Москва
Написать отзыв

Отрицательные отзывы о спектакле

Постановка МДТ — Театр Европы

6.4
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Светлана Ивлева
Фото Светлана Ивлева
отзывы: 42
оценки: 54
рейтинг: 84
5

"Подросток" - не самый блестящий роман Достоевского. Аркадий Долгорукий - юноша двадцати лет, незаконно рожденный сын родовитого дворянина. Ищет, как и подобает возрасту, свое место в жизни. То, что находит, естественно, глупое и вряд ли реализуемое. Ибо комплекс неполноценности в душе Аркадия уживается с манией величия.

В спектакле Аркадий Долгорукий никакой не подросток. Это, прямо-таки, взрослый мужик. При довольно богатом выборе в МДТ молодых актеров режиссер доверил эту роль Олегу Рязанцеву, который все же больше подходит для гротескных, комедийных ролей. Во всяком случае актер на подростка, как в прочем и на человека, переживающего душевную борьбу добра и зла, не тянет. Скорее - это среднего ума мужчина, с амбициями, который волею судеб оказывается вовлеченным в вихрь страстей сильных мира сего.

Да и сильные мира сего не очень-то сильные. Скорее спектакль - это набор образов в той или иной мере несимпатичных и слабых. Отец Аркадия в спектакле отсутствует, главная линия романа "конфликт отцов и детей" режиссером намеренно отвергнута. Крафт кончает жизнь самоубийством (читай - хорошему человеку в нашем мире не выжить). Князь Сережа оказывается замешанным в финансовой афере, кроме того он соблазняет сестру Аркадия, но, заверяя ее в любви, готов жениться на другой ради денег. Красавица Акмакова не чиста на руку - намерена из-за денег признать собственного отца сумасшедшим.

Мать и тетка. Мать - тихая, набожная женщина. Но неувязочка - сожительствовала с отцом Аркадия, родила от него двоих детей. Тетка хоть незамужняя, но и ее Аркадий выводит на чистую воду - всю жизнь тайно любила его отца. Т.е. лгала и скрывала правду.

За два часа спектакля жизни героев разбиваются, рушатся до безысходности. Из всего происходящего Аркадий делает вывод о том, что логичнее всего в этой жизни стать Ротшильдом, заработать много денег, чтобы купить все и всех. На том и заканчивают. Только вот сразу вопрос: что режиссер хотел сказать зрителю, и зачем зритель два часа жизни потратил на этот спектакль?

Постоянный фон спектакля "прощай Россия, здравствуй мир!" наталкивает на мысли о современном обществе потребления, власти денег, попрания идеалов. Да, есть грех. Но интеллигентному, мыслящему человеку с недостатками общества надлежит если не бороться, то хотя бы не культивировать их, не пропагандировать, а наоборот выставлять внутренний барьер от бездуховности. Здесь же - монолог Долгорукого про Ротшильда - финальная точка спектакля, поэтому остается осадок, что режиссер хотел сказать зрителю именно это. "Идите, зарабатывайте и будет вам счастье!" Совершенно не к месту звучит в спектакле песня Вертинского "Я не знаю зачем и кому это нужно" - эти мальчики особой симпатии не внушают, а попытка обвинить в их нравственной инвалидности "третью силу" выглядит нелепо.

Все творчество Достоевского направлено на перевоспитание, на улучшение человека, на борьбу с грехами. Извращать его произведение, упрощать и искажать смысл - неверно, да и совершенно не нужно. Переворачивая основу с ног на голову, необходимо задать себе вопрос: зачем? Бороться с недостатками общества возможно только порицая их, отвергая от себя, представляя разумную альтернативу. В спектакле этого нет. Есть лишь разрушение и бездуховность.

Увы, в "Подростке" из трех компонентов фирменного стиля МДТ присутствует только один - высокое исполнительское мастерство. Жаль, что в этом спектакле оно направлено на разрушение, а не на созидание.

0
0
...
4 марта 2014
Фото tanya ra
Фото tanya ra
отзывы: 8
оценки: 13
рейтинг: 8
1

Не «Подросток».
Вопрос, встающий после премьеры спектакля «Подросток» в МДТ-Театре Европы: имеет ли право режиссер (Олег Дмитриев) подменить образ главного героя из одноименного романа Ф.М.Достоевского на его противоположность.
В спектакле построение образа Аркадия Долгорукого (Олег Рязанцев), двадцатилетнего незаконнорожденного сына помещика Версилова, идет от доверчивого погружения в новый для него мир Петербурга к ожесточению и провозглашению в финальном монологе собственной идеи о богатстве любыми средствами, даже подлостью и убийством. Идея Подростка стать Ротшильдом выглядит как результат всех событий пьесы, итог его душевных исканий. Это не просто нарушает хронологию романа, это идейно противоречит ему.
У ФМД Подросток, с детства обиженный на отца и на весь свет за то, что его оставили в пансионе, где его унижали, лелеет идею о заработанном богатстве, как единственную возможность доказать свою состоятельность и воплотиться в жизни близких, в которой до этого не было ему места, т.е. заслужить их любовь. Когда же он приезжает в Петербург и поселяется в своей семье, с отцом, матерью, сестрой и видит, как сильно его любят, что любовь не надо заслуживать, его идея начинает терять всякий для него смысл, еще безотчетно и неосознанно, он время от времени цепляется за нее как за соломинку в периоды особенно тяжелых душевных испытаний, но все больше понимает, что она его не греет и в итоге отказывается от нее. Он мечется от обиды к обожанию, от жажды мести к самопожертвованию – он противоречив и неустойчив, но он не сформировавшийся подлец и стяжатель. Он анализирует нравственность поступков окружающих его людей. Вопросы добра и зла – это главные вопросы, на которые он ищет ответы, и на этом пути выбора он всегда выбирает свет. Его совесть – верный компас. Он опытным путем, можно сказать на ощупь, только доверяясь внутреннему чутью, выстраивает четкие критерии, что морально, а что дурно, и за своей совестью как за нитью Ариадны идет по плутающему лабиринту Петербургской жизни во всем многообразии ее проявлений: «Сначала мне было странно, потом обидно, а потом я ясно увидел, что я виноват. Впрочем, я не знал, в чем, собственно, я виноват, а только что-то почувствовал.» «Я – жалкий подросток и сам не знаю поминутно, что зло, что добро. Покажи вы мне тогда хоть капельку дороги, и я бы догадался и тотчас вскочил на правый путь.» ФМД любит своего героя за его поиск, за его терзания, за его стремление к добру, даже за само наличие у него идеи в век без идей у молодежи. Его метания и страдания – это путь молодого человека, который учится жизни и которому на каждом шагу приходится делать сложный нравственный выбор: предать отца и лишить его наследства или самому чувствовать себя корыстным негодяем, сохранившим письмо в тайне ради выгоды, женить на себе Ахмакову шантажом или отдать ей ее письмо безвозмездно и т.д. Роман Достоевского ставит сложные вопросы – о ценности семьи в современном обществе, о нравственном примере, о дворянстве, о пути России, об идеях и идеалах.
В спектакле убраны многие сюжетные линии, что может быть оправдано стремлением к большей ясности основного посыла. Сам Достоевский знал, что критики его упрекают в количестве сюжетных линий. Но разрушение главного треугольника романа: Аркадий – Версилов – Макар Долгорукий, уничтожает идею самого романа о молодом человеке, перед глазами которого оказываются две судьбы: святого старца и атеиста, стремящегося к свету и не находящего его. Даже если предположить, что режиссер решил объединить образы Подростка и Версилова, так и в этом видна грубость – отец и сын очень похожи в своих метаниях и своем поиске, но их поиск - поиск добра и смысла жизни, хотя при этом Версилов, одолеваемый страстями, и осознает в себе присутствие Двойника. Порядочный Версилов благородно отказывается от наследства, узнав, что не имел на него право; помогает бедной девушке, сам находясь на грани нищеты, и т.д. Страстный Версилов эгоистично покидает свою семью, следует за Ахмаковой в Европе; в припадке разбивает Образ, оставленный в наследство Макаром, как символ другого своего наследства и данного Версиловым обещания жениться на Софье. Двойственность его натуры – результат неверия и страстей, попытки разумом постичь цель и смысл жизни, тайны человеческой души. Нет света в его душе как у Макара Долгорукого: «Все есть тайна, друг, во всем тайна божия. В каждом дереве, в каждой былинке эта самая тайна заключена. …Тайна тут, превосходящая ум человеческий.» Версилов - сложная мятущаяся душа, не знающая покоя. Как же можно было объединить в постановке его образ с образом его сына! Нивелирована и психологическая сложность образа Подростка, он предстает в спектакле похотливым алчным мерзавцем. Может, идея режиссера была вызвать у нас отвращение к такому типу людей, показать как не надо себя вести, это, безусловно, удалось. Но это НЕ ПОДРОСТОК Федора Михайловича Достоевского! Это мог быть герой «Шагреневой кожи» Бальзака или «Красного и черного» Стендаля или «Милый Друг» Мопассана.
Кроме того, непонятными остаются сюжетные изменения в спектакле:
- якобы пощечину получает князь Сережа от Версилова, и не понятно тогда с чего Подросток пытается вызвать князя Сережу на дуэль, т.е. обиженного. В романе наоборот: князь Сережа дает пощечину Версилову, что принципиально важно для понимания терзаний Подростка по поводу какого-то подлого поступка отца и для обоснования его желания вызвать князя Сережу на дуэль за обиду отца.
- пошлое поведение Аркадия в отношении Татьяны Павловны
- попытка убийства Ахмаковой Аркадием, в то время как в романе это Ламберт в нее стреляет и т.д.
Непонятно выполнение спектакля в стиле прокламаций, когда актеры обращают все реплики не друг другу, а прямо в зал, зрителю, почти с одной и той же интонацией. Результатом становится монотонность спектакля, бедность психологических оттенков игры, теряется эмоциональное наполнение спектакля, сопереживание героям. Разве Достоевский обращается в первую очередь к нашему разуму, а не к чувствам, сердцу?
Только декорации (художник Андрей Запорожский) - жесткие квадратные железные конструкции, как клетки или оковы волнуют и ум и сердце, заставляя переживать за героев – выйдут ли они из этого плена или лабиринта.
Может, мы с режиссером читали разного Достоевского? Нет, Достоевский всегда один, он любит и жалеет Человека, и верит в победу добра над злом в душе Человека. Потому он и Достоевский: «Страдание и боль всегда обязательны для мирового сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди…должны ощущать на свете великую грусть…»

1
0
...
17 мая 2013
Фото Александр Николаев
Фото Александр Николаев
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
1

Ужасный спектакль, который обнажает глупость режиссера. Более подробно о недостатках спектакля можно прочитать в других отзывах. Меня удивляет, как это могло появиться на сцене МДТ, поскольку другие постановки в этом театре очень хороши.

0
0
...
28 июля 2014