Юха Йокела в постановке Валерии Сурковой один из моих любимых спектаклей. Два артиста. Мужчина и Женщина. Валентин Самохин и Елена Нестерова. В течение около двух часов держат внимание зрителя в своих глазах. Оторваться невозможно. Несмотря на главенствующую религиозную тему, думаю, что эта постановка не затронет чувства верующих, хотя - бы потому, что персонажи , и Маркус и Хейди, люди, имеющие к вере самое прямое отношение. Они внутри веры, а не снаружи. Хотя, лично для меня, это спектакль вообще не о религии. А о свободе выбора, одиночестве, простой человечьей любви и ненависти. О праве на ошибку . О расплате. О пороках, присущих любому из живых, о святости, которой не бывает, о шорах и пелене, которые люди сами с радостью культивируют в себе, оправдывая лень и страх. Я смотрел этот спектакль много, даже точно не знаю сколько, раз. И буду смотреть ещё. Это спектакль вне времени. Это исключительная работа режиссёра, актёров и художника. Это замес клокочущей жизни и едва заметного умирания, тонкости человеческого ума и обыденности человеческой же глупости, лени и самооправданий. А в результате - обновлённая кровь выходящего из зала зрителя. Уверен, что однажды посмотревший этот спектакль, уже не будет прежним. Даже, если убедит себя в обратном.

2
0
...
13 октября 2015
Фото Катя Нечитайло
Фото Катя Нечитайло
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 8
9

Кризис веры - штука сложная, мрачная и крайне болезненная. У всех было,все переживали,все страдали и все искали замену идеалов старого мира своей рухнувшей внутренней Империи.
В этот момент кажется,что все против тебя, жизнь прожита зря,а комбинат "Надежда" на пересмене. Начинаются метания в крайности и нечеловеческая слепота поступков. Ты перестаешь видеть и делать,слышать и чувствовать,доверяясь слепым ложным идеалам,которые сам создвал,чтобы не завыть в голос. Именно тогда - то и надо паузить и спрашивать себя: "куда я? зачем я? не автомат ли я?"
Спекакль подобно ведру холодной воды отрезвляет и заставляет задуматься на
самые "неразговорные темы".
и я не про религию,как вы понимаете.
я про любовь и одиночество.
про подлинное и ложное.
Актеры настолько глубоко передают внутренние точки боли и атмосферу, что у
многих зрителей возникает реальное ощущение присутствия на неком религиозном-арелигиозном собрании и особо чувствительные могут не выдержать,и с презрительным: "секта", уйти из зала,громко топая каблучками.
но все намного сложнее и глубже,чем про Бога,страдания и жертву.
режиссер Лера Суркова создает мир,где можно говорить буквально обо всем, а как
известно, сегодня для этого требуется определенная доля уверенности и даже
дерзости.
А главное - никакой морали, разговоров про нравственность, расположенность других
слов на "-ость"
Елена Нестерова и Валентин Самохин с предельной искренностью проведут вас по
коридорам своей жизни,а дальше решайте сами,господа.

главное - оставайтесь зрячими в любую секунду своей жизни, и помните о Любви.
только она остается.
только она.

4
0
...
22 февраля 2014
Фото Илья Sysanin
Фото Илья Sysanin
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 7
7

От ТеатраДок ждёшь чего угодно каждый раз с интересом думаешь что же это будет: восторг или поиск нового. Фундаменталисты - на удивление красивый спектакль. Очень хорошо поставленный, красивый, умный. Вначале немного сложно, идёт погружение в тему, предмет спектакля, удовольствие начинается где-то с середины, когда появляется острота вопроса, красота мыслей. Рекомендую.

2
0
...
9 января 2017
Фото В. Зарубаева
Фото В. Зарубаева
отзывы: 6
оценки: 5
рейтинг: 7
9

В самом начале спектакля "Фундаменталисты" Театра.doc прямо, честно и без лишнего пафоса поднимается тема, которая уже давно меня интересует, но которую я всегда боялась поднимать в разговорах с людьми, которые считают себя верующими (в тех редких случаях, когда поднимала, натыкалась либо на отказ обсуждать, либо на незнание предмета) - собственно, восприятие этими людьми библии, религиозных обрядов, праздников и т.д., их понимание христианства... Это наверное главное, о чём хочется сказать, но этой темой всё не ограничивается - дальше действие развивается, и вот призывающая открыть своё сердце сектантка и пытающийся её вразумить пастор превращаются просто в мужчину и женщину, которые предаются вовсе не божественной страсти. К чему эта страсть приводит, рассказывать не буду, как и остальные свои мысли по поводу спектакля - слишком сложно это выразить словами, могу только добавить, что спектакль совершенно потрясающий, актёры играют замечательно и держат зрителя в напряжении все полтора часа - в общем, всем хоть немного думающим людям рекомендую)

2
0
...
25 октября 2016
Фото Светлана Середина
Фото Светлана Середина
отзывы: 1
оценки: 20
рейтинг: 7
9

Это история в первую очередь о взаимоотношениях Мужчины и Женщины, о вечном человеческом желании вернуться в прошлое ( даже если прошлое – только вчера, один день назад), а потом уже о Религии, Христе и Пасторе, совратившем прихожанку.
Он обладает знанием и логикой, а она – эмоциями и любовью.
Спектакль, который начинался как дискусия о религии под прицелом журналистских видеокамер, вырывается из-под контроля: и вот мы уже понимаем, что ему интересны не ее «предпочтения» в вере, а то, как она жила все эти годы, сколько лет ее детям, есть ли они у нее и почему она вообще ушла от него 20 лет назад?..
Спор между любящими людьми может быть на любую тему, но на самом деле, спорить они будут об одном и том же- о себе. Они ловят друг друга в ловушки, бьются друг об друга и, кажется, изменяют друг друга, находят самих себя вновь…
И понимают, что вместе они быть уже не могут.
Почему? Потому что ждали друг друга 20 лет. И ждали тех людей, которыми расстались.
Перед бездной взаимного непонимания религия ( то, что свело их и держало 20 лет вместе) не в силах помочь.

7
0
...
26 января 2014
Фото Ульяна Коптяева
Фото Ульяна Коптяева
отзывы: 2
оценки: 5
рейтинг: 5
9

Этот спектакль напоминает, что чтобы не происходило в жизни, нужно всегда сохранять свое "Я"
Хотя так или иначе жизнь научит этому)

Я получила огромное удовольствие! Это очень интересно и полезно думающих людей. Обязательно советую!

4
0
...
28 марта 2014
Фото Светлана Чигрина
Фото Светлана Чигрина
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 5
7

Кто хотел услышать, тот услышал. Тема острая, исполнители тоже с горчинкой. Поэтому даже когда вначале смешно, в конце уходишь совсем с другим, размышляя. Я вот самой себе иногда только шепотом задаю те вопросы, которые подняты в спектакле режиссером, актерами и замечательным автором, сочинившим все это. Теперь о мелодраме Быть может герои друг друга не до любили? А может быть и не любили вовсе? Если возможно это сыграть, то актеры сыграли. А ведь большинство тем и живут, сублимируя... Вот такая кулинария получилась в моём мозгу от увиденного. Спасибо, Валентин! Благодарю, Елена! Переварить бы теперь...

5
0
...
20 февраля 2014
Фото Андрей Кириллов
Фото Андрей Кириллов
отзывы: 6
оценки: 6
рейтинг: 4
1

Ждал большего. Оказалось все по европейски мягенько, сглаженно и беззубенько. Актеры молодцы, постановка прекрасная, но сценарий не айс. Не хватает остросты и глубины. У мя по пьяни в спорах с православнутыми острей бывает. Денег не жалко, но не ЧИП.

0
0
...
17 июня 2018
Фото Sergey L
Фото Sergey L
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 4
7

Очень хотелось поставить оценку "гениально" за этот спектакль молодой женщины-режиссера Леры Сурковой. Я видел четыре поставленных ею спектакля, два из которых на сцене Театра. doc - "Язычники" и "Фундаменталисты". О "Язычниках" я написал рецензию. Кому интересно - почитайте. Об этом же филигранно сделанном режиссером и двумя талантливыми актерами спектакле много писать, а тем более, разбирать его по косточкам, считаю излишним. Скажу просто - он из категории "смотреть обязательно".

2
0
...
21 апреля 2017
Фото Семён Фёдоров
Фото Семён Фёдоров
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 4
7

Случайно (ли?) обнаружил на просторах сети трейлер? спектакля.

1
0
...
16 января 2014
Фото Natalia Borisova
Фото Natalia Borisova
отзывы: 2
оценки: 3
рейтинг: 2
7

Превосходное, камерное произведение. Артисты играют прекрасно, с первых минут спектакля входя в свои роли, иногда играя настолько убедительно, что зритель начинает чувствовать к ним настоящие эмоции.
Очень интересное визуальное сопровождение, два небольших экрана на стене, где попеременно проявляются изображения героев ч/б и изображения с телефона.
Спектакль сложный, многослойный, а за счет своей камерности он словно вовлекает зрителя в свою игру, где каждый равноправный участник действия. Основные темы спектакля- религия/вера/теология. Казалось бы близкие,но, совершенно разные понятия. Главный герой - теолог, ученый, он рассматривает все процессы и все происходящее с ним с точки зрения науки. Главная героиня - девушка/женщина верующая, ее слова и поступки проникнуты верой. С самого начала становится понятно, что герои, говоря об одном, говорят , тем не менее, о разном. Оба героя- фундаменталисты, каждый по-своему, сложно сказать , понимают ли они это сами.
Спектакль подойдет тому зрителю, кто готов к откровенному разговору на темы религии и веры.

2
0
...
4 декабря 2017
Фото Алёна Званцова
Фото Алёна Званцова
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 2
9

Отличный спектакль. Умная пьеса. Тонкие, точные, смешные актерские работы. Спектакль, который заставляет еще долгое время о себе думать. Искренне и хорошо! Очень рекомендую!

2
0
...
1 ноября 2016
Фото Анна Антонова
Фото Анна Антонова
отзывы: 1
оценки: 36
рейтинг: 2
9

"Фундаменталисты" в Театре.DOC - мне очень понравились! Прежде всего, подкупила невероятная искренность подачи столь непростой темы (аннотация к спектаклю есть, "спойлерить" не буду). А также очень здОрово, что именно этот спектакль был сыгран в день, когда совпали в календаре два таких противоположных по своей истории праздника (Первомай и Пасха) - это, по-моему, ещё больше усилило конфликт пьесы и добавило "остроты" происходящему!
Режиссёр - Лера Суркова - нашла, как мне кажется, очень точные и мудрые решения для актёров, для работы с залом (который с первых же секунд, легко и ненавязчиво, оказывается вовлечён в действие, но при этом сохраняется некоторая доля "условности" происходящего), плюс помогает видео, минимум реквизита и декораций - оправданы они на 100% и даже помогают сфокусировать внимание именно на тексте, на смысле монологов героев. И, конечно, блистательно играющие актёры - Елена Нестерова и Валентин Самохин: они потрясающе естественны и убедительны настолько, что сразу "включаешься" в их историю, и сопереживаешь, и вместе с ними пытаешься найти ответы на очень важные и глубокие вопросы; и даже после спектакля я долго размышляла обо всём услышанном... В общем, вечер удался? и спектакль этот я смело буду рекомендовать друзьям, и даже сама, при случае, с удовольствием посмотрела бы его с ними в компании ещё раз - уверена, будет над чем ещё подумать и что обсудить!
СПАСИБО, Театр.DOC! Уже несколько спектаклей у вас посмотрела - и всё больше положительных впечатлений! Надеюсь, так будет и дальше: жду новых встреч!

2
0
...
3 мая 2016
Фото Yana Trubnikova
Фото Yana Trubnikova
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2
7

Смотрели "Фундаменталистов", полностью погрузившись в то, что происходит на сцене в крошечном зале на 3 ряда, где зрители взаимодействуют с актерами и в какой-то момент фактически сливаются в одно целое. смотрели завороженно, потом еще весь вечер обсуждали и решили, что определенно надо посмотреть здесь что-то еще: все постановки актуальны и интересны неоднозначностью интерпретаций.

2
0
...
5 апреля 2016
Фото Amaliya Prtavyan
Фото Amaliya Prtavyan
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2
9

1 апреля впервые были в Театре.док на постановке "Фундаменталисты". Длилась она всего полтора часа, это был спектакль по пьесе финского писателя, рассказывающего о взаимоотношениях знакомых с юности пастора (транслирующего весьма смелые взгляды и, в итоге, оставившего должность пастора) и бывшей прихожанки, вступившей в нетрадиционное религиозное движение. Постановка оставила очень сильное впечатление. Думаю, это был тот самый случай, когда я действительно не хотела, чтобы все заканчивалось. Она заставляла думать о себе еще довольно долго, хотелось прийти еще и еще раз, прочитать пьесу и потом снова прийти. Единственное, о чем я очень сильно жалею - это о том, что этот спектакль не попался мне раньше.

2
0
...
5 апреля 2016
Фото Светлана Смирнова
Фото Светлана Смирнова
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2
7

Фундаменталисты. Февр. 2016. Театр.doc
Для меня поводом пойти на спектакль «Фундаменталисты» в Театр.doc явилось ожидание чего-нибудь новенького от молодого режиссера - Валерии Сурковой, к творчеству которой с недавних пор стараюсь присматриваться. Имя автора пьесы - Юха ЙОКЕЛА – мне ничего не говорило. Тема – как можно предположить: что-то там про религию…, жанр – не определен. Актеров всего 2 и видела я их в Язычниках: Елена Нестерова, Валентин Самохин,- они безупречны!
«Фундаменталисты» - уже 2-й спектакль Сурковой, где одним из главных героев является религия, и зрители следят за отношением к ней действующих лиц на сцене и в зале. Именно в зале, и в большей степени в зале, поскольку спектакль не дает ответов, а лишь ставит вопросы, в которых каждый из нас – зрителей, если они, конечно, вменяемы,- хочет разобраться. Отличие «Язычников» от «Фундаменталистов» в том, что если первый – о жизни, второй – все же о религии, причем в нетрадиционной интерпретации: с позиции пастора, решившего уйти из профессии.
В «Язычниках» вера и верование – обычны, там интересны жизненные коллизии, а в «Фундаменталистах» – наоборот. Во всяком случае, мне, атеисту, гораздо лучше разбирающейся в проблемах реальной жизни, чем в религиозных нюансах в «Фундаменталистах» было интереснее следить за предлагаемой автором интерпретацией религиозных догм, чем за не слишком сложными отношениями Маркуса (пастора неизвестно какой конфессии, женатого мужчины) и Хейди (сначала она была его помощницей, потом - возлюбленной, а вообще-то чужой женой: законной женой главы ортодоксальной религиозной секты и матерью 2-х его детей).
Будучи молодыми, Маркус (ему было около 30 лет) и Хейди (18-19) в рамках обычной религиозной деятельности испытали нечто похожее на платоническое любовное увлечение, которое закончилось, не начавшись. Встретившись спустя 20 лет, они с трудом узнают друг друга, поскольку их собственная личностная эволюция в религии оказалась разнонаправленной: теперь Хейди яро проповедует свойственное многим сектантам крайне примитивное, буквалистское толкование христианства, а Маркус стал во всех смыслах «либералом» от религии, не скрывающим своих критических суждений о ней, например, сомневающимся в возрождении Христа и вообще в историчности библейских событий.
Очевидно, что для того чтобы на сцене обозначить позиции Маркуса и Хейди, потребовалось достаточно много времени. Поэтому уж никак нельзя сказать, что пьеса не о религии. Она именно о ней: о том, кто и как верит в Христа, как надо верить, что отличает верующего от неверующего, что есть Рай и Ад? и есть ли они вообще?, воскрешение Христа – миф или исторический факт?- и пр. И именно эти вопросы лично мне показались наиболее интересными: где еще нам предложат поразмыслить на эти темы? Уж точно не у телевизора, киноэкрана, у сцен классических театров и даже не в интернете, где даже само понятие «фундаментализм» применительно к христианству не имеет четкого определения.
Надо сказать, будучи – не в теме, все, что со сцены провозглашал Маркус, было для меня откровением. Я вообще даже не предполагала наличие ТАКИМ ОБРАЗОМ верующих христиан. Я и сейчас сомневаюсь, - существуют ли вообще такие пасторы как Маркус или он – плод фантазии автора художественного произведения?
Образ Хейди гораздо более реалистичен, поскольку узнаваем. Даже у меня благодаря авторам спектакля – так или иначе, пусть чисто интуитивно сложилось представление об этой 40-летней женщине-жене-матери и о ее связи с христианским фундаментализмом. С точки зрения религии все традиционно и ожидаемо: требования возвращения к изначальному вероучению, призывы к устранению возникших позднее «новомодных» изменений, т.е. всего того, к чему современные россияне относятся как к религиозной норме.
Сложнее обстоят дела с возродившейся в ней старой любовью к Маркусу, который ей по-прежнему интересен даже тогда, когда несет ересь. Видимо, эта любовь никуда и не девалась, просто затаилась в кустах, но, к сожалению, время другое… Из девочки Хейди превратилась в обремененную заботами женщину, да еще с обостренным чувством вины, греха и пр. Прямой вопрос Маркуса, «хочешь ли ты быть со мной?», - ввергает Хейди в панику: она принципиально не способна к выбору как таковому и перекладывает решение на Маркуса.
И он-то, конечно, этот выбор делает. Но чуть позже наступает сомнение: она со мной потому, что ЕЙ это надо, она САМА этого хочет, или она просто повелась на МОЕ собственное желание? Для мужчины-личности, -интеллектуала это должно быть очень важно. Два эти состояния различаются между собой так же, как секс по обоюдному желанию отличается от изнасилования. Маркус пытается выяснить мнение Хейди, но, похоже, ее психика принципиально не способна к пластичности, ей доступны более жесткие формы проявления себя как личности, будь то любовь, самоотдача, вера, грех… Ее результат – психлечебница и клинический диагноз женщины, которая вернувшись к психиатрической норме, должна будет переосмыслить всю свою длинную жизнь: что в ней от болезни, а что от нее самой...
С позиции Хейди финал спектакля открытый: нам не дают даже намека на то, какой будет ее жизнь после клиники. В противовес ей Маркус – «отставной» пастор – чист и светел, с ним все ясно, он нашел свое место в жизни. Может ему грустно больше, чем хотелось бы, от того, что утрачены какие-то моменты абсолюта, когда человек сталкивается с идеальной любовью, безмерным романтизмом, неконтролируемой страстью или верой… Но это пройдет, жизнь – гораздо интереснее любой сказки!
Кому, наверное, не надо идти на Фундаменталистов: тем, для кого театр – развлечение; фундаменталистам; романтикам (чтоб, не дай бог, не растерять иллюзий). Остальным советую посмотреть: будет, о чем подумать и что пообсуждать.
Спасибо, всем, кто сделал спектакль,- у вас получилось!

2
0
...
16 марта 2016