Театральная афиша Москвы

Все отзывы о спектакле Евгений Онегин

Постановка Театр им. Вахтангова

8.3
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото G G
Фото G G
отзывы: 193
оценки: 193
рейтинг: 444
1

Поняла, что однозначно Туминас не мой режиссёр (жаль, на весь апрель авансом приобретены билеты в Вахтангова). Поняла, что Максакова после пластической операции мне не нравится (употреблю это литературное слово). Шепелявящий Маковецкий мне тоже не нравится. Последней каплей стал танец Зайчихи, соблазняющей охранника экипажа. Исполняла актриса накануне играющая Соню в Дяде Ване в постановке Туминаса в Вахтангова. Увидела унижение актрис (девушек) - таскающая на себе железную кровать и скамейку романтичная Татьяна. Ольга, всю постановку не снимающая с себя аккордеон, о зубы которой Онегин снимает перчатку. С музыкой не попадание: странная оранжировка с громкостью на весь зрительный зал. Продам уже купленные билеты на спектакли с участием Максаковой. Досмотрю и больше в Вахтангова ни ногой.

2
0
...
2 апреля 2018
Фото Damirus
Фото Damirus
отзывы: 118
оценки: 138
рейтинг: 412
9
Два Онегиных, два Ленских и восемь балерин


Только что вернулись со спектакля в полном восторге. Все-таки, Театр им. Вахтангова - это всегда высокий уровень театрального искусства. "Пушкин", "Бесы", теперь вот - "Евгений Онегин" - мы всякий раз выходим под сильным впечатлением.
Прочтение Пушкина близкое к классике, - все, что не сказано стихами, постарались изобразить вообще без слов. Потрясающие выразительные находки при полном отсутствии декораций. Даже из зеркала на заднем плане выжали все возможные иллюзии и смыслы. А как Онегин "сыграл" на Ольге Лариной в сцене именин Татьяны? А как он переступал в буквальном смысле через женщин, которые ему попадались на жизненном пути? А сцена дуэли с Ленским? Без всякой скидки - это шедевр, а не спектакль.
Периодически повествование прерывается хореографическими и вокальными вставками - частично, чтобы позабавить зрителя, а частично для того, наверное, чтобы следующие сцены были более напряженными. Возможно, их можно было бы и подсократить немного, чтобы спектакль укладывался в заявленные 2 часа 45 минут, а не шел 3:45, как сейчас. Но скучно не было. Юмор не пошлый, вставки заставляют задуматься.
Да, забыл сказать - в спектакле целых два Онегина (взрослый - Сергей Маковецкий, и юный - Виктор Добронравов), и два Ленских: юный (Василий Симонов) и состарившийся призрачный в исполнении Олега Макарова. Еще блистает "вечно пьяный" автор - Владимир Вдовиченков и Танцмейстерша - Людмила Максакова, руководящая небольшой труппой из восьми прекрасных балерин. Татьяна (Ольга Лерман) и Ольга (Мария Волкова) только в одном экземпляре, но это нисколько не мешало - играли они потрясающе. Порадовал еще мальчик-репетитор танцев (Александр Солдаткин).
Главный вывод, который я сделал после спектакля - надо перечитать Пушкина. Что я там понимал, когда в школе готовился к уроку по этой поэме? Как вообще такую литературу дают в школе? Я понял, например, какой трагизм заложен в последнем монологе Татьяны только тогда, когда этот монолог прочитала Ольга Лерман ТАК, что слезы на глаза наворачиваются.
В общем, читайте классику, сходите на спектакль - очень рекомендую.

12
0
...
11 сентября 2013
Фото Елена Самукова
Фото Елена Самукова
отзывы: 249
оценки: 262
рейтинг: 308
9

Лучшей постановки «Евгения Онегина» трудно вообразить. Этот спектакль - редчайший образец чистого театрального искусства, в котором отсутствуют всевозможные спекуляции и фальшивость, высокохудожественная стилизация пушкинской эпохи, взгляд на нее из дня сегодняшнего. Безупречное чувство стиля проявляется визуально, пластически, интонационно во всем - в режиссуре, сценографии, игре.
Пушкинская эпоха чувствуется и видится нами затуманенной временем так же неясно, как отражение сцены в огромном зеркале на ее заднике. Но благодаря искусству прошлое обретает ясность и выразительность художественной формы. Интуитивно воспринимаешь иную эпоху не только через интонации актеров и костюмы, но и через другой темп и ритм, несуетный, неспешный. Добавленные Римасом Туминасом эпизоды, которых нет в драме Пушкина, замедляют темп действия и расширяют восприятие. Легкая дымка на сцене вызывает ассоциации с туманом над рекой и деревенской жизнью. Сценические образы главных героев имеют свои атрибуты, выражающие квинтэссенцию их характеров: Онегина сопровождает странствующая музыкантша, которая отражает его свободу, непривязанность, жажду сменяющихся ощущений. И если бы девочка Татьяна так упорно не таскала бы за собой скамейку, я бы, наверно, не поверила в постоянство ее любви. В этом ее атрибуте – проявление ее характера, так же как баян – атрибут Ольги – проявление другого характера, легкого, веселого, чувственного. Розовый кролик, появляющийся рядом с дилижансом – намек на то, что на пути в Москву могли случиться неожиданные приключения.
Двум Онегиным соответствуют два Ленских, один из них добрый приятель, другой романтический влюбленный. В момент смерти Ленского драма Пушкина поднимается Туминасом до уровня высокой трагедии. Онегин убивает его не на расстоянии положенных в дуэли шагов, а в упор, потому что современное отношение к дуэли иное, чем было двести лет назад. Сидящий мертвый Ленский напоминает «Христа» Веронезе.
В интонациях речи обоих Онегиных отчетливо проявляется эгоцентризм. Но долгая постоянная любовь Татьяны и возникшее, наконец, ответное чувство Онегина возвышает и очищает его. Любовь оказывается взаимной, но не реализованной полностью. Как Туминас превосходно чувствует и ценит специфику актеров! Второстепенные персонажи няни и француженки, сыгранные Людмилой Максаковой – едва ли не самые запоминающиеся в спектакле. И все те же неповторимые, знакомые с детства интонации голоса Юлии Борисовой, рассказывающей сон Татьяны.
В конце действия Татьяна, катающаяся месте с медведем на самокате, возвращает нас в настоящее. Игра закончена, и зрители Александринского театра стоя приветствуют актеров и Римаса Туминаса.
И опускаясь с высот Искусства на банальный уровень, этот спектакль в денежном отношении оказался для меня самым дорогим. Но, в то время как в других случаях совершенно очевидна спекулятивная наценка на популярность, престиж, бренд и прочую мишуру, эта цена оправдана тем, что шедевры искусства могут стоить недешево. Хотелось бы снова увидеть этот спектакль в Петербурге.

3
0
...
20 января 2015
Фото Vladislavs
Фото Vladislavs
отзывы: 76
оценки: 713
рейтинг: 212
5

Много шума из ничего.
Не искусство, не работа художника, всего лишь хорошо сделанная качественная поделка опытного мастерового.
Туминас же не только режиссер (Онегин это очередные самоповторы и демонстрация не лучшей творческой формы), он и руководитель театра с большой труппой, и эту труппу куда то надо деть, пристроить не только молодых и неопытных, ну и распределить капризных "примадонн". И если молодые и неопытные органичны в своей старательности, то "примадонны" все портят. Онегин это 100% спектакль режиссерский, поэтому можно было обойтись от дешевой театральщины в заламывании рук и манерной декламации Маковецкого и Купченко.
Довольно мило, но не больше.

2
0
...
22 апреля 2014
Фото Эмилия Деменцова
Фото Эмилия Деменцова
отзывы: 135
оценки: 140
рейтинг: 194
9


"Евгений Онегин": обыкновенное чудо

Последняя точка в произведении автора – красная строка для критика. Автор завершил мысль, встал из-за стола, и критик занял его место. К авторской точке добавил еще две, получилось многоточие. Автор, быть может, считал свое произведение диалогом с обществом, а критик счел его лишь первой репликой и пригласил (чего уж там, вызвал!) автора к диалогу (к барьеру!), своим ответом на чужой труд, призвал ответить за сказанное. Печатная полемика "из моды вышла ныне", сменилась интернет-перебранками, авторы смешались с критиками, и развязалась "война всех против всех": все пишут всё и все критикуют всех. "Все бегут, летят и скачут" (время не ждет) и, оправдываясь тем, что краткость – сестра таланта, выносят, не долго думая, не длинные выводы-приговоры в диапазоне от "маст си" до "фтопку". Многослойное прошлое не вычеркивают (пусть и вырывают страницы), но подчеркивают в нем факты, тезисы, афоризмы, словом все то, что можно загнать в тестовый формат. От истории берем краткие курсы и даты, от литературы – аннотации и крылатые строки (для эпиграфов) и т.д. Здесь-то критики и обнаруживают свою полезность. Благодаря им определением А.С. Пушкина стало "Наше все" (см. Аполлон Григорьев), а от "Евгения Онегина" осталась "энциклопедия русской жизни" (см. Виссарион Белинский), ну и парочка других цитат для ЕГЭ. Авторы не вольны поставить последнюю точку: их жизнь и жизнь их трудов завершают некрологи и рецензии. Начатый автором диалог, впрочем, волен продолжить читатель. Не разучившийся читать…

… "Евгения Онегина" учат в школе, зубрят, разбирают по косточкам. Это "собранье пестрых глав" незабываемо, что не мешает ему, однако, оказаться подзабытым: вот ведь и знаем наизусть или близко к тексту, а начнешь перечитывать нет-нет, и наткнешься на что-то новое ("Он вечно тот же, вечно новый"). Потому и перечитываем.… Но случается и так, что напомнить, чем дело кончилось, бывает не лишним. Название на афише театра им. Евг.Вахтангова знакомое, но хрестоматийное включено в хрестоматии не в полном объеме, а потому часть публики иной раз реагирует на ямбы так, будто слышит их впервые. Римас Туминас не ставил задачи освежить в памяти зрителей роман, тем более не стал его театральным иллюстратором. Литовский режиссер разумно полагал, что "наше все" в России знают. Премьера "Евгений Онегин" - не для школьных культпоходов и ликбезов, не просвещения для и не скандалов (как же! Новые формы!) ради. Благо от спектакля не требуют, "летя в пыли на почтовых", скакать от главы к главе, стремясь объять необъятное, стараясь успеть проговорить текст, не поспевая его обдумать. Пушкина здесь внимательно прочли, что оказалось лучше всяких новых прочтений.

Темная сцена кажется бесконечной. Под потолком люстра - фирменный знак, режиссера спектакля. Оформленная Адомасом Яцовскисом, сцена по ходу действа будет не единожды одарена аплодисментами публики. В производимом эффекте с ней может сравниться лишь наполняющая ее музыка Фаустаса Латенаса. Как спектакль отталкивается (не отталкивая!) от романа, так и композитор в главной теме оттолкнулся от "Старинной французской песенки" П.И. Чайковского, придав ей невиданную мощь, покорившую зал. Многократно звучащий мотив дорисовывает декорацию: в нем то снежная буря, то похоронный марш, то вальс роскошного бала, то тихий плач в углу… Справедливости ради, сценограф и композитор стоят здесь в одном ряду с режиссером, ибо спектакль поражает прежде всего своей эстетикой. "Евгений Онегин" - произведение полифоническое, в нем ни слова, ни жеста, ни па в простоте, или, вернее, все неспроста. Нет здесь сменяющих друг друга онегинских строф, узких столбцов и убористого шрифта, потому что нет читки. "Вот мой Онегин на свободе": свободе от стереотипов, образцов и выкроек. Здесь в пустоте сцены – ее простор, в паузах – раздолье. Режиссер не стал вольничать с романом, просто почувствовал себя в нем вольно. Речь (двуязычная) и язык театра, музыка и танец, пантомима и изобразительное искусство - таково здание спектакля. Его нельзя перебрать или разъять: всё и все здесь пребывают в гармонии. Из дорогих спецэффектов только ум и талант авторов спектакля.

Под "Старинную французскую…", под указку танц-дамы, наставляющей по-французски учениц, на сцене "ножкой ножку бьют". Роман начинается с французского эпиграфа, спектакль - с урока танцев на французском. Здесь и поют, и, судя по рисунку танца (по строкам из романа), сбирают ягоды, "не мысля гордый свет забавить…". Девицы, красавицы, все как на подбор в сарафанах и "татьянках" с пышными косами вытанцовывают у балетного станка, выстроенного во всю длину сцены. Во втором, "московском" акте спектакля косы девушкам-невестам будут не расплетать, по обычаю, но резать и рубить прямо на сцене, по московской моде. "C'est le théâtre, c'est mon public", - поясняет более жестом, чем словом танц-дама ученицам и публике, раскланиваясь в глубоком реверансе. И, оступившись, падает. Людмила Максакова, черная танц-дама, еще не раз выйдет на сцену то в образе няни Татьяны, то затем, чтобы увести с подмостков тех, кому суждено будет появиться перед зрителями лишь на поклонах (Ларин, Ленский).

Балета (драматического) в спектакле довольно, но это не противоречит роману, в котором его автор отдавал должное Терпсихоре. Во втором акте, черному возку (по правде сказать – теплушке), в который душеньки, подруженьки вместе с Татьяной будут буквально заколочены и отправлены в Москву на "ярмарку невест", перебежит дорогу зайчик величиной с актрису Марию Бердинских. Есть в этом, конечно, отсылка к зайцу, который выскочил на дорогу карете А.С.Пушкина, везущей его на Сенатскую площадь, - дескать, не стоило Татьяне перебираться в Москву. Но в романе читаем: "Так зайчик в озими трепещет,/ Увидя вдруг издалека / В кусты припадшего стрелка",- и умиляемся режиссерской шутке-иллюстрации. В спектакле многое может удивить, но нет здесь ничего случайного. Есть допущения, но роман их, если не подтверждает, то уж точно не опровергает.

Плоть и кровь обрели кузины Татьяны: Галина Коновалова, минутное появление которой дарит зрителю праздник, Любовь Корнева, бессловесная, но запоминающаяся; и улан (Дмитрий Соломыкин), сменивший место Ленского рядом с Ольгой (Мария Волкова). Та, точно по Пушкину, по Онегину, и кругла, и красна, и весела. В нагрузку к кудрявости (из кудрей вьются полевые цветы) и разудалости ей дан аккордеон, на котором актриса играет даже лежа. Прозванная "глупой луной" играет "В лунном сиянье…" и поет, как колокольчик, развлекая "полурусского соседа" Ленского (Василий Симонов), являя местный колорит, освещая сцену. Ленский будет пытаться деликатно заглянуть под аккордеон, Онегин, не церемонясь, сыграет на нем, где-то на уровне груди, демонстративно обняв Ольгу на злосчастном балу. Вызывающая сцена Ольги, стягивающей зубами с руки Онегина перчатку, обернется вызовом на дуэль. Секунданты чечеткой отобьют дробь, черная танц-дама поднесет пистолет, которым Онегин буквально пронзит Ленского в живот. Ольга отпоет поэта и свое отпоет: аккордеон отберут и выдадут замуж.

Из "междустрочья" явились Странница с домрой (Екатерина Крамзина) и Гусар в отставке (Владимир Вдовиченков), ставшие ключевыми персонажами спектакля. Странница – яркая страница спектакля, не юродивая, бессловесная, но красноречиво исполняющая свою лишь к финалу угадываемую роль. Она общается с другими персонажами лишь участливым взглядом, да звуками домры. То, согнувшись, она перемещается по сцене, перебирая струны, то юрко перебегает из угла в угол, то мотает головой, глядя на Онегина, собирающегося ехать к Лариным, упреждая беду; то пытается воскресить Ленского, наигрывая мотивы своих странствий, среди которых и "Колокольчик", и "Desperado" А.Бандераса, и "Крестный отец". "Когда постранствуешь, воротишься домой…", - впрочем, это уже другой А.С.. Много странствовала, перевидала, пережила. Неотступно следуя за Татьяной, она плакала вместе с ней, оставленной Онегиным, кружилась под окнами ее дома в Москве с безногим ветераном 1812 –года, выглядывала из-за угла, караулила сны. "Татьяна, русская… Душою", - так интонационно расставлены знаки в спектакле. Душою! И вот мечется по сцене эта душа в виде странницы, "умом не понятой", не высказанной, но такой узнаваемой, по мотивам... А.С Пушкиным воспет "Странник", Туминас изменил род романа, сосредоточившись на женских портретах. Татьяна, Странница, Москва, Россия, наконец, - "Вкруг дам как около картин" вертится спектакль.

Гусар в отставке Владимира Вдовиченкова – блистательная роль в не уступающем исполнении. Гусар читает и от автора, и от персонажей, обращаясь то к залу, то к героям. Он рассказчик, а, вернее, пересказчик, ибо ничего исправить в этой истории не властен, а потому пьет… Чаще с горя, чем с радости. То декламирует, то исповедуется, то заглядывает в наше, горько улыбаясь: "Лет чрез пятьсот дороги, верно, / У нас изменятся безмерно". Глаголит правду, а в этом деле трудно без бутылки; по заснеженной сцене проедет он в финале безногий, на доске с колесиками, передвигаясь с помощью бутылок. До того зритель наблюдал как ломалась его шпага, летели эполеты, но там, за сценой, случилась война, Отечественная, на которую идут не по форме, по зову. Герой Владимира Вдовиченкова – собиратель времени, мест (не общих!) и действия. Персонаж не из романа, лишний для сюжета, исключительный – для спектакля.

История главных героев решена Туминасом по рецепту Волшебника из "Обыкновенного чуда" Е.Шварца. История Татьяны и Евгения – "благо бдения и сна". Сон – будь-то туман воспоминаний, грез, или сон наяву – вот атмосфера спектакля - "Кто странным снам не предавался"? Здесь два Онегиных – зрелый и молодой – Сергей Маковецкий и Виктор Добронравов. Два "черных человека" следят друг за другом, проигрывая им известный сюжет, по Туминасу – проигрывая собственную жизнь. У Пушкина Онегин – адресат заветного письма, герой романа Татьяны, у Туминаса – ответчик. Умудренный опытом своих ошибок Онегин-Маковецкий курит на сцене, глядя на прожженного Онегина-Добронравова: "Уж не пародия ли он?". Молодой Онегин в спектакле и впрямь карикатурен. Добронравов - эдакий молодой вампир, Маковецкий – демон, пусть к финалу и поверженный. Кажется, Онегин, как герой Шварца, заколдован и потому, чуя любовь, бежит от нее: если Татьяна поцелует его, то он превратится в медведя…"Раздвоение" же нужно для того, чтобы герой взглянул на себя со стороны. За молодостью в спектакле – действия: этюды на тему визита к Лариным, когда Онегин ступает как полубог по скамье, выше прочих, над ними; "привычки милой старины" - брусничная вода, дуэль, путешествие Онегина, в буквальном смысле переступающего через дам. За зрелостью – слово. Ей (зрелости) держать ответ и не скрыться от него за черным воротом плаща.

Письмо Онегину Татьяна пишет перед сном (или вместо сна). Утро мудренее, но оно в спектакле так и не наступит. Сочиненное послание для сочиненного героя будет удостоено ответа спустя годы. В изумительной красоты программки к спектаклю в виде конверта помимо визитных карточек персонажей (с рисунками Пушкина и "под Пушкина") вложено написанное ажурным почерком письмо Татьяны. Его читают и со сцены и в зале, письмо идет по рукам, его будут вырывать друг у друга, пока не изорвут в клочья: обрывки Онегин соберет и поместит под стекло в рамку. На память. Письмо, напоминают в спектакле, было писано по-французски (русская душою "Она по-русски плохо знала"), Онегин берется было перевести с французского, прозой, но выходит что-то совсем не романтическое, режущее слух, современное, потому возвращаются к "переводу" Пушкина.

Онегин-старший – словно бы и есть для Онегина-младшего тот "дядя самых честных правил", с которого молодость берет пример, и себе и учителям назло. В сцене "урока" Онегина Татьяне, сцене на скамейке, монолог читают оба актера: здесь "раздвоение" достигает кульминации. Онегин-Маковецкий оказывается в той роковой поворотной точке, которая могла изменить его жизнь, он пробегает по тексту, ища "как ошибся" и за что наказан, но, дочитывая, находит, что все верно. Онегин поучает, но на всякого мудреца.… И только глядя со стороны на Онегина-мл. у той же скамейки, словно понимает, что слова может быть и были верны, но неуместны. Онегин, не потрудившись снять перчатки, (словно хладнокровный убийца он оставляет отпечатки только в сердце жертвы), излагает истины вприкуску с виноградом, между слов сплевывая косточки на землю. Подглядывая за жестокой сценой, иные девушки из танцкласса не выдерживают, падают в обморок. Стоящие на сцене у колонны здания со старой кирпичной кладкой, как ожившие древнегреческие коры: и рады бы вмешаться, но поздно и сцену не переиграть. На скамейке, точно распятая, останется рыдать Татьяна, а потом словно впряженная в нее она будет метаться со скамейкой по сцене. Во втором акте скамейка останется на задворках сцены, потемневшая, поломанная. Не выброшенная из памяти. Затверженный урок Татьяна, примерив черный плащ и трость, преподаст Онегину. Сергей Маковецкий, в роли Войницкого в "Дяде Ване" Р.Туминаса, произносящий "Ведь это было так возможно", вдруг в Онегине услышит обращенное к нему: "А счастье было так возможно". Было!

Если Ольга подобна глупой луне, то Татьяна Евгении Крегжде - подобна луне из песни А.Вертинского: "Как пленная царевна, / Грустна, задумчива, бледна / И безнадежно влюблена. / …. Но холодна безмерно". То по-детски "наша Таня громко плачет" на одной ноте (вспоминается актриса в роли Сони в "Дяде Ване" Р.Туминаса), то будто каменеет, говорит и движется в полудреме. Слезы не успевают высохнуть на лице актрисы: будь то слезы мнимого счастья, или не минувшей печали. Нет-нет, и задумаешься – "Ужель та самая?".

Спектакль обнаруживает схожесть Онегина и Татьяны. Если Онегин – лишний человек (учили), то она – отдельная. Оба скучают и, в сущности, скучны. Онегин с Ленским аналогично "сошлись… Не столь различны меж собой./ Сперва взаимной разнотой / Они друг другу были скучны", а потом прогремело: "Сходитесь!". У Онегина оказалась "от делать нечего" дружба, у Татьяны – любовь. По Туминасу – Татьяна явно возжелала отринуть книжные романы и сочинить, и исполнить нечто романтическое самостоятельно. Татьяна пишет Евгению, герою своего романа, в котором, как в гоголевской "Женитьбе", черты "обманов Грандисона и Руссо", а запоздалый ответ получает от героя из давно прочитанной и отложенной книги. "Душа ждала... кого-нибудь", - "роман" рифмуется с "обман", обман собственного сочинения.

Сцена именин Татьяны решена как домашний концерт. Все одаривают виновницу торжества своими талантами: поют старинные романсы от цыганских до альбомных. Из строк складывается нехитрая перспектива Татьяны и Онегина: от "И страсть открыть желала, / Но не могла открыть…." и "О, не целуй меня!" до "Старый муж, грозный муж" и "Чего искать в стране далекой, Когда в своей он все нашел?.. "… Сидящая в центре она, "толпою нимф окружена", как осужденная, отстраненно выслушивает любовные трели, и… ждет главного гостя, являющегося с опозданием и парой бутылок вина. У ног Татьяны подаренная ей картина Клода Лоррена "Полдень". Кажется неслучайным эта обращенное в зал полотно, ведь на этой же сцене в спектакле "Бесы" Ю.П.Любимова также возникает картина Лоррена "Асис и Галатея", - земной рай Николая Ставрогина. Пейзаж с отдыхающим святым семейством Татьяне дарят на счастье, но картина, иллюстрирующая бегство в Египет, словно бы пророчит ей скорый отъезд.

"Давно... нет, это был не сон!" - писала она, грезя. На своих именинах она исполнит романс со строчками: "Кончилось счастье. Все было сном…". Сон Татьяны в спектакле сыгран блистательной Юлией Борисовой, вступающий в диалог с голосом Иннокентия Смоктуновского, околдовывающего зал. Переживающая и вспоминающая Татьяны обе глядят в одно маленькое зеркальце и Татьяна-Борисова, словно бы ловит в нем потерянное свое отражение. Зеркало – не только символ спектакля, в котором все отражается и смотрится со стороны, но и основа декорации – огромное зеркало вместо задника сцены. Оно расширяет пространство, играет им, то возвышая, то отдаляя предметы и людей. С зеркалом, книгой и ключом гадает Татьяна, но слишком мало зеркальце, чтобы увидеть предстоящую даль. В страшном сне Татьяне является медведь и тот, кто "мил и страшен ей" - Евгений. В финале все повторяется: "мрак, мосток, медведь, метель", но страха нет: Татьяна вальсирует с чучелом медведя, кружась и исчезая за кулисы, в "медвежий угол". Подарок Ленского на именины – плюшевый мишка – вырос вместе с ней. Как в свое время Ларина-старшая (Елена Мельникова): "Привыкла и довольна стала", так и Ларина-младшая привыкла, свыклась с несбывшимся - "Привычка усладила горе". Вальсирующая она все-таки счастлива, "Привычка свыше нам дана: / Замена счастию она": ее любовь пусть и напоследок оказалась взаимной. И вновь будто бы "снится чудный сон Татьяне". "Пушкиньянец" Давид Самойлов продолжил бы "Сон есть только сон", но прервут его лишь аплодисменты.

"Как это мудрено!/ Ей-богу, сцена из романа", - говорит в спектакле словно бы о спектакле Галина Коновалова. "Сперва Онегина язык / Меня смущал; но я привык…", - без сомнения решит даже не искушенный зритель. "Взор унылый не найдет знакомых лиц на сцене скучной", - не про Вахтанговский спектакль. Особенность его повествования в том, что большие фрагменты играют порой без слов – они озвучены зрительской памятью. Ну, а если что-то позабылось, то расшифровка не заставляет себя ждать. Вот и в сцене с четой Лариных почтенный родитель (Алексей Кузнецов) сомневается в отцовстве: сценку-этюд играют и лишь потом озвучивают: "Она в семье своей родной / Казалась девочкой чужой". Сцена и зал действуют как сообщающиеся сосуды, и эта игра в подаче текста позволяет зрителю по-новому воспринять те, или иные, "проходные" пушкинские строки.

"Меж тем Онегина явленье <…> произвело / На всех большое впечатленье"… В "Евгении Онегине" Римаса Туминаса есть и страницы "энциклопедии русской жизни", но главным в спектакле стала вторая часть цитаты В.Белинского о романе – "в высшей степени народном произведении". Эту русскую народность парадоксально точно передал литовский режиссер. Здесь Россия во всех ипостасях: та, которая говорила по-французски, та, что носила валенки, "солила на зиму грибы"… Здесь и "народ непосвященный", и "чернь тупая" (строки из "Поэта и толпы" А.С.Пушкина звучат в спектакле) и "светская чернь"… Россия, то бескрайняя (со всеми крайностями), то уютная, домашняя как на картинках жанровой живописи. В холодном обстоятельном спектакле, быть может, не хватило "быстрой езды"; длинноты пока присутствуют, но "останавливаются" здесь для того, чтобы обратить внимание. И не только на сцену… В трех с половиной часах сценического времени уместилась канва романа, без подробностей, но с подробной расшифровкой принятых к постановке сцен и глав. "Наше все" на афише, на слуху, на памяти, на сцене же оказалось все НАШЕ. В начале спектакля эта истина под вопросом, в финале – под аплодисментами.


"Театрон", "Комсомольская правда"

3
0
...
11 мая 2013
Фото Влад  Васюхин
Фото Влад  Васюхин
отзывы: 99
оценки: 150
рейтинг: 157
9

Это - Римас Туминас в своей лучшей форме. Узнать его фирменный почерк можно, даже на секунду зайдя в зал. То ли дело - за три с половиной часа, что идет новый блокбастер.
В этом "Онегине" есть все, за что я люблю театр. Большой стиль. Свободное дыхание. Живописность. Метафоры. И, конечно, большие артисты: от Маковецкого в роли Онегина до маленьких ролей у Юлии Борисовой и Дмитрия Соломыкина. Есть отчаянная Л.В. Максакова (няня и придуманный персонаж - танцмейстер), которая вроде бы и перешла на роли комических старух, а с другой стороны, излучает сексапильность.
Композиция собрана так, что временами роман, который можешь шпарить кусками, звучит, как будто ты и не читал его ни разу. Свежо и неожиданно.
Конечно, двумя Онегиными или двумя Татьянами не удивишь - это и у Любимова было. И голос Смоктуновского в таганковском "Онегине" тоже звучал. Но различий с прежде виденными "энциклопедиями русской жизни" гораздо больше. Здесь нет (почти нет) никакого Чайковского. Только Фаустас Латенас. Здесь многое говорят не голосом, а телом (хореография Анжелики Хрлиной). Здесь много поют - и отнюдь не стихи Пушкина, а скажем, французский шансон. Но прежде всего, разница - в настроении. Вахтанговский "Онегин" (второго Евгения, молодого, играет Виктор Добронравов) куда как трагичнее, жестче, холоднее.
Несколько сцен из него долго еще не забудутся: взлетающие на качелях девушки, танец Татьяны со скамейкой, пьющий крынками брусничную воду Онегин, дуэль и снегопад, первое появление на сцене смешного Ленского-Василия Симонова, поедающие малиновое варение Татьяна и Гремин... И главный элемент декорации - огромное, почти на весь задник, зеркало, в глубине которого таинственно отражаются герои...
Счастье в театре возможно. Смотрите нового "Онегина"!

2
0
...
13 февраля 2013
Фото Александра
Фото Александра
отзывы: 89
оценки: 153
рейтинг: 137
9

Прекрасно. Потрясающе. Необыкновенно.
Музыка! Прошло уже полгода после спектакля, а я все еще слышу ее, когда говорят "Евгений Онегин в Вахатнгова" и она все также потрясает меня. Любимый театр продолжает радовать и один полюбившийся спектакль сменяет другой. Хочу, чтобы и далее так продолжалось)
Два Онегина органично смотрятся в действии. Когда одному жалко Татьяну, эстафету перенимает другой, а тот, сожалеющий, смотрит на себя со стороны. Ведь так и есть! И у великого русского писателя их два: один молодой и холодный, другой, умудренный жизнью и раскаивающийся.
Понравилась Татьяна. Ее прочтение письма тронуло до глубины души и проняло до слез. Сцена с няней перед написанием письма знакома не понаслышке каждой женщине) Она проста и понятна, в то же время умилительна и одновременно комична)
В целом, в спектакле присутствует юмор, который местами помогает снять внутреннее напряжение и немного расслабиться. Ну а финальная сцена вообще войдет в историю. Ее образ на фоне всепроникающей музыки - визитная карточка этого спектакля.

7
0
...
6 сентября 2013
Фото Оксана Вуличенко
Фото Оксана Вуличенко
отзывы: 67
оценки: 116
рейтинг: 112
7

Не ожидала увидеть в академическом театре такой спектакль.
Довольно сложно воспринимать частичную замену поэзии пантомимой, но можно. Странно видеть в Евгении Онегине новые персонажи и двух Онегиных одновременно, но интересно.
Несмотря на абстрактность и порой некоторую комичность происходящего, режиссер сумел вызвать те эмоции, которые предполагает развитие сюжета. Сцена дуэли пронизывает до мурашек.
Спектакль современен, красив, музыкален, пластичен, смотрится на одном дыхании.
Есть некоторое заигрывание с публикой, перебор с шутками заваливающимися в пошлость, но это эксперимент, поиск, пусть временами не совсем удачный, и я готова это воспринимать, положительные впечатления преобладают.
Жаль, что нет возможности развернуться актерскому дару Маковецкого, ведь он гениальный актер. Образ Татьяны тяжеловат, дополнительное обременение мебелью настораживает.
Ищущим спектакль для просмотра настоятельно рекомендую.

0
0
...
14 сентября 2016
Фото светлана дягилева
Фото светлана дягилева
отзывы: 117
оценки: 168
рейтинг: 88
9

В общем, этот спектакль я рекомендую тем, кто понимает современные постановки, кто может и хочет их смотреть. Я не могу сказать, что я поклонник современных постановок, но мне очень понравилось!
Это было нечто! Я вышла, как ошпаренная! Мыслей никаких, полная опустошенность! Такого впечатления на меня давно не производили спектакли! Это что-то невероятное!! И это Пушкин! Я не могла выразить всего, что я видела!
Я читала роман в 9-ом классе, помнила в общих чертах сюжет перед началом спектакля, этого вполне достаточно перед просмотром.
Постановка художественного руководителя, Туминаса. Уже прошел практически год с премьеры, а билеты до сих пор трудно достать. Постановка великолепная, современная обработка, на мой взгляд, не помешала ни сколько, правда, сначала немного непривычно видеть двух Онегиных, двух Ленских, военного в отставке (который появился как рассказчик). Мне было достаточно долго непривычно, я не могла до антракта понять, нравится мне или нет. Решила, что останусь ради великолепных актеров, и не пожалела. Меня захватило полностью!
Онегина-старшего играл Маковецкий, младшего - Добронравов. В основном стихи читал Маковецкий, Добронравов в это время играл. Оба замечательные! Молодой Онегин был передан так, как я себе и представляла, как мы разбирали на уроках: пресыщенный жизнью человек, достаточно высокого мнения о себе, высокомерный.
Ленских было тоже два. Интересна была сцена дуэли. Фактически ведь дуэль - это убийство в упор, 8-10 шагов - это ничто! Даже я попаду) И именно это и было показано: Онегин подошел и выстрелил.
Татьяна мне сначала не понравилась в исполнении Евгении Крегжде. Она была какой-то влюбленной истеричкой. Видимо, это было так задумано, потому что потом все прошло, Татьяна тала нормальной)) Сон Татьяны читала Купченко, она в тот день ввелась на роль. Она молодец! Думаю, это достойная замена.
Была интересно придумана сцена с именинами Татьяны: практически каждый приглашенный гость пел небольшой куплет песни. А песни со смыслом, да еще с каким) А романс "В лунном сиянии" неоднократно исполнялся Ольгой Лариной.
Было очень интересно придумано объяснения в любви с будущим мужем Татьяны. Она сидела на скамейке одна, достала варенье (ну или что-то в банке), ложку и начала есть прямо из банки. Потом пришел князь, сел рядом. Татьяна достала вторую ложку. Князь несмело стал есть это же варенье. А потом они друг друга накормили парой ложечек варенья. Все это происходило молча. Это было здорово! Все понятно без слов!
Ну и финальная сцена. Вот это да! Просто невероятная! Кардинальная перемена в Татьяне! Как она это все выслушала! И как дала ответ! Сквозь слезы, но уверенным голосом!

У этого спектакля очень необычная программка. В конверт с названием спектакля вложены карточки, где написана роль и исполнитель, а на полях небольшой эскиз портрета исполнителя. И лежит полностью письмо Татьяны, написанное красивым шрифтом. За такую программку не жаль отдать на 50 рублей больше.

Единственное, о чем надо помнить перед покупкой билетов, спектакль идет 3 часа 40 минут с антрактом.

1
0
...
2 февраля 2014
Фото Екатерина Родионова
Фото Екатерина Родионова
отзывы: 44
оценки: 44
рейтинг: 85
7

Мировое турне спектакля "Евгений Онегин"

– «Евгений Онегин» – самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, в которой личность поэта отразилась полно, светло и ясно. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его, здесь его чувства, понятия, идеалы. «Евгений Онегин» - это простор России, судьбы его героев, обычаи, устои, культура, природа. Я пытался разрушить стереотипы, стремился к полифоничности, музыкальности, эмоциям, при этом хотелось избежать выспренности и ложной лиричности. Для меня было важно открыть новый смысл в характерах и сюжете известного всем произведения.

Полностью читать на сайте газеты Трибуна

1
0
...
28 февраля 2014
Фото NEOHEO
Фото NEOHEO
отзывы: 24
оценки: 28
рейтинг: 85
9

Театр Колумба на Арбате.
Редкий случай, когда происходящее на сцене можно очень точно описать цитатами из классики:
"К удивлению Воробьянинова, привыкшего к классической интерпретации «Женитьбы», Подколесина на сцене не было. Порыскав глазами, Ипполит Матвеевич увидел свисающие с потолка фанерные прямоугольники, выкрашенные в основные цвета солнечного спектра. Ни дверей, ни синих кисейных окон не было. Под разноцветными прямоугольниками танцевали дамочки в больших, вырезанных из черного картона шляпах. Бутылочные стоны вызвали на сцену Подколесина, который врезался в толпу дамочек верхом на Степане. Подколесин был наряжен в камергерский мундир. Разогнав дамочек словами, которые в пьесе не значились, Подколесин возопил:
— Степа-ан!
Одновременно с этим он прыгнул в сторону и замер в трудной позе. Кружки Эсмарха загремели.".......
"В антракте концессионеры прочли афишу:
"ЖЕНИТЬБА текст — Н. В. Гоголя стихи — М. Шершеляфамова литмонтаж — И. Антиохийского музыкальное сопровождение — Х. Иванова Автор спектакля — Ник. Сестрин Вещественное оформление — Симбиевич-Синдиевич. Свет — Платон Плащук. Звуковое оформление — Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда. Грим — мастерской КРУЛТ. Парики — Фома Кочура. Мебель — древесных мастерских ФОРТИНБРАСА при УМСЛОПОГАСЕ им. Валтасара. Инструктор акробатики — Жоржетта Тираспольских. Гидравлический пресс под управлением монтера Мечникова. Афиша набрана, сверстана и отпечатана в школе ФЗУ КРУЛТ."
Верблюда и няни на канате правда не было, зато вместо них были: Татьяна скачущая по сцене с огромной садовой скамейкой в руках (безусловная удача режиссера), розовый кролик (это не шутка, по сцене скакал человек в костюме розового кролика) и толпа девиц свисающих с потолка на качелях (ну тут режиссерская удача опять. Аллегории, как без них) и много чего еще удивительного, включая музыку на грани шансона.
Вообще же для понимания того, что именно предстоит увидеть при посещении данного спектакля, имеет смысл перечитать главу 33 из романа "12 стульев" полностью.
Оценку однако ставлю положительную. Ну хотя бы за первые сцены второй части и за монументально прочитанный монолог Татьяны. Спектакль, который стоит увидеть своими глазами.

2
0
...
1 марта 2013
Фото бегом  с препятствиями
Фото бегом  с препятствиями
отзывы: 80
оценки: 97
рейтинг: 69
9

Несмотря на затянутость некоторый сцен, которая вполне объяснима, действительно, гениально. Подкупает особое прочтение режиссера - Вы познакомитесь с "Онегиным" заново, даже если знаете его наизусть. Есть большой шанс, что и Вы пустите слезу, как большинство зрителей.

0
0
...
6 февраля 2016
Фото Pavel Prokopchuk
Фото Pavel Prokopchuk
отзывы: 37
оценки: 45
рейтинг: 53
9

Попал на "Онегина" можно сказать случайно. В театральных делах не разбираюсь так совсем. Хочу сказать, что мне очень понравилось. Было зрелищно, интересно и красиво. Драма, разворачивающаяся в этом произведение ,на мой взгляд ,не может оставить равнодушным никого. Письмо Татьяны, ответ Онегина в саду, дуэль, встреча в Москве и финальный разговор. Мне понравилось

3
0
...
14 февраля 2013
Фото Nataly Zelenskaya
Фото Nataly Zelenskaya
отзывы: 111
оценки: 134
рейтинг: 50
1

Я очень люблю произведения Пушкина, а "Евгений Онегин" мой любимый роман, перечитанный неоднократно. Ощущения от увиденного можно охарактеризовать "день в психиатрической больнице", где душевнобольные люди вообразили себя героями романа. Полный неадекват. Отсутствие декораций и костюмов полбеды. Американцы в данном случае со своими "комиксами" по мотивам русской классики просто отдыхают. Туминас переплюнул. Боже упаси, увидеть такое творение школьникам. Хотя... все же местами, когда читались отрывки из романа, можно было отдохнуть от происходящего на сцене и насладиться классикой.

7
0
...
21 мая 2013
Фото Elizabeth
Фото Elizabeth
отзывы: 37
оценки: 79
рейтинг: 48
5

Туминас активно пытается угодить определенному классу зрителей - обеспеченным парам лет 40ка, которые идут в театр за чем-то простым, классическим, в меру скучным, внешне симпатичным, стильным, но без режиссерских новшеств.
Всё в спектакле надуманно. Вроде бы надо, чтобы тут снег пошел красиво, а тут чтобы девушка с гитарой вышла. Зачем, к чему?.. почти никакие режиссерские идеи не читаются, всё плоско, скучно. Переходящие из угла в угол девушки с косами.. Ольга с аккордеоном (очень банальная метафора).. зачем-то балерины..
Никакая сцена дуэли, сон Татьяны - всё слабо.
Чтобы зритель совсем не заснул - жуткая бесконечная сцена именин и сцена с "зайчиком"..
Банальность изображения России не знает границ. Медведь.. балалайки.. наверное, в других странах здорово показывать. Снег, медведь, балет..
И, конечно, народные артисты-бенефицианты, которые выходят на авансцену декламировать с широкими мхатовскими жестами монологи и не уходят, пока не услышат аплодисменты. Вопреки стереотипам, молодые артисты здесь куда органичнее и интереснее.

Потрясающая музыка (которой всегда не хватает, потому что она звучит слишком тихо даже в самые важные и сильные моменты) почти единственный плюс.

1
0
...
17 декабря 2015
Фото Марина
Фото Марина
отзывы: 40
оценки: 179
рейтинг: 47
7

Очень современный, интересный, как будто бы и не читанный Онегин.
Онегин без Чайковского и благолепия. Фантастическая , местами жуткая музыка.
Никогда не думала, что зима в деревенской усадьбе 19 века может быть не с балами и восхищением русской природой ( ...а нынче погляди в окно, под голубыми небесами
великолепными коврами....) а с завывающим ветром и ощущением, что всё происходит на краю света...
Хотя и показалось, что и снег был уже в каком-то спектакле, и зомби проходы героев, и смешные старухи, но всё равно- что бы так Онегина придумать и подать нужна какая- то революция сознания. Однозначно понравилось. Может быть и ещё раз схожу, несмотря на то что цены на билета кусаются.

1
0
...
25 марта 2014
Фото Геннадий Колосов
Фото Геннадий Колосов
отзывы: 47
оценки: 179
рейтинг: 47
9

Евгений Онегин - картины русской жизни.

Удивительно точное прочтение романа Александра Сергеевича! Этот спектакль не для тех, кто ожидает дословное воспроизведение авторского текста. Это - спектакль, где режиссер выступает соавтором Пушкина. Многие сцены, непонятные на первый взгляд, настолько точно отражают русский менталитет, что поражаешься тому как точно, тонко, иронично, и с какой любовью их выстроил Туминас. "Энциклопедией русской жизни" назвал роман Белинский, а спектакль есть картины той самой жизни. Картины живые. Сцены с брусничной водой, зайцем, празднования именин Татьяны - все это есть у Пушкина, не в самом тексте, а в духе романа. Воспринимая "Онегина" как серьезное "классическое" произведение мы обрекаем себя на безутешное горевание по поводу судьбы Татьяны, Ленского, или самого Онегина. Но если это жизнь, то в ней есть место и смеху, не пошлому и огульному, как принято во многих других театрах, а тонкому и ироничному. Два Онегина дают возможность увидеть этот образ ретроспективно: Маковецкий - Онегин взрослый, вспоминающий, размышляющий, Добронравов - Онегин молодой, чувственный, действующий. Владимир Вдовиченков в роли отставного гусара превосходен. Сам образ, берущий на себя функции рассказчика, точен и многогранен. Татьяна в исполнении Евгении Крегжде, сначала предстает девочкой, а потом, на наших глазах превращается во взрослую женщину. И конечно, старшее поколение: Юлия Борисова и Людмила Максакова, здесь говорить что-либо не имеет смысла, это надо видеть.
Спектаклем можно только восхищаться, во всех его составляющих. Музыка, декорации, костюмы, игра актеров, режиссура - все на самом высочайшем уровне.
Спектакль по духу "вахтаноговский", его можно ставить в один ряд с "Принцессой Турандот".

3
0
...
30 июня 2013
Фото xes
Фото xes
отзывы: 37
оценки: 94
рейтинг: 46
9

Гениально! Туминас, актеры, музыка!! 3 часа 40 минут поразительного чувства единения с происходящим на сцене и в душе. именно для таких моментов и существует театр

2
0
...
1 апреля 2014
Фото Потёмкинский Матрос
Фото Потёмкинский Матрос
отзывы: 65
оценки: 66
рейтинг: 44
1

"И что за диво?.. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!.. л!
."

А, действительно, зачем нам Пушкин, когда есть Римас Туминас !?
Он и круче и прикольнее

3
0
...
23 мая 2015
Фото Мария Матвеева
Фото Мария Матвеева
отзывы: 32
оценки: 71
рейтинг: 41
9

Шедевр!
Классическое прочтение в неклассической постановке! Лучше раскрыть характеры героев, на мой взгляд, еще не удавалось. Смотрится на одном дыхании!

1
0
...
6 апреля 2013
Фото lgrechina
Фото lgrechina
отзывы: 69
оценки: 85
рейтинг: 40
9

Мощный спектакль-движение. спектакль-танец. Великолепная сценография и хореография, все в меру, все со вкусом и с юмором. Отличные голоса, пластика и игра

2
0
...
2 июля 2013
Фото Tatiana Redkina
Фото Tatiana Redkina
отзывы: 12
оценки: 11
рейтинг: 37
1

Была приглашена на спектакль. Мне не понравилось. Моменты, где идут монологи в классическом чтении слушать интересно и приятно. Смотреть на Татьяну, которая таскает за собой металлическую кровать, кусает подушку, мечется в различных акробатических позах - своеобразный ход режиссера; метание влюбленной души молодой девушки мне в таком виде было неприятно видеть. Юродивая с балалайкой на протяжении всего спектакля вызывала негатив, какую-то обреченность. Толстый заяц в стиле Полунина, за которым охотились минут пять по сцене, вызвал желание встать и уйти. Народу заяц понравился,были бурные апплодисменты, чувствовала себя лишней среди этих людей. Очень оригинальное ухаживание за Ольгой Лариной - объятия сзади Онегиным и медленное снимание перчатки с его руки зубами Ольги, которая потом с перчатками в зубах стояла минут пять. Резюме - у меня растет дочь, сейчас ей 11 лет, в ее 15 лет буду против, чтобы она пошла на подобного Евгения Онегина. Уж лучше просто еще раз прочитать. Если бы потратила свои бы деньги на билеты, то кусала бы себе локти от такой глупой и неоправданной траты на безвкусье.

4
0
...
5 декабря 2014
Фото Мария М
Фото Мария М
отзывы: 38
оценки: 38
рейтинг: 37
9

мы закончили театральный сезон 2012-2013 года именно этим спектаклем... и я счастлива, потому что именно этот спектакль стал лучшим в этом сезоне... следом идет "Анна Каренина", а значит театр Вахтангова не теряет статуса любимейшего театр...

я могу сказать только одно - это шедевр!!! это восторг!!! на моей памяти только один раз ВЕСЬ ЗАЛ СТОЯ аплодировал с криками "браво" и "спасибо"...

классический текст, прочитанный идеально... сыграно настолько пронзительно, что дыхание перехватывало в некоторых моментах... талантливейший Маковецкий... умница Вдовиченков... Лерман в роли Татьяны просто неподражаема... Борисова, Максакова... такой состав!!!

постановка заслуживает всяческих похвал... очень интересно смотреть на двух Онегиных на сцене... один читает текст - другой стоит перед Татьяной на коленях...

и мне безумно, безумно жаль тех, кто так и не понял, почему герой Вдовиченкова, гусар, все время пьян и мучается от скуки... почему Ольга с аккордеоном... почему Татьяна прячется под лавочку... :)

в сентябре Онегин опять на сценах Вахтангова... увидимся там... потому что я второй раз точно пойду...

3
0
...
26 июня 2013
Фото Ivan Savelyev
Фото Ivan Savelyev
отзывы: 27
оценки: 81
рейтинг: 36
5

Смешанное впечатление от просмотра... 3 ч 40 минут для Онегина, на мой взгляд, это сильный перебор! Понравилось первое действие; второе оказалось скучным, затянутым, с огромным количеством ненужных музыкальных вкраплений... Татьяна совершенно не понравилась, Маковецкий хорош, но играть ему здесь совершенно нечего (оригинальный текст в зал)...

в целом на 3+ спектакль...

0
0
...
4 марта 2016