Спектакль

Спектакль Враг народа

Постановка МДТ — Театр Европы

Выбор «Афиши»
8.3
Враг народа – афиша
© пресс-служба МДТ
1/7
В пьесе «Враг народа», больше известной в России как «Доктор Штокман» (по названию знаменитого спектакля Станиславского), рассказывается скандальная история, произошедшая в небольшом норвежском городке в конце XIX века. Уважаемый всеми курортный врач доктор Штокман совершает поразительное научное открытие, от которого, как выясняется, зависит не только человеческое здоровье, но и благосостояние города. Бездействие грозит серьезной опасностью для жизни людей, а публичное оглашение результатов исследования уничтожит благоприятную репутацию курорта. А это для массы населения городка намного дороже, чем собственное здоровье и уж тем более истина. В одночасье упрямый доктор из кумира и всеобщего любимца становится врагом общества, которого ненавидят власти предержащие. Во главе оппонентов доктора — мэр, родной брат врача, и это придает истории дополнительную остроту. Несмотря ни на что, Штокман решает выступить, рассчитывая на поддержку простого народа, но в итоге от него отворачиваются все. В эти трудные минуты с ним остаются только дочь и жена.
Информация предоставлена МДТ — Театром Европы
Возраст16+
Дата премьеры8 февраля 2013
Продолжительность2 часа 35 минут, 1 антракт

Участники

  9

Специальные предложения

Плати частямиПодписаться на email рассылку
Скачать приложение
Подарочные сертификаты

Рецензия «Афиши» на спектакль

9Отважное гражданское высказывание режиссера Додина

Пьесу норвежского классика о том, как главный врач водолечебницы в одном приморском городке, узнав, что лечебница заражена, неожиданно для всех принял активную гражданскую позицию, ставил еще Станиславский — и неожиданно прослыл революционером. На гастролях в Петербурге ему устроили овации, поскольку за день до того митингующих студентов били нагайками на Казанской площади. В спектакле Додина доктор Стокман (Сергей Курышев) не просто делает открытия по поводу тупости властей, он обращается напрямую не к какой-то там мифической норвежской толпе, а к публике МДТ — Театра Европы. Глядя в глаза зрителям. В то время как остальные персонажи — мэр (Сергей Власов), председатель союза домохозяев (Александр Завьялов), редактор местной газеты (Игорь Черневич), хозяин кожевенного завода, загрязняющего водопровод (Сергей Козырев), сидят к залу спиной, и их ряд продолжает зрительские ряды, но на сцене. Такая мизансцена подчеркивает, что главное открытие героя не в том, что власть глупа, цинична, а в том, что истинным виновником всех социальных бед, включая и такое вот правительство, является «сплоченное большинство», априори глупое (по той простой причине, что глупых людей во всем мире больше, чем умных). То есть, как ни крути, глупцы всегда будут править умниками, пока общество не осознает собственное убожество.

Казалось бы, истины эти просты до банальности, они сами собой разумеются. Но Сергей Курышев играет доктора совершеннейшим ребенком — чудаком-ученым, который впервые широко раскрытыми глазами взглянул на мир за пределами дома и «устами младенца» высказал то, на что общество для своего же спокойствия накладывает табу. И потому зал МДТ его слышит, реагируя нервным хохотом и аплодисментами.

Однако театр Додина — это не театр Любимова. И политический сюжет имеет подробнейшим образом простроенную психологическую подкладку. Додин до мельчайших штрихов прорисовывает семейную ситуацию, в которой самый убежденный социальный аутсайдер не может не выйти на трибуну. И в ней мэр предстает уже не как циничный функционер, а как более взрослый человек, обладающий здравым смыслом. От первого своего появления и до конца спектакля Сергей Власов играет не только градоначальника в футляре, а еще и заботливого брата, с молодых ногтей привыкшего опекать своего беспомощного родственника, так что «Враг народа» — это еще и история первого в жизни бунта личности, которая отличается от остальных только кристальной порядочностью. И то открытие, что любой бескомпромиссно честный человек обречен на предательство близких и тотальное одиночество, — значительно более важно для режиссера, чем любые социально-политические эскапады.

7 марта 2013
9

В жизни большого художника наступает тот период, когда он уже всё понимает об этом мире и говорит о нём без громыхания молодости, по-стариковски тихо, чаще всего даже скудно и скупо. Так Ханеке снимает "Любовь", а Додин ставит "Враг народа". У обоих уже нет воодушевления от мира, они разочарованы и не питают иллюзий. Но благодаря своей мудрости, не сосредотачиваются на ворчании. Они делятся со зрителем своими мыслями. И если нет рядом близкого человека, который бы рассказал о жизни, рядом есть большие и близкие художники.

В Малом драматическим всегда умели находить пьесы редкие, незаезженные, умные. "Враг народа" Ибсена - словно глоток свежего воздуха. Никто из ныне живущих не рассказал о современном человеке так, как это сделал Ибсен. Об одиночестве человека порядочного, о невозможности противостоять воле большинства.

Сергей Курышев - актёр не самый ровный. Он не Игорь Иванов или Пётр Семак, которые поражают сразу. У Курышева не всё принимаешь, не сразу привыкаешь к его манере держаться на сцене и говорить. Но весь его путь, мне кажется, был затеян ради роли в этом спектакле. Потому что уверен, что это роль именно Курышева, никого другого. Именно его манера, речь, жесты - это манера, речь и жесты доктора Стокмана.

Редкость, но в спектакле Додина много музыки. Музыка и воздушная сценография Александра Боровского делают этот спектакль красивым. Трагедия человека не кажется такой страшной, когда его окружает такой дом и такая музыка. Режиссёр уверен, что в доме доктора Стокмана обязательно разобьют окна: люди не прощают, что кто-то порядочнее и чище их. Мне пока 29 лет и я не так уверен по поводу разбитых окон, но благодаря спектаклю МДТ мне дальше будет легче жить с этим пониманием. Меня предупредили. И, как всегда в МДТ, показали, по какую сторону разбитых окон надо стоять.

22 мая 2014
9

Cтоит ли говорить о том, что (или кто) окружает нас? Что придает нам силы, заставляет нас идти против всего на свете, даже если вокруг тебя одни враги? Кто твой друг, а кто твой враг? Доктор Стокман (в блестящем исполнении Сергея Курышева) сталкивается со всеми этими и многим другими вопросами по ходу всей пьесы. Сталкивается с жизнью. Как он выходит из них - как человек готовый за свою правду стоять до конца. Убежденный тем, что люди должны знать правду. Даже в ущерб себе.
Пьеса, которая написана более ста лет назад, в интерпретации Льва Додина свежа и злободневна. Здесь нет того многоголосья, что дано у автора, но ты сидя в зале, всеми фибрами ощущаешь причастность к самой постановке. Вся пьеса по большей части происходит на авансцене, привлекая зрителя в сам процесс. Создается такое чувство. что ты сидишь на каком-нибудь собрании и участвуешь в обсуждении важного вопроса. В этом уверяешься особенно в начале второго действия. когда стулья всех актеров повернуты вглубь сцены, а они, вставая с мест, поворачиваются к тебе, со своими репликами.
В оригинальном тексте присутствует многоголосица толпы. Здесь ее мастерски передают актеры, что персонажи ведут за собой массы "сплоченного большинства". Собственно, на это в постановке делается акцент. Человек против большинства. Заметьте, не общества (хотя по ходу пьесы все заинтересованные в этом персонажи пытаются поставить знак равенства между этими понятиями), но большинства. Массы. Толпы. Не интересующейся ничем, что мешает им жить и процветать в своем "болоте".
Еще раз убедился, что честный человек, как и сто лет назад, фигура странная и редкая. Но в исполнении Курышева - такая притягательная. Ты ему веришь, понимаешь и сочувствуешь. Не уверен, что на его месте поступил бы также, но если ты это понимаешь - может ты и не настолько плох?
Наверняка многие скажут, что театр становиться все более вещью в себе, а постановки МДТ особенно. Но спектакли, которые вызывают эмоции, заставляют тебя переосмыслить некоторые вещи с другой стороны, или ткнуть тебя лицом в то, от чего ты в повседневной жизни отмахнешься, остались. И "Враг народа" один из них, если не самый лучший.

31 марта 2014
9

«Враг народа» в МДТ — это тот случай, когда режиссер решается на умный разговор со зрителем. Случай, когда нет готового решения проблемы: пришел, увидел, усвоил то, что разжевали и положили в рот. Случай, когда театр является разновидностью духовной работы, отнюдь не легкой и приятной.

Пьеса Ибсена по праву считается одной из самых «социальных». Пороки общества, показанные в ней, на первый взгляд кажутся ужасающими и нелепыми, но потом, присмотревшись, мы узнаем ситуации, происходящие в современной жизни. Доктор Стокман - абсолютно, 100% положительный герой, пример для подражания, но кто может поручится, что в похожих обстоятельствах у каждого из нас достало бы мужества поступить так же? Когда за спиной — жена, дочь, «двое мальчиков»?

Не берусь судить об авторской трактовке пьесы Львом Додиным — напишу о том, что увидела я. Называя главным врагом совести — сплоченное большинство, режиссер не занимает позицию — меньшинство всегда право. Где оно меньшинство? В пьесе его нет — жена и дочь не вполне себе соратники доктора Стокмана — скорее тыл, который кроме положений совести озабочен проблемой пропитания. Более того, в концовке спектакля Стокман изрекает истину, что по настоящему свободным и сильным является человек, который АБСОЛЮТНО один — т. е. свободен от любых зависимостей. Только так можно позволить себе дышать свежим воздухом, видеть солнце без пятен. Поэтому помимо мужества говорить правду, не идти на компромиссы с совестью требуется мужество быть одному. Что проще — быть со всеми или быть одному? Конечно со всеми! Что сытнее и надежнее? Но есть ли там, со всеми, свежий воздух?
Человек за последние 150 лет безусловно поменялся. Возможно сейчас ситуация «закрывания глаз» на отравленную воду невозможна — много со времен Ибсена развелось контролирующих органов . Однако преступления против совести совершаются и сейчас. Пусть чаще в малом, пусть в рамках закона — однако каждый день человек принимает для себя решение — с кем он? Враг он или друг? Волк или овца? И если решение будет правильным, то не смотря на непонимание, на крушение жизни в осколки — совесть будет спокойна и чиста, а на душе - облегчение.

В театре, понятное дело, всегда тихо. Но тишина на «Враге народа» - это напряженное внимание, когда зритель, задерживая дыхание, ловит каждое слово доктора Стокмана, стараясь запечатлеть его в памяти. Поклоны актеров в конце постановки сделаны таким образом, чтобы дать Сергею Курышеву (Стокману) минуту посидеть на стуле — так он изможден, выложен пережитым на сцене как в жизни. Много я видела спектаклей — но именно на «Враге народа» овации показались мне наиболее искренними, наиболее благодарными. Еще бы - когда со зрителем говорят на равных, говорят таким умным языком, который одновременно понятен каждому, когда средства выражения прекрасны в своей простоте — это не то, что дорогого стоит — бесценно.

18 июля 2013
7

Третий курс. На лекциях по зарубежной литературе обсуждаем "Кукольный дом" Ибсена. Драма, в которой основная полемика складывается вокруг семейных ценностей, а на более глобальном уровне касается свободы личности. Эта история потрясла меня до глубины души. Благополучие и уют счастливой на первый взгляд семьи таяли подобно шарику ванильного мороженого в жаркий летний день. Ибсен с каждой страницей мастерски разрушал, созданную им же самим, эту бутафорскую идиллию, раскрывая поочерёдно все тайны кукольного дома. "Враг народа" в постановке Льва Додина стал не меньшим для меня потрясением.

В уютной, полной яркого летнего света комнате с окнами от пола до потолка, за накрытым белой скатертью столом сидят мать, отец, дочь и пусть не друзья, но хорошие знакомые. Вспоминают трудности, что были в недавнем прошлом, и радуются настоящему, с благодарностью принимая пережитые невзгоды. Всех присутствующих мы наблюдаем за прикрытой из тончайшего, едва ли не прозрачного материала занавеской. Через несколько минут к нам выходит доктор Стокман с письмом в руках. Кажется, его подозрения подтвердились. Он начинает свой рассказ...

Гениальность Генрика Ибсена, как выдающегося драматурга, в том, что он "раскручивает" сюжет, начиная повествование с изящной, без единого намёка на хоть сколько-нибудь драматическое заключение, сцены к трагическому концу. Скатерть летит прочь, а стёкла в комнате разбиты. Тот, кто мгновение назад декламировал высокие истины, с лёгкостью переходит на другую сторону, соглашаясь с "общественным мнением", подчиняясь "подавляющему большинству".

Сильное гражданское высказывание на сцене МДТ в интерпретации талантливейшего режиссера Льва Абрамовича Додина.

Зал рукоплескал, а крики "браво" раздавались повсюду. Мой вечер удался. Спасибо.

13 мая 2015
7

Л.А. Додин никогда не боится неудобного материала, скорее даже ищет его. Ищет и всегда находит. "Враг народа" по всем параметрам МДТвский спектакль, по задачам, по духу, по исполнению. Неудобные обществу люди, совершают неудобные поступки и говорят неудобные слова. В ответ общество скалится и пытаясь сделать вид о незначительности происходящего, ломает неудобным шеи.
Спектакль очень понравился, первое действие довольно статичное, но логика развития сюжета не позволила бы его сделать другим, а во втором кроме боя стекол, в принципе тоже нет особой динамики в действии, однако динамика развития героев, такая, что не оторвать глаза от сцены! Ах, какой там Курышов-Стокманн , персонаж, как-будто для него создан, ИМХО его самая лучшая роль (хотя в ЖиС он гениально играет). Как он морщит лоб, потирает озябшие руки и прячет их в карманы растянутой кофты, как растягивает слова и застенчиво улыбается...
Ну и пьеса, что называется: все про нас, от первого до последнего слова, даже странно, что это позапрошлый век.
P.S. Лев Абрамович, после окончания спектакля, вышел на сцену, объявил, что Курышеву за эту роль дали премию Станиславского.

21 февраля 2014
Все отзывы
6 спектаклей о трагедии гения
6
спектаклей о трагедии гения
6 спектаклей о трагедии гения
11 идей на день любви в Питере
11
идей на день любви в Питере
11 идей на день любви в Питере
10 театров по Пушкинской карте в Москве
10
театров по Пушкинской карте в Москве
10 театров по Пушкинской карте в Москве
10 отличных новогодних спектаклей и концертов для детей и родителей в Санкт-Петербурге
10
отличных новогодних спектаклей и концертов для детей и родителей в Санкт-Петербурге
10 отличных новогодних спектаклей и концертов для детей и родителей в Санкт-Петербурге
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость