Театральная афиша Москвы

Спектакль Кукольный дом
Постановка Приют комедианта

5.7

Ретрофутуристическая трагедия Юрия Квятковского

Питерская премьера режиссера «Копов в огне», лидера Le Cirque de Charles la Tannes. В стерильном мире будущего на манер американской фантастики 60-х Юрий Квятковский выстраивает хрестоматийную пьесу Ибсена. Нарушает гармонию появление мира реального — артисты в своей одежде и от своего имени по очереди отвечают на неудобные вопросы откуда-то сверху. В итоге сам спектакль оказывается кукольным домом.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
570
7

Гендерная футуристическая драма по мотивам Ибсена

Столичный режиссер Юрий Квятковский, известный тем, что создал в Москве спектакль-хит «Копы в огне», отвязный остроумный трэш, замешанный на штампах двух модных жанров — полицейских сериалов и мыльных опер, в Петербурге поставил спектакль менее экстравагантный. Революционную в свое время (то есть чуть более века назад) социальную драму Ибсена о том, как некая Нора — любимая Белочка своего состоятельного мужа — попыталась совершить первый в жизни независимый поступок, но натолкнулась на непрошибаемый мужской эгоизм. И вместо того чтобы вернуться к положению Белочки или по примеру Анны Карениной превратиться в морфинистку, она объявила мужу, что уходит в большой мир познавать себя, при этом оставив супругу четверых детей.

Квятковский взорвал эту историю трюками. Художник Полина Бахтина создала дом будущего с умопомрачительным электронным дворецким в виде экрана-задника с функциями соглядатая, будильника, советчика, едва ли не родной матери. Героям остается только развлекаться, чем они и занимаются — причем все — до той поры, пока Нора не сталкивается с шантажом, грозящим безупречной репутации мужа. Детали (сюжетные и психологические) не так важны — действо Квятковского больше напоминает пособие по семейной психологии в форме комикса на типовую тему: мужской, самцовый эгоизм против женского, такого же инстинктивного самопожертвования — вплоть до превращения в лелеемое домашнее животное. То есть режиссер доказывает, что не о быт разбиваются в бесчисленном множестве семейные лодки, а о принципиальную невозможность мужчины и женщины договориться.

Квятковский муссирует эту нехитрую мысль чересчур долго, развлекая публику футуристическими фокусами сценографии. Но наконец все-таки вытаскивает, точно факир из рукава, главный трюк. В какой-то момент действия — каждый в свой — герои точно оставляют свой кукольный каркас за сценой, а актер выходит к залу и рассказывает истории из своей биографии. Ольга Белинская, играющая Нору, делится мыслями о своем разводе и непростых отношениях с отцом. Илья Дель (неизлечимо больной доктор) — о шраме на губе, который неисправим и создает артисту много хлопот (не снимают в кино, например). И так далее. И в этих сентиментальных историях а-ля Гришковец артисты выглядят не в пример убедительнее и многограннее. Режиссер словно бы призы­вает не тратить время на попытку договориться — это утопия, — но заняться самопознанием, чтобы в итоге выполнить завет другой популярной пьесы Ибсена «Пер Гюнт»: стать самим собой.

Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить