Москва

Спектакль в Москве
Царь Федор Иоаннович

Постановка Театр Российской армии

7.6
оценить
3 часа, 1 антракт
12+
Конец XVI века, за власть борются две партии: консерватор Шуйский и новатор Борис Годунов. Обе партии хотят склонить на свою сторону царя Федора, но он не выбирает ни одну из сторон, а хочет их примирить. Царь — отнюдь не безвольный государь, он всей душой стремится к созиданию, объединению враждебных сторон, к гармонии. Однако эти попытки обречены на провал — разгорается война. В пьесе «Царь Федор Иоаннович» Алексей Толстой исследует один из самых трагических моментов в истории Руси — начало страшной Смуты, постигшей государство и народ в начале ХVII века. Каким должен быть русский царь: тираном, как Иван Грозный, или милосердным правителем, как его сын Федор Иоаннович? Что лучше: кнут или пряник, приказ или дискуссия, насилие или примирение?
Информация предоставлена Театром Российской армии

Расписание спектакля

Театр Российской армии
Суворовская пл., 2
8.8
  • 24 Октября, сб
    18:00
    ~ до 21:20
    от 660
  • 26 Ноября, чт
    19:00
    ~ до 22:20
    от 440

Место проведения

Театр Российской армии

Театр Российской армии

8.8
касса +7 (495) 681 21 10
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 11.00–15.00, 16.00–19.00
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Царь Федор Иоаннович»

Фото Ия Яковлева
Фото Ия Яковлева
отзывы: 225
оценки: 225
рейтинг: 123
10

«Царь Фёдор Иоаннович» в ЦАТРА. Непротивление злу насилием
Вторая часть трилогии Толстого, не Льва великого, но Алексея Константиновича, то поэта лирического (Средь шумного бала, случайно), то писателя сатирического (Козьма Прутков), то драматурга исторического - это пьеса про простого и милостивого царя Федора, и она часто является публике на театральной сцене, в отличие от первой части про Ивана Грозного и третьей про царя Бориса. Жаль. Про них тоже интересно.
Мы знаем, что автору пьесы был более всех интересен Борис Годунов как царь и как личность.
«Царь Борис, — сообщал Толстой в одном из своих писем, — не только посещает меня, но сидит со мной неотлучно и благосклонно повёртывается на все стороны, чтобы я мог разглядеть его. Увидав его так близко, я его, признаюсь, полюбил»
Ну а всем остальным вполне любопытен странный сын Ивана Грозного. И все эти войны за власть, между Шуйскими и Годуновым – тоже тема благодарная. И так можно повернуть, и эдак.
В ЦАТРА – за Шуйских, похоже, топят. А будущего царя Бориса так и не полюбили.
Иван Шуйский – Андрей Новиков – в образе «благородный отец» хорош и убедителен, и благороден. Тогда как Годунов Борис– Николай Козак – довольно ясно представляет нам злодея, коварного царедворца, пусть и хорошего управленца. Он в порыве убеждения даже и бросает царя на пол, а сам крестного знамения до конца не доводит. Нехристианскую сущность и позицию Годунова подчеркивают нарядной тюбетейкой во втором действии. Иногда актер путается в словах, что добавляет негативности образу.
Алиса Богарт – Ирина Годунова ясно дает нам понять все значение этой царицы, незаслуженно забытое. Она – очень интересная личность, и, похоже, управлять государством смогла бы лучше, чем ее супруг, брат и клан Шуйских вместе взятых. Но и жена Ирина – правильная.
В пьесе еще одна пара, помоложе, есть, и несчастная по-другому, не по-царски. Княжна Мстиславская - Мария Белоненко- под властью тупых братьев – предмет игры политической.
И князь Шаховской – симпатичный (Ярослав Бережнов), но не слишком мозговитый. Подраться может, а на два шага вперед рассчитать – нет.
Легкости здесь нет. Сплошь трагичность бытия. Оттенок юмора на малую долю времени, на мгновение, возникает в Василисе Волоховой - Елена Анисимова. Но учитывая ее назначение мамкой Дмитрия Угличского, быстро растворяется. Шутов нет, есть народ и выборные, чьими головами будут меряться бояре.
Народ, кстати, разговаривает, в пьесе прозой, тогда как высшие, бояре да князья – стихами. И как им договориться..
Николай Лазарев – Федор Иоаннович. То ли блаженный и почти святой, то ли особенный политик, собирающийся делать мир, а не войну несмотря ни на что. Но точно он не прост, он вне времени, которому принадлежит, и потому трагичен. Он внушает любовь к себе. И уважение, не жалость.
Было интересно и волнительно, в общем.
Конечно, рады мы были простой возможности сесть в театральное кресло. Наконец-то. И если честно – в кресле этом вздремнуть, если стихи со сцены будут скучными, а действие – предсказуемым. Но пришлось переживать, почти что плакать. Боже, как это сложно – спасти лошадку с норовом, помирить людей с характером, сыграть мелодию, быть в простоте и благости.


0
0
...
18 сентября 2020
Фото Светлана  Вазюля
Фото Светлана  Вазюля
отзывы: 62
оценки: 62
рейтинг: 10
Браво
Поучительно
9
Здесь оживает история

Не так давно у нас появился праздник 4 ноября — день народного единства. Помню, как все шутили по этому поводу и как я пыталась понять откуда взялась эта дата... Потому что, честно скажу, из школьного курса истории у меня в голове мало что осталось осталось по поводу смутного времени... И как же хорошо, когда историю можно узнавать не только по учебникам и музейным экспозициям, а и по театральным постановкам...
Вот к таким познавательным спектаклям безусловно относится спектакль «Царь Федор Иоаннович», который можно увидеть в ЦАТРА. Приходишь и воочую видишь, как это самое смутное время зарождалось и к чему приводит правление доброго царя, о котором вроде всегда мечтали... царя, у которого главная мечта, чтобы все жили в мире и согласии... согласно законам Божьим...
Спектакль, конечно, не машина времени и не гарантирует достоверности, но все же живо и наглядно показывает события давно минувших лет... Какой по залу тревожный шепоток пошел, когда в первые минуты увидели на сцене клетку с медведем... а потом вторая волна выдохнула: «не настоящий»... вот оно чудо театра!
И хотя декорации спектакля довольно просты и условны: частокол из бревен, тени от деревьев, из всего дворцового убранства только трон, ощущение попадания в Москву 16 века несомненно появляется... Прежде всего благодаря актерской работе, не смотря на все условности на какое-то мгновение ты веришь, что перед тобой настоящий Борис Годунов, царица Ирина и князь Шуйский...
А кто прав - Алексей Толстой или Карамзин, хорош ли был царь Федор или нет, и какой правитель нам нужен, каждый решает сам... Спектакль — прекрасный повод об этом задуматься.

0
0
...
27 сентября 2019
Фото Алёна
Фото Алёна
отзывы: 113
оценки: 115
рейтинг: 9
Браво
Поучительно
9

Как же приятно перед закрытием сезона посмотреть еще раз на любимых артистов, особенно в таком замечательном историческом спектакле как «Царь Федор Иоаннович», который поставил Борис Морозов. Сходить на него мне предложила дочь, которая проходила недавно этот период по истории, да я и сама недавно читала «Летоисчисление от Иоанна» Иванова и «Бориса Годунова» Пушкина, поэтому идею я поддержала.
Спектакль про власть и готовность брать на себя ответственность за серьезные политические решения. Мне кажется, подросткам смотреть надо обязательно, потому что психология показана идеально и со всех сторон. Никто не может принять решение, которое бы устроило все стороны, всегда надуться недовольные. Федору Иоанновичу совершенно не до этого, ему бы семьей заниматься, но детей у него нет, только сводный брат Дмитрий в Угличе, да любимая жена, и с той хотят разлучить и женить на другой, угодной Шуйским, которые хотят через родство влиять на царя. Но у Шуйских только идеи о свержении Годунова, одна безумнее другой, и, по-моему, они способны только защищать государство, а не управлять им.
Понравилась сценография. Заборы из бревен, которые играют роль дополнительного занавеса. Арки на потолке, создающие ощущение старинных палат или храма. Колокола по бокам сцены, звон которых создает тревожное настроение. Маленькая дверка в дальней стене, проходя в которую надо пригнуться.
Прекрасный дуэт Федора Иоанновича (Николай Лазарев) и Бориса Годунова (Николай Казак), один максимально мягкий, дружелюбный и уступчивый, другой жёсткий, способный на крайние меры, причем не для собственного блага, а именно для целостности государства. Эти же артисты играют в современном спектакле «Одноклассники» батюшку и бизнесмена, который собирается стать мэром города, этакая реинкарнация, тоже рекомендую к просмотру.
Еще понравилась сватья Василиса, колоритная женщина, моментально подстраивающаяся под любую ситуацию.
Не знаю, удалось ли мне описать все достоинства спектакля, но нам с Дашей понравился, с лихими интригами и очень эмоциональный, не знаешь чего ждать в следующий момент.

0
0
...
7 июня 2019
Фото Маша Шамраева
Фото Маша Шамраева
отзывы: 37
оценки: 344
рейтинг: 20
7

Про Фёдора Иоанновича я знала раньше немного, в рамках учебной программы: религиозный, безвольный человек, который отдал власть в руки шурина и рано умер. Пьесу А.К. Толстого я и вовсе не читала.
Спектакль меня покорил. Интересный, захватывающий сюжет - не меньше некоторых пьес Шекспира, яркие, живые образы, замечательные актерские работы... Главный герой оказался гораздо интереснее, чем я представляла. Мягкий, добрый, миролюбивый человек, который никому не желал зла и которому действительно была "тяжела шапка Мономаха". Если бы все правители, которые не справляются с обязанностями, добровольно были готовы уйти в отставку отречься от престола! В исполнении Николая Лазарева царь просто как живой. А какой там Борис Годунов! Умный, хитрый, расчетливый, настоящий серый кардинал. Блестящая игра Николая Козака вызывает восхищение. Я пожалела, что в просмотренном накануне спектакле "Вечно живые" роль администратора исполнял не он, наверняка Козак играет эту роль по-другому, жестче. Еще мне запомнилась царица Ирина в исполнении Татьяны Морозовой. Вроде бы, роль сама по себе не особо интересная, но игра делает ее очень яркой. И нельзя не отметить замечательную, как всегда, Елену Анисимову в роли Василисы Волоховой - немного комедийных моментов в трагедии.
Декорации и костюмы вполне традиционные и "не перегруженные". Мне понравилась находка с колоколами - царь пытается научиться звонить (будто он простой человек! Хотя, вспоминая его мечты о монастыре...), вызванивает на них мелодию на пару с царицей - этим подчеркивается их близость... Да, любовная линия между супругами тоже очень хороша, пожалуй, даже посильнее романтичной между князем Шаховским и княжной Мстиславской, где страсти в клочья.)) А у царя с царицей - сильная, ровная привязанность, любовь-дружба единомышленников с полным взаимопониманием - такое в этом сословии редкость.)
Два с лишним часа спектакля смотрятся на одном дыхании, спасибо всем, создавшим такое чудо!

0
0
...
16 апреля 2019
Фото ms_sunshine94
Фото ms_sunshine94
отзывы: 126
оценки: 126
рейтинг: 16
8
Прекрасный исторический спектакль

Решив для разнообразия углубиться в русскую историю, а точнее – в историю Смуты, я посетила «Царь Федор Иоаннович» (по пьесе А.Толстого) в Большом зале ЦАТРА, в постановке Бориса Морозова. Замечательная костюмированная историческая драма о жизни последнего государя из рода Рюриковичей – сына Ивана Грозного, царя Федора.

Как же отличается Федор Иоаннович в исполнении Константина Денискина от своего отца! Слабовольный, набожный, добрый, какой-то мягкотелый… он неспособен управлять государством, бояре крутят им, как хотят. А при дворе находятся две враждующие группировки дворян: клан Шуйских во главе с князем Иваном Петровичем (Андрей Новиков) и любимый шурин царя Борис Годунов (Николай Козак). При этом царь искренне любит Годунова и доверяет ему управление своими делами, а народ – за Шуйских. Царь старается примирить соперников, но это бесполезно, они будут плести интриги за спиной у государя друг для друга и даже для него.

Как ужасна идея Шуйских развести царя с любимой женой Ириной (Алиса Богарт) по причине ее бездетности, чтобы женить его на княжне Мстиславской (Мария Белоненко), и к какой трагедии приводит это юную княжну и ее возлюбленного – князя Шаховского (Тимур Еремеев).
Мы знаем из учебников истории, чем все закончится – царевич Дмитрий погибнет в Угличе, расследовать его смерть пошлют Василия Шуйского (Андрей Егоров), а после смерти Федора царем ожидаемо станет Борис Годунов. А далее – «мальчики кровавые в глазах» и Шуйский на престоле…но это уже, сильно забегая вперед.

На сайте заявлено, что спектакль идет 2 ч 45 мин, но на самом деле меньше – около 2 ч 20 мин. За это время прекрасные артисты ЦАТРА представляют нам очень важную для истории Руси сцену: мы стоим у истоков Смутного времени, которое продлится более десяти лет, пока на престол не взойдут Романовы. Хорошие костюмы и очень правдивая игра актеров помогут освежить в памяти этот пласт истории. Спектакль – отнюдь не развлекательный, лучше перед походом все-таки почитать учебник или Википедию :) Ну, и в зале были дети – но я бы до 12-14 лет такие спектакли не рекомендовала, они просто ничего не поймут в этих боярских интригах.

Понравилось наличие небольших колоколов на сцене, в которые время от времени по сюжету звонили герои, и интерактив: часто артисты выходили на сцену прямо через зал. А когда кто-то забарабанил с грохотом прямо в дверь за нами, мы даже вздрогнули :)

К минусам могу отнести только не очень хорошую акустику, царицу Ирину совсем не было слышно даже при том, что я сидела близко, а говорила она, наверное, тоже важные для сюжета вещи. Например, сцена во втором действии между Ириной и ее братом Борисом Годуновым прошла мимо меня, к сожалению.

В общем и целом – качественный исторический спектакль, ставлю 8 из 10 и рекомендую к просмотру интересующимся русской историей.

0
0
...
8 марта 2019
Краткое описание
«Царь Федор Иоаннович»
Информация предоставлена Театром Российской армии
Конец XVI века, за власть борются две партии: консерватор Шуйский и новатор Борис Годунов. Обе партии хотят склонить на свою сторону царя Федора, но он не выбирает ни одну из сторон, а хочет их примирить. Царь — отнюдь не безвольный государь, он всей душой стремится к созиданию, объединению враждебных сторон, к гармонии. Однако эти попытки обречены на провал — разгорается война. В пьесе «Царь Федор Иоаннович» Алексей Толстой исследует один из самых трагических моментов в истории Руси — начало страшной Смуты, постигшей государство и народ в начале ХVII века. Каким должен быть русский царь: тираном, как Иван Грозный, или милосердным правителем, как его сын Федор Иоаннович? Что лучше: кнут или пряник, приказ или дискуссия, насилие или примирение?