Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Русская красавица, Москва
Постановка Гоголь-центр

6.9

Постсоветская Жанна д'Арк

Выпускница мастерской Кирилла Серебренникова Евгения Беркович самостоятельно инсценировала объемный роман Виктора Ерофеева, оставив самую его суть: серию диалогов и состояние хмельного российского абсурда конца 80-х. Развязную историю амбициозной провинциалки в Москве воплощают три актера, музыкант и куча полосатых матрасов.

Место проведения

Гоголь-центр

Гоголь-центр

8.1
Театральное пространство европейского толка рядом с Курским вокзалом
В 2012 году произошла самая громкая театральная реформа в истории Москвы: зачахший оплот консерватизма с безликим репертуаром — Театр им. Гоголя — был отдан в распоряжение режиссеру Кириллу Серебренникову. После трех месяцев подготовки в здании у Курского вокзала открылся «Гоголь-центр» — мультикультурная площадка с книжным магазином, кафе, вайфаем, концертами современной музыки, лекциями и велопарковкой у входа. В репертуаре — актуально звучащая классика, постановки современных пьес и экспериментальные иллюзионы.
касса+7 (499) 262 92 14
адрес
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
отзывы:
108
оценок:
212
рейтинг:
554
7

Театрализация грузной прозы Виктора Ерофеева

Режиссер Женя Беркович не обращалась за помощью к драматургам, как это повелось в «Гоголь-центре», и написала инсценировку романа Виктора Ерофеева сама. В этом, похоже, главная и единственная проблема спектакля, утопшего в монологах и тяжеловесных словесных конструкциях, что со смаком живописуют моральное падение позднесоветского общества. В остальном — актерские работы, режиссерские трюки, картинка — под стать каноническим образцам нового европейского театра, где-то между Херманисом и Остермайером.

В черной-черной комнате виднеется черная-черная ниша, в которой сидит черный-черный человек-птица с гитарой. По комнате мечется девушка в красном-красном платье, поет грустные советские песни на испанском языке, а под ногами у нее матрасы, много матрасов. Девушка вспоминает свою жизнь, и тут же эта жизнь возникает: из провинции она попадает в перестроечную Москву, где оказывается в сексуальном смысле предельно востребованной, но разочаровавшейся во всем, в чем можно разочароваться. Саморефлексия доведет ее до безумия и в финале превратит в новую Жанну д'Арк.

Заслуг у спектакля как минимум три. Первая — новое имя в сценографии: дебютировавшая в роли художника Уля Хашем создала емкий и эстетически цельный образ внутреннего мира героини — намеками, без лишних деталей. Над убогими советскими матрасами нависают помпезные золотые люстры, стол накрывается ковром, вокруг непроглядная тьма. Все это послужило благодатной почвой для режиссерской фантазии Беркович, ловко превращающей матрасы в автомобиль, скомканное платье — в ребенка, а нишу — в загробный мир. Если это не лучшая работа художника в сезоне, то, во всяком случае, лучший дебют.

Вторая и третья — актеры бывшего Театра им. Гоголя Вячеслав Гилинов и Анна Гуляренко. Сложный режиссерский рисунок они выполняют азартно, постоянно перевоплощаясь в разных персонажей Ерофеева. Удерживаясь от открытого комикования и жирного гротеска (к чему характер прозы в принципе располагает), они как бы взвешивают пригодность текста, то слегка иронизируя, то принимая и влюбляясь в него. С такого ракурса пронзительная самоотдача и полное погружение в патологию рассказываемой истории Екатерины Стеблиной, играющей центральную роль, уже кажется перегибом.

Четвертой заслугой могло быть открытие театральности романа «Русская красавица», написанного в 80-е, изданного в 90-е и забытого в нулевые. Чего не произошло. То ли прошло мало времени и дистанция недостаточна, то ли текст и впрямь слишком литературен и театру не по зубам. Но при наличии хороших актеров и хорошего художника все это в конечном счете не так уж и важно.

Отзывы пользователей о спектакле «Русская красавица»

Фото Евгений Мильнер
отзывы:
6
оценок:
31
рейтинг:
17
9

Для начала - великолепная игра трёх основных актёров. Моментальные перевоплощения, сильные образы. Аскетичная, но этим и мощная сценография. Разбросанные матрасы - "клиенты" главной героини, позже они становятся и автомобилем, и подругой, и "ребенком".
Пустые патроны от лампочек, подвешенные над сценой, в которые по ходу ввинчиваются лампочки - свечки в храме - своеобразный свет в конце тоннеля героини. Который, в итоге, не спасает, но даёт надежду.
Я не читал роман перед спектаклем, поэтому можно сказать, что моё восприятие не было обременено штампом "порнография", который я обнаружил позже, начав гуглить рецензии об этом произведении. И я даже рад тому, что был свободен от этих предубеждений.
Спектакль нельзя воспринимать напрямую, в лоб. Это, как читать басни Крылова и возмущаться тому, что животные играют на музыкальных инструментах: "Что за чушь, такого же не бывает?!"
Возможно, я копаю несколько глубже, чем зарыто писателем и режиссером, но для меня ключом к раскрытию идеи послужило финальное исполнение Ириной гимна СССР (пусть даже на португальском языке). История Ирины- это история нашей многострадальной страны. Она, как и Россия, распродаёт свои естественные ресурсы - в данном случае, свою красоту. Совершенно в соответствии с этой метафорой, все признаются ей в любви, но в итоге только жёстко пользуют. Удерживая в памяти то, что произведение написано в 1989 году, скоропостижную кончину "Леонардика" можно воспринимать как аллюзию на "эстафету катафалков" начала 80х годов, когда генсеки СССР один за другим отправлялись в мир иной. И та Россия, беременная Россией новой, тоже заканчивается, когда призрак старого любовника зовёт её за собой.
Точно так же, как и, кстати, сейчас, она идёт в храм за призрачной надеждой, не только не веря, но и не умея креститься.
Перевод русских песен на португальский язык тоже не случаен (помимо того, что чрезвычайно, до мурашек, красив). Это же "фаду" - жанр песни о горькой доле (собственно, "фатум" - "судьба").
В общем, море эстетического удовольствия на куче старых матраcов.

Фото Евгения
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
1

Такого бреда я не видела давно( Кошмарно, не тратьте время! Если хотите именно в Гоголь-Центр, выберите другую постановку.

Фото Алёна Алёна
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

Великолепно!
Отличная постановка и актерская игра
С удовольствием схожу второй ррз

Фото Мария Куликовская
отзывы:
40
оценок:
40
рейтинг:
11
7

Это история русской модели, в советское время приехавшей покорять Москву. Спектакль поставлен по одноименному роману Виктора Ерофеева. Я пыталась читать роман, не смогла. Он написан очень неудобным языком, который в спектакле звучал живо и ясно. В постановке задействованы трое артистов и музыкант. В центре действа Екатерина Стеблина, а Олег Гущин и Анна Гуляренко играли всех сопутствующих персонажей жизни героини. Олега Гущина я очень люблю, и здесь он тоже очень хорош, особенно в роли призрака с того света. Анна Гуляренко мне запомнилась в роли матери – такой узнаваемый образ! А вот к Екатерине Стеблиной у меня сперва были вопросы. Вокруг нее харизматичные образы, а главная героиня рядом с ними блеклая. А потом я подумала, а может это не блеклость, а нормальность? А герои вокруг как раз яркая карикатура на персонажей модельного мира и людей советской закалки? Тогда все складывается. Финальный монолог ее мне очень понравился. И пела хорошо. Зал много смеялся по ходу спектакля, а я думала, для кого этот спектакль. Это произведение для своего времени было радикальным, но не сегодня. Может сюда дорога возрастной публике? Или всем тем, кто еще не готов к современному театру? Тем же, кто любит Гоголь-центр за его актуальность и откровенность эмоций, я бы все-таки посоветовала другой спектакль. На один вечер это очень хорошо. Но пересматривать – у меня другие фавориты в этом театре.

Фото Alla
отзывы:
141
оценок:
141
рейтинг:
18
3

Стоит идти чтобы насладиться красотой Екатерины Стеблиной. Получить эстетическое наслаждение глядя ей в глаза, смотря на ее фигуру, наблюдая за ее движениями, слушая ее голос. Известные советские шлягеры переведены на португальский и Екатерина поет их под аккомпанемент гитары (не фальшивит! очень красивое пение!!!!). Остальное мне не понравилось. Ни то, что Екатерина часто раздвигает ноги, поправляет трусы, засовывает/высовывает в/из трусов разные предметы: деньги, руку, шифоновый платок. Я не поняла, что хотел сказать режиссер поставив спектакль по произведению Виктора Ерофеева, какой урок преподнести Зрителю, чтобы посмотрев спектакль, Зритель выучил этот урок.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить