Москва

Спектакль
Тот самый Мюнхгаузен

скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
  • Тот самый Мюнхгаузен – афиша
  • Тот самый Мюнхгаузен – афиша
  • Тот самый Мюнхгаузен – афиша
  • Тот самый Мюнхгаузен – афиша
  • Тот самый Мюнхгаузен – афиша
Драматический

Как вам спектакль?

Отзывы

7
Иван Прошунин
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 0
18 февраля 2013

22 ноября на базе экспериментальной площадки Ростовского Академического молодежного театра, состоялось открытие второго сценического сезона. На малой сцене студенты Института архитектуры и искусств ЮФУ анонсировали дебютный спектакль по пьесе Григория Горина – “Тот самый Мюнхгаузен”. Сценарист Григорий Израилевич от рождения Офштейн, создавал свое игровое произведение по заказу студии “Мосфильм”, ссылаясь на сборник “Вымышленных историй” (Lügengeschichten) немецкого писателя и археолога - Рудольфа Эриха Распе. Перу последнего, как раз принадлежит авторство собирательного образа находчивого и авантюрного персонажа, рассказчика всевозможных баек – барона Мюнхгаузена. Меж тем, в биографии Рудольфа Распе, значатся весьма неоднозначные факты, свидетельствующие о его постыдном поступке, за которые он пытается оправдаться своим альтер-эго. Будучи продолжительное время библиотекарем и смотрителем антикварного и монетного кабинета ландграфа в Касселе, Рапсе много путешествовал в поисках старинных рукописей и диковинных экспонатов для пополнения коллекции. При жизни его увлекали на первый взгляд такие контрастные литературные источники, как библия и скальдическая поэзия, откуда он черпал вдохновение. Смешение иносказания и невымышленной основы эпосов древних скандинавов, подготавливают среду для героя, которым в конечном итоге и окажется тот самый барон. Готовая авторская концепция действующего лица и повествователя рассказа, как нереализованная мечта стремится увидеть свет в лучах славы. Бедность вынуждает Рудольфа Рапсе злоупотребить доверием ландграфа, скрывшись с частью коллекционных монет в Англию. По счастливой случайности, избегая ареста, писатель издает своего Мюнхгаузена на английском языке, в жанре переосмысленных путевых заметок накопленных в Вестфалии на основании литературных предпочтений. Красной нитью через всю линию рассказа проходит идея расплаты за ложь, но главный герой не врет, а будучи наделенным даром преображения реальности, буквально своим существованием оживляет небылицы. Забавным, а точнее нелепым в таком случае кажется клятва на библии. Да вера творит чудеса, но сознание подчиняется фактам, а общество правилам. Несуразно представлять, что многие правила – вымысел, но на самом деле так и происходит. Первичны фундаментальные законы вселенной и природы, иное, исходящее от человека искусственно. Не имеется в виду, что мысль синтетична, она жива, как и естественная среда обитания видов, но почему при помощи ее идет разрушительное преображение? О созидании нам, к сожалению мало чего известно, поэтому и наши мысли имеют материальную основу, впитывая и совмещая многослойную образность реальностей, в которые остается только бездоказательно верить. Настолько ли замахнулся автор оригинального Мюнхгаузена, впечатляясь клириканскими текстами? Возможно, но в свое время это никого не оскорбило. В пьесе Горинштейна образ “сказочника” ссылается к архетипичной основе модели поведения - шут, психологии личности и социальным нормам. Когда не покидает ощущение колпака, принято снимать шляпу, сдавливающую виски и свободу, бесцеремонно побуждающую дух к актам созидания вне рамок, заданных теми, кто попросту потеряется и будет не способен жить без своих правил, кто настолько, глуп и циничен, что помыкает другими, ведомый страхом. Сейчас мы все ярче осознаем порочащий круг суждений, который либо закружит нам голову, либо, благодаря инакомыслию, его можно будет покинуть заклейменным, но свободным. Одеть отягчающую маску скорби по собственному я, возможно только в том случае, когда ты согласен расти со всеми на одном уровне сорняка, иные же становятся культурами, чахнущими или развивающимися, тогда боги – деревья, но и выше их есть жизнь, отстраненная от нашего представления. Так и получается, что и Мюнхгаузен все время пытался отстраниться от общества в идеологическом плане, вернее исповедовать то, к чему с детства призывают каждого ребенка, но как феномен, ему просто была необходима публика, убеждавшаяся в его отличии и правоте. Конечно, он являлся их частью, о чем свидетельствует титул, поместье, увлечение женщинами, но никак не разделял общепринятой психологии, косности и кондовости, обыденности и праздности в которой находились окружающие, тонущие в болоте собственной лжи. В этой ситуации его спасала сатира, ведь сам Мюнхгаузен был критиком, что, в общем-то, не есть самая благодарная профессия. Высмеивать приходилось многое и многих, что отнюдь не исключало злобных выплесков зависти и гнева. Поэтому, судебное заседание, я бы вкратце описал, как “процесс над адекватным чудаком”, после которого требовалось сложить демонстративно вензеля и одеть капюшон тени, блеснув отполированным кинжалом правды.

- “Если у нас есть права, то в обязательном порядке мы за них ответственны, но нам принципиально не важно, кто нас ими наделяет, ведь единственное условие самосознания – прогресс жизнедеятельности, подчиняющийся совсем иным категориям”, - от автора статьи.

Сама же постановка на сцене Молодежного Академического театра ознаменовалась успехом, по словам руководителя театра ФИ, декана факультета искусств ИАрхИ, Елены Клеменовой, коллектив и репертуар подбирались не случайно. Молодые артисты факультета искусств ИАрхИ, не раз занимали лидирующие места в масштабном творческом конкурсе крупнейшего университета на юге России – “Студенческая Весна”. У них в арсенале уже числится обойма блестяще отыгранных спектаклей: “Книга про бойца-2” по произведению А.Твардовского “Василий Теркин на том свете” (2010 г.), кукольная постановка “Ярмарка” на стихи С. Михалкова и С. Маршака (2011 г.), минималистичный спектакль “Король умирает” (2011 г.) и, конечно же “Тот самый Мюнхгаузен”, который изначально задумывался как кукольный спектакль. Крутой поворот в формате постановки, прокомментировала режиссер студенческого Театра ФИ ИАрхи ЮФУ – актриса Елена Иванова, работавшая ранее в театре кукол.

- “Когда мы уже продумали в целом концепцию будущего спектакля, собрали ребят, и видим: стоят такие парни, ну как же мы их за ширму-то спрячем, таких красавцев? Решили в итоге сделать кукол из них".

По замыслу режиссера, все персонажи спектакля существуют на сцене в полумасках, кроме самого барона Мюнхгаузена, который, как известно, был славен не тем, что летал на Луну, а тем, что никогда не врал, что и отличало его от всех окружающих. Примечательно, что с театром ФИ работали уже известные ростовские актрисы – Елена Иванова и Раиса Пащенко, корректировавшие ход репетиций и сценические образы каждого актера. Огромное количество времени и картона, было потрачено на создание декораций, по всей видимости, из-за высокого приоритета, поставленного на кукольный спектакль, поэтому маски и грим, усиливали первоначальную идею и выделяли главное действующее лицо – барона Мюнхгаузена, естественно помещая его в центр событий. После просмотра, зрители поделились своими впечатлениями, вступив в дискуссию об актуальности правды и свободы личности, заметив, что современное общество подвержено различного рода зависимостям и информационной пропаганде, которая зачастую не несет в себе ложные сведения извращающие действительность и фактичность событий происходящих, на данной стадии разложения общественных институтов. Все однозначно были согласны с тем, что постановка удалась, и это был тот самый Мюнхгаузен.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все