Премьера «Мавры» состоялась в 1922 году в Париже в антрепризе С.Дягилева. Борис Кохно, автор либретто, вспоминает, что первое публичное представление оперы, входившей в программу концерта русской музыки в гостиной отеля «Континенталь», ознаменовалось триумфальным успехом, а последующая постановка в Grand Opera безоговорочно провалилась. Казалось, Стравинский, к этому времени являвшийся автором восьми сценических произведений, с успехом принятых публикой и критиками, даже и предположить не мог, что его «Мавру» ждет неудача. Но даже спустя много лет публика продолжала упорно отказываться в понимании новизны этого сочинения. Скорее всего, объяснение сценической неудачи за рубежом кроется в необычайной русскости «Мавры». Опера принципиально непереводима ни на какой другой язык, ибо здесь перевода требует (и ему не поддается) и язык музыкальный, переливающийся многочисленными аллюзиями, которые способен оценить лишь русский человек, с детства впитавший особенности национальной музыкальной культуры. Не случайно Д.Шостакович говорил о Стравинском как «истинно русском композиторе... Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного...» Композитор посвятил свое произведение памяти трех великих русских творцов Пушкина, Глинки и Чайковского. Написанная на сюжет «Домика в Коломне», о котором Пушкин сам иронично писал: «Больше ничего не выжмешь из рассказа моего», — «Мавра» представляет собой, с одной стороны, остроумный музыкальный анекдот, а с другой — стилизацию русского городского романса и оперы первой половины XIX века. В ней преобладают шарж, гротеск, пародийность, но не сатира, потому что вызвана «Мавра» не насмешкой, а глубокой симпатией Стравинского к быту петербургского захолустья пушкинской поры. Проведя более 70 лет в забвении и являясь предметом наслаждения лишь знатоков, сегодня «Мавра» по достоинству — именно тому, о котором мечтал Стравинский, — заняла прочные позиции в репертуаре отечественных и зарубежных музыкальных театров, давая возможность знакомства с удивительным миром композитора, ставшего живой историей музыки XX века, в которой как в зеркале отразились процессы развития современного искусства, пытливо ищущего новые пути...

Создатели
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Написать отзыв
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Информация от организатора
Информация предоставлена Музыкальным театром
Премьера «Мавры» состоялась в 1922 году в Париже в антрепризе С.Дягилева. Борис Кохно, автор либретто, вспоминает, что первое публичное представление оперы, входившей в программу концерта русской музыки в гостиной отеля «Континенталь», ознаменовалось триумфальным успехом, а последующая постановка в Grand Opera безоговорочно провалилась. Казалось, Стравинский, к этому времени являвшийся автором восьми сценических произведений, с успехом принятых публикой и критиками, даже и предположить не мог, что его «Мавру» ждет неудача. Но даже спустя много лет публика продолжала упорно отказываться в понимании новизны этого сочинения. Скорее всего, объяснение сценической неудачи за рубежом кроется в необычайной русскости «Мавры». Опера принципиально непереводима ни на какой другой язык, ибо здесь перевода требует (и ему не поддается) и язык музыкальный, переливающийся многочисленными аллюзиями, которые способен оценить лишь русский человек, с детства впитавший особенности национальной музыкальной культуры. Не случайно Д.Шостакович говорил о Стравинском как «истинно русском композиторе... Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного...» Композитор посвятил свое произведение памяти трех великих русских творцов Пушкина, Глинки и Чайковского. Написанная на сюжет «Домика в Коломне», о котором Пушкин сам иронично писал: «Больше ничего не выжмешь из рассказа моего», — «Мавра» представляет собой, с одной стороны, остроумный музыкальный анекдот, а с другой — стилизацию русского городского романса и оперы первой половины XIX века. В ней преобладают шарж, гротеск, пародийность, но не сатира, потому что вызвана «Мавра» не насмешкой, а глубокой симпатией Стравинского к быту петербургского захолустья пушкинской поры. Проведя более 70 лет в забвении и являясь предметом наслаждения лишь знатоков, сегодня «Мавра» по достоинству — именно тому, о котором мечтал Стравинский, — заняла прочные позиции в репертуаре отечественных и зарубежных музыкальных театров, давая возможность знакомства с удивительным миром композитора, ставшего живой историей музыки XX века, в которой как в зеркале отразились процессы развития современного искусства, пытливо ищущего новые пути...