Театральная афиша Москвы

Спектакль Мадам Бовари
Постановка Балтийский дом

7.2

Круговорот страстей, который не затягивает

Все любовные злоключения программной героини Флобера в спектакле начинающего режиссера Натальи Индейкиной зритель рассматривает, вертясь по сцене на поворотном круге, в центре которого и выстроены несколько «закутков: лавка аптекаря, супружеская спальня и столовая, etс». Иногда, как например, в сцене городского праздника, ползет вверх занавес, за которым открывается пустой зал — довольно эффектный, хотя и многократно использованный прием. Первый любовник мадам Бовари, прожигатель жизни Родольф Буланже, выезжает на сцену не в карете, а на настоящем черном авто, в котором все, собственно, и случается, отношения со вторым — нотариусом из Руана Леоном Дюпюи — разворачиваются на большой кровати. Но отчего-то мадам Бовари ходит по сцене сомнамбулой и произносит все реплики так, точно тянет одну бесконечно-длинную ноту, вне зависимости от того, любит она, болеет или готовится к побегу от мужа. Хотя играет героиню не только красивая, но и содержательная актриса из Малого драматического театра Екатерина Решетникова. Роли любовников Бовари тоже небогаты на нюансы, у них есть по две модели поведения и по две интонации: любит — не любит. Единственный полноценный характер в спектакле — Шарль Бовари: заклеванный матерью, умудряющийся рассказывать обожаемой жене за вечерним ужином про вскрытые гнойники, не замечающий ее измен, и искренне счастливый, если Эмма вдруг улыбнется, — отличная работа Константина Анисимова, который в последнее время работает просто-таки выдающимся образом.

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Мадам Бовари»

Фото Наталия Sytnik
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
8
7

Мне понравилось. Весь спектакль разложен лепестками мизансцен по круглой вращающейся сцене или вращается вместе с ней или расширяется за её пределы. В промежутках гаснет свет и во втором действии так часто так на долго, что или нужно сделать эти паузы идеей действия или их сократить. Но в первом действии все отрывки настолько удачно исполнены, что когда гаснет на неск сек свет нам в естественном порыве хотелось аплодировать. Зрители не поддерживали. Предпочитали внимание и тишину. Актеры кстати зрителей не игнорировали. То как в кусты на них летит содержимое миски, то агитируют взять кредит. Пару раз правда все же не удержались. Никто бы не удержался: уморительное исполнение сцены в опере и сцена с неожиданно ярким священником. Прозаический кюре очень точен, он почему-то с лицом и голосом путина (прошу прощения, что с маленькой буквы, но для меня он уже как "имя нарицательное") и с путинской же неотвратимостью говорит не о том, о чем его спросили. Уходя в конце своей сцены, он как будто уносит с собой все свое неприкосновенным, всякий раз уходит, представляясь себе и зрителям вполне духовным и почти вечным. отдельное спасибо - актеру Владимиру Бойкову.
Лере, торговец тканями и ростовщик, является предложить Эмме амуницию для счастья. Прямо в зал объясняет ей и нам заодно всю выгоду момента, словно читает рекламные буклеты современных банковских кредитных зазывалок. Отдельное спасибо - Максиму Головчанову.
Вероятно в угоду не очень взыскательному зрителю, пастельные сцены вполне себе подробны, а последняя и пространна. И если первая (с мужем) безупречно точна и потому оправдана, тк расставляет все точки над i для всего, происходящего далее, то для чего нужно было длить и высветлять утехи Эммы с трусливым и тупым юношей, романтика отношений с которым в одном только воображении Эммы и существовала, - мне не понятно.
Вероятно, по упомянутой уже причине и сильно упрощен лейтмотив главной героини, несколько раз повторенный в спектакле - о рыцаре на белом коне. А вот, что на самом деле написано Флобером: "Ей хотелось жить в каком-нибудь старом замке, подобно тем дамам в длинных корсажах, которые проводили свои дни в высоких стрельчатых покоях и, облокотясь на каменный подоконник, подпирая щеку рукой, глядели, как по полю скачет на вороном коне рыцарь с белым плюмажем". Я тут настаиваю на этой более длинной и цветистой цитате потому, что Эмма была начитанная, романизированная (от слова роман) барышня. Даже слишком (это одна из причин ее гибельного поведения), но этого нет спектакле. Она предстает нам чуть ли не лесной лесковской Олесей, впрочем с ее же красотой и живостью, почти Лолитой. Есть правда отличная находка сказочного представления о вероятности счастья среди обыденности - в стекле пустого сосуда на просвет. Но ее необычайное телесное обаяние, странная грация, птичья, как у колибри, оживленность — все это есть в спектакле, причем от начала до конца и совершенно без устали или надрыва. отдельное спасибо - актрисе Екатерине Решетниковой.
Совершенно точно по роману воспроизведена сцена на ярмарке. То был настоящий калейдоскоп, оперная декорация, своего рода символ, сводящий свинопасов и нежную пару в каком-то фарсовом синтезе. Это словно симфония - все одновременно в общем действии: можно слышать мычание быков, вздохи любви, слова с трибуны; все освещено солнцем, все шевелятся от порывов ветра... Сильный эффект достигается здесь одним лишь переплетением диалога и противопоставлениями. Будто устроен парад в честь новой любви, использовано параллельное прерывание, Но не добро и зло сменяют др друга, а мещанство общепринятое с мещанством надуманным, себялюбивым. И единственный, кому мы сочувствует - одинокий и забытый гнБовари. Он достоин отдельной статьи - и персонаж и его исполнитель. Но я не надменный критик, я просто любитель и навяжу лишь следующее: прочитав когда то роман, я не понимала для чего Флобер вытащил нам еще одного Ковалера де Грие вместе с образчиком теперь уже грамотной Манон Леско. Поняла теперь только. И только благодаря этому спектаклю. В спектакле есть главное, о чём и роман. Нет положительных и отрицательных. Есть божественное оправдание всепрощающей любви г-наБовари. И тут отдельное спасибо - актеру Константину Анисимову. Он видит в Эмме, и его в ней прельщает именно то, к чему она сама только тщетно стремится в своих мечтаниях. Шарль чувствует в ней какую-то переливчатую прелесть, роскошь, мечтательную даль, поэзию, романтичность. То есть он играет не увальня тупого и трусливого, каким его внешне описывает Флобер, а такого, каким он становится со временем в духовном смысле, и формируется благодаря своей безоглядной любви к Эмме. Он без видимого труда передает нам настоящее чувство, глубокое и подлинное, - абсолютная противоположность животным или мелкотравчатым переживаниям Родольфа и Леона, ее самодовольных и пошлых любовников. Отдельное спасибо - Наталье Индейкиной и общее - всем участникам спектакля!!!!

Фото Сергей Веселовский
отзывы:
5
оценок:
15
рейтинг:
11
7

В целом спектакль скорее понравился. Уровень актеров на высоте. Техническая сторона впечатляет - все четко крутится, ездит, перемещается...
Отсутствие барьеров между сценой и зрительным залом добавляет ощущения сопричастности.
Однако, в моменты между сценами, когда гаснет свет и по сцене начинает носиться персонал, меняя декорации, напрочь рушится то самое чудо театра, когда происходящее на сцене воспринимается как настоящее. Отчасти именно из-за этого, на мой взгляд, спектаклю не хватает жизни. Много театральности, динамики, но мало жизни. Несмотря на драматизм многих сцен спектакля и старания актеров, у зрителей не ощущалось эмоций сопереживания, грусти или радости, не говоря уже о слезах.

Фото Nina Beleshova
отзывы:
5
оценок:
6
рейтинг:
2
9

Еще раз убедилась в том, что спектакли Балтийского дома стоят своих денег и времени! Замечательная игра актеров и декорации, интересное расположение сцены и зрителей! Получилась реальная Эмма и господин Бовари. Актеры передали все эмоции, которые вложил в свое произведение Флобер. Советую всем!!!

Фото Ольга Майорова
отзывы:
53
оценок:
163
рейтинг:
207
9

Один из лучших спектаклей, что я видела! Эмма потрясающая, воздушная, нежная и очень несчастная (и красивая, очень-очень!). Остальные актеры тоже на высоте! "Зритель на сцене" - создает мощный эффект присутствия.

Как и актриса-Эмма, я еле сдержала слезы на аплодисментах!

Фото Оксана Васько
отзывы:
277
оценок:
448
рейтинг:
91
9


Невозможно не оценить значение «Госпожи Бовари» для развития французской литературы и французского реализма. Этот роман ознаменовал начало новой эпохи, в «книжном мире» случился переворот.

К моменту появления гениального творения Флобера французская литература испытывала серьезный кризис. Гюго был в изгнании. Официальная критика Второй империи поддерживала писателей второстепенных, которые послушно выполняли охранительные идеологические функции.

Перед литераторами Франции встал вопрос, по какому пути идти дальше: по пути, проложенному Бальзаком, или по пути романтиков? Однако объективные условия исторического процесса складывались в пользу реалистического искусства.

Готовясь к работе над «Госпожой Бовари», Флобер ставит перед собой задачу создать нечто новое, и именно в погоне за новизной, по пути сомнений и надежд, Флобер пишет свою «Бовари».

Пять лет потребовалось Флоберу для создания сравнительно небольшого произведения. Он ежедневно работал по многу часов, но усердие его вознаграждалось крупицами сделанного: «…моя книга с трудом продвигается вперед», «Проклятая «Бовари» мучит и изводит меня», ««Бовари»ползет черепашьим шагом», ««Бовари» продвигается туго», «Бывают минуты, когда я готов плакать от бессилья».

Сотни произведений были написаны о супружеской неверности, но Флобер не просто написал «очередной дешевый роман», он нанёс удар по мещанскому чтиву, по лжеромантизму, по дурному вкусу.
Надо отдать должное женщине, поставившей этот превосходный спектакль на сцене Балтийского дома, эпохальный спектакль по блестящему творению Бальзака!!! И декорации, и актеры, и сама сцена, на которой полумесяцем расположилась публика, удивительным образом и с поразительной силой заставляют зрителя почувствовать флоберовский конфликт между мечтой и действительностью (тема, которая остается наиболее актуальной, на мой взгляд, для всех слоев общества и по сей день).

Дочь зажиточного крестьянина Эмма получила воспитание в монастыре, стала «барышней», прочитала немало книг, усвоила «хорошие манеры» и, вернувшись домой, впервые ощутила несоответствие своего воспитания всему тому, что окружало ее в деревне; потому так естественно было ее согласие на брак с деревенским врачом Шарлем Бовари. Но кончился медовый месяц, наступили бесцветные будни в обществе такого же бесцветного мужа, и Эмма загрустила. Случайно попадает она на бал к местному помещику и получает наглядное представление о том, как далеко ее существование от внешне яркой жизни состоятельных людей; оказывается, что где-то есть иной мир, полный элегантных мужчин, волнующих страстей.

Режиссер очень тонко (так же, как и сам Флобер в своем романе), не спеша, «рассказывает» зрителю о всех душевных трансформациях главной героини. Эмма не в мечтах, а натурально на вращающейся сцене кружится среди грёз (или грёзы кружатся вокруг нее в вихре танца) об идеальных героях, об экзотических странах.

Правдивое искусство, оно болезненно, но всегда крайне полезно и даже необходимо. Оно открывает нам глаза на действительность, он нащупывает в нас наше живое и настоящее, нас самих. Казалось бы, зритель смотрит спектакль, а на самом деле он смотрит на себя.
Фантастический спектакль, я в диком восторге, смотрела на одном дыхании от начала и до конца, очень рекомендую всем спектакль «Мадам Бовари», а особенно современным ловцам снов и призрачных мечт.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить