Спектакль

Спектакль Братья

Постановка Гоголь-центр

Выбор «Афиши»
8
© Афиша
1/4

Первая премьера в большом зале обновленного театра

Сценарий «Рокко и его братья» Висконти адаптирован к реалиям современной Москвы так, что оригинал едва проглядывается. Пронзительная драма четырех братьев, приехавших из глубинки, разыгрывается на ринге, окруженном с двух сторон зрителями. Мизгирев не брезгует киношными штампами — например, классической сценой судьбоносного боксерского поединка. Кинорежиссура как будто пробудила что-то спящее в привыкших к другому художественному языку актерах, и это главное достижение спектакля: в «Братьях» каждый играет как в последний раз и, кажется, лучшую свою роль.

Возраст18+
Продолжительность2 часа, без антракта

Участники

  7

Рецензия «Афиши» на спектакль

9Жесткий блокбастер Мизгирева по Висконти

Главный проект первого сезона «Гоголь-центра» — трилогия по шедеврам мирового кино. Вроде бы сомнительная авантюра: зачем адаптировать к сцене киноязык Висконти, Триера и Фассбиндера, когда можно просто пересмотреть их лучшие работы на большом экране? Первая же премьера сняла все вопросы — когда пропитанный Достоевским сценарий Висконти «Рокко и его братья» превратился в динамичный экшен с постановочными боями: в театре ничего подобного до этого просто не было.

Драматург Михаил Дурненков выделил в первоисточнике 1960 года ключевые моменты, оставил только опорных персонажей и переписал историю так, будто она произошла в современной Москве. Братьев в его версии не пятеро, а четверо, их мать не приезжает вместе с ними из глубинки в город, оставаясь за кадром, и вместо бокса самый непутевый брат попадает прямиком на ринг подпольных боев без правил, где царит непобедимый великан Татарин.

Дебютирующий в театре кинорежиссер Алексей Мизгирев рассадил зрителей по обе стороны от мрачного ринга, вмещающего все места действия, и гипертрофировал качества персонажей: бритоголовый зверь Тюха (переименованный Симоне) буквально не чувствует боли, красавец Обмылок (Рокко) абсолютно идеален во всем, разнузданная Надя отдается каждому встречному за копейки. Мизгирев не брезгует киношными штампами — например, классической сценой судьбоносного боксерского поединка. Кинорежиссура как будто пробудила что-то спящее в привыкших к другому художественному языку актерах, и это главное достижение спектакля: в «Братьях» каждый играет как в последний раз и, кажется, лучшую свою роль. За два часа без антракта актеры вместе со своими персонажами проходят болезненную инициацию, выматываются физически, чтобы совсем другими людьми встретиться в финале. И в этой инициации, происходящей здесь и сейчас на глазах зрителей (чего в кино добиться практически невозможно), и заключается суть эксперимента по переложению киносценариев на театральный язык. И если с самодостаточным Триером впоследствии провернуть подобное не удалось, то Висконти, цитирующий Томаса Манна и Достоевского и опирающийся на документальные источники, оказался впору как актерам, так и современной российской действительности вообще.

21 июня 2013
5

«Назад в будущее».

Был такой бородатый советский анекдот: «Вот какие запчасти ни тащишь с завода - как начинаешь дома собирать, всё равно выходит автомат Калашникова».

Посмотрев премьерный показ спектакля «БРАТЬЯ» хочу рассказать о своих впечатлениях.

В истории про братьев Rоcсo есть огромное пространство для психологической драмы. Сюжет близок к жизни. Молодые парни, приезжие и бедные. Они вынуждены заниматься уличными боями без правил. Каждый из них сталкивается с агрессией большого города по-своему. Каждый из них пропускает эту драму через свои страхи и свою мудрость или свою слабость. Одно и то же условие, бедность и враждебный город, приводят к разным поступкам братьев. От благородства до преступления.

Город жесток своей слабостью. Город глуп своими легкомысленными людьми. Люди превращаются в толпу, в силу стальных механизмов, сминающих тебя в кровавый «йогурт». Люди безразличны, как стадо бизонов, идущих на водопой. Они просто идут на тебя и давят. Словно флаг, в их руках зажат махито, а вместо голов вычурное, Эго, в виде огромного фаллоса, покрытого фиалками и с запахом ванили.

«…а ты вчера на ринге убил брата. И у тебя звенит в ушах. Ты требуешь от города похвалы за свою преданность его глупости. За жертву, которую ты отдал,
в желании ласки не полученной ранее. Тебе не важно, как и кто тебе ее даст. Тебе просто нужно ее получить. Любым способом».

Они кричат со всех сторон: «еще, еще». Эти люди вокруг, с горящими глазами и красными лицами. Момент столкновения страха и силы. Опыта и хитрости. Терпение боли, ради изматывания врага. Выжидание момента слабости. Словно вспышки кинокадров - воспоминания из юности. Преодоление своей нерешительности. Звериный взгляд. Превращение страха в агрессию. Мимолетные взгляды публики. Доказать им! После десятого изматывающего раунда, вы с врагом, уже братья. Теперь каждый видит, сколько чудовищных усилий прилагает соперник. Сколько боли он терпит, чтобы убить тебя. Ты начинаешь уважать его за стойкость. Через мгновение уважать уже будет некого...

Звон в ушах продолжается, когда ты идешь по городу, безразличному к твоему сегодняшнему взрослению ].

Через минуту после начала действа, я примерно так представлял себе дальнейшую историю. И еще, я очень надеялся на мудрость режиссера.

Эксплуатация современных визуальных средств, заменила человеческий ум, на человеческий инстинкт. Она не сделала произведение авангардным, и тем более, прогрессивным. Во время спектакля ты не думаешь, а только реагируешь. Реагируешь инстинктивно на резкие звуки, грязную брань, сексуальное женское тело, жесткую музыку, удары бейсбольной биты по декорациям. Возникает желание пойти уе**ть «гопнику» (прошу прощения за мой французский), а не разобраться в человеческой драме.
Я хочу думать, а не реагировать!

Очень жалко, что не заметна единственная спасительная для сценария линия любви «Обмылка» и Нади. Линии, которая могла превратить историю о почти «уголовниках» в психологическую драму. Показать борьбу души за свет. Создать у зрителя ощущение надежды. Показать, скрытую, благородную сторону души героев оказавшихся на самом «дне». Вместо этого, грязный караоке бар, с такой же пошлой «серенадой», лишь усиливает ощущение безысходности. Проститутка видится не «Магдаленой», а ушлой шлюхой, которой «туда и дорога». И вся сцена видится продолжением общего «декаданса».
И наступает, так любимое в русском современном кино, «раскрашивание черного холста черными красками».

Я понимаю желание режиссера сделать сцену максимально близкой к жизни. Но Искусство, это не «идеальное воспроизведение реальности». Искусство, это подчеркивание ключевых моментов, ради воплощения идеи. А «шокировать» зрителя, для того, что бы его запутать, отвлечь от идеи это дурной прием. И дурной вкус.

Возвращаясь к советскому анекдоту, хочу сказать, о форме «повествования». К сожалению, у нас опять получился «автомат Калашникова». В девяностые годы бандитские сериалы разыгрывали на улицах, потом ещё десять лет по телевидению. А теперь наша старая «кляча» была tune’нгована в ателье Aston Martin! И Ура! Даешь субсидии на вторую серию!

Автор мог сказать: «Я так вижу, потому что я так чувствую». А я скажу, фраза: «Не мы такие, жизнь такая» - низкого происхождения и большой глупости. Пока мы не перестанем размышлять, как пятнадцатилетняя шпана, пока мы не научимся ответственности за свои действия с малолетства, мы будем не личностью, а быдлом. И главной мыслью пьесы, я бы сделал идею о том, как «не допустить совершения глупостей из-за слабости» и о том, что «силен человек духом, а не мускулами».


В конце спектакля режиссерская ошибка. Монолог о том, что «ЗАКОН, ЭТО ЗАКОН И ОН ЗАКОН ДЛЯ ВСЕХ» (прошу прощения за неточность цитаты), вовсе не является главной мыслью, этой пьесы. Я понимаю желание наделить спектакль сильной идеей. Но двухчасовое действо, направлено на рассмотрение совсем других тонкостей человеческих отношений (см. выше), и пьесу нельзя наделять смыслом, который «тебе» очень нравится, идя против логики повествования.

Качество спектакля определяется тем, насколько точно режиссер смог реализовать идею. Все просто. Тема раскрыта – отлично. Все остальное (игра актеров, внутренние переживание автора, предпосылки создания, свет, костюмы, звук и т.д.) потом.

В спектакле «БРАТЬЯ» тема не раскрыта. Смысл повествования до конца не определен автором. Видно желание использовать «все сразу», в результате чего происходит идеологическое «метание» в стороны. Художественные средства работают на отвлечение, а не на поддержку идеи. Попытка эксплуатации внимания зрителя.

Вывод: посмотрите лучше фильм «ДОГВИЛЬ» (Dogville - Lars von Trier ), не пожалеете.


27 апреля 2013
9

Ну вот и посмотрел наконец, куда движется современный российский театр. На месте точно не стоит. Но не скажу, что в полной мере порадовался за эти подвижки. За гениальными актерскими работами, за выстроенным режиссером бешеным темпом спектакля все-таки стоит странный драматический материал. Спишу это на инертность в своем культурном развитии. Может, он и звучит резонансно сейчас, но [и тут я нашел то светлое, которого так и не выцепил в самом спектакле] очень хочется верить, что когда-то эта постановка перестанет быть злободневной.
Актеры 2 часа жили в эстетике злой реальности, несколько раз позволив зрителям улыбнуться и даже проиграть душе пару скупых слез. Я смотрел, следил, наматывал, а потом, выйдя из зала на улицу, подумал, а что изменилось?

12 апреля 2014
9

"Братья"
Гоголь-Центр. Режиссер. А.Мизгирев.

Братья гораздо сильнее на сцене, чем в кино. Ни в коем случае не стану сравнивать Рокко-Алена Делона с Хуянгелом-Обмылком-Риналем Мухаметовым, но стоит отдать должное режиссёру, который, да, переделал сценарий, и, как следствие, изменил смысл, но сделал это великолепно. Надеюсь его слова о том, что он пока не собирается (или вообще не собирается) делать другие спектакли – скоро изменятся и частичка «не» пропадёт.

Динамичный, захватывающий внимание, проникающий внутрь тела до дрожи! Проникающий в разум до головокружения.

Четыре брата из провинции пытаются покорить Москву. Один женится и вся его жизнь направлена на добычу денег, чтобы оплатить ипотеку, прокормить жену и двоих детей. Тридцатилетний парень, оказавшийся в денежной каббале ещё вынужден спасать своих горе-братьев, чуть не поубивавших друг друга из-за любви к проститутке, бегающей от сутенёра. Италия 60-х такого и не видела! А нам многое, уверенна, знакомо! Четвёртый же преспокойно работает себе помощником электрика и вообще, в принципе, может не появляться на сцене.

Браво Никите Кукушкину, животная страсть, мощь и энергетика которого, по моему скромному ощущению, может запустить какую-нибудь подстанцию, если перевести её в электроэнергию! Казалось, что он мог бы один, без передышки, все два часа за всех героев отыграть: откричать, отдраться, отпереживать, отлюбить, отненавидеть и убить! «Кукушкин - животное» - прочла я в интернете. И в этой роли, в этом спектакле и не придумать лучшего определения. Но всё его животное бешенство сопровождалось взглядом, полным прощения, мольбы и любви…. Он всех любил, но странною любовью.

"Братья" – цельный спектакль, с которого вполне можно начать любить современный театр. А можно продолжить. Можно просто посмотреть. Можно.

1 июня 2013
9

Спектакль актерских открытий в лице Виктории Исаковой и Никиты Кукушкина. Чем жестче и откровений пресловутые предлагаемые обстоятельства, тем насыщенней и ярче раскрывается актерский талант. Лысое чудо Никиты Кукушкина, который одновременно пронзает к доверию чистой оголенной нежностью и концентрация клубка колючек одуряющей, нечеловеческой, жадной энергией. Потрясающий у них вышел дуэт.

3 апреля 2015
7

Помнится, это был мой самый первый визит в открывшийся два года назад Гоголь-центр. Если бы не прочитал программку перед началом, с лёгкостью поверил бы, что режиссёра данного спектакля сам Кирилл Семёнович.
Именно после этой постановки в прессе заговорили о новом интересном сценическом дуэте - Н. Кукушкин/В. Исакова. Даже нельзя сказать, что они играют какие-то роли. Они проживают на сцене жизнь. Жизнь, наполненную палитрой самых разнообразных эмоций. Эта история ещё раз доказывает, что даже у людей, которые по жизни и не очень напоминают людей, может быть ранимая душа, и каждому нужна любовь и тепло.

25 марта 2015
Все отзывы
Спектакли недели: нобелевская речь Бродского и эксперименты Юхананова
Спектакли недели: нобелевская речь Бродского и эксперименты Юхананова
Спектакли недели: нобелевская речь Бродского и эксперименты Юхананова
Спектакли недели: лихой Островский от студентов ГИТИСа и математический нуар в «Гоголь-центре»
Спектакли недели: лихой Островский от студентов ГИТИСа и математический нуар в «Гоголь-центре»
Спектакли недели: лихой Островский от студентов ГИТИСа и математический нуар в «Гоголь-центре»
20 великих спектаклей последних 40 лет, которые можно посмотреть на видео
20
великих спектаклей последних 40 лет, которые можно посмотреть на видео
20 великих спектаклей последних 40 лет, которые можно посмотреть на видео
Вместо «Иронии судьбы»: 5 отличных советских спектаклей на видео
Вместо «Иронии судьбы»: 5 отличных советских спектаклей на видео
Вместо «Иронии судьбы»: 5 отличных советских спектаклей на видео