Москва

Спектакль
Царский путь

Постановка - Театр русской драмы п/р Михаила Щепенко
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
16+
3 часа 15 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Katya Katya
13 отзывов, 17 оценок, рейтинг 4
7 ноября 2016

Тянут в разные стороны, рвут на части одержимые гордыней и ослепленные жаждой власти руки. А раздираемая в клочья многострадалица Русь-матушка тяжко вздыхает, охает и терпит, а вместе с ней стонет и горемыка-народ, заблудившийся, потерявшийся в Смутное время и не понимающий, кому верить и куда теперь идти. Льнет он доверчиво к каждому, кто смеет слово молвить, жаждет, чтобы ему указали путь из этого мрака. Да только кто ж подарить простому люду искомый ими покой или хотя бы передышку, когда у жаждущих царского престола души настолько почернели от греха, что они сами плачут от настигших их мучений?

Именно такой зрителю видят первое действие в спектакле «Царский путь» Московского театра русской драмы под руководством Михаила Щепенко. Геометрический фигуры разной формы, которые выступают в качестве основных декораций, растаскивают в разные стороны претенденты на престол. Делят страну. Потом их кое-как собирают, и казалось, что вот-вот должно настать долгожданное затишье. Но вновь кто-то, объятый гордыней и тщеславием, вносит смуту, и только наладившийся мнимый порядок растворяется как дымка…

Михайло Салтыков (засл. арт. России Аркадий Аверин) с недоумением вопрошает у своего духовного отца митрополита Гермогена, ставшего впоследствии Патриархом, как такое возможно, что людьми, которые целуют крест, крестятся на купола, все равно руководится только их шкурный интерес…

Накануне дня празднования Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства на сцене театра Луны Московский театр русской драмы под руководством Михаила Щепенко представил зрителям спектакль «Царский путь». Этот спектакль является логическим продолжением другой постановки театра «Царь Федор Иоаннович». В спектакле «Царский путь» использованы фрагменты пьес Н.В. Кукольника «Рука Всевышего Отечество спасла», «Князь Михаил Скопин-Шуйский», А.К. Толстого «Царь Борис», А.Н. Островского «Козьма Захарьевич Минин-Сухорук», «Тушино». На глазах у зрителей воспроизводятся события довольно длительного промежутка времени от правления Бориса Годунова до освобождения народным войском Минина и Пожарского Кремля от польских интервентов и восхождения на престол Михаила Федоровича Романова.

Несмотря на такое несколько веков, отделяющих нас от событий Смутного времени, спектакль остается очень актуальным и в наши дни. Он интересен и с исторической точки зрения, и с политической, так как раскрывает весь механизм устройства Смуты и ряд политтехнологий, успешно используемых и в наши дни, и для духовного осознания.

Михаил Щепенко очень органичен и убедителен в образе святителя Гермогена. Патриарху Гермогену выпала нелегкая ноша. Ему суждено было стать тем духовным пастырем, который сумел по милости Божией объединить народ и вывести страну из Смуты. И на его фоне становится очевидным ошибочность пути и величина грехопадения всех остальных. Очень поучительны его диалоги с Салтыковым. Мы видим, как из ищущего правды человека, встав на служение Мамоне, Салтыков превращается жалкое подобие человека, которое перебегает из лагеря в лагерь, услышав заманчивый звон монет. Теряя человеческое обличие, он заносил руку с кинжалом над своим духовным отцом… И святитель Гермоген останавливает его, осеняя крестом.

И все-таки чуднОе творение - человек. Как поучительно наблюдать за духовными метаниями князя Василия Шуйского. Я сначала хотела написать «духовной эволюцией», но потом передумала, так как никакой эволюции по сути и не было. В каком состоянии была его душа в начале пути на престол, в таком же и осталась на исходе дней. Вот он, терзаемый гордыней и жаждой власти, находится на услужении Бориса Годунова. Совсем скоро мы видим его жалкого, молящего о пощаде Лжедмитрия, готового принять любую участь, лишь бы сохранить свою жизнь. Но как же быстро он забывает обо всем, лишь стоит ему взойти на престол. В беседе с Патриархом Гермогеном он вопрошает: «Не уж то Бог не простит ему всего его преступления». «Бог просит, а люди не могут», - отвечает ему святитель.

И ведь не совсем потерянный человек царь Василий. И в нем иногда просыпаются муки совести, а значит, жива еще душа, которая неимоверно страдает от тяжести принятого не нее греха. Но как только стоит Богу в очередной раз протянуть руку помощи, как горделивый человек ее отталкивает и убегает от своего спасения. «Я сопротивлялся, а они насильно постригли меня в монахи!» - плачет он о своей участи Патриарху. Казалось бы, совсем недавно он искал прощения Божия. Так вот иди, служи, молись, кайся, но… «Не монах я!», - отрицает Шуйский. «Ты не монах», - подтверждает Гермоген. И как отлична их смерть в иноземном плену. Один страдает, мучается от содеянного своими же руками, а другой с чистыми совестью и сердцем радостно ждет встречи со Спасителем.

На самом деле, этот спектакль является не только очень емким и полезным с образовательной точки зрения в отношении истории, но и показательной иллюстрацией того, чем отличается путь христианина от любого другого пути. Святитель Гермоген – образец стойкости духа и истинной веры. И несмотря на множество преград и испытаний, насколько его путь смирения и следования во всем заповедям оказывается легче, чем ноша клятвопреступников, отступников, лжецов, воров и убийц, сошедших по своей воле с христианского пути.

0
0
9
Екатерина Кузовкина
33 отзыва, 57 оценок, рейтинг 9
4 ноября 2016

Праздник, который мы сегодня отмечаем, довольно новый и для многих совершенно непонятный. Что-то такое смутно помним мы о Минине и о Пожарском, про Лжетмитрия тоже все слыхали, но что там точно и как - представление имеют немногие.

2 ноября Театр Русской Драмы под руководством Михаила Щепенко ставил спектакль "Царский Путь" на сцене Театра Луны. Зал был полон. И это понятно - речь в этой постановке шла о роли Святителя Гермогена в освобождении Москвы от польско-литовских оккупантов 400 лет назад.

Пьеса "Царский Путь" создана в Театре Русской Драмы с использованием произведений Н. В. Кукольника "Рука Всевышнего Отечество спасла", "Князь Михаил Васильевич Скопин - Шуйский", А. К. Толстого "Царь Борис", А. Н. Островского "Козьма Захарьич, Минин-Сухорук", "Тушино".

Костюмы - уникальные. Музыка - пронзительная.

Перед нами проходят многочисленные исторические личности смутного времени, каждый из которых сыграл свою роль, зачастую не самую достойную. И простые люди, и знатные мечутся, не понимая, к кому примкнуть, и только Патриарх Гермаген занимает твердую позицию в служении отечеству.

После окончания второго действия зал замер в тишине еще на минуту, настолько сильное впечатление произвела игра актеров. И лишь потом раздались аплодисменты и крики "Браво".

0
0
9
Ольга Сорокина
303 отзыва, 304 оценки, рейтинг 108
1 июня 2016

Минимум декораций, чётко выстроенный свет и колокольный звон - вот, пожалуй, и всё, что используется в этом спектакле в качестве дополнительных средств.
Всё остальное заслуга людей на сцене. Так о чём же этот спектакль?
О "Смутном времени" - тяжком и чёрном периоде российской истории. Таком далёком и таком важном. Периоде, когда решалась судьба России как государства.
Но главное, спектакль о великом человеке! Человеке, о котором я почти ничего не знала - Патриархе Гермогене.
Огромная благодарность Михаилу Щепенко и всему коллективу театра за этот спектакль!
За память и за деликатное обращение с историческим материалом.
Спектакль "Царский путь" приоткрыл вчера для меня завесу неведения.
И конечно, самое сильное впечатление от игры самого М. Щепенко в роли Святителя Гермогена. Как объемно и глубоко удалось ему передать характер Патриарха, наделить его теми человеческими качествами, которые вызывали благоговейный трепет и восторг! Восторг от того, что таки люди существуют. Ходят с нами по одной земле. Патриарх Гермоген - выдающаяся личность. Всё величие которой не постичь, прочитав статью в википедии или любой другой исторический материал.
Но можно почувствовать, придя на этот спектакль! Спасибо!
Сильных, запоминающихся актёрских работ в этом почти трёхчасовом спектакле много.
это и Г. Кухаренко в роли Василия Шуйского, и И. Обложнова в роли Марии, и Ю. Щепенко в роли Екатерины, и А. Смольский в роли Мстиславского.
Каждого из этих персонажей вспоминаешь потом с интересом и желанием узнать о них что-то ещё.
И конечно же я не могу не отметить работу массовки.
Горожане в спектакле - не менее яркая и мастерски исполненная коллективная роль,
если можно так назвать.
Какие яркие и точные эмоции "толпы", как правильно переданы реакции.
Браво!

0
0
9
Елена Кудряшова
8 отзывов, 8 оценок, рейтинг 1
26 мая 2016

Вчера ходила на спектакль Царский путь. Осталась под большим впечатлением. Огромный пласт истории смутного времени в России был представлен очень мастерски. Понравилось, что на сцене было минимум декораций. Все внимание было приковано к актерам, иконе и муз. сопровождению. Спектакль не только вызывает интерес поглубже изучить историю, но и заставляет задуматься о настоящем времени, провести аналогии...заключительная речь Шуйского и диалоги Гермогена с ним остались в памяти даже сейчас..очень понравился зал театрального центра "Вишневый сад" где проходил данный спектакль...он небольшой и с любого места прекрасно видно сцену. На спектакле было много подростков и ребят из старшей школы. Здорово, когда изучаешь историю наглядно через отличную игру актеров. Спасибо за великолепный спектакль.

0
0
7
Ann0072008
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 0
26 мая 2014

Очень эмоционально! Михаилу Щепенко хочется кричать браво за создание образа святителя Гермогена! Спасибо!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все