Опера |
12+ |
Яннис Коккос |
2 часа 30 минут |
Дон Кихот из Петербурга подарил остров мечты
– Я сторонник таких спектаклей, как «Дон Кихот», в котором работает очень большой мастер, один из самых авторитетных певцов нашего времени Ферручо Ферлонетто. В нем заключен тот комплекс качеств, который очень редко можно встретить в оперном театре. И голос, и глубина чувств способны тронуть сердце зрителя.
Действительно, греческий режиссер и сценограф Янис Кокос предложил лаконичное и не претенциозное сценическое прочтение не ставшей популярной оперы Массне. Например, расположенная на сцене огромная раскрытая книга Сервантеса, со страниц которой главные герои сходят буквально, привносит в постановку благородство, отсылая к великим манускриптам истории культуры. Запоминается замечательная игра света и компьютерной графики в сцене с ветряными мельницами, когда зритель вслед за Рыцарем печального образа видит вращающиеся лопасти в дымке, легко переступая грань реальности в пользу фантазии. А наяву Дон Кихот ведет свой поединок с двумя закованными в железо рыцарями с ведрами на головах. Но не эти находки, ни сама мелодичная музыка Массне, написанная сто лет назад специально для Федора Шаляпина, делают спектакль содержательным и интересным. Главным цементирующим стержнем оказывается образ Дон Кихота, созданный Ферручо Ферлонетто, которому безоговорочно веришь в его страстном желании сеять по миру добро и свет. Веришь так же, как те, кого он преобразил во время своих странствий, и, подарив свое сердце людям, умер у подножия фолианта, оставив в наследство Санчо Панса лишь остров мечты. Во все это заставляет поверить Ферручо Ферлонетто.
Полностью читать на сайте газеты Трибуна
Сценография достойная, режиссура удовлетворительная, актеры и пение — отвратительно. Ощущение от оперы — 90% ужасных речитативов и 10% более-менее приемлемого хора. Качество игры на уровне студенческих работ, вокал с козлиным вибрато и постоянным форсированием второй доли такта, либретто набрасывали в пивной за кружкой светлого, перевод на русский делал "Промт". Не знаю, как там было во времена Гергиева и Фурланетто, но проходняк от Кнаппа и Абразакова (Аскара, не Ильдара) надо решительно сдать в утиль.
Москва не избалована хорошими оперными постановками, в первую очередь если говорить о музыкальной составляющей. Мне случалось видеть отличные спектакли (сценография, режиссура) на сцене того же МАМТа, которые разбивались об откровенно слабый уровень оркестра, хора и солистов. В Большом ситуация немногим лучше. Что до Новой оперы, то хороший хор, оркестр и солисты не могут скрасить впечатление, что пришел на детский утренник.
Оттого гастроли оперной труппы Мариинского театра - априори событие музыкальной жизни столицы и гарантия определенного уровня. Тем более что в главной партии хоть и стареющий, но все же выдающийся итальянский бас Феруччо Фурланетто.
"Дон Кихот" ожидания в целом оправдал. Сценография спектакля более чем традиционная, без особой режиссерской мысли, но и не настолько простая, чтобы казаться совершенно примитивной. Оригинально, но не более того, решен эпизод борьбы с ветряными мельницами. Вообще постановка производит впечатление собранной на скорую руку и по принципу минимальных усилий, что в общем оправдано в ситуации, когда исполнителю главной партии надо за одну репетицию войти в роль - здесь не до сценических изысков. Стремление избегать сложностей привела к комическому результату: опера исполняется на французском, но речитативы бандитов звучат по-русски, и создается ощущение, что русские бандиты нападают то ли на испанца, то ли на француза. Очевидно, никакой режиссерской мысли за этим не кроется.
Музыка Массне, увы, не отличается оригинальностью, а местами отдает оперетткой. Тем не менее, прозвучала она живо, в первую очередь благодаря хорошей работе хора и оркестра. За оркестром было смотреть любо-дорого: от Гергиева, как от музыкального конвейра, трудно требовать изысканной работы, но в данном случае он даже дирижировал выше своего среднего уровня. Фурланетто исполнил партию Дон Кихота мудро, экономя силы для захватывающего четвертого действия, где показал экстра-класс. После антракта распелись Анна Кикнадзе (Дульсинея) и Андрей Серов (Санчо Пансо).
Моя оценка 4+. Отличная сценография, свет , костюмы, видео эффекты, огромная книга как элемент декорации. Отлично исполнена роль Дон Кихота, но все осталось там на сцене и в зал не передалось никаких эмоций - во всяком случае до моей души ничего не долетело. Скучала, хотя технически вроде все хорошо и откровенно придраться не к чему.